От светских салонов до скотобоен: как невероятная мадам д'Ора стала первой успешной женщиной-фотографом
---
Она фотографировала некоторых из величайших художников XX века — Густава Климта, Эгона Шиле, Пикассо — и таких знаковых модельеров, как Коко Шанель и Кристобаль Баленсиага. Ее называют первым модным фотографом в истории. Сегодня предлагаем вам узнать о жизни и творчестве мадам д'Оры.
Мадам д'Ора (урожденная Дора Каллмус) за свою карьеру, которая продлилась полвека, по некоторым подсчетам, сделала более 200 тысяч фотографий! Хотя она сотрудничала с такими изданиями, как Vogue Paris, Tatler и Vanity Fair, сегодня ее имя не так уж широко известно. А ведь именно мадам д'Ора внесла немалый вклад в то, чтобы превратить фотографию из любительской деятельности в коммерчески успешную и ориентированную на женщин профессию.
Портрет Доры Каллмус художника Оскара Штокера
Она также была официальным фотографом L'Officiel и в то время каталогизировала модные коллекции из Парижа для покупателей и редакторов журналов. Она фотографировала все кутюрные наряды каждого модного дома, каждый сезон. Кристобаль Баленсиага всегда отправлял модели своего бренда в ее студию перед показами в Париже, чтобы запечатлеть наряды на фотографиях для страниц журналов и витрин универмагов, в том числе Macy's на Манхэттене. При этом широкой публике она не была известна, ведь в то время фотографы не упоминались поименно в журналах.
Портрет модели, ателье Madame d'Ora
Но проявить себя Доре, рожденной в Австрии еврейке, пришлось не только в гламурном мире моды. Она была одной из последних иностранок, кто еще продолжал управлять своей студией во время нацистской оккупации в Париже. Но потом и ей все-таки пришлось покинуть столицу и скрываться на ферме в Ардеше на юге Франции. Ее сестра, оставшаяся в Париже, и ее семья были сосланы в концлагерь, где и погибли.
Архивы мадам д'Оры долгое время, можно сказать, пылились на полке. Так, все ее творческое наследие после ее смерти в 1963 году перешло к частным немецким коллекционерам. Лишь в 1980-х искусствовед Моника Фабер обнаружила архив, где было пять тысяч ее фотографий, и начала кропотливо собирать воедино историю выдающейся карьеры женщины-фотографа.
Портрет актрисы Элзи Альтманн-Лоос, 1922 год
Для Доры фотография в свое время стала ключом к свободе. Она родилась в 1881 году в довольно богатой семье в Вене. Когда ей было 11 лет, в возрасте всего 39 лет умерла ее мать, с тех пор Дора и ее сестра Анна Мальвина находились на воспитании у бабушки по отцовской линии. В юности она хотела стать актрисой или модельером, но амбиции Доры не нашли понимания у ее отца, адвоката Филиппа Каллмуса. Как-то во время отпуска на Лазурном Берегу она купила свою первую камеру Kodak — и это стало началом новой жизни.
Я хотела погрузиться в мир, который, как мне казалось, мог бы стать моим,
— вспоминала позднее Дора.
Танцовщицы и актрисы сестры Долли
Однако погрузиться в этот мир ей в то время было непросто — официально получить образование фотографа женщинам было практически невозможно. Но Дора не отказалась от своей мечты и настойчиво принялась набираться опыта.
Сначала она посещала студию фотографа Ханса Макарта, чтобы учиться у него азам, и вскоре стала первой женщиной, допущенной на теоретические курсы Венского научно-исследовательского института графики, но не на его практические семинары. Практику Доре снова пришлось искать самой: с 1906 года она брала уроки фотографии и ретуши у Николы Першайда в Берлине. Першайд признает ее незаурядный талант и описывает ее в выданной рекомендации как "лучшую ученицу за все время".
Выставка работ Мадам д'Оры в Leopold Mueum, Вена, 2018 год
После этого она вернулась в Вену, и в 1907 году, получив лицензию, открыла свое первое ателье на Випплингерштрассе, 24, в первом районе Вены, вместе с Артуром Бендой. В то же время Дора придумала и свой творческий псевдоним — Madame d'Ora. Бенда, который был больше одарен технически, отвечал за печать фото, а также стоял за камерой, но за творческие решения отвечала Дора. Она была режиссером и, как сказали бы сегодня, креативным директором всех съемок, находила новые художественные решения и сценические идеи.
Портрет актрисы Греты Якобсон, 1917 год
Она снимала и простых людей, но довольно быстро стала известна в художественных кругах Вены и занялась фотопортретами известных людей той эпохи: первым художником, которого она сфотографировала, был Густав Климт в 1908 году. Последним станет Пабло Пикассо в 1956 году.
Портрет Пабло Пикассо
Позировали ей также балерина Анна Павлова, драматург Артур Шницлер, муза многих интеллектуалов Альма Малер-Верфель, модельер Эмилия Флеге и многие другие представители богемы.
Портрет Анны Павловой, 1913 год
За десятилетие она закрепила за собой место самого выдающегося портретиста в стране, и ей даже было дозволено заснять коронацию императора Карла I в 1916 году, а позже она сделала серию портретов всей императорской семьи.
Император Карл I с сыном Отто, 1916 год
В то время студийные портреты отличались довольно консервативным исполнением и были лишены обилия деталей в обстановке. Мадам д'Ора же полностью реформировала эту эстетику — свое ателье она обставила как дом и добавила интимности, стараясь раскрыть внутреннее состояние и характеры своих героев.
Она была очаровательной и забавной. Она разговаривала с людьми и помогала им расслабиться,
— так описывали метод работы Доры.
Портрет актера Гарри Вальдена, 1916 год
Портрет женщины, 1915 год
А те, кому посчастливилось позировать ей, отмечали, что на фото мадам д'Оры они всегда получались красивее и элегантнее, чем они сами себе казались, — и эту красоту в себе им помогала увидеть именно Дора.
Сделайте меня красивым, мадам д'Ора,
— такое шутливое обращение клиентов потом послужило и названием одной из выставок, организованных уже в наши дни, ведь оно так точно отражает ее талант.
Портрет актрисы Хелены ЯрмихПортрет профессора Альфреда Роллера, 1909 год
В 1927 году, передав венское ателье своему партнеру Бенде, она окончательно переехала в Париж, где двумя годами ранее также открыла свою студию.
Там мадам д'Ора тоже сразу оказалась в центре светской жизни. Она была постоянным фотографом актера и певца Мориса Шевалье, а также фотографировала Жозефину Бейкер, Тамару де Лемпицку, Марлен Дитрих и Коко Шанель.
Портрет Мориса Шевалье
После Второй мировой войны Дора вернулась к своей профессии, снова став светским фотографом, но теперь это был скорее способ заработка. В это время в ее творчестве появляется и другое направление. Невыразимые ужасы войны изменили ее фотографический стиль, и она впервые покидает студию.
В 1946 году она вернулась в Австрию и для Организации Объединенных Наций создала серию монументальных и эмоциональных фотографий перемещенных лиц и лагерей беженцев.
Фото беженцев в лагере, 1948 год
А с 1949 по 1958 год д'Ора работала над проектом, который сама называла своей большой заключительной работой. Известен он как серия на скотобойне. В эти годы фотограф посетила множество разных скотобоен и запечатлела привычные для этих мест сцены: эмбрионы лошадей в мусорном ведре, зарезанные кролики и освежеванные ягнята.
В 1959 году Дора попала в автокатастрофу, в результате которой потеряла память. Последние годы жизни она провела рядом с подругой своей погибшей сестры в небольшом городке Фронлейтен в Австрии. В 1963 году она умерла в возрасте 82 лет.
Портрет Колетт, 1954 год
В 1958 году состоялась последняя ее прижизненная выставка работ, на которой Жан Кокто описал ее многогранный талант и ее замечательную способность запечатлеть как воплощение красоты, так и пафос смерти и страдания.
Мадам д'Ора, охваченная крылом гения, прогуливается по лабиринту, минотавр которого следует от сестер Долли в ужасный бестиарий скотобоен, где эта нестареющая женщина, обладающая более ясным умом, чем любой молодой человек, отталкивает убийц одним жестом и устанавливает на их место свою камеру перед ежедневным обрядом жертвоприношения нашего хищного культа,
— произнес тогда Кокто.
Источник: mirtesen.spletnik.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]