Чарующие звуки музыки как символ в искусстве
---
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий.
Геррит ван Хонтхорст. Музыканты на балконе
1622, 114×209 см
«Да прибудут с тобой музы»
…Так говорили древние греки. Вдохновительницы всех творческих натур — Музы не обошлись без музыкальных атрибутов. Да и чем им еще было заняться на Парнасе в свободное от исполнения своих обязанностей время. И каждой из них определили по инструменту: Клио (муза истории) — трубит о былых подвигах. Эвтерпа (музыка, лирическая поэзия) — предпочитает флейту, иногда также трубу. Талия (комедия, пасторальная поэзия), как правило, изображалась с небольшой виолой; Мельпомена (трагедия) — с горном; Терпсихора (танец и песня) — с виолой, лирой или другим, но непременно струнным инструментом (начиная с XVII века — арфой). Эрато декламировала свои лирические послания и любовную лирику под звуки тамбурина, лиры, иногда треугольника или виолы. Эпическую поэзию Каллиопа сопровождала трубным (гласом); Полигимния, или Подимния героические гимны провозглашала под аккомпанемент органа-портатива, реже — лютни.
Лавиния Фонтана. Аполлон и Музы (Парнас)
1600, 67×94 см
Песня вечная хвала
В живописи каждый инструмент «говорит» на своем языке, исполняя свою роль. Как оказалось, только нежные струны лютни и виолы могли донести молитвы и восхваления Всевышнему и Пречистой Деве. А о Дне, когда все предстанут перед Страшным Судом, возвестит, конечно, трубный глас. «Озвучивал» свои фрески уже Джотто ди Бондоне. Процессию на его «Свадебном шествии Иосифа и Марии» сопровождают музыканты со струнными и духовыми инструментами (около 1305−1308, Падуя, фреска капеллы дельи Скровеньи).
Джотто ди Бондоне. Свадебное шествие
Но, воистину, музыкальным произведением, в котором слышны и пение ангелов и мощное звучание органа, арфы и виолы да гамба стал «Гентский алтарь» братьев Яна и Губерта ван Эйк (1432, Гент, собор святого Бавона). Среди традиционных библейских сюжетов, на створках с внутренней стороны художник симметрично друг другу изобразил поющих и музицирующих ангелов. Сцены сопровождаются изречениями: «Песня вечная хвала благодарение за милости Божии» и «Славят Его на струнах и органе». Художник настолько реалистично отразил мимику поющих, что дотошные ученые даже определили тембры их голосов.
Ян ван Эйк. Генский алтарь. Левая створка: Адам и поющие ангелы
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Правая створка: Ева и музицирующие ангелы
Ян ван Эйк. Сюжет 33
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Ангелы (деталь)
Ян ван Эйк. Пение ангелов
Все суета…
В XVII веке популярная философская идея бренности всего сущего (Vanitas vanitatum et omnia vanitas: Суета сует и все — суета), получила яркое выражение в, так называемом, натюрморте — Vanitas. Часы, раковины, черепа, угасшие свечи, цветы с опадающими листьями… Глядя на такие назидательные сюжеты, хочешь не хочешь, задумаешься о бренности. При этом считалось, что музыка (ноты и инструменты) — наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия. Вот песня прозвучала, и — ее уже нет.
Симон Ренар Де Сент-Андре. Vanitas
XVII век, 47×38 см
«Цените слух, цените зренье…»
Традиция аллегории была весьма популярна в культуре, особенно в живописи. Предметы составляли «говорящую» композицию натюрморта и сведущие ценители искусства со знанием дела их трактовали. Пороки, добродетели, времена года, война, мир, любовь и еще немало понятий и явлений европейцы знали «на глаз». Кодировали даже чувства осязания: обоняние, вкус, слух, зрение. Особое развитие аллегория пяти чувств получила в искусстве фламандских художников, когда в XVII веке возрос интерес к познанию окружающего мира и себя.
Ян Брейгель Старший. Вкус, слух и осязание
1620, 264×176 см
Ян Брейгель Старший Бархатный (сын Питера Брейгеля Старшего) создал два варианта трактовки этого сюжета — малый, где аллегорические фигуры объединены в группы (два холста), и большой, где каждому чувству посвящена отдельная картина. Неудивительно, что на картине Яна Брейгеля Старшего «Слух» музыка «звучит», буквально повсюду, а ее атрибутов столько, что шедевр с полным правом можно назвать музыкальным инвентарием раннего барокко! На заднем плане в дальнем левом углу — три поющие женщины. Присутствие ребенка иллюстрирует старую нидерландскую пословицу: «Что поют взрослые, то напевают и дети». Аккомпанирует красавицам мужской квартет. Интерьер украшен картинами, на которых различимы два античных сюжета:"Аполлон с музами" и «Орфей, укрощающий своей игрой зверей». В самом центре, на переднем плане картины аллегорическое изображение Музыки, вокруг которой разложены ноты и всевозможные инструменты.
Ян Брейгель Старший. Слух
1618, 64×109.5 см
Правильный выбор должен быть гармоничным
В голландской живописной традиции музыка интерпретируется как с «негативной», так и «позитивной» стороны. В первом случае это выражается в том, что инструменты являются атрибутами Ада (И. Босх, П. Брейгель Старший), а также в большинстве голландских жанровых сцен они символизируют флирт, распутство, продажную любовь (иллюстрирование притчи о Блудном Сыне, нередко сопровождалось изображением музицирования). А в популярном в эпоху Возрождения сюжете «Выбор Геркулеса» (мифический герой раздумывает, что ему ближе: Добродетели или Порок?) — музыкальные инструменты определялись именно как атрибуты Порока.
Аннибале Карраччи. Выбор Геркулеса
1596, 273×167 см
Но положительное воздействие мелоса никто не сбрасывал со счетов и к музыке прибегали, дабы исцелиться от меланхолии и утешиться в печали, отождествляли с душевной и семейной гармонией, при которой два инструмента, расположенные рядом, символизировали созвучие двух любящих сердец. Да и вообще музыка стала девизом истинной, чистой любви и верности.
Дирк Халс. Веселая компания с игроком на флейте
Веселая компания с игроком на флейте
Жан Оноре Фрагонар. Урок музыки
1739, 121×109 см. Масло, Холст
Хендрик Мартенс Сорг. Лютнист
1661, 38.5×51.5 см. Масло, Дерево
Николя Ланкре. Концерт в парке
Все музыканты - "дети Венеры"
Так учила Средневековая астрология. Эту мысль подтвердил Джорджо Вазари, комментируя тондо Паоло Веронезе «Музыка»: «Любовь всегда в компании музыки», — написал он, тем самым провозгласив один из тезисов итальянского ренессанса. На картине Веронезе изображены три музицирующие красавицы. Рядом с женщинами — бескрылый Купидон, играющий на клавичембало, как свидетельство того, что Любовь родилась из Музыки и Музыка всегда сопровождает Любовь, от которой не может оторваться бескрылый Купидон.
Паоло Веронезе. Музыка
1556. Масло, Холст
В дальнейшем музыкальные инструменты неизменно играли важную роль во множестве любовных сцен. Например, в сценах, изображающих Венеру с Марсом они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее кавалера. Понятие неразрывности музыки и любви перейдет в XVII в. в голландский «бытовой» жанр.
Эротический подтекст музыкальных инструментов характерен для картин Яна Вермеера, в том числе в сюжетах, лишь косвенно соприкасающихся с музыкой: «Сводня» (1656, Дрезден, Картинная Галерея), «Бокал вина» (около 1660, Берлин, Картинная Галерея), «Любовное письмо» (около 1669−1670, Амстердам, Рейксмузеум). «Урок музыки» (1662−1665, Лондон, Королевское собрание), «Концерт» (1665−1666, Бостон, Музей Изящных Искусств).
Ян Вермеер. У сводни
1656, 143×130 см
Ян Вермеер. Стакан вина
1660-е , 65×77 см
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналем
1670-е, 51.5×44.5 см
Ян Вермеер. Любовное письмо
1670-е , 44×38.5 см
Ян Вермеер. Концерт
Ян Вермеер. Женщина с лютней
1660-е , 51.4×45.7 см
Ян Вермеер. Гитаристка
1600-е , 53×46.3 см
Картин с музыкальными инструментами — не счесть. Мы еще продолжим наше символическое путешествие с известнейшими художниками, пока же — музыкальная пауза.
Автор Елена Настюк
Источник - Артхив
Геррит ван Хонтхорст. Музыканты на балконе
1622, 114×209 см
«Да прибудут с тобой музы»
…Так говорили древние греки. Вдохновительницы всех творческих натур — Музы не обошлись без музыкальных атрибутов. Да и чем им еще было заняться на Парнасе в свободное от исполнения своих обязанностей время. И каждой из них определили по инструменту: Клио (муза истории) — трубит о былых подвигах. Эвтерпа (музыка, лирическая поэзия) — предпочитает флейту, иногда также трубу. Талия (комедия, пасторальная поэзия), как правило, изображалась с небольшой виолой; Мельпомена (трагедия) — с горном; Терпсихора (танец и песня) — с виолой, лирой или другим, но непременно струнным инструментом (начиная с XVII века — арфой). Эрато декламировала свои лирические послания и любовную лирику под звуки тамбурина, лиры, иногда треугольника или виолы. Эпическую поэзию Каллиопа сопровождала трубным (гласом); Полигимния, или Подимния героические гимны провозглашала под аккомпанемент органа-портатива, реже — лютни.
Лавиния Фонтана. Аполлон и Музы (Парнас)
1600, 67×94 см
Песня вечная хвала
В живописи каждый инструмент «говорит» на своем языке, исполняя свою роль. Как оказалось, только нежные струны лютни и виолы могли донести молитвы и восхваления Всевышнему и Пречистой Деве. А о Дне, когда все предстанут перед Страшным Судом, возвестит, конечно, трубный глас. «Озвучивал» свои фрески уже Джотто ди Бондоне. Процессию на его «Свадебном шествии Иосифа и Марии» сопровождают музыканты со струнными и духовыми инструментами (около 1305−1308, Падуя, фреска капеллы дельи Скровеньи).
Джотто ди Бондоне. Свадебное шествие
Но, воистину, музыкальным произведением, в котором слышны и пение ангелов и мощное звучание органа, арфы и виолы да гамба стал «Гентский алтарь» братьев Яна и Губерта ван Эйк (1432, Гент, собор святого Бавона). Среди традиционных библейских сюжетов, на створках с внутренней стороны художник симметрично друг другу изобразил поющих и музицирующих ангелов. Сцены сопровождаются изречениями: «Песня вечная хвала благодарение за милости Божии» и «Славят Его на струнах и органе». Художник настолько реалистично отразил мимику поющих, что дотошные ученые даже определили тембры их голосов.
Ян ван Эйк. Генский алтарь. Левая створка: Адам и поющие ангелы
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Правая створка: Ева и музицирующие ангелы
Ян ван Эйк. Сюжет 33
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Ангелы (деталь)
Ян ван Эйк. Пение ангелов
Все суета…
В XVII веке популярная философская идея бренности всего сущего (Vanitas vanitatum et omnia vanitas: Суета сует и все — суета), получила яркое выражение в, так называемом, натюрморте — Vanitas. Часы, раковины, черепа, угасшие свечи, цветы с опадающими листьями… Глядя на такие назидательные сюжеты, хочешь не хочешь, задумаешься о бренности. При этом считалось, что музыка (ноты и инструменты) — наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия. Вот песня прозвучала, и — ее уже нет.
Симон Ренар Де Сент-Андре. Vanitas
XVII век, 47×38 см
«Цените слух, цените зренье…»
Традиция аллегории была весьма популярна в культуре, особенно в живописи. Предметы составляли «говорящую» композицию натюрморта и сведущие ценители искусства со знанием дела их трактовали. Пороки, добродетели, времена года, война, мир, любовь и еще немало понятий и явлений европейцы знали «на глаз». Кодировали даже чувства осязания: обоняние, вкус, слух, зрение. Особое развитие аллегория пяти чувств получила в искусстве фламандских художников, когда в XVII веке возрос интерес к познанию окружающего мира и себя.
Ян Брейгель Старший. Вкус, слух и осязание
1620, 264×176 см
Ян Брейгель Старший Бархатный (сын Питера Брейгеля Старшего) создал два варианта трактовки этого сюжета — малый, где аллегорические фигуры объединены в группы (два холста), и большой, где каждому чувству посвящена отдельная картина. Неудивительно, что на картине Яна Брейгеля Старшего «Слух» музыка «звучит», буквально повсюду, а ее атрибутов столько, что шедевр с полным правом можно назвать музыкальным инвентарием раннего барокко! На заднем плане в дальнем левом углу — три поющие женщины. Присутствие ребенка иллюстрирует старую нидерландскую пословицу: «Что поют взрослые, то напевают и дети». Аккомпанирует красавицам мужской квартет. Интерьер украшен картинами, на которых различимы два античных сюжета:"Аполлон с музами" и «Орфей, укрощающий своей игрой зверей». В самом центре, на переднем плане картины аллегорическое изображение Музыки, вокруг которой разложены ноты и всевозможные инструменты.
Ян Брейгель Старший. Слух
1618, 64×109.5 см
Правильный выбор должен быть гармоничным
В голландской живописной традиции музыка интерпретируется как с «негативной», так и «позитивной» стороны. В первом случае это выражается в том, что инструменты являются атрибутами Ада (И. Босх, П. Брейгель Старший), а также в большинстве голландских жанровых сцен они символизируют флирт, распутство, продажную любовь (иллюстрирование притчи о Блудном Сыне, нередко сопровождалось изображением музицирования). А в популярном в эпоху Возрождения сюжете «Выбор Геркулеса» (мифический герой раздумывает, что ему ближе: Добродетели или Порок?) — музыкальные инструменты определялись именно как атрибуты Порока.
Аннибале Карраччи. Выбор Геркулеса
1596, 273×167 см
Но положительное воздействие мелоса никто не сбрасывал со счетов и к музыке прибегали, дабы исцелиться от меланхолии и утешиться в печали, отождествляли с душевной и семейной гармонией, при которой два инструмента, расположенные рядом, символизировали созвучие двух любящих сердец. Да и вообще музыка стала девизом истинной, чистой любви и верности.
Дирк Халс. Веселая компания с игроком на флейте
Веселая компания с игроком на флейте
Жан Оноре Фрагонар. Урок музыки
1739, 121×109 см. Масло, Холст
Хендрик Мартенс Сорг. Лютнист
1661, 38.5×51.5 см. Масло, Дерево
Николя Ланкре. Концерт в парке
Все музыканты - "дети Венеры"
Так учила Средневековая астрология. Эту мысль подтвердил Джорджо Вазари, комментируя тондо Паоло Веронезе «Музыка»: «Любовь всегда в компании музыки», — написал он, тем самым провозгласив один из тезисов итальянского ренессанса. На картине Веронезе изображены три музицирующие красавицы. Рядом с женщинами — бескрылый Купидон, играющий на клавичембало, как свидетельство того, что Любовь родилась из Музыки и Музыка всегда сопровождает Любовь, от которой не может оторваться бескрылый Купидон.
Паоло Веронезе. Музыка
1556. Масло, Холст
В дальнейшем музыкальные инструменты неизменно играли важную роль во множестве любовных сцен. Например, в сценах, изображающих Венеру с Марсом они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее кавалера. Понятие неразрывности музыки и любви перейдет в XVII в. в голландский «бытовой» жанр.
Эротический подтекст музыкальных инструментов характерен для картин Яна Вермеера, в том числе в сюжетах, лишь косвенно соприкасающихся с музыкой: «Сводня» (1656, Дрезден, Картинная Галерея), «Бокал вина» (около 1660, Берлин, Картинная Галерея), «Любовное письмо» (около 1669−1670, Амстердам, Рейксмузеум). «Урок музыки» (1662−1665, Лондон, Королевское собрание), «Концерт» (1665−1666, Бостон, Музей Изящных Искусств).
Ян Вермеер. У сводни
1656, 143×130 см
Ян Вермеер. Стакан вина
1660-е , 65×77 см
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналем
1670-е, 51.5×44.5 см
Ян Вермеер. Любовное письмо
1670-е , 44×38.5 см
Ян Вермеер. Концерт
Ян Вермеер. Женщина с лютней
1660-е , 51.4×45.7 см
Ян Вермеер. Гитаристка
1600-е , 53×46.3 см
Картин с музыкальными инструментами — не счесть. Мы еще продолжим наше символическое путешествие с известнейшими художниками, пока же — музыкальная пауза.
Автор Елена Настюк
Источник - Артхив
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]