Стереофотография. Виноградов Захарий Захариевич (73 фото)
---
Оригинал взят у aloban75 в Стереофотография. Виноградов Захарий Захариевич (73 фото)
На удивление мало известно об этом явно незаурядном фотографе. Виноградов объездил весь Волжский регион и создал большой альбом фотографий, за что получил премию и выставлялся в Москве.
Захар Виноградов (1882-1963) родился в семье купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина З. И. Виноградова. В 1894 г. поступил в Харьковское реальное училище, а в 1901 г. – на механическое отделение Харьковского технологического института, в 1903 г. исключён за участие в студенческих волнениях. В 1906 г. переехал в Москву и полностью посвятил себя фотографии. Участник экспедиции В. А. Русанова на Новую Землю в 1908 г. в качестве фотографа. Его стереоскопические серии – это прежде всего географическое и этнографическое исследование, особенно значимое для России с ее колоссальной территорией и разным по составу населением. В 1910 г. в серии стереопар «Жизнь и природа России» сделал подборку стереоснимков «Крым». Фотографии Виноградова опубликованы в журнале «Искры», №6, 1911 г. Владелец фотографической мастерской «Видов России». Ученик А. М. Донде, фотографа и автора одного из пособий по стереоскопической съемке, Виноградов учитывал все требования и возможности стереофотографии, такие как расположение света и соотношение планов.
Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением. Однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей начиная с 30-х годов XIX века.
Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как, глядя в стереоскоп, зритель XIX века оставался один на один с изображением.
Будучи невероятно популярной, стереофотография совершенно не претендовала на статус произведения искусства. Одна из особенностей стереоскопических видов состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом, было хорошим бизнесом.
Став коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом. То, что до этого представлялось абстрактно (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов) приобретало более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. Вместе с тем, особенно популярны стали стереоскопические снимки, сделанные в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях населявший данный регион. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.
Объемное изображение как будто восполняло недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Стереофотография стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить, каталогизировать окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.
В Костроме Виноградовым сделаны 354 фото в 1913 г.(к 300-летию Дома Романовых). В 1922 г. вернулся в Москву, работал фотографом в Комиссии по охране памятников искусства и старины, в Мосгубмузее.
В 1924 г. В. работал в фотолаборатории музея наглядных пособий Московского общества сельского хозяйства. В 1925 г. Его работы по изменению характера негатива демонстрировались в Русском Фотографическом обществе в Москве («Фотограф», 1927, №5-6, с. 156). Член-учредитель Всероссийского фотографического общества (1928 г.). В 1929-30 гг. производил фотосъёмки Подмосковья для путеводителя.
В 1936 г. преподаватель Центральных фотокурсов «Союзфото».
Источники:
http://um.mos.ru/contests/dogm-persons/works/39746/
http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/stereomates/
https://vk.com/album-97220602_243000608
На удивление мало известно об этом явно незаурядном фотографе. Виноградов объездил весь Волжский регион и создал большой альбом фотографий, за что получил премию и выставлялся в Москве.
Захар Виноградов (1882-1963) родился в семье купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина З. И. Виноградова. В 1894 г. поступил в Харьковское реальное училище, а в 1901 г. – на механическое отделение Харьковского технологического института, в 1903 г. исключён за участие в студенческих волнениях. В 1906 г. переехал в Москву и полностью посвятил себя фотографии. Участник экспедиции В. А. Русанова на Новую Землю в 1908 г. в качестве фотографа. Его стереоскопические серии – это прежде всего географическое и этнографическое исследование, особенно значимое для России с ее колоссальной территорией и разным по составу населением. В 1910 г. в серии стереопар «Жизнь и природа России» сделал подборку стереоснимков «Крым». Фотографии Виноградова опубликованы в журнале «Искры», №6, 1911 г. Владелец фотографической мастерской «Видов России». Ученик А. М. Донде, фотографа и автора одного из пособий по стереоскопической съемке, Виноградов учитывал все требования и возможности стереофотографии, такие как расположение света и соотношение планов.
Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением. Однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей начиная с 30-х годов XIX века.
Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как, глядя в стереоскоп, зритель XIX века оставался один на один с изображением.
Будучи невероятно популярной, стереофотография совершенно не претендовала на статус произведения искусства. Одна из особенностей стереоскопических видов состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом, было хорошим бизнесом.
Став коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом. То, что до этого представлялось абстрактно (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов) приобретало более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. Вместе с тем, особенно популярны стали стереоскопические снимки, сделанные в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях населявший данный регион. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.
Объемное изображение как будто восполняло недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Стереофотография стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить, каталогизировать окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.
В Костроме Виноградовым сделаны 354 фото в 1913 г.(к 300-летию Дома Романовых). В 1922 г. вернулся в Москву, работал фотографом в Комиссии по охране памятников искусства и старины, в Мосгубмузее.
В 1924 г. В. работал в фотолаборатории музея наглядных пособий Московского общества сельского хозяйства. В 1925 г. Его работы по изменению характера негатива демонстрировались в Русском Фотографическом обществе в Москве («Фотограф», 1927, №5-6, с. 156). Член-учредитель Всероссийского фотографического общества (1928 г.). В 1929-30 гг. производил фотосъёмки Подмосковья для путеводителя.
В 1936 г. преподаватель Центральных фотокурсов «Союзфото».
Источники:
http://um.mos.ru/contests/dogm-persons/works/39746/
http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/stereomates/
https://vk.com/album-97220602_243000608
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]