Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле? Серия 2
---
Серия 1
Кто все-таки сидит рядом с Христом на «Тайной вечере» да Винчи?
На самом деле, если у Леонардо и были хоть какие-то причины изобразить Марию Магдалину в сцене «Тайной вечере», то у него не было повода делать это тайно, маскируя ее под одного из апостолов. Хотя бы потому, что это уже делали за полвека до него: Фра Беато Анджелико написал ее коленопреклоненной на фреске в доминиканском монастыре Сан-Марко во Флоренции, живописующей события последней трапезы Христа с апостолами.
Фра Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря
1437. Фреска
В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить, так как в Средние века ее почитали наравне с другими апостолами. Радикально заблуждался Дэн Браун и приписывая одному из своих персонажей реплику: «Леонардо был достаточно мастеровит, чтобы отобразить разницу между полами». Точнее, художник, безусловно, был способен отобразить эту разницу, только вот не всегда хотел.
Напротив, гораздо больше ему по душе было изображать андрогинных персонажей, которых легко отнести и к женскому, и мужскому полу. В этом контексте можно вспомнить юного ангела на картине «Мадонна в скалах» и еще одного Иоанна — Крестителя. Некоторые исследователи (например, искусствовед Сильвано Винчети, обнаруживший в 2010 году останки Караваджо) выдвигали предположения, что даже признанный во всем мире идеал женственности — Мону Лизу — Леонардо писал со своего юного фаворита Салаи.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, Иоанн Евангелист
1495, 42×91 см. Темпера, Штукатурка
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)
1485, 199×122 см. Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель
1513, 69×57 см • Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). Викисклад
При желании можно найти определенное сходство и между Джокондой, и давинчиевским Иоанном Крестителем (моделью для написания которого также послужил Салаи, согласно одной из версий), и апостолом Иоанном с «Тайной вечери». Их всех объединяет та самая загадочная улыбка (которую, к слову, не так давно расшифровали немецкие ученые).
Но даже в придании Иоанну Богослову женственных черт Леонардо не был революционером. Поскольку тот считался самым молодым среди апостолов, его часто изображали хрупким, гладколицым и женоподобным юношей. Так что для современников художника его версия апостола Иоанна не выходила за рамки сложившейся живописной традиции.
Ганс Мемлинг. Алтарь Девы Марии сэра Джона Донна Кидвелли, правая створка: Иоанн Евангелист
1468, 30×71 см. Дерево
Христос, которого поддерживают Богородица, Святой Иоанн Евангелист и Иосифи из Аримафеи
95×81 см. Темпера, Дерево
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со Святым Франциском и Святым Иоанном Богословом
Что едят апостолы на «Тайной вечере» Леонардо?
Да Винчи был по сути первым, кто «закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной, тем более что первоисточник не дает особых подробностей касательно набора яств. Вопреки предшественникам, помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино (в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.
Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым, за исключением ломтика фрукта (возможно, граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо, наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно, поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии, да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того, как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter (Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря, поданного с ломтиками апельсина. Во время написания «Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах, и Росс Кинг выдвигает две версии, почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.
Согласно одной из них, поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца, то, возможно, Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини, где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник, который спешит поскорее окончить богослужение, чтобы попасть домой к ужину и отведать угря, приготовленного по особому рецепту.
Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но, с другой стороны, он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря, члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду, а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно, что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.
Немая сцена: причастие или предательство?
Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа, согласно Евангелию, были установление Таинства причастия и весть о том, что один из учеников предал Его. Долгое время была популярной теория, что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве. В этом был убежден и Гёте, такой трактовки придерживалось и большинство американских искусствоведов прошлого века.
Гёте не причислял себя к христианам, а в художественных школах США в ХХ столетии считалось прогрессивным отбрасывать религиозную составляющую картины Леонардо и относить его к «самым глубоко мыслящим ученым» своего времени (хотя одно другому не мешает, если вспомнить рассуждения художника о роли Творца в создании человеческого тела). Но усилиями американских же исследователей этот односторонний взгляд начал постепенно пересматриваться.
Вслед за Лео Стейнбергом, посвятившему обширную статью разбору аргументов в пользу сакрального компонента «Тайной вечери» да Винчи, эту теорию поддержал его соотечественник Хорст Янсон, автор известного учебника «История искусств: Обзор изобразительного искусства от начала времен до наших дней». Он заметил, что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма, а жесты Христа, которым художник уделял самое пристальное внимание, свидетельствуют об одновременном установлении им обряда причастия.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла, что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек. Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его «Поклонения волхвов» есть два листа, исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего, неспроста руки Христа являются центром композиции, образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.
Леонардо да Винчи.
Зарисовки рук в разных положениях (иллюстрации из книги Росса Кинга):
Пристальнее внимание рукам Леонардо уделяет не только в «Тайной вечере»:
Леонардо да Винчи. Рука в движении
Леонардо да Винчи. Эскиз рук
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (фрагмент)
1496, 53.4×39.3 см. Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Благовещение (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент)
В то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду, что и рука Иуды, иллюстрируя слова из Евангелия от Матфея «опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня», левая направлена к хлебу. Ладонь раскрыта таким образом, что замысел Леонардо выглядит довольно однозначно: Христос простирает руку не затем, чтобы взять хлеб со стола, а будто благословляет его для причастия: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк. 14:23).
Леонардо да Винчи. Голова Христа (этюд к Тайной вечере)
О том, что кульминацией сюжета «Тайной вечери» да Винчи является не реакция апостолов на слова Иисуса о предательстве Иуды, а все-таки учреждение Таинства Евхаристии, красноречиво говорит и его взгляд, направленный на хлеб. В этом эмоциональном контрасте и состоит драматический эффект, который производит роспись: посреди шквала возмущения, недоумения, смущения и прочих смешанных чувств апостолов мы видим спокойное, сосредоточенное на молитве лицо Христа.
Только при большом желании можно проигнорировать настолько очевидную идею художника совместить в одной сцене одновременно два ключевых момента Тайной вечери. Тем более что подобное нетривиальное решение усидеть сразу на двух стульях видится вполне в духе не знающей преград авантюрной натуры Леонардо.
«Трудный ребенок» да Винчи
Муки, в которых злополучное произведение рождалось на свет, ни в какое сравнение не идут с тем, что ожидало его в будущем. К неудачному эксперименту художника с составом красок, из-за которого разрушение росписи началось уже через 20 лет после ее завершения, добавились всевозможные несчастья и стихийные бедствия.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеряВ 1652 году насельники монастыря зачем-то решили проделать в стене дверь, «отрезав» Христу ступни и грубо нарушив целостность картины. Потом последовали попытки реставраций бездарными художниками. Один из них почти полностью переписал «Тайную вечерю», оставив без изменений лишь головы Матфея, Фаддея и Симона. А в результате другой реставрации нога апостола Варфоломея сделалась ножкой стула, а рука Фомы превратилась в булку хлеба.
Фото: Wikimedia Commons
Во время нашествия войск Наполеона в 1796 году из трапезной монастыря сделали конюшню, а 4 года спустя она была затоплена на полметра в результате наводнения. За две недели вода впиталась в стены, а роспись покрылась плесенью. В 1821 году очередной реставратор, думая, что перед ним фреска в истинном понимании слова, пытался перевести живопись на холст. Когда идея потерпела крах, ему оставалось лишь попытаться приклеить краску обратно на стену. Неудивительно, что еще полвека спустя помещение трапезной отвели под сеновал.
Во время Второй мировой войны «Тайная вечеря» спаслась лишь чудом: 16 августа 1943 года в церковь Санта-Мария делле Грацие попала бомба Британских королевских ВВС. Роспись, уцелевшая только благодаря защите из мешков с песком, на протяжении нескольких месяцев оставалась под открытым небом, пока трапезную не восстановили.
Развалины трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки. «Тайная вечеря» скрыта защитной конструкцией (фото из книги).
А так «Тайная вечеря» выглядела в 1975-м.
В 1977 году началась последняя реставрация длиной в 22 года. Какие только технологии в ней не участвовали: система жизнеобеспечения из датчиков температуры и влажности, диагностика при помощи сонаров, радаров, инфракрасных камер и тому подобное. Все наслоения грязи и красок от прошлых реставраций снимали при помощи японской бумаги, пропитанной растворителем. Оставив лишь краски, нанесенные самим да Винчи и его помощниками, утраченные фрагменты заполнили акварелью нейтрального оттенка.
В результате «Тайная вечеря» стала всемирно известной во многом благодаря своему критическому состоянию. Писатель Генри Джеймс назвал ее «печальнейшим произведением искусства в мире, трудолюбивым калекой, к которому заходят посмотреть, как там у него дела, а удаляются со вздохами, будто отходят на цыпочках от смертного ложа».
В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века, когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь «Тайная вечеря», по сути, была единственным общедоступным свидетельством его таланта.
Автор Наталья Азаренко
Источник - Артхив
Кто все-таки сидит рядом с Христом на «Тайной вечере» да Винчи?
На самом деле, если у Леонардо и были хоть какие-то причины изобразить Марию Магдалину в сцене «Тайной вечере», то у него не было повода делать это тайно, маскируя ее под одного из апостолов. Хотя бы потому, что это уже делали за полвека до него: Фра Беато Анджелико написал ее коленопреклоненной на фреске в доминиканском монастыре Сан-Марко во Флоренции, живописующей события последней трапезы Христа с апостолами.
Фра Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря
1437. Фреска
В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить, так как в Средние века ее почитали наравне с другими апостолами. Радикально заблуждался Дэн Браун и приписывая одному из своих персонажей реплику: «Леонардо был достаточно мастеровит, чтобы отобразить разницу между полами». Точнее, художник, безусловно, был способен отобразить эту разницу, только вот не всегда хотел.
Напротив, гораздо больше ему по душе было изображать андрогинных персонажей, которых легко отнести и к женскому, и мужскому полу. В этом контексте можно вспомнить юного ангела на картине «Мадонна в скалах» и еще одного Иоанна — Крестителя. Некоторые исследователи (например, искусствовед Сильвано Винчети, обнаруживший в 2010 году останки Караваджо) выдвигали предположения, что даже признанный во всем мире идеал женственности — Мону Лизу — Леонардо писал со своего юного фаворита Салаи.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, Иоанн Евангелист
1495, 42×91 см. Темпера, Штукатурка
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)
1485, 199×122 см. Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель
1513, 69×57 см • Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). Викисклад
При желании можно найти определенное сходство и между Джокондой, и давинчиевским Иоанном Крестителем (моделью для написания которого также послужил Салаи, согласно одной из версий), и апостолом Иоанном с «Тайной вечери». Их всех объединяет та самая загадочная улыбка (которую, к слову, не так давно расшифровали немецкие ученые).
Но даже в придании Иоанну Богослову женственных черт Леонардо не был революционером. Поскольку тот считался самым молодым среди апостолов, его часто изображали хрупким, гладколицым и женоподобным юношей. Так что для современников художника его версия апостола Иоанна не выходила за рамки сложившейся живописной традиции.
Ганс Мемлинг. Алтарь Девы Марии сэра Джона Донна Кидвелли, правая створка: Иоанн Евангелист
1468, 30×71 см. Дерево
Христос, которого поддерживают Богородица, Святой Иоанн Евангелист и Иосифи из Аримафеи
95×81 см. Темпера, Дерево
Пьетро Лоренцетти. Мадонна со Святым Франциском и Святым Иоанном Богословом
Что едят апостолы на «Тайной вечере» Леонардо?
Да Винчи был по сути первым, кто «закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной, тем более что первоисточник не дает особых подробностей касательно набора яств. Вопреки предшественникам, помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино (в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.
Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым, за исключением ломтика фрукта (возможно, граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо, наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно, поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии, да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того, как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter (Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря, поданного с ломтиками апельсина. Во время написания «Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах, и Росс Кинг выдвигает две версии, почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.
Согласно одной из них, поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца, то, возможно, Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини, где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник, который спешит поскорее окончить богослужение, чтобы попасть домой к ужину и отведать угря, приготовленного по особому рецепту.
Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но, с другой стороны, он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря, члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду, а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно, что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.
Немая сцена: причастие или предательство?
Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа, согласно Евангелию, были установление Таинства причастия и весть о том, что один из учеников предал Его. Долгое время была популярной теория, что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве. В этом был убежден и Гёте, такой трактовки придерживалось и большинство американских искусствоведов прошлого века.
Гёте не причислял себя к христианам, а в художественных школах США в ХХ столетии считалось прогрессивным отбрасывать религиозную составляющую картины Леонардо и относить его к «самым глубоко мыслящим ученым» своего времени (хотя одно другому не мешает, если вспомнить рассуждения художника о роли Творца в создании человеческого тела). Но усилиями американских же исследователей этот односторонний взгляд начал постепенно пересматриваться.
Вслед за Лео Стейнбергом, посвятившему обширную статью разбору аргументов в пользу сакрального компонента «Тайной вечери» да Винчи, эту теорию поддержал его соотечественник Хорст Янсон, автор известного учебника «История искусств: Обзор изобразительного искусства от начала времен до наших дней». Он заметил, что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма, а жесты Христа, которым художник уделял самое пристальное внимание, свидетельствуют об одновременном установлении им обряда причастия.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла, что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек. Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его «Поклонения волхвов» есть два листа, исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего, неспроста руки Христа являются центром композиции, образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.
Леонардо да Винчи.
Зарисовки рук в разных положениях (иллюстрации из книги Росса Кинга):
Пристальнее внимание рукам Леонардо уделяет не только в «Тайной вечере»:
Леонардо да Винчи. Рука в движении
Леонардо да Винчи. Эскиз рук
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (фрагмент)
1496, 53.4×39.3 см. Масло, Дерево
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Благовещение (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент)
В то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду, что и рука Иуды, иллюстрируя слова из Евангелия от Матфея «опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня», левая направлена к хлебу. Ладонь раскрыта таким образом, что замысел Леонардо выглядит довольно однозначно: Христос простирает руку не затем, чтобы взять хлеб со стола, а будто благословляет его для причастия: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мк. 14:23).
Леонардо да Винчи. Голова Христа (этюд к Тайной вечере)
О том, что кульминацией сюжета «Тайной вечери» да Винчи является не реакция апостолов на слова Иисуса о предательстве Иуды, а все-таки учреждение Таинства Евхаристии, красноречиво говорит и его взгляд, направленный на хлеб. В этом эмоциональном контрасте и состоит драматический эффект, который производит роспись: посреди шквала возмущения, недоумения, смущения и прочих смешанных чувств апостолов мы видим спокойное, сосредоточенное на молитве лицо Христа.
Только при большом желании можно проигнорировать настолько очевидную идею художника совместить в одной сцене одновременно два ключевых момента Тайной вечери. Тем более что подобное нетривиальное решение усидеть сразу на двух стульях видится вполне в духе не знающей преград авантюрной натуры Леонардо.
«Трудный ребенок» да Винчи
Муки, в которых злополучное произведение рождалось на свет, ни в какое сравнение не идут с тем, что ожидало его в будущем. К неудачному эксперименту художника с составом красок, из-за которого разрушение росписи началось уже через 20 лет после ее завершения, добавились всевозможные несчастья и стихийные бедствия.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеряВ 1652 году насельники монастыря зачем-то решили проделать в стене дверь, «отрезав» Христу ступни и грубо нарушив целостность картины. Потом последовали попытки реставраций бездарными художниками. Один из них почти полностью переписал «Тайную вечерю», оставив без изменений лишь головы Матфея, Фаддея и Симона. А в результате другой реставрации нога апостола Варфоломея сделалась ножкой стула, а рука Фомы превратилась в булку хлеба.
Фото: Wikimedia Commons
Во время нашествия войск Наполеона в 1796 году из трапезной монастыря сделали конюшню, а 4 года спустя она была затоплена на полметра в результате наводнения. За две недели вода впиталась в стены, а роспись покрылась плесенью. В 1821 году очередной реставратор, думая, что перед ним фреска в истинном понимании слова, пытался перевести живопись на холст. Когда идея потерпела крах, ему оставалось лишь попытаться приклеить краску обратно на стену. Неудивительно, что еще полвека спустя помещение трапезной отвели под сеновал.
Во время Второй мировой войны «Тайная вечеря» спаслась лишь чудом: 16 августа 1943 года в церковь Санта-Мария делле Грацие попала бомба Британских королевских ВВС. Роспись, уцелевшая только благодаря защите из мешков с песком, на протяжении нескольких месяцев оставалась под открытым небом, пока трапезную не восстановили.
Развалины трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки. «Тайная вечеря» скрыта защитной конструкцией (фото из книги).
А так «Тайная вечеря» выглядела в 1975-м.
В 1977 году началась последняя реставрация длиной в 22 года. Какие только технологии в ней не участвовали: система жизнеобеспечения из датчиков температуры и влажности, диагностика при помощи сонаров, радаров, инфракрасных камер и тому подобное. Все наслоения грязи и красок от прошлых реставраций снимали при помощи японской бумаги, пропитанной растворителем. Оставив лишь краски, нанесенные самим да Винчи и его помощниками, утраченные фрагменты заполнили акварелью нейтрального оттенка.
В результате «Тайная вечеря» стала всемирно известной во многом благодаря своему критическому состоянию. Писатель Генри Джеймс назвал ее «печальнейшим произведением искусства в мире, трудолюбивым калекой, к которому заходят посмотреть, как там у него дела, а удаляются со вздохами, будто отходят на цыпочках от смертного ложа».
В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века, когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь «Тайная вечеря», по сути, была единственным общедоступным свидетельством его таланта.
Автор Наталья Азаренко
Источник - Артхив
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]