История ассенизаторской службы, часть 2
09.04.2017 463 0 0 zavodfoto

История ассенизаторской службы, часть 2

---
0
В закладки
Оригинал взят у ssgen в История ассенизаторской службы, часть 2

Текст получился большим, поэтому пришлось его разделить на две части.



Ассобоз мечтает о технике

В ассобозе катастрофически не хватает лошадей. В 1928 году их было 38. По архивным данным, по сравнению с предыдущим годом количество лошадей возросло на 50-60 процентов, а объем работы ассобоза на сто процентов. При таком положении дел совершенно ясно, что на обслуживание всего города у ассобоза при всем желании не хватит никаких сил.

Мало того, что не хватает лошадей, они часто неработоспособны, их больше лечат, чем используют для работы. Не хватает седелок, хомутов, бочек. По данным саннадзора, бочки не дезинфицируются, не имеют крышек. И в то же время - характерная примета советского периода - взяв на себя все общегородские работы по уборке города, ассобоз вытеснил частника, но больше, видимо, политически, чем экономически, ибо фронта работ хватило бы на всех. Мало того, ассобоз систематически не справляется с объемом работ, не выполняя уже оплаченные заказы, отстраняясь при этом от обслуживания частных граждан. И при таком-то положении дел в официальных документах проскакивает опасение, что не дай Бог возродится частный извоз на вывозе мусора и тогда ассобозу придется искать себе по городу работу. Власти явно недооценивают здоровую конкуренцию в этом деле. Видимо, какое-то непродолжительное время она-таки имела место, причем ассобоз явно проигрывал частнику и его было легко победить лишь политически (не забывайте, какое это время, частник - едва ли не ругательное слово). В этой конкуренции безоговорочно победила монополия ассобоза, но, безусловно, проиграл город.

Не покушаясь на эту монополию, а исходя из того, что Челябинск стал санитарно опасным городом, газеты того времени ставят вопрос об увеличении ассобоза, о создании в помощь ему артели из безработных и - о замене лошадей на автомашины. И это тоже примета времени, добрая примета. В жизнь города начинает внедряться техника. Но основной расчет пока все-таки делается на лошадей.

В феврале 1930 года специальным постановлением президиума Челябинского горсовета количество лошадей в ассобозе увеличивается до ста, внедряется плановая система снабжения его фуражом (правда, как показывает последующая практика, это решение надолго остается «бумажным», ситуация в ассобозе остается прежней - крайне неблагоприятной).

Как достаточно слабое звено в коммунальной структуре города, ассобоз довольно часто подпадал под всяческие реорганизации. Однако вряд ли улучшилось качество работы ассобоза после того, как в апреле 1930 года его объединили с Гужпогру-зом, тогдашним транспортным звеном коммунального треста. Просто на какое-то время ассобоз получил новое имя, характерное для того времени: «Асгужпогруз» - ассенизационный и гужевой погрузочно-разгрузочный и перевозочный обоз. И все.



Исчерпывающую характеристику санитарному состоянию города дает обязательное постановление Челябинского горсовета от 13 февраля 1931 года «О поддержании чистоты на площадях, улицах и дворах». Нет смысла полностью его цитировать, выберем самые характерные места: «воспрещается сваливать на улицы мусор, навоз, выливать помои и разные нечистоты... домовладельцы, арендаторы..., учреждения и организации обязуются своевременно очищать водосточные канавы, находящиеся возле их владений... в каждом дворе должен быть мусорный ящик, скапливать мусор более двух возов воспрещается... в каждом домовладении, если нет теплой уборной, должна быть построена наружная уборная, закрытая со всех сторон... зимой тротуары ежедневно должны быть очищены от снега и посыпаны песком или чистой мелкой золой... обязать всех домовладельцев... в период с 20 мая до 1 сентября ежедневно с 6 до 8 часов утра и с 14 до 15 часов дня производить поливку мостовых и тротуаров, находящихся напротив их домовладений... на лиц, виновных в нарушении настоящего специального постановления, налагаются административные взыскания: штраф до 100 рублей; принудительные работы на срок до одного месяца. Наблюдение за выполнением настоящего постановления возлагается на саннадзор и милицию».

Согласитесь, какие-то правила сегодня вызывают улыбку, как само собой разумеющиеся, а какие-то и сегодня не грех вспомнить, чтобы соблюдать, - не устарели.

Структурная ошибка: ассобоз в тресте «Водоканал»

1931 год. Новая реорганизация в коммунальной сфере города. По решению горсовета на базе комтреста создается отдел городского коммунального хозяйства (горкомхоз) и управление благоустройства. В составе управления благоустройства создается горводоканалтрест, куда наряду со службами водопровода и канализации входит теперь и ассобоз.

Этим же постановлением ассобозу отводятся и первые законные места свалок:
1. Участок за площадкой Цинкостроя по левую сторону от Свердловского тракта, против деревни Першино;
2. Поля совхоза «Уральский Помолог» (бывшая монашеская заимка);
3. Вдоль дороги на деревню Круглое на 5 км от города;
4. На копях по указанию поселкового Совета.

Свалка чистого снега разрешалась в любых местах за городом в стороне от дорог. Интересно, что факт привоза мусора на свалку должен был удостоверяться талонами и для населения, и для рабочих ассобоза, которые выдавались на сторожевых свалочных пунктах. Расчет с рабочими ассобоза производился на основании количества этих талонов.

Наш город стремительно растет. По данным на конец 1932 года, общее число жителей в Челябинске достигло 207 тысяч человек против 144 тысяч на 1 января этого же года.

Находясь в новой структуре водоканалтреста, ассобоз по-прежнему подвергается критике на страницах городских газет. Несмотря на принятое решение увеличить количество бочек в ассобозе до 200-250 штук, как пишет в марте 1932 года газета «Челябинский рабочий», оно не выполнено. Обоз имеет 85 бочек. Ясно, что для растущего столь стремительно Челябинска такой обоз является совершенно недостаточным.

Почти сразу же становится очевидным, что было ошибкой вводить ассобоз в структуру водоканалтреста. Его положение от этого только усугубилось. Красноречиво говорит об этом факте объяснительная записка, написанная в начале 1934 года к отчету треста за 1933 год. Кем она написана, мы не знаем, скорее всего заведующим ассобозом, но явно человеком умным, правильно оценивающим обстановку, склонным к анализу. Приведем ее полностью.

«Ассенизационный обоз автотранспорта не имеет, располагая исключительно транспортом гужевым. Среднесписочное число лошадей за 1933 год - 60 вместо намеченных по плану 125. Подвижным составом обоз обеспечен на 100 лошадей. Качество подвижного состава и сбруи оставляет желать много лучшего, несравненно худшего состояния сами лошади.

Обоз расположен в центре города, что с санитарной точки зрения недопустимо. Располагает весьма ветхими, холодными, тесовыми конюшнями, что, безусловно, отзывается отрицательно на работе по сохранению коней. Производить ремонт или вернее полное переоборудование помещения для рабочих лошадей нецелесообразно, так как обоз не может оставаться в центре города. Ежегодно (три-четыре года подряд) считается, что обоз находится в центре города последний год, выносится решение о переносе его за город, производятся изыскательные и проектные работы, но практически в этом вопросе сдвига нет.

По плану на 1934 год, как уже было сказано, было запроектировано 125 лошадей, на 1 января 1933 года их было 44 и на 1 января 1934 - 67. Однако к концу первого квартала наличие лошадей доводилось до 92, причем лошади ассобоза обслуживали транспортом все предприятия треста, не имеющего собственного транспорта никакого абсолютно, и до конца года ежедневно на этих работах было занято постоянно прикрепленных лошадей 14, не считая отдельных транспортных работ, которые были нередки.

В течение отчетного года из наличного числа лошадей палопо разным причинам 17 лошадей и продано выбракованных 6. Процент падежа чрезвычайно велик, но отнести его целиком за счет бесхозяйственности нельзя. Анализируя акты о причинах падежа, находим, что пять лошадей пали на полевых работах в колхозе в период весенне-полевой компании вследствие изнурения на работе и небрежного обращения со стороны персонала колхоза, в который они были переданы, четыре лошади пали на пастбище, куда Ьтяи направлены непосредственно с сельхозработ в колхозах чрезвычайно истощенными, шесть лошадей пало вследствие инфекционных болезней и только две лошади прирезаны в результате увечья.

Можно также отнести к бесхозяйственности, приведшей к выбраковке шести проданных лошадей, изменение мощности ассобоза. Специально для него был выстроен фекально-свалочный бассейн на канализационном коллекторе, имеющий целью увеличить количество оборотов за счет уменьшения километража. Но, к сожалению, бассейн этот при наличии полной возможности не был закончен в летнее время, пользование же им зимой вследствие мерзлоты нечистот, технически невозможно, поэтому капитальные затраты в 300 тысяч рублей производственного эффекта в отчетном году не дали.

Условия работы в отчетном году можно классифицировать как безобразные. Ассобоз, как основное коммунальное предприятие, был обезличен и превращен трестом в подсобное хозяйство для водопровода и строительства. Все общественные транспортные повинности были возложены на ассобоз. Не к чести сказать по адресу наших вышестоящих организаций и в первую очередь горсовета и горкома, что они в свою очередь смотрели на ассобоз тоже как на подсобный транспорт водоканалтреста. Город ежегодно весной задыхается в нечистотах, развиваются эпидемии, и в этот период ассобоз не существует совершенно. И в обычное время обоз с такой мощностью, какую мы имеем для Челябинска, безусловно, недостаточен, так как обслуживает город не более чем на два-три процента.

Вину за такое состояние обоза сложить с руководства треста, безусловно, нельзя, но и горсовет тоже оправдан быть не может. Вместо практической помощи обозу в деле его расширения и направления его деятельности по линии исключительно очистки распоряжением горсовета лошади обоза мобилизуются в распоряжение отдела благоустройства для отвоза мусора от сломанной церкви. Предоставляются всем командированным подводы в деревню и масса других работ возлагается на лошадей, удовлетворяющих административный пыл наших начальников. И, наконец, ежегодно почти весь состав обоза - 40 лошадей - мобилизуется на весенне-посевную кампанию сроком на один-полтора месяца, причем лошади эти предварительно ставятся на месячный отдых и необходимость заставляет давать им еще месячный отдых после работы, так как обычно лошади изнуряются до крайности. Небезучастен к этой мобилизации и горком. Мобилизация производится по официальному постановлению президиума горсовета, однако комиссия по чистке партии установила, что «управляющий трестом допускал, что лошади, предназначенные для ассобоза, использовались не по прямому назначению: лошадей брали на посевную, вспашку зяби, коммунхоз, горсовет, давали распоряжения о предоставлении лошадей на всевозможные работы». Матлин же (тогдашний руководитель) проявил к этому примиренческое отношение, не ставя твердо по-большевистски вопрос о неправильном использовании обоза. Совершенно очевидно, что вывод комиссии правилен, но подчиненному трудно бороться с таким начальником как горсовет, а вывод комиссии, безусловно, относится и к нему.

Собственная фуражная база у треста отсутствует. Ряд неудачных сенозаготовок поставил обоз в исключительно трудные условия даже с грубыми кормами. Концентрированные корма, как правило, совершенно отсутствуют в плановом порядке, фуражом трест не снабжается, за исключением нечастых и случайных получений каких-нибудь зерновых отходов в ничтожном количестве. Трест знал давно, во всяком случае не один год, что надежды на централизованное снабжение питать не стоит, но не создал собственной базы и на сегодня нет никаких предпосылок к этому. Это обстоятельство чрезвычайно отражается на состоянии конского состава, его работоспособности, а отсюда и на себестоимости. И поэтому неудивительно, что обоз в течение ряда лет имеет дефицит, прогрессивно возрастающий.

...Не менее важным фактором служит отсутствие автотранспорта. Отдаленность мест свалок, что дает в среднем пять-шесть километров, уменьшение производительности, ежегодный рост города при стабильности обоза уменьшает его удельный вес. Организационно обоз построен отвратительно. До конца отчетного года ни о единоначалии, ни о хозрасчете и планировании не могло быть и речи. В течение года сменено десять зав. обозом и ни об одном из них нельзя пожалеть. Все были подобраны люди незаинтересованные судьбой предприятия, не умевшие организовать работу, часто безграмотные, безответственность царила полная. В результате в конце года выявлены крупные недостачи имущественных ценностей, частично вследствие растрат и главным образом из-за халатного и небрежного отношения к делу. Рабочие к управлению хозяйством не привлекались совершенно. Если массовая работа на других предприятиях треста чрезвычайно слаба, то все же она не может сравниться с работой в обозе, где ее совершенно не было. Работники обоза входят в союз городских предприятий, а все остальные работники треста в союз РКХ. Ячейка обоза мала, собственного профсоюзного аппарата - платного - не имела. Городской груп ком, объединяющий ряд таких мелких месткомов, очевидно, разменялся на мелочи, и к концу года, чтобы поднять массовую работу, трест содержал за свой счет платного профработника для ассобоза. Ощутительного результата пока нет, но по крайней мере есть предпосылки для будущего.

Планом на 1934 год предусматриваются капитальные затраты по перенесению обоза за город. В конце отчетного года обоз выделен на полный и фактический хозрасчет, полностью сменено руководство, и работа последних месяцев и начала 1934 года дает право надеяться на коренное изменение результатов производственной деятельности.

К недостаткам работы треста надо отнести слабое обеспечение квалифицированными кадрами. Руководящие работники принимаются и увольняются постоянно и запросто: десять зав. обозом в год чего-нибудь да стоит. Все это чрезвычайно пагубно сказывается на эксплуатации. Следует записать большим минусом в работе отсутствие технического нормирования и сдельщины как основного вида оплаты труда, отсутствие бригадного хозрасчета, соцсоревнования и ударничества.

Собственной продовольственной базы трест не имеет, жилая площадь незначительна и основная масса рабочих пользоваться ею не может. Снабжение рабочих производится через горпо по второму списку. Продтоваров рабочие в своем магазине не видят, об этом не заботится ни горпо, ни сам хозяин. Труддисциплина отсутствует, достаточной борьбы с прогулами не ведется. Постановление правительства о преимущественном снабжении ударников не проводится в жизнь. Отсюда понятно, почему трест не обеспечен квалифицированными кадрами, почему велика текучесть рабочей силы».

Новая страница истории: трест очистки города

Структурные просчеты по части передачи ассобоза водоканалтресту стали столь очевидными, что с 1934 года его передают в состав городского треста очистки. С этой поры деятельность его постепенно начинает налаживаться, особенно с приходом в заведующие Ивана Лаврентьевича Наумова, который приложил немало сил, чтобы ассобоз заработал лучше.



Параллельно с ассобозом развиваются и другие будущие структурные звенья сегодняшнего «Челябспецтранса». Автотрест изобретает цистерну-автомотопомпу. Имея объем в 400 ведер воды при одной заправке, захватывая в ширину шесть метров, она поливает до шести тысяч квадратных метров и полностью обслуживает газоны в городе. В мае 1935 года горсовет вводит правила о ежедневной поливке улиц Спартака и Ленина. Поливка осуществляется автоцистерной.

Кстати, на начало 1936 года общая площадь Челябинска в границах города составляла 14 610 гектаров. Позднее, в 1938 году, была составлена генеральная схема очистки города. К сожалению, она не использовалась, а потом в войну было не до нее.

Положение с уборкой города хоть несколько и улучшается, городской трест очистки вместе с ассобозом по-прежнему под огнем критики. Одна из публикаций «Челябинского рабочего» за апрель 1936 года рассказывает о том, как выглядел город после месячника чистоты: «...Грязь, груды хлама и всяческого мусора на улицах города и во дворах домов и учреждений. Зачем ходить далеко? Во дворе самого же горсовета непролазная грязь. Верхушки куч беспорядочно разбросанного хлама достигают окон орготдела. Пройдите по улице Васенко, на которой расположен отдел благоустройства. Та же ужасная антисанитария, бескультурье. ...Надо немедленно, по-серьезному взяться за очистку города».

По отчетам за 1937 год, существующая система очистки города от твердых и жидких отходов опять признается не отвечающей элементарным санитарным требованиям. В ближайшие годы, отмечается в отчете, она должна быть дополнена более совершенными методами сбора, удаления и обеззараживания отходов. Свалки подлежат закрытию с заменой их полями минерализации и сливными станциями. Организация очистки города в целом должна быть сосредоточена в одном хозяйстве, иначе говоря, муниципализирована.

Мысль хорошая, но и до сих пор она воплощена в жизнь не до конца: отходы «Челябспецтранс» вывозит, в основном, своими силами - по договорам, а что касается дорожной очистки, то за предприятиями закреплена третья часть основных магистральных дорог города.

Воспользуемся отчетом по тресту очистки за 1938 год. Он наиболее полно рисует состояние дел предприятия в предвоенные годы. В эти годы трест занимался очисткой выгребных и помойных ям на территории города и прилегающих к нему поселков гужевым и механизированным транспортом. Автотранспортом исключительно обслуживались заводы и госучреждения, население - на лошадях. Трест не справлялся не столько из-за своей маломощности, а еще и потому, что выгребные ямы не были приспособлены под вывоз нечистот автотранспортом.

Крайне не хватает квалифицированных кадров, особенно инженерно-технического персонала. В тресте 11 автомашин, а за год здесь не сумели найти специалиста по их эксплуатации, хотя в штатном расписании эта должность заложена.

Не хватает и рабочих основных профессий - ассенизаторов. Обеспеченность ими - на уровне 54,2 процента, несмотря на то, что трест принимал все меры для агитации. Видимо, одной агитации недостаточно. Недоштат, текучесть кадров объясняются и социальными условиями: с жильем в тресте туго, одно общежитие обеспечивает местами лишь 20 процентов нуждающихся, премии не выплачиваются. Работа ассенизаторов травмоопасна - за год 53 человека получили травмы на работе.



Спецодеждой предприятие обеспечивается вполовину потребности. Чем особенным оно может привлечь и закрепить кадры? Тем не менее, люди работают неплохо: те, кто на лошадях, выполняют нормы на 130 процентов, водители автомашин в отдельных случаях аж до 200 процентов. Этому отчасти способствует соцсоревнование. Коллектив соперничает с трестом гордорстроя и отделом коммунального хозяйства ЧТЗ имени Сталина.

За год план выполнен на 93 процента - в натуральном выражении вывезено 52 279 кубометров нечистот. Невыполнение производственной программы объясняется недостатком рабочей силы, отсутствием бензина, что приводило к простою автотранспорта, отсутствием в тресте ремонтной мастерской.

В течение года удалось добиться снижения себестоимости за счет заготовки сена собственными силами, за счет перевозки концентрированных кормов тоже своим транспортом. Это вряд ли с другой стороны стоит считать достоинством - эта задача возлагалась вообще-то на «Заготзерно» и «Заготсено».

Конный парк укомплектован на 93,8 процента: имеется 77 лошадей. Автоцистерн - пять, есть одна бортовая трехтонная машина, две - на полторы тонны, одна пятитонная поливочная машина. Но количество техники еще не говорит о ее качестве. Из 77 лошадей 12 требуют замены (по старости), 9 машин требуют ремонта, подвижной состав гужевого транспорта тоже требует замены и пополнения: 20 штук деревянных одноконных колымаг надо бы заменить железными парными, 75 процентов сбруи в состоянии крайне ветхом. Единственный сливной колодец в нерабочем состоянии.

С планами в области капитального строительства трест очистки тоже не справляется. Предусматривалось строительство первой очереди новой базы очистки: общежития на 40 мест, 5-квартирного дома, конюшни на 100 лошадей, гаража на три машины, забора и санпропускника стоимостью 255 тысяч рублей. Всего же выполнено работ на 44,7 тысяч рублей, то есть на 17,5 процента к плану. Причины: позднее начало работ, отсутствие фондов на стройматериалы, необеспеченность квалифицированными рабочими - каменщиками, плотниками. Намеченный переезд ассобоза из центра города на окраину опять не состоялся.

Что важно: в планах на 1940 год намечается на основе опыта коммунальной системы очистки нескольких домовладений перевести центральную часть города на коммунальную систему очистки в полном соответствии с генеральной схемой очистки Челябинска.

Впрочем, настало время отдельно рассказать об этой самой генеральной схеме очистки города как о первой серьезной научной работе в нашем коммунальном хозяйстве.

Генеральная схема очистки города. Сотрудничество с Москвой

К этой работе были привлечены специалисты проектного бюро Октябрьского района Москвы. Челябинск стремительно рос, и сложившаяся система очистки города уже не удовлетворяла его требованиям. Вывозом нечистот занималось много организаций, в их числе был и трест очистки. При этом никто не отвечал и за санитарное состояние всего города, и за все стадии очистки.

Смысл намеченной реорганизации системы заключался в создании планово-регулярной коммунальной очистки города, каковая в это время уже вводилась в Москве, Ленинграде, Харькове, Баку, Одессе, Сочи, Ялте и в некоторых других городах.

Коммунальная система очистки была признана наиболее эффективной в санитарном отношении, так как при ней достигалась одновременность вывоза отходов со всей территории города, а также более совершенной технически, позволяя использовать механический транспорт, внедрять стандартные мусоросборники.

Была проделана большая предварительная работа: рассчитан примерный прирост населения по годам, проведен анализ жилого фонда с учетом того, канализован он или нет, проанализировано состояние городских территорий, включая поселки, расположение зеленых зон, зон отдыха, сделаны расчеты по накоплению отходов, твердых и жидких. Система дополнялась, помимо вывоза отходов, уборкой городских территорий, общественно значимых площадей, мест общего пользования, улиц с усовершенствованными мостовыми, рынков.

Были разработаны первоочередные мероприятия по организации коммунальной очистки, рассчитанные на четыре года. За это время предполагалось широко развернуть работы по переоборудованию треста, по созданию его материально-технической базы.

В частности, трест должен был создать в районах диспетчерские пункты со своими штатами, начать научно-исследовательские работы по изучению видов отходов с целью дальнейшей постановки дела по их утилизации. Каждый новый дом должен был обеспечиваться всеми элементами очистки (мусоропровод, уборная). В городе планировалось организовать производство стандартных мусоросборников, начать проектирование и строительство сливной станции северного района и сливного пункта в юго-западном районе, запроектировать и устроить на территории нового гужевого парка в Сталинском районе площадку для безгаражного хранения автомашин, выбрать участок, запроектировать на нем и построить второй автогужевой парк возле совхоза «Митрофановский», замостить подъезды к новым местам обезвреживания отходов, организовав также их правильное обезвреживание, ликвидировать антисанитарные свалки. К тому же намечалось, в первую очередь, перевести на коммунальную очистку Советский район, соцгород и Тракторозаводский район, ввести институт дворников, организовать подготовку кадров (по работе с лошадьми; по домовой и уличной очистке; по обезвреживанию отходов). К 1940 году в Челябинске предполагался рост населения до 339 тысяч человек, коммунальная очистка на этот год должна была охватить 180 тысяч человек, к 1943 году - 329 тысяч.

Работа по созданию генеральной схемы очистки велась творчески. Совещания проводились с участием представителя Московского проектного бюро Игнатова, схема постоянно корректировалась, дополнялась: то делалась пометка о необходимости разработать схему порядка шлакоудаления с промпредприятий, то вносился пункт об обязательной очистке берегов Миасса или пункт об устройстве мусоропроводов в зданиях, разрабатывалась схема размещения сливных станций, замысливалось строительство мусоросжигательной станции, ливневой канализации. Одним словом, свои коррективы в схему вносила жизнь, потребности быстрорастущего Челябинска. Если бы не война, этот разумный документ заработал бы раньше. В нем просчитывалось буквально все: особенности уборки городской территории, выбор транспортных средств и механизмов, выбор мест под строительство очистных сооружений, метеорологическая и топографическая обстановка, финансовые затраты. Безусловно, генеральная схема очистки, будучи принятой, заработала, и методология ее действует до сих пор, только на активное ее использование в повседневности Челябинска на какое-то время наложила свое вето война.

И это только довоенная история, дальше читайте в книге.

Скачать:
Иванова Г, Шевченко В. Челябспецтранс, рождение и дорога жизни.pdf

Ну и, кроме того, в ней довольно много цветных фотографий, сделанных в середине девяностых. Вот, например, на суперобложке красивый снимок.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]