Скамьи станции метро «Новокузнецкая» и храм Христа Спасителя
22.04.2017 535 0 0 a-dedushkin

Скамьи станции метро «Новокузнецкая» и храм Христа Спасителя

---
0
В закладки
15415 Станция метро «Новокузнецкая» 1950 г.
Фото 1950 г. Станция метро «Новокузнецкая»

Интересную информацию прочитал в мордокниге. Но поскольку ФБ - это, увы, помойка и всё исчезает в неизвестном направлении, то перенесу сюда на память.

Существует известная легенда, что скамьи станции метро «Новокузнецкая» - якобы скамьи из храма Христа Спасителя. Я уже писал когда-то, что это не так. Что это не более чем легенда.
Вот и ещё одно подтверждение этому.

Вот что пишет Евгения Литвин-Счастливых:
"Скамьи мне всегда казались чужими на станции. На фоне советской геральдики они выглядели слишком "дореволюционно". Я насчитала четыре типа рисунков на волютах, все они классических растительных мотивов - шишки, гроздья винограда, пальмовые ветви и папоротник. Какие тут могут быть звезды, пушки и колосья, столь актуальные для 1943 года?
И я решила искать.
Долго копалась в архивах исторички, вычитывала брошюры с описанием убранства Храма Христа Спасителя - скамей в перечнях не упоминалось. Сотрудники музея Московского метрополитена ничего внятного сказать не могли. Библиотека МАРХИ - тоже.
И тут я совершенно случайно узнала, что в Москве живет и здравствует сын архитекторов станции Ивана Таранова и Надежды Быковой - Андрей Иванович. Ему 75 лет, и он также архитектор.
Андрей Иванович принял меня у себя дома, на Патриарших прудах. И рассказал истинную историю Новокузнецкой.

377336 Станция метро «Новокузнецкая» Великжанин 1945 г.
Фото 1945 г. Л. А. Великжанина

Супругов-архитекторов Ивана Таранова и Надежду Быкову консультировал академик Иван Жолтовский, большой ценитель классического искусства и архитектуры. Он одобрил выбранный молодыми архитекторами рисунок свода для станции, тема которого была позаимствована из римской гробницы Валериев. Скамьи с волютами и растительными орнаментами, а также тонкие торшеры с плоскими светильниками удачно завершали идею подземного дворца. Уют помогали создать мраморные коврики, выложенные под торшерами и у скамей. Иван Таранов прекрасно рисовал, по его эскизам были выполнены скамьи ещё в 1938 году из мрамора коелга (месторождение этого мрамора начали разрабатывать в 1925 году в Челябинской области). Далее своего часа скамьи ожидали, по словами Андрея Ивановича, скорее всего на складе завода Метростроя в Черкизово. Но тут грянула война. Иван Таранов и вся семья были эвакуированы в Барнаул. После того, как немцев отбросили от Москвы, строительство метро возобновили, и Новокузнецкую хотели закончить другие архитекторы. Таранов не без труда вернулся в Москву и отстоял своё право завершить строительство станции. Его, в буквальном смысле, хотели оболгать, снова припомнив дворянское происхождение, а также обвинив в якобы высоких тратах на изготовление скамей в условиях военного времени. Таранову уже светил срок, но то, что скамьи были изготовлены ещё до войны в 1938 году, фактически спасло ему жизнь. При этом, пришёл приказ сверху украсить станцию в духе военной темы.
Конечно, Таранов и Быкова были против, как и Жолтовский. Ведь белая и изящная станция теряла свою легкость, но приказ есть приказ. Картуши с изображением военных полководцев, фризы с пушками и солдатами, мозаики были установлены. Таким образом получилось, что это не скамьи смотрятся чуждо по отношению к геральдике, а, напротив, именно она чужеродна по отношению к первоначальному проекту. Таранов и Быкова были награждены Сталинской премией за Новокузнецкую. Всего они построили 15 станций метро.

Андрей Иванович Таранов и Евгения Литвин-Счастливых
Андрей Иванович Таранов и Евгения Литвин-Счастливых.

Кстати, в переходе с Новокузнецкой на Третьяковскую в стене установлено мраморное панно. Слева изображён мужчина с большим проектом в руках - это Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича очень похож), а левее, через одного метростроевца, с короткой стрижкой - Надежда Быкова".
Отсюда

От себя добавлю. Лет 10 назад я читал интервью Н. Быковой. И в этом интервью она упоминала, что мрамор ХХС при отделке этой станции всё же использовался. А конкретно - плиты, на которых были высечены имена героев войны 1812 года. Насколько я понял из них изготавливали боковые накладки для скамей. А сами скамьи, конечно, никакого отношения к храму Спасителя не имеют.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]