5 архитектурных способов трактовки холокоста
---
Осколки света, каменные мешки, трубы печей, острые углы, отсутствие выхода и другие приемы архитекторов, заставляющие почувствовать себя жертвой Катастрофы...
Мемориальный музей холокоста США в Вашингтоне (1993)
Архитектор — Джеймс Инго Фрид
Дизайнер — Ральф Аппельбаум
© Wikimedia Commons, 2006
© flickr.com / Maynard and Glinda, 2015
© Wikimedia Commons, 2009
© Wikimedia Commons, 2009
© flickr.com/David, 2006
Авторы создали достаточно брутальное пространство, напоминающее старую тюрьму. Бесконечные неровные кирпичные стены без оконных проемов создают эффект попадания в каменный мешок. Естественный свет проникает лишь в некоторые помещения через стеклянные участки кровли, опирающиеся на массивные металлические конструкции, отчего небо кажется исполосованным, осколочным. Построение экспозиции отнимает у посетителя право на какую-либо инициативу или же отказ от знакомства с непонравившейся частью, здесь есть лишь один обязательный маршрут. Небольшие и в основном затемненные выставочные пространства вкупе с экспонатами заставляют глубоко прочувствовать состояние обреченности и отделенности от внешнего мира.
Хьюстонский музей холокоста (1996)
Архитектор — Марк Мьюкейси
Дизайнер — Ральф Аппельбаум
© flickr.com/jfleischmann, 2009
© flickr.com / Ed Schipul, 2008
© flickr.com / Angela Doetsch, 2013
© flickr.com / Chris Pencis, 2008
Это здание — своеобразное надгробие. Возвышающийся черный цилиндр символизирует кремационные печи концентрационных лагерей, а наклонная поверхность, из которой он выступает, выложена каменными плитами с именами погибших. Из-за этого искусственного холма на входе создается впечатление, что музейные пространства окажутся под землей, хотя в реальности это не так. Интерьер построен на драматической смене освещенных и темных залов, экспонаты свисают на стальных тросах с черного потолка. Авторы подчеркивают механистичность нацистского подхода к истреблению неугодных рас, используя классические индустриальные материалы — бетон и окрашенную в черный сталь на крупных болтах.
Еврейский музей в Берлине (2001)
Архитектор — Даниэль Либескинд
© flickr.com/pmec
© flickr.com / Dominic Simpson, 2009
© flickr.com / Dominic Simpson, 2009
© flickr.com / Dykes And The City, 2007
Форма этого здания уже сама по себе довольно агрессивна. При этом из наклонных стен, острых углов и узких проемов собирается достаточно естественное, непостановочное пространство с определенной свободой выбора. Сложность же переживания формируется за счет тонкости деталировки, выбора фактур и, что важно, организации входа-выхода: его можно осуществить лишь через подземный переход от соседнего исторического дома местной общины. Здешний интерьер красив и элегантен — в отличие от описанных выше американских версий в нем нет жесткости и тяжести надгробия. Собственно, это сравнение позволяет выделить ключевую дилемму пространственной трактовки холокоста: это процесс — или нечто застывшее, выпавшее из течения времени.
Музей истории Катастрофы в Иерусалиме (2005)
Архитектор — Моше Сафди
Вход в музей
© flickr.com/fscc102599, 2005
Зал имен
© flickr.com/Israel_photo_gallery, 2012
Детский мемориал
© flickr.com/fscc102599, 2005
© flickr.com / Bon Adrien, 2007
Зал памяти
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009
Вид на Иерусалим со смотровой площадки музея
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009
Уже в 1953 году, всего через пять лет после создания государства Израиль, в его столице основали мемориальный комплекс Яд-Вашем, что в переводе означает «память и имя». Его наполнение весьма разнообразно: от детского мемориала до Сада праведников мира. Музей Шоа (Шоа — ивр. שׁוֹאָה — бедствие, катастрофа) погружен в холм. Хотя снаружи кажется, что там лишь одно длинное пространство, маршрут построен зигзагом: посетитель двигается от одной наклонной стены к другой и обратно, каждый раз пересекая узкую полоску света, попадающего в пространство через стеклянную щель в потолке. Так он проходит от тем нацистской Германии и оккупации Польши к Сопротивлению и спасению. В отличие от большинства других музеев здесь есть жизнеутверждающая концовка — огромная терраса с шикарной ландшафтной панорамой Израиля.
Музей-мемориал Жаниса Липке в Риге (2012)
Архитектор — Зайга Гайле
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
Семья Жаниса Липке за время оккупации Латвии спасла несколько сотен евреев в схроне (схрон — потайное помещение для длительного пребывания людей, прячущихся от властей) под своим амбаром. Мемориал построен на соседней с тем амбаром площадке и впечатляет своей лаконичностью. Сначала посетитель оказывается в достаточно естественном пространстве деревянного сарая, темноватом и несколько более пустом, чем ожидаешь. Этот музей трогает именно своей пустынностью, удивительной при небольших его габаритах. Это пространство, призывающее слушать тишину, из которой всплывают немногочисленные артефакты и фотографии. Основной экспозиционный зал находится наверху под скатной крышей; там почти темно, установлено несколько простых скамеек, сидя на которых можно послушать информацию из выдаваемого на входе аудиогида. Посреди же светится колодец размером с тот самый схрон, буквально погружающий в себя посетителя. Как и в иерусалимском музее, в конце маршрута есть позитивная нота — веранда и сад за ней, запахи которого пробуждают память о жизни.
Источник - arzamas.academy
Мемориальный музей холокоста США в Вашингтоне (1993)
Архитектор — Джеймс Инго Фрид
Дизайнер — Ральф Аппельбаум
© Wikimedia Commons, 2006
© flickr.com / Maynard and Glinda, 2015
© Wikimedia Commons, 2009
© Wikimedia Commons, 2009
© flickr.com/David, 2006
Авторы создали достаточно брутальное пространство, напоминающее старую тюрьму. Бесконечные неровные кирпичные стены без оконных проемов создают эффект попадания в каменный мешок. Естественный свет проникает лишь в некоторые помещения через стеклянные участки кровли, опирающиеся на массивные металлические конструкции, отчего небо кажется исполосованным, осколочным. Построение экспозиции отнимает у посетителя право на какую-либо инициативу или же отказ от знакомства с непонравившейся частью, здесь есть лишь один обязательный маршрут. Небольшие и в основном затемненные выставочные пространства вкупе с экспонатами заставляют глубоко прочувствовать состояние обреченности и отделенности от внешнего мира.
Хьюстонский музей холокоста (1996)
Архитектор — Марк Мьюкейси
Дизайнер — Ральф Аппельбаум
© flickr.com/jfleischmann, 2009
© flickr.com / Ed Schipul, 2008
© flickr.com / Angela Doetsch, 2013
© flickr.com / Chris Pencis, 2008
Это здание — своеобразное надгробие. Возвышающийся черный цилиндр символизирует кремационные печи концентрационных лагерей, а наклонная поверхность, из которой он выступает, выложена каменными плитами с именами погибших. Из-за этого искусственного холма на входе создается впечатление, что музейные пространства окажутся под землей, хотя в реальности это не так. Интерьер построен на драматической смене освещенных и темных залов, экспонаты свисают на стальных тросах с черного потолка. Авторы подчеркивают механистичность нацистского подхода к истреблению неугодных рас, используя классические индустриальные материалы — бетон и окрашенную в черный сталь на крупных болтах.
Еврейский музей в Берлине (2001)
Архитектор — Даниэль Либескинд
© flickr.com/pmec
© flickr.com / Dominic Simpson, 2009
© flickr.com / Dominic Simpson, 2009
© flickr.com / Dykes And The City, 2007
Форма этого здания уже сама по себе довольно агрессивна. При этом из наклонных стен, острых углов и узких проемов собирается достаточно естественное, непостановочное пространство с определенной свободой выбора. Сложность же переживания формируется за счет тонкости деталировки, выбора фактур и, что важно, организации входа-выхода: его можно осуществить лишь через подземный переход от соседнего исторического дома местной общины. Здешний интерьер красив и элегантен — в отличие от описанных выше американских версий в нем нет жесткости и тяжести надгробия. Собственно, это сравнение позволяет выделить ключевую дилемму пространственной трактовки холокоста: это процесс — или нечто застывшее, выпавшее из течения времени.
Музей истории Катастрофы в Иерусалиме (2005)
Архитектор — Моше Сафди
Вход в музей
© flickr.com/fscc102599, 2005
Зал имен
© flickr.com/Israel_photo_gallery, 2012
Детский мемориал
© flickr.com/fscc102599, 2005
© flickr.com / Bon Adrien, 2007
Зал памяти
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009
Вид на Иерусалим со смотровой площадки музея
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009
Уже в 1953 году, всего через пять лет после создания государства Израиль, в его столице основали мемориальный комплекс Яд-Вашем, что в переводе означает «память и имя». Его наполнение весьма разнообразно: от детского мемориала до Сада праведников мира. Музей Шоа (Шоа — ивр. שׁוֹאָה — бедствие, катастрофа) погружен в холм. Хотя снаружи кажется, что там лишь одно длинное пространство, маршрут построен зигзагом: посетитель двигается от одной наклонной стены к другой и обратно, каждый раз пересекая узкую полоску света, попадающего в пространство через стеклянную щель в потолке. Так он проходит от тем нацистской Германии и оккупации Польши к Сопротивлению и спасению. В отличие от большинства других музеев здесь есть жизнеутверждающая концовка — огромная терраса с шикарной ландшафтной панорамой Израиля.
Музей-мемориал Жаниса Липке в Риге (2012)
Архитектор — Зайга Гайле
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
© lipke.lv / Ansis Starks, 2014
Семья Жаниса Липке за время оккупации Латвии спасла несколько сотен евреев в схроне (схрон — потайное помещение для длительного пребывания людей, прячущихся от властей) под своим амбаром. Мемориал построен на соседней с тем амбаром площадке и впечатляет своей лаконичностью. Сначала посетитель оказывается в достаточно естественном пространстве деревянного сарая, темноватом и несколько более пустом, чем ожидаешь. Этот музей трогает именно своей пустынностью, удивительной при небольших его габаритах. Это пространство, призывающее слушать тишину, из которой всплывают немногочисленные артефакты и фотографии. Основной экспозиционный зал находится наверху под скатной крышей; там почти темно, установлено несколько простых скамеек, сидя на которых можно послушать информацию из выдаваемого на входе аудиогида. Посреди же светится колодец размером с тот самый схрон, буквально погружающий в себя посетителя. Как и в иерусалимском музее, в конце маршрута есть позитивная нота — веранда и сад за ней, запахи которого пробуждают память о жизни.
Источник - arzamas.academy
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]