День на фестивале традиционной арфы в Уэльсе
---
Как-то совсем с трудом открываются глаза после плохосонной ночи. Плетусь на кухню, завариваю себе чай, падаю обратно в постель и листаю почту. Вот емейл по сегодняшнему дню:
Neges i fynychwyr Gŵyl Delynau Cymru 2017,
Neges i adael i chi wybod fod yna waith adeiladu yn mynd ymlaen yn y brif fynedfa a’r dderbynfa yn adeilad Galeri Caernarfon.
Ну чего непонятного-то? Участников Уэльского фестиваля арфы предупреждают, что с парковкой сегодня проблемы. Участники - это мы.
И если вы еще думаете, что британцы - странные люди, потому что они ездят по левой стороне и умываются под двумя кранами, так знайте, что здесь живет 3 млн человек, которые по-английски говорят только с иностранцами, к которым причисляют и англичан. А нас - двух юных музыкантш, играющих на кларсахе, Веронику с Ханной, и меня, их шофера-курьера-повара Софью, уважительно зовут "гостями из Шотландии".
Кларсах - это такая маленькая арфа, у которой вместо педалей сверху леверсы, такие подъемные крючочки. У кларсаха может быть от 22 до 42 струн, у нас их 38. Я на ней не играю, играет моя девятилетняя дочь, вот она.
Совсем недавно закончился эдинбургский международный фестиваль арфы, и чтобы пасхальные каникулы медом не казались, мы решили съездить на аналогичный фестиваль в Уэльсе, в городе Карнарвоне. А чтобы было веселее, прихватили с собой арф-подружку Ханну.
Ну давайте я вам навру, это ж интернет. Моя дочь победила всех в детских соревнованиях в стране и приехала защищать честь Шотландии.
Нет, все-таки скажу правду. Моя дочь - дислексик и дисграфик, она очень плохо читает, еще хуже пишет и практически не разбирает нот. Побочки этой гадости - короткая память, рассеянное внимание и импульсивность - не дают нам заниматься музыкой традиционным способом. При таких исходниках даже природная музыкальность с трудом прорывается в жизнь.
Самым эффективным способом обучения является погружение в среду, общение с талантливыми и увлеченными людьми, работа в детских группах, где обращение идет не к голове, а к 12 человеческим чувствам.
Вот поэтому-то мы и рулили через пол-Британии в маленький город Карнарвон.
Да, так вот - утро в деревне Бесезда, где мы арендовали крохотный коттедж, ничем особо не отличается: мюсли в миске,зубы-волосы-юбки-туфли, бутерброды на обед... И вот мы готовы к выходу. На заднем плане - самая высокая вершина Уэльса - Сноудон.
Машина почти вплотную прижата к коттеджу, потому что подъезд к нему 200 лет назад никто не планировал для ширины современной машины. Сейчас я буду протыкаться вот в эту дырочку, на радость соседям.
Ехать нам полчаса, и мы на удивление легко паркуемся прямо у входа в арт-центр, где проходит фестиваль, и сдаю девчонок учительнице. Она молодая, приветливая (хотя уже одна из самых известных композиторов Уэльса), и имя у нее совершенно эльфийское - Эльфейр Граг Дайер.
Ее ассистентка с простым именем Кейти настраивает арфы детям.
Обычно это приходится делать мне (с электронным камертоном и шпаргалкой, впрочем), и у меня просто голова трескается: начинаем настраивать с ля, но пишем ее "А", произносим "Эй", а настраиваем вообще по соль диезу. Си будет писаться "в", произноситься "би", а настраиваться по си бемоль.
А сегодня у меня легкая жизнь: даже арфу таскать не надо, потому что свою тяжеленную "Клару" мы оставили дома, а здесь нам дали другую напрокат.
Так что болтаю с организаторами фестиваля: Шоне осталось всего три недели до родов, так что разговор крутится вокруг младенцев, вторых детей и всего такого. Узнав, что я из Москвы, она принимается нахваливать русских арфистов. Я уже не первый раз слышу, что наши арфистки - самые крутые в мире, потому что у нас чудовищная выучка и особая система перекидывания четвертого пальца, почти йоговская (я вот так и не сумела правильно скрутить ладонь).
Шона рассказывает, что раз в 4 года фестиваль у них международный, конкурсный, "и когда приезжают русские, конкурс фактически заканчивается на объявлении стран-участников, потому что русских победить никто не может".
Шона еще рассказывает, что даже когда приезжают совсем дети, 8-9лет, они поражают своей собранностью и мотивацией. "А уж техника!!! Какая у них техника!!! И какой артистизм!"
Вот так, видали? Тут вам не Олимпиада, никакого допинга!
Я ей в ответ рассказываю о системе музыкальных школ в России, и что в мое время их разве что ленивый не заканчивал. В глазах валлийской арфистки мой районная музыкальная школа, скромный дир-хор, становится чем-то недосягаемым: я что, правда могу дирижировать хором? Да еще и на пианино играю? Да, говорю я скромно, у меня восьмой грейд с отличием (здесь это высший любительский уровень). Как, два урока инструмента в неделю, три часа хора, сольфеджио и музлитература? Да, говорю, 8 часов в неделю и все за 5 рублей в месяц.
Как тут не впасть в тоску по родине. Тут-то часовой урок музыки мне стоит 25 фунтов, и никаких тебе музыкальных школ, так что если бы я захотела хотя бы два раза в неделю водить дочку к учителю да еще часик теории добавила, то только бы на ее уроки и работала.
Ну да ладно. Я провожу еще немного времени в арт-центре, где хороший вай-фай. Мне надо ответить на рабочие емейлы и забронировать на завтра уникальный батут-центр, сделанный внутри огромной заброшенной шахты, вот такой:
Дальше я планирую свой день. У меня ж 7 часов свободы! И я решаю заняться работой: отсмотреть южную часть острова Англси.
Я, понимаете ли, частный гид-водитель. Уэльс ни разу не моя террритория, я лицензирована на Шотландию, но, поскольку моя специализация - хитроумные тематические туры, меня иногда заносит в самые странные места. В Уэльс заносило дважды: с пиво-туром ("поиск исторических элей") и с фототуром по разрушенным аббатствам.
Так что на случай, если кому-нибудь из моих клиентов придет в голову мысль "а не поехать ли мне по следам древних кельтов и друидов", я тут же должна вскрикнуть "их есть у меня" и отвезти его на остров Англси. Во всяком случае, в теории так.
До самой дальней точки Англси - 45 минут езды (остров соединен мостом с большой землей). Вот она - маяк South Stack.
Отсмотр мест для туров - довольно скучное дело. История и истории - это все домашняя работа, кропотливый поиск информации по книжкам и сайтам. Работа памяти и воображения.
А сейчас мне нужно выяснить, какой дорогой поведет меня навигатор и живописна ли она, с какой стороны красивее подбираться, где самая удобная парковка, где дают хорошее пиво, чистый ли туалет в кафе и есть ли там приличная кофе-машина.
Вот и первый сюрприз - маяк-то закрыт! Хотя на официальной карте указаны часы работы, маяк-музей ищет новую управляющую компанию и пока закрыт для публики. Огорчение. Иду в кафе - проверить меню, туалет и все остальное. А заодно и пообедать крошкой-картошкой с салатом и выпить кофе - средненький, но приемлемый.
После еды идти к маяку лень, потому что все, что мне надо, я уже увидела. Но все-таки спускаюсь, чтобы замерить крутизну спуска и его пригодность для моих будущих туристов. Подъем обратно займет много времени и не всем по силам. Вот, кстати, и я - вроде меня вы еще не видели.
У меня есть несколько любимых туристов, я их зову "гэлоп", по которым я делаю свои внутренние замеры. Вот здесь мне придется остановить любознательного А.Н. с оперированным бедром. Тут совсем устанет добрейшая малоподвижная Л.Я. В этой точке заскучают дети К.Л. И мы с ними полезем посмотреть вот этот выход кварца на скале. А фотографы В.Ф. И С.Ф. зависнут тут часа на три, но если небо будет такое же белое, как сейчас, свернутся минут через 30.
Делаю себе пару зарубок в памяти лучших мест для фотографий. Тут телефон начинает бомбардировать меня смс-ками "добро пожаловать в Ирландию": он решил, что я уже в Евросоюзе. 13.15, кстати, там наверху, для любителей тайм-чеков.
Потом долго бреду по тропинке туда, где должны быть следы доисторического поселения. Так и не нахожу их. Официальный путеводитель мудро сделал вид с дрона, и тогда действительно угадываются круги на земле. В жизни такого вообще нет.
Разворачиваюсь и сажусь в машину. У меня еще несколько мегалитов в плане.
Полтора часа мотаюсь по "булыжникам". Я нарочно не еду к большим и официальным - мне нужны маленькие красивые и бесплатные точки с короткими прогулками заливки "пауз". Мне не очень везет: большинство камней зрительно незначительно, подобраться к ним непросто, и только самые страстные любители мегалитов будут довольны такими фотографиями.
Хотя, конечно, есть и очень эффектные могильники...
Исторические церкви закрыты, пейзажи унылы....
А плюс у меня неправильное настроение, явно недоделанная "домашняя работа" по подготовке поездки и какая-то подавляющая усталость. Начинает накрапывать дождь, давление падает в какие-то неприличные цифры и я просто дремлю в машине, размышляя о древних цивилизациях.
В то время, как древние кельты ставили здесь эти камни, понтийские мореходы бороздили воды морей, по шелковому пути сновали караваны с драгоценностями и невольниками, в Мессопотамии работали библиотеки, а здесь...
Да, на юге все созревает быстрее...
Мне пора ехать обратно. Мелькают маленькие невзрачные деревушки, тесные городки с прижатыми домами и, конечно, деревня , известная самым длинным называнием: Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch, или коротко, для указателя, Llanfairpwllgwyngyll. Переводится как "Церковь Девы Марии в лощине белого орешника близ страшного водоворота святого Тезилио-пещерника". Романтично, правда? Вот прочитаешь название, и уже путеводителя не надо.
С удовольствием возвращаюсь в нарядный Карнарвон. Его замок знаменит тем, что здесь, якобы, коронуют принцев Уэльских, но на самом деле единственный принц, одевший здесь корону, был нынешний принц Чарльз. Замок красивый, хотя действительно эффектную фотографию можно сделать только с соседнего холма, уж слишком он зажат домами со всех сторон.
Приезжаю в арт-центр, когда все уже готово к отчетному концерту.
На галереях по периметру расселись арфисты. Наверху - профи с "взрослыми" педальными арфами, у них эти два дня были свои мастер-классы. Напротив них - подростки, на нижнем балконе - любители с кларсахами и наша "беби-группа". Вон там моя дочка в голубой кофточке.
На балкончик рядом со мной вышел парнишка в тренировочных штанах с боураном - старинным кельтским бубном - и начал бить в него. барабан отозвался глухим, мощным, каким-то древним звуком.
Все арфы нестройно вступили в игру с какой-то старинной, почти трагической мелодией.
На балкончик напротив выскочила директор фестиваля, замахала руками и что-то закричала по-валлийски, явно: эй, стоп-стоп, никуда не годится такое вступление!
Все засмеялись, парнишка опять забил в боуран и арфы вступили куда дружнее. Сначала они играли вместе, а потом каждая группа показывала свои номера.
Концерт меня удивил: я совсем не ожидала, что за два дня воркшопов дети выучат столько произведений: 4 общих, где у них были совсем простенькие партии, да еще и три отдельных своей группы!
На мелодии из "Красавицы и чудовища" меня вдруг пробивает до слез: моя дочь смотрит в ноты!!! Она явно на них опирается!!! Только мамы дислексиков поймут мою эмоциональную бурю в этот момент!!!!
Когда концерт кончился, Ханна и Вероника подскакивают ко мне, я начинаю их нацеловывать и нахваливать . Я еще не отошла от своего потрясения. Моя дочь смотрела в ноты!!!!
Да и вообще искренне считаю, что дети очень круты, да и шанс сыграть в ансамбле с профессионалами на концерте, на мой взгляд, просто уникален.
Мы собираем свои стулья-ноты, сдаем арфы и отправляемся на перерыв - через полтора часа будет уже взрослый концерт.
На ужин мы направляемся в ближайший паб XVI века, потому что там водятся привидения.
Паб битком набит, но для нас находят местечко, и в ожидании немудреной еды девчонки носятся по пабу, мешая официанткам и фотографируя углы: они твердо уверены, что именно на фотографиях углов должны проявиться духи.
Народ вокруг попивает пивко и болтает по-валлийски. Английской речи совсем не слышно.
После еды времени едва хватает пробежать по центральным улицам и добраться до арт-центра, где уже начинается концерт.
Вступительное слово руководительницы фестиваля, Элайонор (она же миссис Беннет, она же баронесса Вигли), звучит примерно так: "Бхвару кхмау! Тхговел мркхт! Мяу-мяу кхххххрррр!" И так минут десять. Зал весело реагирует на какие-то шутки, нам не предназначенные, охает и вздыхает... Наконец следует английский перевод: " а теперь мы приглашаем на сцену музыкантов!".
Фото Элайонор у меня совсем не вышло, далеко, да и свет плохой, но она такая замечательная, что я подумала, что в виде исключения модераторы позволят мне поставить фотографию с официального сайта фестиваля. Чтобы вы могли посмотреть в глаза гения.
Первый ансамбль молодых талантов мне не понравился - они не отрывают глаза от нот, на дирижера почти не глядят, и звучат слаженно, но не артистично и напряженно. Недоучили, однако.
В России бы за такое дирижер музыкантам бошки поотрывал, но здесь играть на концерте по нотам считается нормальным.
А вот видите, парнишка помогает арфы развозить? на самом деле это звезда гэльского пения с острова Люис, Калам Маклауд. Я была на его концерте пару лет назад, у него голос, как у ангела. Но почему-то последний год я его вижу только за развозом арф...
А вот потом начинается интересное. На сцену выходят три парнишки из Дублина - один из них, тот самый с первого концерта, уже переоделся из тренировочных в черные брюки. Он вытащил кларсах, второй взял в руки боуран и принес целую стойку деревянных флейт разной длинны. Третий вышел с ирландской волынкой. Она очень отличается от шотландской- в нее не дуют, а накачивают воздух мехом под локтем (мех называтся лягушкой). Звук у нее камерный, гипнотический, нежный, как у кларнета.
Ребята играют старинные ирландские мелодии, лихо перехватывая разные инструменты, отстукивая, присвистывая и громко охая.
И если вы думаете, что мужчина с арфой выглядит чудаковато, так посмотрите на этого секси боя слева... Такие тонкие и сильные руки с чуткими пальцами, знаете... Ой, о чем это я???
Третьим номером выступает учительница наших детей, она здесь знаменитый композитор, играет интересную современную музыку. Но девчонки мои совсем уже приустали, завалились друг на друга и вот-вот заснут. Ряд, где мы сидим, полностью отдан детской группе с родителями, и половина детей уже откровенно спит.
И когда следующая исполнительница прекрасным чистым голосом начинает петь старинную валлийскую колыбельную , я понимаю: пора валить.
Мы тихонько пробираемся к выходу, садимся в машину, и возвращаемся в коттедж. Девчонки падают в кровати и засыпают еще на лету.
Но это еще не конец дня: через час приезжает наконец-то мой муж, которые решил срулить из Шотландии на денек и побыть с нами в Уэльсе. Я его отговаривала, ведь такая длинная дорога и завтра нам обратно в Эдинбург 7 часов гнать! Но он был тверд, и вот в узенькое парковочное место, едва предназначенное для одной машины, мы условно-успешно впихиваем мой минивэн и его бокстер.
Муж, измотанный донельзя, вваливается в комнату...
и тоже засыпает еще по дороге к кровати.
Спокойной ночи, Уэльс, NOHS dah, Cymru!
Neges i fynychwyr Gŵyl Delynau Cymru 2017,
Neges i adael i chi wybod fod yna waith adeiladu yn mynd ymlaen yn y brif fynedfa a’r dderbynfa yn adeilad Galeri Caernarfon.
Ну чего непонятного-то? Участников Уэльского фестиваля арфы предупреждают, что с парковкой сегодня проблемы. Участники - это мы.
И если вы еще думаете, что британцы - странные люди, потому что они ездят по левой стороне и умываются под двумя кранами, так знайте, что здесь живет 3 млн человек, которые по-английски говорят только с иностранцами, к которым причисляют и англичан. А нас - двух юных музыкантш, играющих на кларсахе, Веронику с Ханной, и меня, их шофера-курьера-повара Софью, уважительно зовут "гостями из Шотландии".
Кларсах - это такая маленькая арфа, у которой вместо педалей сверху леверсы, такие подъемные крючочки. У кларсаха может быть от 22 до 42 струн, у нас их 38. Я на ней не играю, играет моя девятилетняя дочь, вот она.
Совсем недавно закончился эдинбургский международный фестиваль арфы, и чтобы пасхальные каникулы медом не казались, мы решили съездить на аналогичный фестиваль в Уэльсе, в городе Карнарвоне. А чтобы было веселее, прихватили с собой арф-подружку Ханну.
Ну давайте я вам навру, это ж интернет. Моя дочь победила всех в детских соревнованиях в стране и приехала защищать честь Шотландии.
Нет, все-таки скажу правду. Моя дочь - дислексик и дисграфик, она очень плохо читает, еще хуже пишет и практически не разбирает нот. Побочки этой гадости - короткая память, рассеянное внимание и импульсивность - не дают нам заниматься музыкой традиционным способом. При таких исходниках даже природная музыкальность с трудом прорывается в жизнь.
Самым эффективным способом обучения является погружение в среду, общение с талантливыми и увлеченными людьми, работа в детских группах, где обращение идет не к голове, а к 12 человеческим чувствам.
Вот поэтому-то мы и рулили через пол-Британии в маленький город Карнарвон.
Да, так вот - утро в деревне Бесезда, где мы арендовали крохотный коттедж, ничем особо не отличается: мюсли в миске,зубы-волосы-юбки-туфли, бутерброды на обед... И вот мы готовы к выходу. На заднем плане - самая высокая вершина Уэльса - Сноудон.
Машина почти вплотную прижата к коттеджу, потому что подъезд к нему 200 лет назад никто не планировал для ширины современной машины. Сейчас я буду протыкаться вот в эту дырочку, на радость соседям.
Ехать нам полчаса, и мы на удивление легко паркуемся прямо у входа в арт-центр, где проходит фестиваль, и сдаю девчонок учительнице. Она молодая, приветливая (хотя уже одна из самых известных композиторов Уэльса), и имя у нее совершенно эльфийское - Эльфейр Граг Дайер.
Ее ассистентка с простым именем Кейти настраивает арфы детям.
Обычно это приходится делать мне (с электронным камертоном и шпаргалкой, впрочем), и у меня просто голова трескается: начинаем настраивать с ля, но пишем ее "А", произносим "Эй", а настраиваем вообще по соль диезу. Си будет писаться "в", произноситься "би", а настраиваться по си бемоль.
А сегодня у меня легкая жизнь: даже арфу таскать не надо, потому что свою тяжеленную "Клару" мы оставили дома, а здесь нам дали другую напрокат.
Так что болтаю с организаторами фестиваля: Шоне осталось всего три недели до родов, так что разговор крутится вокруг младенцев, вторых детей и всего такого. Узнав, что я из Москвы, она принимается нахваливать русских арфистов. Я уже не первый раз слышу, что наши арфистки - самые крутые в мире, потому что у нас чудовищная выучка и особая система перекидывания четвертого пальца, почти йоговская (я вот так и не сумела правильно скрутить ладонь).
Шона рассказывает, что раз в 4 года фестиваль у них международный, конкурсный, "и когда приезжают русские, конкурс фактически заканчивается на объявлении стран-участников, потому что русских победить никто не может".
Шона еще рассказывает, что даже когда приезжают совсем дети, 8-9лет, они поражают своей собранностью и мотивацией. "А уж техника!!! Какая у них техника!!! И какой артистизм!"
Вот так, видали? Тут вам не Олимпиада, никакого допинга!
Я ей в ответ рассказываю о системе музыкальных школ в России, и что в мое время их разве что ленивый не заканчивал. В глазах валлийской арфистки мой районная музыкальная школа, скромный дир-хор, становится чем-то недосягаемым: я что, правда могу дирижировать хором? Да еще и на пианино играю? Да, говорю я скромно, у меня восьмой грейд с отличием (здесь это высший любительский уровень). Как, два урока инструмента в неделю, три часа хора, сольфеджио и музлитература? Да, говорю, 8 часов в неделю и все за 5 рублей в месяц.
Как тут не впасть в тоску по родине. Тут-то часовой урок музыки мне стоит 25 фунтов, и никаких тебе музыкальных школ, так что если бы я захотела хотя бы два раза в неделю водить дочку к учителю да еще часик теории добавила, то только бы на ее уроки и работала.
Ну да ладно. Я провожу еще немного времени в арт-центре, где хороший вай-фай. Мне надо ответить на рабочие емейлы и забронировать на завтра уникальный батут-центр, сделанный внутри огромной заброшенной шахты, вот такой:
Дальше я планирую свой день. У меня ж 7 часов свободы! И я решаю заняться работой: отсмотреть южную часть острова Англси.
Я, понимаете ли, частный гид-водитель. Уэльс ни разу не моя террритория, я лицензирована на Шотландию, но, поскольку моя специализация - хитроумные тематические туры, меня иногда заносит в самые странные места. В Уэльс заносило дважды: с пиво-туром ("поиск исторических элей") и с фототуром по разрушенным аббатствам.
Так что на случай, если кому-нибудь из моих клиентов придет в голову мысль "а не поехать ли мне по следам древних кельтов и друидов", я тут же должна вскрикнуть "их есть у меня" и отвезти его на остров Англси. Во всяком случае, в теории так.
До самой дальней точки Англси - 45 минут езды (остров соединен мостом с большой землей). Вот она - маяк South Stack.
Отсмотр мест для туров - довольно скучное дело. История и истории - это все домашняя работа, кропотливый поиск информации по книжкам и сайтам. Работа памяти и воображения.
А сейчас мне нужно выяснить, какой дорогой поведет меня навигатор и живописна ли она, с какой стороны красивее подбираться, где самая удобная парковка, где дают хорошее пиво, чистый ли туалет в кафе и есть ли там приличная кофе-машина.
Вот и первый сюрприз - маяк-то закрыт! Хотя на официальной карте указаны часы работы, маяк-музей ищет новую управляющую компанию и пока закрыт для публики. Огорчение. Иду в кафе - проверить меню, туалет и все остальное. А заодно и пообедать крошкой-картошкой с салатом и выпить кофе - средненький, но приемлемый.
После еды идти к маяку лень, потому что все, что мне надо, я уже увидела. Но все-таки спускаюсь, чтобы замерить крутизну спуска и его пригодность для моих будущих туристов. Подъем обратно займет много времени и не всем по силам. Вот, кстати, и я - вроде меня вы еще не видели.
У меня есть несколько любимых туристов, я их зову "гэлоп", по которым я делаю свои внутренние замеры. Вот здесь мне придется остановить любознательного А.Н. с оперированным бедром. Тут совсем устанет добрейшая малоподвижная Л.Я. В этой точке заскучают дети К.Л. И мы с ними полезем посмотреть вот этот выход кварца на скале. А фотографы В.Ф. И С.Ф. зависнут тут часа на три, но если небо будет такое же белое, как сейчас, свернутся минут через 30.
Делаю себе пару зарубок в памяти лучших мест для фотографий. Тут телефон начинает бомбардировать меня смс-ками "добро пожаловать в Ирландию": он решил, что я уже в Евросоюзе. 13.15, кстати, там наверху, для любителей тайм-чеков.
Потом долго бреду по тропинке туда, где должны быть следы доисторического поселения. Так и не нахожу их. Официальный путеводитель мудро сделал вид с дрона, и тогда действительно угадываются круги на земле. В жизни такого вообще нет.
Разворачиваюсь и сажусь в машину. У меня еще несколько мегалитов в плане.
Полтора часа мотаюсь по "булыжникам". Я нарочно не еду к большим и официальным - мне нужны маленькие красивые и бесплатные точки с короткими прогулками заливки "пауз". Мне не очень везет: большинство камней зрительно незначительно, подобраться к ним непросто, и только самые страстные любители мегалитов будут довольны такими фотографиями.
Хотя, конечно, есть и очень эффектные могильники...
Исторические церкви закрыты, пейзажи унылы....
А плюс у меня неправильное настроение, явно недоделанная "домашняя работа" по подготовке поездки и какая-то подавляющая усталость. Начинает накрапывать дождь, давление падает в какие-то неприличные цифры и я просто дремлю в машине, размышляя о древних цивилизациях.
В то время, как древние кельты ставили здесь эти камни, понтийские мореходы бороздили воды морей, по шелковому пути сновали караваны с драгоценностями и невольниками, в Мессопотамии работали библиотеки, а здесь...
Да, на юге все созревает быстрее...
Мне пора ехать обратно. Мелькают маленькие невзрачные деревушки, тесные городки с прижатыми домами и, конечно, деревня , известная самым длинным называнием: Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch, или коротко, для указателя, Llanfairpwllgwyngyll. Переводится как "Церковь Девы Марии в лощине белого орешника близ страшного водоворота святого Тезилио-пещерника". Романтично, правда? Вот прочитаешь название, и уже путеводителя не надо.
С удовольствием возвращаюсь в нарядный Карнарвон. Его замок знаменит тем, что здесь, якобы, коронуют принцев Уэльских, но на самом деле единственный принц, одевший здесь корону, был нынешний принц Чарльз. Замок красивый, хотя действительно эффектную фотографию можно сделать только с соседнего холма, уж слишком он зажат домами со всех сторон.
Приезжаю в арт-центр, когда все уже готово к отчетному концерту.
На галереях по периметру расселись арфисты. Наверху - профи с "взрослыми" педальными арфами, у них эти два дня были свои мастер-классы. Напротив них - подростки, на нижнем балконе - любители с кларсахами и наша "беби-группа". Вон там моя дочка в голубой кофточке.
На балкончик рядом со мной вышел парнишка в тренировочных штанах с боураном - старинным кельтским бубном - и начал бить в него. барабан отозвался глухим, мощным, каким-то древним звуком.
Все арфы нестройно вступили в игру с какой-то старинной, почти трагической мелодией.
На балкончик напротив выскочила директор фестиваля, замахала руками и что-то закричала по-валлийски, явно: эй, стоп-стоп, никуда не годится такое вступление!
Все засмеялись, парнишка опять забил в боуран и арфы вступили куда дружнее. Сначала они играли вместе, а потом каждая группа показывала свои номера.
Концерт меня удивил: я совсем не ожидала, что за два дня воркшопов дети выучат столько произведений: 4 общих, где у них были совсем простенькие партии, да еще и три отдельных своей группы!
На мелодии из "Красавицы и чудовища" меня вдруг пробивает до слез: моя дочь смотрит в ноты!!! Она явно на них опирается!!! Только мамы дислексиков поймут мою эмоциональную бурю в этот момент!!!!
Когда концерт кончился, Ханна и Вероника подскакивают ко мне, я начинаю их нацеловывать и нахваливать . Я еще не отошла от своего потрясения. Моя дочь смотрела в ноты!!!!
Да и вообще искренне считаю, что дети очень круты, да и шанс сыграть в ансамбле с профессионалами на концерте, на мой взгляд, просто уникален.
Мы собираем свои стулья-ноты, сдаем арфы и отправляемся на перерыв - через полтора часа будет уже взрослый концерт.
На ужин мы направляемся в ближайший паб XVI века, потому что там водятся привидения.
Паб битком набит, но для нас находят местечко, и в ожидании немудреной еды девчонки носятся по пабу, мешая официанткам и фотографируя углы: они твердо уверены, что именно на фотографиях углов должны проявиться духи.
Народ вокруг попивает пивко и болтает по-валлийски. Английской речи совсем не слышно.
После еды времени едва хватает пробежать по центральным улицам и добраться до арт-центра, где уже начинается концерт.
Вступительное слово руководительницы фестиваля, Элайонор (она же миссис Беннет, она же баронесса Вигли), звучит примерно так: "Бхвару кхмау! Тхговел мркхт! Мяу-мяу кхххххрррр!" И так минут десять. Зал весело реагирует на какие-то шутки, нам не предназначенные, охает и вздыхает... Наконец следует английский перевод: " а теперь мы приглашаем на сцену музыкантов!".
Фото Элайонор у меня совсем не вышло, далеко, да и свет плохой, но она такая замечательная, что я подумала, что в виде исключения модераторы позволят мне поставить фотографию с официального сайта фестиваля. Чтобы вы могли посмотреть в глаза гения.
Первый ансамбль молодых талантов мне не понравился - они не отрывают глаза от нот, на дирижера почти не глядят, и звучат слаженно, но не артистично и напряженно. Недоучили, однако.
В России бы за такое дирижер музыкантам бошки поотрывал, но здесь играть на концерте по нотам считается нормальным.
А вот видите, парнишка помогает арфы развозить? на самом деле это звезда гэльского пения с острова Люис, Калам Маклауд. Я была на его концерте пару лет назад, у него голос, как у ангела. Но почему-то последний год я его вижу только за развозом арф...
А вот потом начинается интересное. На сцену выходят три парнишки из Дублина - один из них, тот самый с первого концерта, уже переоделся из тренировочных в черные брюки. Он вытащил кларсах, второй взял в руки боуран и принес целую стойку деревянных флейт разной длинны. Третий вышел с ирландской волынкой. Она очень отличается от шотландской- в нее не дуют, а накачивают воздух мехом под локтем (мех называтся лягушкой). Звук у нее камерный, гипнотический, нежный, как у кларнета.
Ребята играют старинные ирландские мелодии, лихо перехватывая разные инструменты, отстукивая, присвистывая и громко охая.
И если вы думаете, что мужчина с арфой выглядит чудаковато, так посмотрите на этого секси боя слева... Такие тонкие и сильные руки с чуткими пальцами, знаете... Ой, о чем это я???
Третьим номером выступает учительница наших детей, она здесь знаменитый композитор, играет интересную современную музыку. Но девчонки мои совсем уже приустали, завалились друг на друга и вот-вот заснут. Ряд, где мы сидим, полностью отдан детской группе с родителями, и половина детей уже откровенно спит.
И когда следующая исполнительница прекрасным чистым голосом начинает петь старинную валлийскую колыбельную , я понимаю: пора валить.
Мы тихонько пробираемся к выходу, садимся в машину, и возвращаемся в коттедж. Девчонки падают в кровати и засыпают еще на лету.
Но это еще не конец дня: через час приезжает наконец-то мой муж, которые решил срулить из Шотландии на денек и побыть с нами в Уэльсе. Я его отговаривала, ведь такая длинная дорога и завтра нам обратно в Эдинбург 7 часов гнать! Но он был тверд, и вот в узенькое парковочное место, едва предназначенное для одной машины, мы условно-успешно впихиваем мой минивэн и его бокстер.
Муж, измотанный донельзя, вваливается в комнату...
и тоже засыпает еще по дороге к кровати.
Спокойной ночи, Уэльс, NOHS dah, Cymru!
Взято: odin-moy-den.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]