Диверсионный отряд "Асано".
Русские эмигранты в вооруженных формированиях Маньчжоу-го (1938-1945)
Люди и их судьбы после августа 1945 г.
В начале 2016 года в московском издательстве «Алгоритм» вышла монография историков Сергея Смирнова из Екатеринбурга и Алексея Буякова из Владивостока «Отряд Асано: русские эмигранты в вооруженных формированиях Маньчжоу-го (1938-1945)». Книга посвящена одной из малоизученных страниц в истории российской эмиграции в Китае - деятельности русских воинских формирований в «независимом» государстве Маньчжоу-го и их подготовке к войне с Советским Союзом. Редакция журнала попросила Алексея Михайловича Буякова, председателя Приморского краевого отделения РГО - Общества изучения Амурского края, рассказать об основных этапах истории отряда Асано и судьбе некоторых офицеров и рядовых после августа 1945 г.
С момента оккупации Маньчжурии в 1932 году японскими войсками, Япония, используя свои разведывательные и военные органы, стала проводить различного рода мероприятия по подготовке и использованию российских эмигрантов в борьбе против Советского Союза. С этой целью в Маньчжурии были созданы специальные отряды по подготовке из числа русских эмигрантов кадров диверсантов-разведчиков для заброски их на территорию СССР, а также для проведения диверсионных актов в тылу Красной Армии в случае возникновения войны между Советским Союзом и Японией. И если первоначально к этой работе они привлекали бывших военнослужащих Белой армии, то позднее переориентировались на белоэмигрантскую молодежь.
Одним из таких отрядов был созданный в марте 1938 года на станции Сунгари-2 отряд под названием «Асано» (яп. Асано-бутай - отряд «Асано»). Он получил свое название по имени первого командира отряда майора Асано Макото и так назывался вплоть до января 1944 года, когда был переименован в «Сунгарийский русский воинский отряд армии Маньчжоу-го», а с апреля 1944 г. - в «1-й отдельный кавалерийский отряд армии Маньчжоу-го».
Основным назначением отряда являлась военная подготовка специального контингента из числа российских эмигрантов и их использование в борьбе с Красной Армией на случай войны Японии с СССР. Вся деятельность отряда была направлена на подготовку из эмигрантской молодежи разведчиков, диверсантов, связистов, пропагандистов, а также на непосредственное практическое использование отдельных членов отряда в проведении подрывной деятельности против СССР еще до начала планируемых военных действий.
В создании и организации отряда большую роль сыграли различные белоэмигрантские организации - «Монархическое объединение», «Российский фашистский союз» и «Дальневосточный союз военных в Маньчжурской империи». Они явились той базой, из представителей которой первоначально и был создан костяк отряда. Несомненно, главенствующую роль в этих организационных мероприятиях играла Главная японская военная миссия (ГЯВМ) в Харбине и Бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ) в Маньчжурской империи. Миссия потом осуществляла фактическое руководство отрядом и контроль за его жизнедеятельностью.
Все командные должности первоначально занимали офицеры японской армии, а впоследствии, при переформировании подразделения, - русские офицеры, которым присваивались звания офицеров армии Маньчжоу-го. Подобный отряд «Асаёку» был создан и на станции Ханьдаохэцзы. В него вошла часть военнослужащих из «Асано». Третий отряд был создан в 1942 году в Хайларе.
Существование отрядов японские власти держали в строгой конспирации, их членам не разрешалось общаться с населением.
Основной упор в подготовке военнослужащих делался на обучение их партизанским действиям на случай возможной войны на территории СССР и в тылу Красной Армии - совершению диверсионных актов на важных железнодорожных и шоссейных коммуникациях, физическому устранению командного и рядового состава Красной Армии, ведению разведки. Кроме того, в этот же период в отряде происходили занятия по организации и пропаганды. Цель - подготовить из каждого «асановца» пропагандиста, который был обязан, находясь в тылу войск Красной Армии, проводить работу по моральному разложению местного советского населения.
В конце декабря 1943 - в начале января 1944 гг. обстановка на советско-германском фронте изменилась в пользу СССР, отряд «Асано» был расконспирирован и из разведывательно-диверсионного превращен в обычную часть маньчжурской армии. С вступлением на должность командира отряда полковника Я.Я. Смирнова всякая подготовка к диверсионной деятельности, а также и идеологическая подготовка, направленная против СССР, в отряде была прекращена. 10 июня 1945 г. по приказу штаба Квантунской армии был расформирован Русский воинский отряд на ст. Ханьдаохэцзы, а 1 июля 1945 г. - отряд на станции Сунгари-2. Оба отряда были преобразованы в «Трудовые дружины».
10 августа 1945 г. в Сунгарийском отряде стало известно, что Советский Союз объявил войну Японии и начал против нее военные действия. Командир отряда полковник Смирнов провел несколько совещаний, на которых решался вопрос о том, что делать и как дальше поступить отряду. Смирнов предложил распустить отряд. Офицеры высказали аналогичную точку зрения. 11 августа рядовому и унтер-офицерскому составу было объявлено о роспуске, и 12 августа все разъехались по домам. В отряде осталось 24 человека, в основном офицеры, которые во главе с полковником Смирновым приняли решение оставаться на месте, охранять склады, имущество и стратегический железнодорожный мост через реку Сунгари, а при подходе частей Красной Армии сдаться в плен.
Инициативно Смирнов вышел на советское военное командование в Харбине и по телефону получил приказ - охранять мосты на реке Сунгари от взрыва японцами, что и было сделано. 26 августа на станцию Сунгари-2 прибыли представители Красной Армии, и с ними часть офицеров отряда выехала в Харбин.
Ханьдаохэцзыский русский воинский отряд также в основной своей части сдался в плен Красной армии.
Что же касается Хайларского русского воинского отряда, то в августе 1945 г. почти весь личный состав отряда был расстрелян японцами по подозрению в готовящимся переходе на сторону наступающих частей Красной армии. Уцелело не более 3 человек, которые в это время был командированы из отряда со специальным поручением.
Следует отметить, что в отрядах проходили подготовку юноши, родившиеся в 1919-1923 годах. Это были в основном дети сотрудников КВЖД, военных-эмигрантов. Они проходили службу в рядах отрядов от 7 до 12 месяцев, а иногда и больше, затем их зачисляли в резерв, а потом призывали вновь на переподготовку. Многие из них не хотели проходить службу в этих формированиях, но в силу обстоятельств были вынуждены это делать. Может быть, поэтому к началу Советско-японской войны 1945 года мало кто из них хотел отдать свою жизнь за Японию.
Как сложилась дальнейшая судьба офицеров, унтер-офицеров и рядовых русских воинских отрядов?
По косвенным данным, до восьмидесяти процентов из 1,5-2 тысячного контингента прошедших военную службу эмигрантов в русских воинских отрядах армии Маньчжоу-го с марта 1938 года по июль 1945 года после августа 1945 года были депортированы в Советский Союз, где исчезли, кто на долгие годы, кто навсегда, за колючей проволокой ГУЛАГа.
Приведем только некоторые примеры их дальнейшей судьбы.
Смирнов Яков Яковлевич - командир Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го, полковник. 26 августа 1945 г. задержан ОКР «Смерш» Краснознаменной Амурской флотилии на ст. Сунгари-2. Доставлен в Харбин, а оттуда на пароходе - в Хабаровск. 6 сентября 1945 г. арестован. В ноябре 1945 г. отправлен в распоряжение УКР «Смерш» Приморского военного округа в г. Ворошилов. 18 июля 1946 г. решением Особого совещания при МВД СССР осужден по ст. 58-2-4-6-ч.1-11 УК РСФСР на 15 лет ИТЛ. 25 сентября 1946 г. прибыл на лагерный пункт №5 Краслага МВД на ст. Регисты Красноярской железной дороги. Наказание отбывал в Восточном уральском лагере МВД СССР на ст. Тавда Уральской железной дороги, а затем, с 1949 по 1954 гг. - в Озерлаге МВД СССР на ст. Чуна Чунского района Иркутской области на строительстве ж.д. Тайшет-Лена вместе с сыном, а в 1954-1955 гг. - в Ангарлаге на строительстве той же ж.д. 23 мая 1955 г. решением Центральной комиссии Президиума Верховного Совета СССР по пересмотру дел постановление Особого совещания изменено: ст. 58-6 ч.1 УК РСФСР прекращена, а по статьям 58-2-4-11 мера наказания снижена до 10 лет ИТЛ. 15 июля 1955 г. отбыл срок наказания и освобожден. С февраля 1956 г. проживал в г. Казани в ссылке на спецпоселении. 28 марта 1956 г. снят с учета спецпоселенцев. На 17 июня 1960 г. проживал в пос. Васильево, Татарской АССР.
Аникьев Михаил Дмитриевич. С мая 1944 г. командир 3 роты разведывательной школы ЯВМ – «Отряда №323 армии Маньчжоу-го» на ст. Имяньпо. 1 ноября 1945 г. арестован УКР «Смерш» Приморского ВО. Приговорен к 10 годам ИТЛ. 6 марта 1952 г. умер от острой сердечной недостаточности в больнице лагерного отделения №9 Песчаного лагеря МВД СССР в пос. Спасск.
Бахарев Георгий Константинович. В 1944-1945 гг. - военнослужащий Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го. Реэмигрант из Китая. На 28 ноября 1955 г. проживал в г. Тулуне Иркутской обл.
Бобрицкий Александр Иванович. С марта 1941 по июнь 1944 гг. - военнослужащий отряда «Асано» - Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го. 26 августа 1945 г. задержан в Харбине и помещен в городскую тюрьму. 12 сентября 1945 г. направлен в г. Ворошилов, помещен в лагерь японских военнопленных и русских эмигрантов. Арестован УКР «Смерш» Приморского военного округа. Содержался в тюрьме №2 УНКВД по Приморскому краю в г. Ворошилове. 25 декабря осужден ВТ Приморского ВО по ст. 58-6 ч.1-9-11 УК РСФСР к 20 годам ИТЛ. 11 января 1946 г. направлен для отбытия наказания в Севвостлаг МВД СССР в Магаданскую область. 4 апреля 1946 г. совершил побег из лагеря. 23 мая 1946 г. специальным лагерным судом ИТЛ МВД был осужден вторично по ст. 58-14 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на прииске Мальдяк, затем - Чоглбанья Сусуманского р-на Магаданской области. В 1952 г. отправлен в лагерь на шахту Аркагалинского угольного комбината в пос. Арес. В январе 1955 года направлен в Магадан, где работал в чугунно-литейном цехе завода АРЗ. 17 февраля 1956 года Магаданский областной суд своим определением переквалифицировал статью 58-14 УК РСФСР на ст. 82-1 Уголовного кодекса, избрав меру наказания за побег – 3 года лишения свободы и определив общий срок наказания – 20 лет исправительно-трудовых работ. 23 февраля 1956 года переведен в лагерное отделение № 6 Озерного ИТЛ МВД СССР на ст. Тайшет. 11 августа 1956 года постановлением Комиссии Президиума ВС СССР по рассмотрению в соответствии с Указом от 24 марта 1956 года дел на лиц, отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления срок наказания снижен до 15 лет. 22 августа 1956 года освобожден. 22 августа 1956 г. освобожден. 20 сентября 1956 г. убыл на жительство в г. Ростов-на-Дону. Не реабилитирован.
Бородин Николай Семенович. Ефрейтор армии Маньчжоу-го. С сентября 1941 по ноябрь 1943 гг. - военнослужащий отряда «Асано». Уволен в резерв. В сентябре 1945 г. задержан в Харбине. 8 октября 1945 г. арестован УКР «Смерш» Приморского ВО по обвинению по ст. 58-6 ч.1 УК РСФСР. Содержался в тюрьме №2 УНКВД по Приморскому краю в г. Ворошилове. 25 декабря 1945 г. приговорен Военным трибуналом Приморского ВО по ст. 58-6 ч.1 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Отбывал наказание в бухте Находка, затем - в Магаданском ИТЛ. 21 июля 1952 г. был досрочно освобожден по зачетам рабочих дней и направлен на поселение в поселок Эсэ-Хайя (Батагай) Верхоянского района Якутской АССР. 10 мая 1956 г. освобожден и снят со спецучета. На 22 августа 2001 г. проживал в Омске.
Враштил Андрей Викторович. Подпоручик армии Маньчжоу-го. На 9 августа 1945 г. - помощник командира 1 эскадрона Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го. В августе 1945 г. задержан ОКР «Смерш». 8 сентября 1945 г. арестован ОКР «Смерш» Краснознаменной Амурской флотилии на ст. имяньпо. 18 июля 1946 г. осужден Особым совещанием при МВД СССР по ст. 58-2-6-11 УК РСФСР к ИТЛ. 23 сентября 1947 г. умер в санчасти лагерного пункта №1 ОЛП «В-Дебни» управления Заплага УСВИТЛ МВД СССР.
Ефимов Гавриил Васильевич. Подпоручик (корнет) армии Маньчжоу-го. 30 августа 1945 г. задержан офицерами Красной армии и отправлен в Харбин. 7 ноября 1945 г. арестован УКР «Смерш» Приморского военного округа. В 1947 г. умер в лагере.
Катков Михаил Васильевич. С сентября 1941 по сентябрь 1943 гг. - рядовой 1 разряда Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го. С сентября 1943 по март 1945 гг. занимался в хозяйстве отца. С марта 1945 г. - разведчик разведывательного отряда №900 при Харбинской ЯВМ на ст. Имяньпо. В мае 1945 г. в составе группы разведчиков переброшен на границу с МНР в район ст. Торуру, на р. Халха, где занимался прослушиванием радио-переговоров частей Красной армии. 15 июля 1945 г. отправлен на ст. Имяньпо.13 августа 1945 г. уволен из отряда. Выехал в Харбин. 2 сентября 1945 г. задержан. 9 октября 1945 г. арестован УКР «Смерш» 1 Дальневосточного фронта. Содержался в тюрьме №2 УНКВД по Приморскому краю в г. Ворошилове. Осужден. 30 сентября 1952 г. освобожден по зачету рабочих дней из Магаданского ИТЛ. Направлен на поселение в Верхоянский район Якутской АССР. 28 апреля 1956 г. освобожден. 19 марта 1992 г. ВП ДВО реабилитирован.
Матафонов Иннокентий Николаевич. Старший унтер-офицер армии Маньчжоу-го. С 1940 по май 1945 гг. - рядовой команды связи, помощник командира взвода отряда «Асано», а затем - Сунгарийского русского воинского отряда. По специальности радист-связист. В мае 1945 г. откомандирован в диверсионный отряд ротмистра В.В. Тырсина на ст. Имяньпо. 8 октября 1945 г. арестован. 25 декабря 1945 г. осужден ВТ Приморского ВО по ст. 58-6-11 и 19-58-9 УК РСФСР к 20 годам ИТЛ. Наказание отбывал в ИТЛ на прииске Сусуман Магаданской области. 1 апреля 1955 г. освобожден от наказания в связи с заболеванием. На 1956 года проживал в совхозе Уральский Тепловского района Чкаловской области. Не реабилитирован. В 1965 г. умер и захоронен в Самарканде Узбекской ССР.
Поручиков Георгий (Юрий) Васильевич. Вахмистр армии Маньчжоу-го. Служил в отряде «Асано», а затем - в Хайларском русском воинском отряде (один из немногих оставшихся в живых из отряда. – прим. авт.). В августе 1945 г. арестован. Осужден. Наказание отбывал в лагере №6 «Речной» в Воркуте. В 1954 г. освобожден. Трагически погиб перед отъездом из лагеря.
Рычков Николай Вениаминович. Капитан (ротмистр) армии Маньчжоу-го. С апреля 1945 г. - и.о. начальника штаба Сунгарийского русского воинского отряда. В августе 1945 г. арестован. В 1947 г. умер в ИТЛ.
Федореев Прокопий Константинович. С марта 1941 по ноябрь 1943 гг. - военнослужащий эскадрона «Таминага», а затем - 5 эскадрона отряда «Асано» на ст. Сунгари-2. Уволен в резерв. В августе 1945 г. арестован. Наказание отбывал в Севвостоклаге МВД СССР в Магаданской обл. 10 июля 1947 г. умер в ИТЛ Магаданской области.
Ядыкин Николай Александрович. Капитан армии Маньчжоу-го. С 15 декабря 1944 г. - помощник командира - начальник штаба Ханьдаохэцзыского русского воинского отряда. 10 августа 1945 г. назначен командиром этого же отряда. 6 сентября 1945 г. арестован ОКР «Смерш» 9 воздушной армии. 22 октября 1945 г. дело на него поступило в 4 отдел УКР «Смерш» Приморского военного округа. Содержался в тюрьме №2 УНКВД по Приморскому краю. 18 июля 1946 г. Особым совещанием при МВД СССР был осужден по ст. 58-2-4 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. В 1946 г. умер в лагере.
Однако не все бывшие «асановцы» попали в лагеря СССР в 1945-1946 гг. Некоторые вскоре после ареста были освобождены и остались жить в Маньчжурии, других вообще не арестовывали.
Асерьянц (Наго Лян, Наголен) Гурген Христофорович. Подполковник армии Маньчжоу-го. Помощник командира отряда «Асано», затем - Сунгарийского русского воинского отряда армии Маньчжоу-го. В 1945 г. не арестовывался. Директор-распорядитель резинового завода в Харбине. 29 мая 1950 г. арестован УМГБ Хабаровского края по ст. 58-4-6-9 УК РСФСР. 7 апреля 1951 г. постановлением Особого совещания при МГБ СССР приговорен к 15 годам ИТЛ. 4 апреля 1990 года Военной прокуратурой Краснознаменного Дальневосточного военного округа реабилитирован на основании Указа Президиума Верховного совета СССР от 16 января 1989 г.
Стрельцов Михаил Васильевич. Военнослужащий отряда «Асано». Проживал в г. Цзямусы. 5 сентября 1945 г. арестован УКР «Смерш» 2 Дальневосточного фронта по ст. 58-4 УК РСФСР. 20 сентября 1945 г. дело рассмотрено УКР «Смерш» того же фронта. Дело прекращено за недоказанностью обвинения.
Конечно, кто-то сумел выехать в США, Канаду, Австралию и другие страны. Так, в частности, эмигрировал из Китая в Австралию Винокуров Виктор Яковлевич. В 1944-1945 гг. он являлся военнослужащим Сунгарийского русского воинского отряда. В августе-сентябре 1945 г. дважды допрашивался сотрудниками ОКР «Смерш», но арестован не был. В 1945 г. - студент строительного факультета Харбинского политехнического института. После окончания института работал инженером-строителем, восстанавливал разрушенные во время войны сахарные заводы, строил общежития для студентов Медицинского института. В 1952 г. переехал в Австралию, в штат Виктория. Работал, прошел путь от рабочего маленькой мастерской до ответственного руководителя всех построек для нефтеперегонного завода Mobil Oil. В 1981 г. ушел в отставку по состоянию здоровья. Окончил жизнь в 2000-е гг. в доме престарелых.
Черепанов Николай Дмитриевич. Старший унтер-офицер армии Маньчжоу-го. В 1944-1945 гг. - военнослужащий Сунгарийского русского воинского отряда. В августе 1945 г. демобилизован и вернулся в Барим. С 1947 г. - чертежник на КВЖД. В 1953 г. уволен и переехал в Харбин, где работал чертежником в русской строительной конторе. В 1954 г. уволен. В 1957 г. при финансовой помощи Всемирного объединения церквей переехал в Австралию, в Сидней. Работал на автозаводе Холден. В 1961 г. переселился в Мельбурн, работал в техническом отделе State Rivers and Water Supply Comission. 13 января 1999 г. умер в Мельбурне.
Так вкратце сложилась судьба лишь некоторых из военнослужащих воинских отрядов Маньчжоу-го - русских эмигрантов.
Отсюда.
Взято: foto-history.livejournal.com