Кораблик, который смог
16.04.2017 429 0 0 masterok

Кораблик, который смог

---
0
В закладки


Кто сразу вспомнил вот это:

А вот небольшая история о работе буксиров с супертанкерами:



«Метановая принцесса» уже на подходе к гавани, и к ее величеству нельзя отнестись без должного почтения. В судне 275 м длины и 43 м ширины при осадке 10 м, а внутри — груз сжиженного природного газа (LNG). Случись что, и судно водоизмещением 85000 т вполне может стать гигантской плавучей бомбой. На проходе через каналы и прочие узкости, запруженные плавучей мелюзгой, кораблю приходится сбавлять скорость. Тогда руль перестает реагировать на набегающую воду и судно теряет управление, становясь опасным для себя и окружающих. Именно поэтому сейчас, сырым пасмурным утром, к «Принцессе» спешит буксир «Эдвард Джей Моран». Оставив за собой атлантическое побережье штата Джорджия, он уйдет на 12 км в открытый океан. Там «Эдварду» предстоит встретить «Принцессу» и сопроводить ее до газового терминала на острове Эльба, что в 8 км к востоку от Саванны. В этом ему поможет систершип «Бульдог». Это самые мощные буксиры в США, наилучшим образом снаряженные для подобной работы. «Мощь у него как у центрового в Национальной футбольной лиге, — говорит Дэвид Миссрун, капитан «Эдварда», — при этом он шустрый и верткий, как ребята из той же команды в защите».

Миссрун восседает на ходовом мостике в кресле, как на мостике космического корабля из «Звездных войн», локти на подлокотниках, в каждой руке по джойстику величиной с кулак. Рывок запястьем, и судно прыгает вперед — настолько резко, что я бы грохнулся на палубу, если б не держался двумя руками за релинги. Сразу после рывка буксир резко останавливается, а потом плавно сдает назад. Я всю жизнь провел на воде, но никогда не видел, чтобы какое-нибудь судно могло двигаться как «Эдвард», особенно если учесть, что в нем 30 м длины и 6500 л.с. мощности. Эта игрушка за 15 секунд может с режима «полный вперед» на скорости в 13 узлов (24 км/ч) перейти на «полный назад» на тех же 13 узлах. А еще судно умеет разворачиваться на 360 градусов в пространстве, не превышающем его длины.


Спаренные поворотные винты (их принято называть «движитель Z-типа») торчат из днища, как комнатные вентиляторы, и могут разворачиваться на 360 градусов — благодаря этому без реверса двигателей буксир, имея ход в 14 узлов, может остановиться, пройдя по инерции десяток-другой метров. Более того, при таком приводе буксир может даже двигаться бортом вперед
Двигатель Спаренные 12-цилиндровые дизели с рабочим объемом 11 л на каждый цилиндр выдают суммарную мощность 6500 л. с. Это почти вдвое больше, чем у прежних моделей

Встреча с левиафаном

Мы берем курс в открытый океан. Зыбь на воде на глазах перерастает в двухметровые волны, которые разбиваются о стенку ходовой рубки. Ветер в порывах доходит до 30 узлов. Постепенно перед нами вырисовывается силуэт высокой стальной махины с черными бортами. Это судно, зарегистрированное в Британии, покинуло Египет всего 12 дней назад.

Мы притираемся к борту с подветренной стороны, Родни Магвуд, местный лоцман, поднимается по трапу и исчезает где-то в утробе танкера. Мы аккуратно сдвигаемся к корме, прижимаясь носом к стальному борту. Палубный матрос Дэвид Крокольски забрасывает наверх легкий фал, привязанный к нашему буксирному канату, — а это кевларовый трос сечением 240 мм с прочностью на разрыв в полтысячи тонн. После этого мы плавно отстаем метров на шестьдесят и занимаем так называемую кильватерную позицию, приноровившись к скорости в 9 узлов, которую выдерживает «Принцесса». С этого момента связь между нами и танкером не будет прерываться, пока «Принцесса» снова не выйдет в открытое море.

Такая работа…


Двигатель Спаренные 12-цилиндровые дизели с рабочим объемом 11 л на каждый цилиндр выдают суммарную мощность 6500 л. с. Это почти вдвое больше, чем у прежних моделей

Обратная дорога до речного устья занимает у нас два часа. Почти все время мы шли со скоростью 9 узлов, но теперь пришло время тормозить. С этого момента командование берет на себя Мэгвуд, лоцман, хозяйничающий теперь на капитанском мостике «Принцессы». «Малый вперед, задний ход», — слышны по рации его команды.

«Есть малый вперед», — подтверждает помощник капитана Энтони Грувер. Теперь его очередь стоять «на руле». Он ставит джойстики таким хитрым образом, что винты крутятся «враздрай», то есть навстречу друг другу. Буксир разворачивается поперек хода и начинает «тормозить лагом». Суденышко трясет так, будто мы катимся по «стиральной доске» на разбитой грунтовке. Динамометр, измеряющий нагрузку на буксирный трос, показывает 54 т. Скорость падает до 8 узлов, а «Бульдог» тем временем кидается к форштевню «Принцессы». На скорости 7 узлов Грувер начинает отруливать вправо. Когда «Эдвард», пыхтя и упираясь изо всех сил, медленно заводит в сторону корму «Принцессы», динамометр показывает уже 94 т.

«Пять и восемь и задний», — говорит Грувер. Нос у «Эдварда» зарывается в воду, корма задирается, и посудину трясет от бешеной нагрузки. И так, рывок за рывком, в течение следующего получаса мы постепенно снижаем скорость «Принцессы» до 4 узлов. На подмогу приходят еще два буксира. «Бульдог» встает «носом прямо», то есть его форштевень смотрит вперед и перпендикулярно судну. Он заворачивает «Принцессу» за форштевень, а мы тянем танкер назад. Рядом пристраивается еще пара буксиров более старых моделей. До причала еще остается ярдов сто. Магвуд плавно ведет эту громадину вперед, и все мы включаемся в общий танец, отточенный многими годами опыта и наработанной интуиции. Здесь все решает взаимопонимание между лоцманом и буксирными шкиперами.

- «Эдвард», потрави еще чуток! — выкрикивает Мэгвуд.

- Понял тебя, даю, — отвечает Грувер.

- Полегче, «Бульдог», полегче, — говорит Мэгвуд.

В течение следующих 45 минут чем ближе мы подходим к причальной стенке, тем чаще следуют команды.

- На «Эдварде» не горячись, — повторяет Мэгвуд.

- «Бульдог», держи 30%, кормовые буксиры, полегче!

Весь процесс идет аккуратно и неторопливо — здесь поддернуть, там подтолкнуть: четыре буксира и «Принцесса», четыре шкипера и лоцман, пять силовых установок действуют в полном согласии.

С «Принцессы» завели швартовы, а «Эдвард» с «Бульдогом» лежат в дрейфе поблизости. Впереди 24 часа разгрузки — для моряков с буксиров это время отдыха и ожидания. Ребята целую неделю не покидают своей посудины, но при этом они все время в родном порту. Современный уровень связи делает их не такими уж и одинокими — по мобильнику всегда можно поболтать с друзьями или женой, плоские телеэкраны висят на камбузе и в каютах, а благодаря Wi-Fi под рукой бескрайний мир интернета.


Лебедка Мощность привода 100 л. с. Этого вполне достаточно, чтобы перебороть тягу собственных винтов, крутящихся на полную мощность

Балет в океане

А вот уже и вечер следующего дня. «Принцесса» разгружена и готова отправиться в путь. «Бульдог» упирается носом в ее правую скулу и заводит буксирный трос. «Эдвард» оттягивает с ее кормы 80-метровый канат, а еще один буксир пристраивается к «Принцессе» где-то посередке.

- «Бульдог», полегче!- кричит Мэгвуд. Он снова командует с капитанского мостика «Принцессы». «Бульдог» отвечает одним длинным свистком и тремя короткими. Когда не было дуплексной радиосвязи, лоцманы объяснялись посредством свистков, и многие капитаны до сих пор предпочитают этот язык. Один свисток подтверждает получение команды, три — «отбой», а четыре — «буксир заведен и включен полный ход» — не важно, со стороны носа или кормы.

- «Бульдог», стоп!

Один свисток.

— Давай-давай, «Эдвард», «Бульдог», стоп! Всем стоп!

Ревут дизели «Эдварда», кипит вода, из-под кормы рвется пена. «Метановая принцесса» плавно отваливает от стенки и начинает движение на исполненной достоинства скорости ровно в 1 узел. В длину танкер не уступит городскому кварталу, и трудно себе даже вообразить, какая у этого гиганта должна быть инерция. Однако портовые буксиры управляются с ним с балетным изяществом и без лишних движений.

Провожатый для гигантов

Экипаж буксира — всего четыре человека. Это капитан, помощник, палубный матрос и моторист. Режим — неделя работы, неделя отдыха. Вахта — 24 часа в сутки. Это не только обслуживание терминала LNG, но и прочие портовые хлопоты — от швартовки контейнеровозов до спасения в открытом море судов, потерявших управление.

В династии Миссруна уже три поколения служат на буксирах в районе устья реки Саванна. Его помощник, 25-летний Энтони Грувер, — сын лоцмана, который когда-то учил отца Миссруна, а тот в свою очередь передал опыт сыну. Танкеры класса «Метановой принцессы» в сопровождении буксиров зачаливаются у терминала LNG — длинного бетонного пирса, расположенного параллельно берегу. Вплоть до самой швартовки их сопровождают вертолет береговой охраны и две моторки с надувными бортами и жестким днищем, приписанные к тому же ведомству. В свое время велось немало дискуссий по поводу таких терминалов, однако прошло 30 лет, совершено уже 33 000 рейсов газовых супертанкеров, а утечки газа были отмечены всего в восьми случаях, причем ни одна из них не привела к пожару. У всех газовых танкеров корпуса с двухслойными бортами, а сам сжиженный газ не может загореться, пока не испарится и не смешается с воздухом в концентрации от 5 до 15%. Самая страшная катастрофа, связанная со сжиженным газом, произошла в Кливленде в 1944 году на первом в мире заводе по производству LNG.

Тогда в результате повреждений одного из газгольдеров его содержимое вытекло в отводные канавы и сточную канализацию. Когда концентрация газа в воздухе дошла до опасного уровня, произошло возгорание. Погибло 128 человек и 225 было ранено. С тех пор по всему миру зарегистрировано еще четыре несчастных случая со смертельными исходами, но все они имели место именно на заводах. Танкеры же пока доказывают свою безопасность.

источники
http://www.popmech.ru/technologies/10157-superbuksiry-buksir-dlya-supertankera/уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]