Охота за "ФАУ-2"
---
Оригинал взят у andrey_19_73 в Охота за "ФАУ-2"
Весной 1945 года нацистская Германия была на грани своего уничтожения. Союзные войска продолжали наступление, захватывая новые территории Третьего Рейха. При этом союзники осознавали важность выполнения такой задачи, как захват имеющихся у противника систем вооружения, особенно тех, которые не имели аналогов. Одним из таких видов вооружения была, несомненно, первая в мире неуправляемая баллистическая ракета V-2 — "Vergeltungswaffe-2", она же ФАУ-2.
В США были созданы несколько технических комиссий, которые занимались поиском, изучением и сбором систем вооружений Германии и технической документации к ним. Одну из таких комиссий, занимавшуюся поиском ракет ФАУ-2 возглавил генерал-майор армии США Хольгер Нельсон Тофтой (Holger Nelson Toftoy), который ранее занимался проблемами подводных мин.
Из Министерства обороны США Тофтою поступило ходатайство о приобретении и доставке в США ста ракет, для их оценки и тестирования. Изначально планировалось их использование для продолжавшейся войны с Японией.
Тофтой, для выполнения задачи организовал четыре поисковые команды. Три из них были приданы наступающим войскам союзников, по одной к 21-й британской, 6-й и 12-й американской армиям, а четвертую пустил в "свободное плавание", подчинив лично себе. Каждая команда имела необходимый транспорт, средства фотографирования и учета материалов. Команды комплектовались компетентным инженерным персоналом.
11 апреля 1945 года американские части вышли к Нордхаузену (немецкая провинция Тюрингия), вблизи которого находился крупнейший завод по производству ракет ФАУ-2 Миттельверк. Подразделение СС, охранявшее завод бежало, при этом американцам удалось спасти оставшихся заключенных которые работали на заводе, часть была уничтожена немцами. На заводе были обнаружены ракеты ФАУ-2.
расстрелянные рабочие-заключенные завода Миттельверк.
Сотрудник американской разведки доложил о находках Тофтою. Сам же Тофтой сформировал две группы, которые немедленно отправились в Миттельверк. Командовали группами майоры Уильям Бромли, отвечавший за работы непосредственно на заводе и майор Джеймс П. Хэммилл, который отвечал за доставку оружия из Нордхаузена в Антверпен, а оттуда в Новый Орлеан. В подземных галереях завода, помимо ФАУ-2, были также обнаружены зенитные ракеты Hs-117 "Шметтерлинг", приборы наведения и блоки управления ими, оптические приборы для слежения за ракетами и различная техническая документация.
двигатель ФАУ-2 в галерее завода в Миттельверке.
Все это было замечательно если бы не одно но, группам остро не хватало транспорта и материалов для вывоза имущества. Детали ракет были разбросаны по всей площади завода. Да и "местные" командиры союзных армий не спешили помогать. А время поджимало, по условиям договора Тюрингия переходила под управление английской и советской военных миссий. В дополнении ко всему было выяснено, что готовых ракет на заводе нет, после сборки ракеты сразу вывозились на позицию. В дополнении было еще обнаружено около 50 ракет, находящихся на станции Нордхаузен, но они как и сама станция были повреждены во время авианалета союзников.
Тофтой срочно заказал для вывоза имущества два 10-ти тонных прицепа. При этом один прицеп сломался в пути. Прибывший на место генерал Роберт Ставер, еще один командир, назначенный для поиска ракет, буквально уговорил командира, находившегося неподалеку американского ремонтного подразделения и взял у него шесть автомашин. Далее дело пошло. Бригады работали круглосуточно, успевая грузить имущество завода на железнодорожный транспорт. Начиная с 22 мая, в течении девяти дней, был загружен и отправлен 341 вагон с элементами ракет ФАУ-2 и прочими изделиями, также была отправлена техническая документация. Все это происходило под самым носом советских и английских союзников. Сами же вагоны направлялись в Эрфурт, столицу Тюрингии, где впоследствии брались под охрану и направлялись в порт Антверпен.
Вернер фон Браун (с гипсом на руке) и его коллеги в американском плену.
Все эти действия, безусловно заинтересовали британцев, которые даже направили жалобу в Верховный штаб союзных экспедиционных сил, возглавлял который генерал Д. Эйзенхауэр. Но к тому времени, как говорится, поезд уже ушел, точнее двигался к Антверпену под американской охраной. Англичане даже побывали в Миттельверке, они пытались выяснить причину круглосуточных мероприятий, проводимых их американскими коллегами. Ставеру удалось их убедить, что проводимые мероприятия имеют цель разведки шахт на предмет железной руды. 26 мая завод посетила группа офицеров Красной армии и опять Ставеру пришлось врать. Стоит отметить, что в июне 1945 года советские войска не предпринимали никаких передвижений и маневров на германской территории до 14 июля, это сильно сыграло в пользу американцев.
Создатели американских ракетных программ. На переднем плане Герман-Оберт - один из основателей немецкого ракетостроения, слева сзади - Хольгер Тофтой (в форме), справа на переднем плане В. фон Браун. Алабама, 1956 год.
Таким образом миссия по перевозке ракет полностью удалась. Впоследствии, вывезенные ракеты были отправлены водным путем в Нью-Мексико, на испытательный полигон. Стоит отметить, что советские специалисты также вывезли часть имущества с завода, при этом СССР достались фрагменты 20 ФАУ-2.
Ну а генерал Хольгер Тофтой, после того как ракеты были вывезены в США, провел еще одну операцию, которая называлась "Скрепка" (Paperclip). Цель этой операции состояла в вывозе на территорию штатов немецких специалистов-ракетчиков, во главе с Вернером фон Брауном. Всего на начальном этапе было вывезено 119 человек, включая самого Брауна. Из этих специалистов, впоследствии сформировали группу инженеров-ракетостроителей (группа 104), которые и явились одними из основоположников американских ракетных программ.
Группа немецких ученых в США (группа 104).
Весной 1945 года нацистская Германия была на грани своего уничтожения. Союзные войска продолжали наступление, захватывая новые территории Третьего Рейха. При этом союзники осознавали важность выполнения такой задачи, как захват имеющихся у противника систем вооружения, особенно тех, которые не имели аналогов. Одним из таких видов вооружения была, несомненно, первая в мире неуправляемая баллистическая ракета V-2 — "Vergeltungswaffe-2", она же ФАУ-2.
В США были созданы несколько технических комиссий, которые занимались поиском, изучением и сбором систем вооружений Германии и технической документации к ним. Одну из таких комиссий, занимавшуюся поиском ракет ФАУ-2 возглавил генерал-майор армии США Хольгер Нельсон Тофтой (Holger Nelson Toftoy), который ранее занимался проблемами подводных мин.
Из Министерства обороны США Тофтою поступило ходатайство о приобретении и доставке в США ста ракет, для их оценки и тестирования. Изначально планировалось их использование для продолжавшейся войны с Японией.
Тофтой, для выполнения задачи организовал четыре поисковые команды. Три из них были приданы наступающим войскам союзников, по одной к 21-й британской, 6-й и 12-й американской армиям, а четвертую пустил в "свободное плавание", подчинив лично себе. Каждая команда имела необходимый транспорт, средства фотографирования и учета материалов. Команды комплектовались компетентным инженерным персоналом.
11 апреля 1945 года американские части вышли к Нордхаузену (немецкая провинция Тюрингия), вблизи которого находился крупнейший завод по производству ракет ФАУ-2 Миттельверк. Подразделение СС, охранявшее завод бежало, при этом американцам удалось спасти оставшихся заключенных которые работали на заводе, часть была уничтожена немцами. На заводе были обнаружены ракеты ФАУ-2.
расстрелянные рабочие-заключенные завода Миттельверк.
Сотрудник американской разведки доложил о находках Тофтою. Сам же Тофтой сформировал две группы, которые немедленно отправились в Миттельверк. Командовали группами майоры Уильям Бромли, отвечавший за работы непосредственно на заводе и майор Джеймс П. Хэммилл, который отвечал за доставку оружия из Нордхаузена в Антверпен, а оттуда в Новый Орлеан. В подземных галереях завода, помимо ФАУ-2, были также обнаружены зенитные ракеты Hs-117 "Шметтерлинг", приборы наведения и блоки управления ими, оптические приборы для слежения за ракетами и различная техническая документация.
двигатель ФАУ-2 в галерее завода в Миттельверке.
Все это было замечательно если бы не одно но, группам остро не хватало транспорта и материалов для вывоза имущества. Детали ракет были разбросаны по всей площади завода. Да и "местные" командиры союзных армий не спешили помогать. А время поджимало, по условиям договора Тюрингия переходила под управление английской и советской военных миссий. В дополнении ко всему было выяснено, что готовых ракет на заводе нет, после сборки ракеты сразу вывозились на позицию. В дополнении было еще обнаружено около 50 ракет, находящихся на станции Нордхаузен, но они как и сама станция были повреждены во время авианалета союзников.
Тофтой срочно заказал для вывоза имущества два 10-ти тонных прицепа. При этом один прицеп сломался в пути. Прибывший на место генерал Роберт Ставер, еще один командир, назначенный для поиска ракет, буквально уговорил командира, находившегося неподалеку американского ремонтного подразделения и взял у него шесть автомашин. Далее дело пошло. Бригады работали круглосуточно, успевая грузить имущество завода на железнодорожный транспорт. Начиная с 22 мая, в течении девяти дней, был загружен и отправлен 341 вагон с элементами ракет ФАУ-2 и прочими изделиями, также была отправлена техническая документация. Все это происходило под самым носом советских и английских союзников. Сами же вагоны направлялись в Эрфурт, столицу Тюрингии, где впоследствии брались под охрану и направлялись в порт Антверпен.
Вернер фон Браун (с гипсом на руке) и его коллеги в американском плену.
Все эти действия, безусловно заинтересовали британцев, которые даже направили жалобу в Верховный штаб союзных экспедиционных сил, возглавлял который генерал Д. Эйзенхауэр. Но к тому времени, как говорится, поезд уже ушел, точнее двигался к Антверпену под американской охраной. Англичане даже побывали в Миттельверке, они пытались выяснить причину круглосуточных мероприятий, проводимых их американскими коллегами. Ставеру удалось их убедить, что проводимые мероприятия имеют цель разведки шахт на предмет железной руды. 26 мая завод посетила группа офицеров Красной армии и опять Ставеру пришлось врать. Стоит отметить, что в июне 1945 года советские войска не предпринимали никаких передвижений и маневров на германской территории до 14 июля, это сильно сыграло в пользу американцев.
Создатели американских ракетных программ. На переднем плане Герман-Оберт - один из основателей немецкого ракетостроения, слева сзади - Хольгер Тофтой (в форме), справа на переднем плане В. фон Браун. Алабама, 1956 год.
Таким образом миссия по перевозке ракет полностью удалась. Впоследствии, вывезенные ракеты были отправлены водным путем в Нью-Мексико, на испытательный полигон. Стоит отметить, что советские специалисты также вывезли часть имущества с завода, при этом СССР достались фрагменты 20 ФАУ-2.
Ну а генерал Хольгер Тофтой, после того как ракеты были вывезены в США, провел еще одну операцию, которая называлась "Скрепка" (Paperclip). Цель этой операции состояла в вывозе на территорию штатов немецких специалистов-ракетчиков, во главе с Вернером фон Брауном. Всего на начальном этапе было вывезено 119 человек, включая самого Брауна. Из этих специалистов, впоследствии сформировали группу инженеров-ракетостроителей (группа 104), которые и явились одними из основоположников американских ракетных программ.
Группа немецких ученых в США (группа 104).
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]