Что делать, если к вам привязалась песня?
---
Марк Твен в своем знаменитом рассказе «Режьте, братцы, режьте!» описывает муки человека, который, случайно прочитав напечатанные в газете стихи кондуктора о том, как резать билеты, никак не мог от них избавиться. Что он только ни делал, чтобы стереть из памяти:
«Режьте, братцы, режьте!
Режьте осторожно!
Режьте, чтобы видел
пассажир дорожный!» - ничего не помогало.
Мало кто из нас с подобным не сталкивался. Упомянутый Твеном текст намертво влип в память героя рассказа по причине своей нелепости. А разве чем-то лучше то, что ежедневно атакует наши уши и глаза?
Нередко приходится слышать, как люди жалуются на то, что забыли важные и нужные вещи, но помнят всевозможную ерунду. Очень часто производители рекламы делают все, чтобы их тексты стали такой «нестираемой из памяти» ерундой – они это умеют!
Ученые из западного Вашингтонского университета нашли способ справиться с этой проблемой. Благодаря ему мы легко сможем «почистить» память от информационного мусора, обладающего способностью накрепко привязываться. И способ этот относительно прост.
Почему лишь относительно? Да потому, что лучшим средством от «прилипшей» песни или рекламного слогана является успешное решение какой-либо задачи. Не слишком легкой, иначе защита не сработает. Психолог Айра Хайман (Ira Hyman) советует для избавления от музыкального и иного информационного наваждения решить головоломку судоку или поработать над анаграммой – не менее чем из пяти букв. (То есть попробовать из букв одного слова составить несколько других – желательно, используя все буквы). Задача, которая чрезмерно сложна, не поможет, но и слишком легкая не годится.
Чтобы проверить свою гипотезу, Хайман предлагал подобные нетривиальные задания группе испытуемых, в наушниках которых довольно громко звучали записи Леди Гаги, Бейонсе и Beatles. Если задание было пустячным – оно не мешало песне, а если наоборот – песня мешала людям сосредоточиться.
Также Айра Хайман раскрыл секрет лучшей запоминаемости припевов песен. Дело не только в том, что они многократно повторяются, но и в том, что мы часто запоминаем незавершенные информационные конструкции (видимо, на всякий случай!). Окончания песни, если в ней несколько куплетов, как правило, никто уже не помнит.
Таким образом, существует еще один способ покончить с «прилипчивой» песней: пропеть ее самому до конца. «Завершенное» забывается легче!
Впрочем, если прилипчивая песенка все-таки какое-то время подержит вас в плену – не расстраивайтесь. С ее помощью спустя длительное время вы сможете восстановить целый комплекс ощущений, связанных со временем. Недаром почти в каждом литературном произведении мемуарного жанра много цитат из стихов, песен, лозунгов, речевок – на их основе и автор, и его читатели создают портрет времени.
А значит глупая песенка станет поводом для светлой ностальгии. Как говорил поэт: «Что пройдет – то будет мило».
Марк Твен в своем знаменитом рассказе «Режьте, братцы, режьте!» описывает муки человека, который, случайно прочитав напечатанные в газете стихи кондуктора о том, как резать билеты, никак не мог от них избавиться. Что он только ни делал, чтобы стереть из памяти:
«Режьте, братцы, режьте!
Режьте осторожно!
Режьте, чтобы видел
пассажир дорожный!» - ничего не помогало.
Мало кто из нас с подобным не сталкивался. Упомянутый Твеном текст намертво влип в память героя рассказа по причине своей нелепости. А разве чем-то лучше то, что ежедневно атакует наши уши и глаза?
Нередко приходится слышать, как люди жалуются на то, что забыли важные и нужные вещи, но помнят всевозможную ерунду. Очень часто производители рекламы делают все, чтобы их тексты стали такой «нестираемой из памяти» ерундой – они это умеют!
Ученые из западного Вашингтонского университета нашли способ справиться с этой проблемой. Благодаря ему мы легко сможем «почистить» память от информационного мусора, обладающего способностью накрепко привязываться. И способ этот относительно прост.
Почему лишь относительно? Да потому, что лучшим средством от «прилипшей» песни или рекламного слогана является успешное решение какой-либо задачи. Не слишком легкой, иначе защита не сработает. Психолог Айра Хайман (Ira Hyman) советует для избавления от музыкального и иного информационного наваждения решить головоломку судоку или поработать над анаграммой – не менее чем из пяти букв. (То есть попробовать из букв одного слова составить несколько других – желательно, используя все буквы). Задача, которая чрезмерно сложна, не поможет, но и слишком легкая не годится.
Чтобы проверить свою гипотезу, Хайман предлагал подобные нетривиальные задания группе испытуемых, в наушниках которых довольно громко звучали записи Леди Гаги, Бейонсе и Beatles. Если задание было пустячным – оно не мешало песне, а если наоборот – песня мешала людям сосредоточиться.
Также Айра Хайман раскрыл секрет лучшей запоминаемости припевов песен. Дело не только в том, что они многократно повторяются, но и в том, что мы часто запоминаем незавершенные информационные конструкции (видимо, на всякий случай!). Окончания песни, если в ней несколько куплетов, как правило, никто уже не помнит.
Таким образом, существует еще один способ покончить с «прилипчивой» песней: пропеть ее самому до конца. «Завершенное» забывается легче!
Впрочем, если прилипчивая песенка все-таки какое-то время подержит вас в плену – не расстраивайтесь. С ее помощью спустя длительное время вы сможете восстановить целый комплекс ощущений, связанных со временем. Недаром почти в каждом литературном произведении мемуарного жанра много цитат из стихов, песен, лозунгов, речевок – на их основе и автор, и его читатели создают портрет времени.
А значит глупая песенка станет поводом для светлой ностальгии. Как говорил поэт: «Что пройдет – то будет мило».
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]