Самые гипнотизирующие картины русских художников
19.04.2017 810 0 0 eho-2013

Самые гипнотизирующие картины русских художников

---
0
В закладки
Оригинал взят у shakko_kitsune в Самые гипнотизирующие картины русских художников

«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.

«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)

Адам и Ева. 1912. Музей Тиссен-Борнемисса



Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.

«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА


Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.

«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)

Жемчужина. 1904. ГТГ



Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.

«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)

Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. ГТГ



Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.

«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)

Ночь на Днепре. 1882. ГТГ



Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.

«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)

Проун. 1922–1923. Стеделийк ван Аббе-Музеум



Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.

«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)

Шар улетел. 1926. ГТГ



На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.

АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)

Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ



Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».

«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)

Восстание. 1925. ГТГ



Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.

«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)

Танец. Беспредметная композиция. 1915. ГМИИ



До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.

«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)

Формула весны и действующие силы. 1927–1928. ГРМ



Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.

«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)

Феномен. 1936–1938. ГТГ



Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.

«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)

Новая планета. 1921. ГТГ



Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.

(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.

***

Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:

UPD:

michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла


g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902


Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894


Наталья Ковальчук много накидала интересного

Георгий Нисский, "В пути", 1963


Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987


Алексей Сундуков, "Очередь", 1986


Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925


***
Также интересно:

7 художников-насильников от эпохи барокко до наших дней -- и их картины

Братки и Ренессанс: как в эпоху Возрождения рисовали портреты опасных мужиков с оружием

Как Гоголь, Толстой и прочие искали свой имидж (или Про важность барбершопов для истории литературы)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]