Самые гипнотизирующие картины русских художников
---
Оригинал взят у shakko_kitsune в Самые гипнотизирующие картины русских художников
«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.
«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)
Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.
«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА
Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.
«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)
Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)
Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.
«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)
Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.
«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)
Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.
«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)
На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.
АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)
Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».
«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)
Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.
«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)
До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.
«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)
Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.
«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)
Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.
«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)
Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.
(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.
***
Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:
UPD:
michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла
g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902
Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894
Наталья Ковальчук много накидала интересного
Георгий Нисский, "В пути", 1963
Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987
Алексей Сундуков, "Очередь", 1986
Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925
***
Также интересно:
7 художников-насильников от эпохи барокко до наших дней -- и их картины
Братки и Ренессанс: как в эпоху Возрождения рисовали портреты опасных мужиков с оружием
Как Гоголь, Толстой и прочие искали свой имидж (или Про важность барбершопов для истории литературы)
«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.
«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)
Адам и Ева. 1912. Музей Тиссен-Борнемисса
Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.
«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА
Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.
«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)
Жемчужина. 1904. ГТГ
Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)
Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. ГТГ
Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.
«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)
Ночь на Днепре. 1882. ГТГ
Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.
«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)
Проун. 1922–1923. Стеделийк ван Аббе-Музеум
Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.
«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)
Шар улетел. 1926. ГТГ
На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.
АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)
Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ
Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».
«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)
Восстание. 1925. ГТГ
Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.
«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)
Танец. Беспредметная композиция. 1915. ГМИИ
До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.
«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)
Формула весны и действующие силы. 1927–1928. ГРМ
Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.
«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)
Феномен. 1936–1938. ГТГ
Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.
«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)
Новая планета. 1921. ГТГ
Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.
(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.
***
Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:
UPD:
michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла
g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902
Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894
Наталья Ковальчук много накидала интересного
Георгий Нисский, "В пути", 1963
Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987
Алексей Сундуков, "Очередь", 1986
Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925
***
Также интересно:
7 художников-насильников от эпохи барокко до наших дней -- и их картины
Братки и Ренессанс: как в эпоху Возрождения рисовали портреты опасных мужиков с оружием
Как Гоголь, Толстой и прочие искали свой имидж (или Про важность барбершопов для истории литературы)
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]