Честная «Черная пятница». Так бывает?
---
Честная «Черная пятница». Так бывает?
Привет.
Каждый год меня выводят на чистую воду, ловят за руку в самом буквальном смысле. Знал ли я, что, перекусывая в «Кофемании», вызову у молодого человека за соседним столом такую бурю эмоций? Ведь у меня на столе лежал iPhone 12 Pro, а сверху находился Galaxy Z Fold2. Конспирологическая теория была выстроена тут же, а потом написано уличающее меня письмо, оно вывело меня на чистую воду! Мол, ругаешь iPhone, а у самого как раз iPhone, а не что-то другое. Сейчас будет срыв покровов, покажу, чего не увидел молодой человек и что могли наблюдать многие другие люди, два iPhone на столе в ресторане!
Не знаю, что происходит в головах у тех, кто видит у меня iPhone и тут же строчит на эту тему письма, сообщения в социальных сетях, делает исподтишка фотографии (подходите, с удовольствием сфоткаюсь и могу взять iPhone в руки для вас!). Никогда не делал секрета из того, что обзоры и материалы мы пишем не по фотографиям устройств или их описаниям, а после того, как полноценно их использовали на практике. Тот же iPhone 12 Pro у меня второй аппарат, так как в нем много всяческих косяков, что вылезают постоянно, и нужно было перед обзором их изучить, что заняло время. Но конспирологические теории звучат привлекательнее и лучше, а мои слова выше – конечно же, только жалкие оправдания! В мире столько прекрасного, что не устаю удивляться. Но начать наш выпуск «Бирюлек» хочу с «Черной пятницы» и некоторых наблюдений за ценами. Поехали!
Честная «Черная пятница» – про изменение смыслов
Чем выше конкуренция на рынке, тем больше скидки от разных игроков, так как им приходится бороться за внимание покупателя. Неизменной составляющей остается объем рынка, когда игроки стремятся не только заработать, но и получить долю рынка, которая, в свою очередь, автоматически открывает доступ к маркетинговым бюджетам производителей. Например, в России обе составляющие для агрессивной конкуренции разных игроков присутствуют, и поэтому мы постоянно видим те или иные скидки, в том числе на электронику. Сказать, что российский покупатель не избалован скидками и различными акциями, невозможно. Общаясь с друзьями с Украины, часто слышу комментарий о том, что скидки в России реальны, в то время как они не могут купить тот или иной смартфон с аналогичным дисконтом. Оптовые и розничные компании на украинском рынке предпочитают зарабатывать здесь и сейчас, так как ничего иного для них не остается. Просто для сравнения приведу такую цифру, в 2019 году украинский рынок смартфонов и телефонов составил 6.4 млн устройств, из которых на долю смартфонов пришлось 4.9 миллиона штук. Средняя стоимость смартфона составила 5 800 гривен (чуть больше 200 долларов!). Но распределение по ценовым сегментам, характерное для стран с небогатой экономикой, упор на китайские марки, а также выбор Samsung в среднем сегменте с не самой эффективной стоимостью (в том числе бюджетные модели). Общий объем розничного рынка смартфонов Украины составил 28 млрд 420 млн гривен (1 млрд долларов). Для сравнения, российский рынок смартфонов в 2019 году составил 8.5 млрд долларов, разница очевидна, также выше средняя цена продаваемого аппарата. Украинский рынок не является ключевым для больших производителей, как следствие, он не получает заметные маркетинговые бюджеты, которые могут привести к меньшей розничной цене тех или иных товаров.
Давайте взглянем на рынок США, где «Черная пятница» предлагает значительные скидки на многие товары, чем-то этот рынок напоминает российский (конкуренция, есть маркетинговые бюджеты, объем рынка значителен). Помню времена, когда завидовал тому, какие цены в США на многие товары, скидки были вкусными и честными в любой системе координат. Давайте посмотрим на телевизор от Samsung, модель Q900 с диагональю 98 дюймов является флагманом, стоимость до «Черной пятницы» составляла порядка 100 тысяч долларов. Честно признаюсь, что не отслеживал цену в США, поэтому не могу сказать, сколько этот агрегат стоил точно. Вполне возможно, что цена была в районе 75-80 тысяч со всеми скидками, что предлагаются, а скидка в 50% – это красивый ход к «Черной пятнице».
Почему вспомнил этот телевизор? Меня в него ткнули несколько человек и прокомментировали это событие как нечто невероятное в России, такую цену получить невозможно! Я бы сформулировал несколько иначе: у нас невозможно получить такую скидку, а не стоимость. Заглянул на сайт Samsung, чтобы убедиться в своей правоте.
До «Черной пятницы» стоимость этого телевизора составляла 5 млн рублей, в рамках распродажи снизилась на миллион. В долларах получается, что это было 66 тысяч и стало 53 тысячи (в США еще нужно прибавить налог с продаж, в большинстве штатов он выше 5%). Получается, что российская цена как минимум не выше, а изначально и того меньше.
Но маркетинг действует на умы безотказно, запоминаются большие цифры скидок, 50% или около того. Вот и получается, что многие компании из года в год на «Черную пятницу» рисуют скидки, вначале поднимают цены, а затем дают скидку. Получается так на так, особой скидки не выходит.
В эти выходные подруга отправилась с мамой покупать телевизор. Можно назвать их обычными покупателями, которые не отслеживают постоянно рынок, выбрали несколько моделей телевизоров и отправились смотреть их в магазины – выбор был между Samsung, Sony и LG. Предпочитаемая диагональ – 55-65 дюймов. В «МВидео» очень сильно нахваливали Sony, при этом картинка на этом ТВ была замечательной, а вот Samsung выдал рассыпающиеся квадратики.
У меня на кухне стоит как раз такая же модель, после сообщения о том, что все не очень, полез всматриваться в экран, ничего подобного не обнаружил. Посмотрел на вознаграждения продавцов за каждую марку ТВ, получил ответ на свой вопрос, как так получилось и почему. Маленькие хитрости, как повысить свой личный доход, об этом можно написать роман в трех частях, так как продавцы имеют свои личные секреты и ноу-хау.
Весь период самоизоляции у нас была одна нескончаемая «Черная пятница», так как многие федеральные сети продавали товары по себестоимости либо даже дешевле. Те же «МВидео» и МТС отдавали смартфоны по ценам закупки, что превратило рынок в выжженное поле для игроков калибром поменьше. Но такое счастье для покупателей не могло быть вечным, например, в МТС подсчитали убытки от этого праздника и в конце года отказались от скидок как таковых. В МТС никогда не полагались на умение продавать товар, а предлагали минимальную стоимость на смартфоны, мы устанем считать то число аттракционов невиданной щедрости, что запускал оператор. Скидки на флагманы в 20-25 тысяч в какой-то момент стали нормой для МТС, они происходили круглый год. Нет продаж? Оператор добавляет скидку, и они появляются. Проблемой стало только то, что это игла, с которой невозможно сползти. Это не лояльная аудитория, что готова покупать у вас товар, так как доверяет мнению продавцов, качеству обслуживания. В большинстве своем это те, кто приходит за минимальной стоимостью (скольких людей я отправил в МТС, даже не сосчитать).
В октябре и ноябре доля МТС в продажах смартфонов сократилась на рынке в 1.5 раза (кто-то утверждает, что почти вдвое, но это преувеличение, как по мне). Причина банальна и лежит на поверхности, в компании убрали скидки, и цены стали как у всех, основная причина для покупки у оператора исчезла. В рамках «Черной пятницы» МТС за пять дней пытается наверстать упущенное и поднять собственные продажи, скидки заметные, например, можно купить iPhone 12 по приятной стоимости (минус 8 100 рублей(!) за самую ходовую версию на 128 ГБ).
Пользуясь случаем, не могу не отметить, что в этом году разрушен еще один миф вокруг iPhone, что на них не бывает скидок. Вот самый «дефицитный», как кое-где утверждают, продукт, его во многих сетях отдают со скидкой. Год назад утверждал, что 12-ое поколение станет первым, что получит скидки практически в первый месяц продаж, так и случилось. Причина? Рост стоимости этих аппаратов, слабость по сравнению с конкурентами.
Но скидки на iPhone в МТС – это цветочки, посмотрите, сколько стоит Galaxy S20. Скидка достигает 19 тысяч рублей (скидка 10 000 плюс такая же скидка при покупке аксессуаров на 1 000 рублей).
На самом деле, сайт МТС несколько запутан, и скидка HOME71 дает минус 10 000 рублей без необходимости покупки аксессуаров. Итого минус 20 тысяч рублей.
Цена на S20 ровно такая же, что и в рамках «Черной пятницы» от Samsung, но там аппараты закончились почти моментально.
Если посмотреть на этот год и «Черную пятницу», что длится не один день, а неделю или даже месяц, то можно выделить несколько ключевых моментов. Скидки, которые предлагают производители, встречались и до того, но сейчас они собраны в рамках одного предложения и разных товарных групп. Многие компании говорят про честные скидки, явная отсылка к опыту предыдущих лет, когда покупатели не видели скидок или они были незначительны. Российский рынок – ключевой для производителей электроники, отсюда скидки и маркетинг, как на американском рынке, который смело можно считать одним из крупнейших (Китай сейчас не трогаем). Но изюминка текущей ситуации в том, что мы видели такие скидки на протяжении всего 2020 года, и уверен, что они периодически будут всплывать в последующие кварталы. Например, у Samsung расчистка складов случится для S20-ых перед выходом S21. И можно говорить, что желающие купить по очень низким ценам эти модели должны озаботиться этим сейчас, потом уже будет поздно. Время есть до Нового года и немного за ним.
«Черная пятница» в этом году удачна для всех в России – для производителей, розницы и онлайн-продаж. Причина в том, что само событие привлекает внимание, толкает людей в магазины, чтобы приобрести те или иные товары, и это не только и не столько электроника. Но вот у меня ничего из покупок не случилось, так как большинство нужных в хозяйстве вещей купил до того. С другой стороны, приобрел большое количество бутылок, так как цены на многие позиции стали равны оптовым. Но на этом, собственно, и все, что купил.
Как прошла или проходит ваша пятница? Что-то купили себе и близким? Честные скидки, как говорят компании, или ничего такого нет? Расскажите о своих впечатлениях в комментариях.
Иногда сломанная вещь – это сломанная вещь, почти Фрейд
Обзавелся дополнительным провайдером за городом, в дом провели кабель, подключили старый роутер, и все заработало на обещанной скорости. Решил развести разных провайдеров, дублировать системы умного дома и охраны, чтобы не зависеть от одного источника интернета и возможных поломок, что случались в прошлом. Ребята, что настраивали интернет, уехали, а я достал Wi-Fi 6 роутер, чтобы перекинуть подключение на него. Из плюсов – возможность расширения сети практически до бесконечности, он покрывает почти весь участок, а не только дом.
Настройка роутера – премудрость невеликая, бодро прошел все этапы экспресс-установки, но машинка не завелась! Этого не случилось и со второго раза, и с третьего. Интересно, что старый роутер прекрасно работал, а новый это делать отказывался. Конечно, первая идея, что у меня кривые руки и делаю что-то не так. Помучился, почитал интернет, руки оказались не виноваты. Уверен, что у вас бывало чувство раздражения, когда вы купили дорогую вещь, а она вдруг почему-то не работает или работает вовсе не так, как должна. В моем случае оказалось, что не работает WAN-порт, он приказал долго жить. Был вариант перешить роутер альтернативной прошивкой и назначить вход на один из LAN-портов, но не стал мучиться, да и зачем. Сдам роутер по гарантии, тем более что на линии поддержки производителя сказали, что такое иногда может случаться и нужно просто принести в коробке устройство.
Относиться к поломкам новой техники нужно философски, никак иначе это делать нельзя. Тот же роутер было невозможно проверить в магазине, максимум можно его распаковать и взглянуть на корпус, что его никто не открывал. Но проверить соединение в большинстве точек продаж не выйдет. Однако многие товары проверять в магазине можно и нужно, чтобы потом не тратить время на поездки туда-сюда, доказательство того, что вы не крайний и ничего этакого не делали.
У моего товарища случилась неприятность при покупке телевизора. Большая диагональ, поднимали его домой грузчики интернет-магазина. Не роняли, коробка выглядела целой. Но попытки подключить телевизор и заставить его работать приводили к одному и тому же результату – экран оставался черным, телек признаков жизни не подавал. Обратная процедура – грузчики, упаковка, экспертиза в магазине, которая признала повреждение телевизора вследствие неаккуратного обращения. И только гром и молнии, отправленные на горячую линию производителя, решили вопрос, модель заменили и еще извинились, добавив какой-то саундбар в подарок.
Но часто встречаются и совсем другие истории, когда сами покупатели превращаются в террористов, потребительский экстремизм – это распространенное в наших широтах явление. Никогда не забуду инструкцию по определению «брака» экрана в одном из смартфонов. Вам нужно было зайти в темную комнату, желательно ванную, и выставить серый фон на экране смартфона. Затем поставить яркость на 5-10% и медленно вращать перед глазами аппарат, примерно через пять минут вы увидите зеленый цвет, что доказывает брак экрана.
Подозреваю, что инструкцию кто-то написал в шутку, считать это чем-то большим решительно невозможно. Проблема заключается только в том, то с таким «браком» в сервисные центры обратилось с десяток людей. Понятно, что это ничтожно малое количество обращений, если смотреть на продажи такого аппарата, но сама история примечательна – люди верят во что угодно, нужно только представить им методику.
Брак при производстве – это абсолютно нормальное явление, он случается у всех. Относиться к этому нужно стоически, хотя неприятно, что новую вещь нужно нести обратно. Иногда брак проявляется в мелочах, иногда в чем-то серьезном, тут вам решать, как с этим жить и что делать. Но примерно в 0.5% случаях брак виден из коробки, на больших объемах производства с миллионными тиражами это заметное количество в абсолютных числах.
Чтобы защитить себя от брака, нужно стараться проверять то, что вы покупаете. А также стараться покупать вещи в магазинах, где вам точно произведут обмен, а не начнут объяснять, что вы сами виноваты. Вы часто сталкивались с заводским браком, как решался этот вопрос в вашем случае? У меня за всю жизнь это единичные случаи, что можно вспомнить, загибая пальцы одной руки.
Task Mate от Google – технология двойного назначения
В ряде стран, включая Индию, Google тестирует новый сервис Task Mate. Подключиться к нему можно только при наличии приглашения, вам предлагают выполнять простые задания и получать за них вознаграждение. Например, вас могут попросить сфотографировать вывески магазинов, описать часы их работы. Либо отправиться куда-то, чтобы сделать фотографию определенного места.
Любой пользователь Google Maps, что сталкивался с разделом «Впечатления», знает, что там можно оставлять свои отзывы о местах, и новый сервис – это нечто подобное. Отличие только в том, что за описание мест вам платят, а задания дает сам сервис. Выбор Индии как полигона для испытаний Task Mate понятен, на этом рынке небольшое число смартфонов, а пользователи не горят особым желанием описывать новые места, плюшки от Google их не привлекают. И подобный сервис позволяет быстро набрать нужные POI, которые иначе вы не получили бы. Этакий аутсорс на современный лад.
Но подобное приложение смело можно назвать технологией двойного назначения, так как использовать сбор данных можно и вокруг военных объектов, что расположены в населенных пунктах, делать чужими руками картографию. И избавиться от ощущения, что мир стал намного доступнее для разведки, не выйдет. Не нужно проникать на территорию другого государства, достаточно заплатить пользователям, чтобы они выкладывали описания и фотографии самостоятельно. Думаю, что в Google понимают двойственность своего положения с этим сервисом и поэтому осторожно тестируют его, смотрят на реакцию других государств. Думаю, что мы имеем все шансы услышать про Task Mate в аспекте шпионажа и обвинений в этом Google. Как по мне, так инициатива понятна, но она сомнительна в долгосрочной перспективе.
Ключевая конференция «Яндекса» и новая «Яндекс.Станция Макс»
После конференции «Сбера» ожидал, что расскажет «Яндекс» на своем ключевом мероприятии, ведь YAC 2020 – это установочная презентация, что показывает ключевые направления развития компании, отвечает на вопросы о бизнесе. В меньшей степени про технологии и конкретные продукты, в большей степени про то, что будет и как это будет в прочтении от «Яндекса». Но я точно не ожидал такого разочарования во всех возможных аспектах. Почти два часа с записанными роликами, что превратились в одну большую рекламу «Яндекса», но рекламу странного толка. Например, Тигран Худавердян поделился целым рядом откровений о компании, меня зацепило то, что проверка качества сервисов и продуктов «Яндекса» – это отклики знакомых, что их ругают, если что-то идет не так. Это многое объясняет про «Яндекс» в целом и про железное направление в частности, что смогло выпустить и убить смартфон, продолжает мучительно создавать колонки с Алисой.
Мое же внимание привлекло то, насколько «Яндекс» стал разобщенной компанией, где каждый играет в свою игру, а руководство не очень понимает, кто и чем занимается. Этакий студенческий кампус, в котором весело проводить время. Начну с простого утверждения, которое сложно оспорить, в «Яндексе» не верят в свои собственные технологии и их привлекательность для пользователей, опираются исключительно на то, что делает Google. Культура заимствования настолько пронизала «Яндекс», что компания стала вторичной по своему духу.
Напомню, что в «Яндексе» запустили собственный сервис для онлайн-видео, «Яндекс.Эфир». Думал, что ссылка на записанный YAC 2020 появится именно в этом сервисе, но всех приглашали смотреть видео на YouTube! Признаться на весь свет, что ваш сервис непопулярен и не нужен даже самой компании, лучшей возможности не было, и в «Яндексе» использовали ее на все сто. У меня это вызывает оторопь, так как просто никто про это не подумал.
Справедливости ради, на «Эфире» запись появилась, причем ее можно было перемотать (в отличие от YouTube) и не тратить почти два часа на нескончаемый поток рекламы, увидеть основной и единственный анонс новой железки.
Хотите другой грустный пример? У «Яндекса» хватает лояльных пользователей, тех, кто пользуется сервисами компании, например, той же Алисой. И люди попросили Алису показать им YAC 2020, в ответ они получили пустоту. Голосовой ассистент от «Яндекса» просто не знал про основное событие года для компании. Как так? Это ровно то, что я считаю студенческим общежитием, где весело и безалаберно можно проводить время, а думать про связку одних сервисов с другими не нужно. Системного подхода у «Яндекса» нет, да и откуда ему появиться сегодня? Это работа в режиме ошпаренной кошки, когда строятся песочные замки, чтобы потом в очередной раз изменилась концепция и все начали сначала. И это, на минуточку, сильнейший IT-игрок в России, что меня несколько смущает.
Железячное направление внутри «Яндекса» никогда не отличалось разумностью, достаточно вспомнить выход «Яндекс.Телефона» и его феерический провал, который на наших страницах был описан пошагово, причем еще до начала продаж продукта. Приятно, что все случилось ровно так, как предполагалось, с соблюдением всех сроков.
В «Яндексе» откопали золотую жилу с колонками с Алисой, так как это единственный способ управлять умным домом с помощью голоса. Это не колонка для музыки или вопросов к Алисе, большинство покупает недорогие колонки для управления своими умными домами, и в таком качестве Алиса и выстрелила в России. Пока в России нет голосовых ассистентов от Google, нет Amazon, этот рынок остается за «Яндексом», и можно было приложить большие усилия, чтобы прочно на нем укрепиться. Отсутствие прямых конкурентов – это подарок, который в «Яндексе» растрачивают бездумно. И происходит это по простой причине: в компании сами не понимают рынка устройств, да и не хотят его понимать. Живут на своей волне. Но при этом у «Яндекса» есть вся необходимая статистика, чтобы сложить 2+2 и получить ответ на то, чем нужно заниматься.
Давайте взглянем на «Яндекс.Станцию Макс», которая является обновленной версией обычной «Яндекс.Станции», прошло два года, и в компании добавили целый ряд полезных и не очень функций в свой продукт.
Первое на что обращаешь внимание, это пульт управления! Логика такого решения от меня ускользает, так как колонка с голосовым управлением предполагает, что вы будете с ней разговаривать! В пульт также можно говорить, но скорее его будут использовать для управления громкостью, навигации по меню. Получается, что это костыль для аудиоинтерфейса, он помогает ликвидировать нарекания на навигацию по меню, но не решить проблему с помощью голоса. Зачем решать проблемы в голосовом интерфейсе?
У «Станции Макс» появился LED-экран, на нем отображаются время, разные иконки событий, и это приятное дополнение (во всем мире голосовые ассистенты выходят уже с полноценными экранами, тут экономия). Минус такого экрана в том, что вы не можете настроить его поведение, он работает по своей программе (сам меняет яркость), например, ночью продолжает достаточно ярко светить, что резко ограничивает места, где вы станцию установите.
При HDMI-подключении к ТВ у вас появилась возможность воспроизводить 4К-видео из «Кинопоиска». Для живущих в экосистеме «Яндекса» это хорошая новость. А вот для тех, кто надеялся, что «Станция Макс» сможет воспроизводить звук с ТВ, у меня плохая новость – не умеет, и пока нет никаких планов научить этому колонку. То есть заменить штатный звук с ТВ нельзя, а значит, желающие получить этакий саундбар для ТВ со станцией этого не получат никак.
Цена новой станции – 16 990 рублей, что сравнимо со стоимостью той же колонки от Sonos (в ней нет Алисы). Про «Макс» мне понравилось высказывание нашего читателя, утверждающего, что это стереоколонка, так как звук в ней трехполосный, а вот Sonos – всего лишь моно! Иран-Ирак, рука-нога, какая разница! Обе колонки – по сути своей моно, чтобы добавить стерео, нужно установить две колонки (в «Станции» это теперь возможно за счет мультирум-опции). А вот число встроенных динамиков, их мощность – это совсем другое, и тут новый «Макс» изменили в лучшую сторону. Но учитывая, что это китайская колонка, собранная на обычной фабрике, где технология звука описывается тем, что втыкается в корпус из динамиков, то до уровня Sonos ей как пешком до Луны. Это просто продукты из разных классов, Sonos отличный по музыке, «Яндекс.Станция» – это про голосовой помощник и попытки сделать хоть что-то, звучащее на уровне колонок за 10 тысяч рублей.
Взять свежее железо в «Яндексе» не могли, поэтому внутри Bluetooth 4.2, так дешевле и проще. Это, пожалуй, все, что нужно знать про железное направление компании и его возможности.
Что еще сказать про «Макс»? Цена 16 990 рублей из какого-то иного мира, станция явно создавалась не для российского потребителя. В прекрасном мире будущего, где игрушка для управления умным домом может стоить столько, станцию будут разбирать как горячие пирожки. В современности эта стоимость ставит крест на станции как на товаре, который будут покупать. Несомненно, «Яндекс», как обычно, успешно начнет дарить станции, чтобы расширить число их «продаж». Выгодный бизнес – покупать у себя и тут же «продавать», хоть так достигая каких-то цифр продаж.
На месте «Яндекса» я бы создавал недорогие колонки («Мини» на эту роль никак не тянет) для управления умным домом. Активнее побуждал партнеров создавать такие устройства, чтобы Алиса де-факто стала стандартом для российских умных домов. Пока происходит создание флагманских станций, а сил на создание массовых продуктов не остается, получается фантасмагория. Потенциально перед «Яндексом» огромный рынок, на деле непонимание компанией железа останавливает от работы на нем, ограничивает продажи (можно продавать в 5-6 раз больше, чем сейчас, но с другими продуктами и доля вырастет еще больше). Развитие продаж колонок с Алисой сегодня происходит не благодаря «Яндексу», а скорее вопреки. Но и тут окно возможностей стремительно сокращается, скоро «Яндекс» столкнется с нешуточной конкуренцией и повторится история с поиском, когда Google последовательно отъедала его у компании.
А знаете, в чем проблема «Яндекса»? Это культура вторичности и копирования той же Google. Так как в России нет примера от Google, непонятно, что и как копировать. Вот и идет изобретение дорогих станций, которые особо никому не нужны. А массовый рынок игнорируется.
Скорость развития Алисы не радует, голосовой ассистент сильно замер в своих возможностях. Многие ошибки остаются таковыми на долгие месяцы (попробуйте сказать «на теплоходе музыка играет» – Алиса вам поставит напоминание вместо песни!).
Мне «Яндексом» хочется гордиться, но пока все это вызывает удивление и неприятие. У каждого из нас свои институты, «Яндексу» нужно избавиться от комплекса вторичности, перестать копировать и начать создавать что-то свое. Путь тяжел, не обойдется без ошибок и промахов. Но, в конце концов, он позволит сделать нечто новое и выиграть намного больше, а не выживать в пределах одной страны, уповая на административный ресурс и то, что правительство РФ поможет и спасет.
В качестве иллюстрации приведу письмо нашего читателя, он попросил не указывать его имени и адреса:
Здравствуйте, Эльдар!
Давно читаю Мобайл Ревью, слежу за вашими статьями. С чем-то соглашаюсь, иногда нет. Оставлял и комментарии, но на большой формат общения не тянуло. Однако же тема Яндекса меня задела настолько, что решил всё-таки написать письмо. Отчасти, честно признаюсь, потому, что вы один из немногих публичных, известных людей читаете вашу почту. Это подкупает :)
Постараюсь быть максимально честным, в том числе и по отношению к себе, чтобы сохранить объективность.
Я профессиональный программист уже в середине пятого десятка. Не скажу, что какой-то выдающийся по качествам, но вполне выше среднего, сейчас пошёл на руководство. Опыт очень большой, в том числе опыт участия в больших проектах с тесным взаимодействием с производством, доведением образца до серии. Естественно, достаточно много собеседовался, в том числе в Касперский, Яндекс, но всегда в конечном итоге тянуло к железу. Отдельный интерес представляет то, что у меня жена HR с огромным опытом и многое о рынке труда знает "с той стороны”.
Сразу скажу, что меня удивляет работа Яндекса с персоналом. Они просеивают рынок труда, отсматривая огромное количество людей и пропуская их через формализованные тесты. Потом уже основное собеседование. С одной стороны, что называется, "могут себе позволить" и эта методика позволяет отобрать людей стрессоустойчивых и со знаниями. С другой стороны, специфика айти такова, что многие по-настоящему талантливые ребята к ним просто не идут. Среди HR у Яндекса устойчивая репутация мясорубки, в которую идут за строчкой в резюме.
Был как-то в Яндексе на установочном собеседовании. Создалось ощущение, что там постоянный пожар, людей кидают из проекта в проект. Дальше не пошёл: с одной стороны не был уверен, что пройду все эти собеседования до конца, с другой – просто не хотел тратить время на компанию, в которую явно нет желания приходить. Конечно, это моё личное впечатление, многие идут, но это их дело. Скажем так, мы с женой были крайне удивлены, увидев Яндекс на первом месте недавнего исследования "лучших работодателей". Жена высказалась весьма категорично, но её мнение приводить не буду :)
Теперь по продуктам. В Яндексе очевидно работают крайне неглупые ребята с отличными знаниями. Жизненный опыт подсказывает, что методика подбора компании не позволяет получить лояльных и командных работников, но в их квалификации сомнений быть не может. Почему же у компании такие провалы в железе? Я для себя нашёл ответ в словах г. Худавердяна, цитирую по вашей статье: "Главное ... не доставка или беспилотные автомобили, а технологии, ... сделавшие это доступным"
Это просто не так. Главное - это всегда конечный продукт! Всегда! Только он приносит компании деньги, только он делает возможным все дальнейшие эксперименты. Все технологии не стоят ни гроша, если их нельзя продать. Можно и нужно работать на перспективу, но эта перспектива должна быть ясна, конкретна и в итоге продаваема.
Давайте посмотрим на многострадальную колонку Яндекса. Даже без разницы, первую или вторую. Опять-таки, я не претендую на знание конечной истины, говорю только о своих ощущениях. Почему я должен потратить на неё деньги?
Она очень дёшева, можно купить её просто так, на "посмотреть"? Очевидно нет. Она несёт в себе какой-то уникальный функционал? Возможно, но он мне не нужен, я просто не могу его оценить. Она имеет имиджевую составляющую? Совсем нет. По сути колонки Яндекса могут привлечь людей, постоянно пользующихся Алисой, возможно имеющих "умный дом". Много таких?
По Яндекс.Телефону, по двум колонкам, по стилю найма работников, по фразеологии высших менеджеров у меня создалось устойчивое ощущение, что Яндекс как компания очень себя любит. Возможно, даже слегка обожает. Как иначе можно выпускать в абсолютно новых для себя нишах сырые продукты либо продукты с сомнительным, не выдающимся функционалом по немаленьким ценам? Я бы понял выпуск продукта первой цены (условно "Яндексяо") или дизайнерский продукт по имиджевой цене (условно "Яндайсон" или "Яндаблоко", как хотите), но то, что делает компания из раза в раз - это необъяснимо. Какие-то пляски на граблях.
Отдельно надо выразить искреннее недоумение целеполаганием компании. Перспективность электронного пилота для автомобилей очевидна. Занимается этой темой - и довольно небезуспешно! - Яндекс уже очень долго. Где результат? Пилот состоит из массы алгоритмов, которые давно можно было упаковать по отдельности и хотя бы попытаться продать автопроизводителям, окупая свои работы и получая бесценный опыт, закрепляясь в нише. Сколько ресурсов потрачены на телефон и колонки? Повторюсь - в квалификации работников Яндекса нет никаких сомнений, так где реальные результаты в крайне перспективной нише автовождения? Вопрос к менеджменту.
Подчеркну, что всё сказанное мною - лишь личное оценочное суждение, рождённое опытом более чем двадцатилетней работы в айти (важно - в тесном контакте с производством) и не претендующее на то, чтобы быть конечной истиной. Объективности ради также скажу, что постоянно пользуюсь поиском Яндекса (Рунет он индексирует очевидно лучше Гугла), их картами и навигатором. Это продукты, качество которых полностью меня устраивает (хотя в навигатор сейчас напихивают рекламу, боюсь скоро места для трассы не останется).
На этом наверное всё. Спасибо, если прочитали письмо. Можете использовать его целиком или частично, но не упоминая моего имени и в целом не раскрывая источник информации. Знаете почему? Я уверен, что лично Аркадий Волож – прекрасный, разумный человек. В целом вообще все люди такие, более или менее. Но вот корпорации Яндекс я абсолютно не доверяю. В случае малейшей необходимости они могут меня растоптать в пыль. Это очевидно легче, чем признавать свои ошибки и работать над собой.
Как вам письмо? Как вам вопросы, что поставлены в нем?
P.S. Неделя обещает стать жаркой, так как впереди Qualcomm Tech Summit, вместо Гавайских островов – привычное окошко компьютера. Но вечером первого декабря, да и второго числа, вы сможете прочитать много интересного и любопытного о новых чипсетах и других возможностях современного железа. Обязательно приходите к нам на огонек.
Очень много комментариев о том, что я обхожу вниманием процессор М1 от Apple и первые MacBook с ним. Но у меня нет такого ноутбука, сказать что-то толковое об этом не могу. Задумался о том, что нужно купить MacBook Pro на M1 в качестве основной машинки, позвонил паре человек, что получили эти компьютеры на обзоры, и спросил их мнение о такой покупке для себя. Понравился откровенный ответ: «Дружище, ну ты же понимаешь, PR и все такое. Как печатная машинка отлично, а для остального дороговато и точно стоит подождать». Вот теперь терзаюсь сомнениями, стоит или не стоит экспериментировать, в конце концов, 150 тысяч – это заметная сумма, а что потом делать с ним, если он не понравится? Дарить кому-то? Продавать за полцены? Что вы думаете об этом?
В сегодняшнем выпуске так много вопросов к вам, что даже теряюсь. Но, видимо, такое настроение с наступлением зимы, что случится на днях. Удачной вам недели и хорошего настроения!
Привет.
Каждый год меня выводят на чистую воду, ловят за руку в самом буквальном смысле. Знал ли я, что, перекусывая в «Кофемании», вызову у молодого человека за соседним столом такую бурю эмоций? Ведь у меня на столе лежал iPhone 12 Pro, а сверху находился Galaxy Z Fold2. Конспирологическая теория была выстроена тут же, а потом написано уличающее меня письмо, оно вывело меня на чистую воду! Мол, ругаешь iPhone, а у самого как раз iPhone, а не что-то другое. Сейчас будет срыв покровов, покажу, чего не увидел молодой человек и что могли наблюдать многие другие люди, два iPhone на столе в ресторане!
Не знаю, что происходит в головах у тех, кто видит у меня iPhone и тут же строчит на эту тему письма, сообщения в социальных сетях, делает исподтишка фотографии (подходите, с удовольствием сфоткаюсь и могу взять iPhone в руки для вас!). Никогда не делал секрета из того, что обзоры и материалы мы пишем не по фотографиям устройств или их описаниям, а после того, как полноценно их использовали на практике. Тот же iPhone 12 Pro у меня второй аппарат, так как в нем много всяческих косяков, что вылезают постоянно, и нужно было перед обзором их изучить, что заняло время. Но конспирологические теории звучат привлекательнее и лучше, а мои слова выше – конечно же, только жалкие оправдания! В мире столько прекрасного, что не устаю удивляться. Но начать наш выпуск «Бирюлек» хочу с «Черной пятницы» и некоторых наблюдений за ценами. Поехали!
Честная «Черная пятница» – про изменение смыслов
Чем выше конкуренция на рынке, тем больше скидки от разных игроков, так как им приходится бороться за внимание покупателя. Неизменной составляющей остается объем рынка, когда игроки стремятся не только заработать, но и получить долю рынка, которая, в свою очередь, автоматически открывает доступ к маркетинговым бюджетам производителей. Например, в России обе составляющие для агрессивной конкуренции разных игроков присутствуют, и поэтому мы постоянно видим те или иные скидки, в том числе на электронику. Сказать, что российский покупатель не избалован скидками и различными акциями, невозможно. Общаясь с друзьями с Украины, часто слышу комментарий о том, что скидки в России реальны, в то время как они не могут купить тот или иной смартфон с аналогичным дисконтом. Оптовые и розничные компании на украинском рынке предпочитают зарабатывать здесь и сейчас, так как ничего иного для них не остается. Просто для сравнения приведу такую цифру, в 2019 году украинский рынок смартфонов и телефонов составил 6.4 млн устройств, из которых на долю смартфонов пришлось 4.9 миллиона штук. Средняя стоимость смартфона составила 5 800 гривен (чуть больше 200 долларов!). Но распределение по ценовым сегментам, характерное для стран с небогатой экономикой, упор на китайские марки, а также выбор Samsung в среднем сегменте с не самой эффективной стоимостью (в том числе бюджетные модели). Общий объем розничного рынка смартфонов Украины составил 28 млрд 420 млн гривен (1 млрд долларов). Для сравнения, российский рынок смартфонов в 2019 году составил 8.5 млрд долларов, разница очевидна, также выше средняя цена продаваемого аппарата. Украинский рынок не является ключевым для больших производителей, как следствие, он не получает заметные маркетинговые бюджеты, которые могут привести к меньшей розничной цене тех или иных товаров.
Давайте взглянем на рынок США, где «Черная пятница» предлагает значительные скидки на многие товары, чем-то этот рынок напоминает российский (конкуренция, есть маркетинговые бюджеты, объем рынка значителен). Помню времена, когда завидовал тому, какие цены в США на многие товары, скидки были вкусными и честными в любой системе координат. Давайте посмотрим на телевизор от Samsung, модель Q900 с диагональю 98 дюймов является флагманом, стоимость до «Черной пятницы» составляла порядка 100 тысяч долларов. Честно признаюсь, что не отслеживал цену в США, поэтому не могу сказать, сколько этот агрегат стоил точно. Вполне возможно, что цена была в районе 75-80 тысяч со всеми скидками, что предлагаются, а скидка в 50% – это красивый ход к «Черной пятнице».
Почему вспомнил этот телевизор? Меня в него ткнули несколько человек и прокомментировали это событие как нечто невероятное в России, такую цену получить невозможно! Я бы сформулировал несколько иначе: у нас невозможно получить такую скидку, а не стоимость. Заглянул на сайт Samsung, чтобы убедиться в своей правоте.
До «Черной пятницы» стоимость этого телевизора составляла 5 млн рублей, в рамках распродажи снизилась на миллион. В долларах получается, что это было 66 тысяч и стало 53 тысячи (в США еще нужно прибавить налог с продаж, в большинстве штатов он выше 5%). Получается, что российская цена как минимум не выше, а изначально и того меньше.
Но маркетинг действует на умы безотказно, запоминаются большие цифры скидок, 50% или около того. Вот и получается, что многие компании из года в год на «Черную пятницу» рисуют скидки, вначале поднимают цены, а затем дают скидку. Получается так на так, особой скидки не выходит.
В эти выходные подруга отправилась с мамой покупать телевизор. Можно назвать их обычными покупателями, которые не отслеживают постоянно рынок, выбрали несколько моделей телевизоров и отправились смотреть их в магазины – выбор был между Samsung, Sony и LG. Предпочитаемая диагональ – 55-65 дюймов. В «МВидео» очень сильно нахваливали Sony, при этом картинка на этом ТВ была замечательной, а вот Samsung выдал рассыпающиеся квадратики.
У меня на кухне стоит как раз такая же модель, после сообщения о том, что все не очень, полез всматриваться в экран, ничего подобного не обнаружил. Посмотрел на вознаграждения продавцов за каждую марку ТВ, получил ответ на свой вопрос, как так получилось и почему. Маленькие хитрости, как повысить свой личный доход, об этом можно написать роман в трех частях, так как продавцы имеют свои личные секреты и ноу-хау.
Весь период самоизоляции у нас была одна нескончаемая «Черная пятница», так как многие федеральные сети продавали товары по себестоимости либо даже дешевле. Те же «МВидео» и МТС отдавали смартфоны по ценам закупки, что превратило рынок в выжженное поле для игроков калибром поменьше. Но такое счастье для покупателей не могло быть вечным, например, в МТС подсчитали убытки от этого праздника и в конце года отказались от скидок как таковых. В МТС никогда не полагались на умение продавать товар, а предлагали минимальную стоимость на смартфоны, мы устанем считать то число аттракционов невиданной щедрости, что запускал оператор. Скидки на флагманы в 20-25 тысяч в какой-то момент стали нормой для МТС, они происходили круглый год. Нет продаж? Оператор добавляет скидку, и они появляются. Проблемой стало только то, что это игла, с которой невозможно сползти. Это не лояльная аудитория, что готова покупать у вас товар, так как доверяет мнению продавцов, качеству обслуживания. В большинстве своем это те, кто приходит за минимальной стоимостью (скольких людей я отправил в МТС, даже не сосчитать).
В октябре и ноябре доля МТС в продажах смартфонов сократилась на рынке в 1.5 раза (кто-то утверждает, что почти вдвое, но это преувеличение, как по мне). Причина банальна и лежит на поверхности, в компании убрали скидки, и цены стали как у всех, основная причина для покупки у оператора исчезла. В рамках «Черной пятницы» МТС за пять дней пытается наверстать упущенное и поднять собственные продажи, скидки заметные, например, можно купить iPhone 12 по приятной стоимости (минус 8 100 рублей(!) за самую ходовую версию на 128 ГБ).
Пользуясь случаем, не могу не отметить, что в этом году разрушен еще один миф вокруг iPhone, что на них не бывает скидок. Вот самый «дефицитный», как кое-где утверждают, продукт, его во многих сетях отдают со скидкой. Год назад утверждал, что 12-ое поколение станет первым, что получит скидки практически в первый месяц продаж, так и случилось. Причина? Рост стоимости этих аппаратов, слабость по сравнению с конкурентами.
Но скидки на iPhone в МТС – это цветочки, посмотрите, сколько стоит Galaxy S20. Скидка достигает 19 тысяч рублей (скидка 10 000 плюс такая же скидка при покупке аксессуаров на 1 000 рублей).
На самом деле, сайт МТС несколько запутан, и скидка HOME71 дает минус 10 000 рублей без необходимости покупки аксессуаров. Итого минус 20 тысяч рублей.
Цена на S20 ровно такая же, что и в рамках «Черной пятницы» от Samsung, но там аппараты закончились почти моментально.
Если посмотреть на этот год и «Черную пятницу», что длится не один день, а неделю или даже месяц, то можно выделить несколько ключевых моментов. Скидки, которые предлагают производители, встречались и до того, но сейчас они собраны в рамках одного предложения и разных товарных групп. Многие компании говорят про честные скидки, явная отсылка к опыту предыдущих лет, когда покупатели не видели скидок или они были незначительны. Российский рынок – ключевой для производителей электроники, отсюда скидки и маркетинг, как на американском рынке, который смело можно считать одним из крупнейших (Китай сейчас не трогаем). Но изюминка текущей ситуации в том, что мы видели такие скидки на протяжении всего 2020 года, и уверен, что они периодически будут всплывать в последующие кварталы. Например, у Samsung расчистка складов случится для S20-ых перед выходом S21. И можно говорить, что желающие купить по очень низким ценам эти модели должны озаботиться этим сейчас, потом уже будет поздно. Время есть до Нового года и немного за ним.
«Черная пятница» в этом году удачна для всех в России – для производителей, розницы и онлайн-продаж. Причина в том, что само событие привлекает внимание, толкает людей в магазины, чтобы приобрести те или иные товары, и это не только и не столько электроника. Но вот у меня ничего из покупок не случилось, так как большинство нужных в хозяйстве вещей купил до того. С другой стороны, приобрел большое количество бутылок, так как цены на многие позиции стали равны оптовым. Но на этом, собственно, и все, что купил.
Как прошла или проходит ваша пятница? Что-то купили себе и близким? Честные скидки, как говорят компании, или ничего такого нет? Расскажите о своих впечатлениях в комментариях.
Иногда сломанная вещь – это сломанная вещь, почти Фрейд
Обзавелся дополнительным провайдером за городом, в дом провели кабель, подключили старый роутер, и все заработало на обещанной скорости. Решил развести разных провайдеров, дублировать системы умного дома и охраны, чтобы не зависеть от одного источника интернета и возможных поломок, что случались в прошлом. Ребята, что настраивали интернет, уехали, а я достал Wi-Fi 6 роутер, чтобы перекинуть подключение на него. Из плюсов – возможность расширения сети практически до бесконечности, он покрывает почти весь участок, а не только дом.
Настройка роутера – премудрость невеликая, бодро прошел все этапы экспресс-установки, но машинка не завелась! Этого не случилось и со второго раза, и с третьего. Интересно, что старый роутер прекрасно работал, а новый это делать отказывался. Конечно, первая идея, что у меня кривые руки и делаю что-то не так. Помучился, почитал интернет, руки оказались не виноваты. Уверен, что у вас бывало чувство раздражения, когда вы купили дорогую вещь, а она вдруг почему-то не работает или работает вовсе не так, как должна. В моем случае оказалось, что не работает WAN-порт, он приказал долго жить. Был вариант перешить роутер альтернативной прошивкой и назначить вход на один из LAN-портов, но не стал мучиться, да и зачем. Сдам роутер по гарантии, тем более что на линии поддержки производителя сказали, что такое иногда может случаться и нужно просто принести в коробке устройство.
Относиться к поломкам новой техники нужно философски, никак иначе это делать нельзя. Тот же роутер было невозможно проверить в магазине, максимум можно его распаковать и взглянуть на корпус, что его никто не открывал. Но проверить соединение в большинстве точек продаж не выйдет. Однако многие товары проверять в магазине можно и нужно, чтобы потом не тратить время на поездки туда-сюда, доказательство того, что вы не крайний и ничего этакого не делали.
У моего товарища случилась неприятность при покупке телевизора. Большая диагональ, поднимали его домой грузчики интернет-магазина. Не роняли, коробка выглядела целой. Но попытки подключить телевизор и заставить его работать приводили к одному и тому же результату – экран оставался черным, телек признаков жизни не подавал. Обратная процедура – грузчики, упаковка, экспертиза в магазине, которая признала повреждение телевизора вследствие неаккуратного обращения. И только гром и молнии, отправленные на горячую линию производителя, решили вопрос, модель заменили и еще извинились, добавив какой-то саундбар в подарок.
Но часто встречаются и совсем другие истории, когда сами покупатели превращаются в террористов, потребительский экстремизм – это распространенное в наших широтах явление. Никогда не забуду инструкцию по определению «брака» экрана в одном из смартфонов. Вам нужно было зайти в темную комнату, желательно ванную, и выставить серый фон на экране смартфона. Затем поставить яркость на 5-10% и медленно вращать перед глазами аппарат, примерно через пять минут вы увидите зеленый цвет, что доказывает брак экрана.
Подозреваю, что инструкцию кто-то написал в шутку, считать это чем-то большим решительно невозможно. Проблема заключается только в том, то с таким «браком» в сервисные центры обратилось с десяток людей. Понятно, что это ничтожно малое количество обращений, если смотреть на продажи такого аппарата, но сама история примечательна – люди верят во что угодно, нужно только представить им методику.
Брак при производстве – это абсолютно нормальное явление, он случается у всех. Относиться к этому нужно стоически, хотя неприятно, что новую вещь нужно нести обратно. Иногда брак проявляется в мелочах, иногда в чем-то серьезном, тут вам решать, как с этим жить и что делать. Но примерно в 0.5% случаях брак виден из коробки, на больших объемах производства с миллионными тиражами это заметное количество в абсолютных числах.
Чтобы защитить себя от брака, нужно стараться проверять то, что вы покупаете. А также стараться покупать вещи в магазинах, где вам точно произведут обмен, а не начнут объяснять, что вы сами виноваты. Вы часто сталкивались с заводским браком, как решался этот вопрос в вашем случае? У меня за всю жизнь это единичные случаи, что можно вспомнить, загибая пальцы одной руки.
Task Mate от Google – технология двойного назначения
В ряде стран, включая Индию, Google тестирует новый сервис Task Mate. Подключиться к нему можно только при наличии приглашения, вам предлагают выполнять простые задания и получать за них вознаграждение. Например, вас могут попросить сфотографировать вывески магазинов, описать часы их работы. Либо отправиться куда-то, чтобы сделать фотографию определенного места.
Любой пользователь Google Maps, что сталкивался с разделом «Впечатления», знает, что там можно оставлять свои отзывы о местах, и новый сервис – это нечто подобное. Отличие только в том, что за описание мест вам платят, а задания дает сам сервис. Выбор Индии как полигона для испытаний Task Mate понятен, на этом рынке небольшое число смартфонов, а пользователи не горят особым желанием описывать новые места, плюшки от Google их не привлекают. И подобный сервис позволяет быстро набрать нужные POI, которые иначе вы не получили бы. Этакий аутсорс на современный лад.
Но подобное приложение смело можно назвать технологией двойного назначения, так как использовать сбор данных можно и вокруг военных объектов, что расположены в населенных пунктах, делать чужими руками картографию. И избавиться от ощущения, что мир стал намного доступнее для разведки, не выйдет. Не нужно проникать на территорию другого государства, достаточно заплатить пользователям, чтобы они выкладывали описания и фотографии самостоятельно. Думаю, что в Google понимают двойственность своего положения с этим сервисом и поэтому осторожно тестируют его, смотрят на реакцию других государств. Думаю, что мы имеем все шансы услышать про Task Mate в аспекте шпионажа и обвинений в этом Google. Как по мне, так инициатива понятна, но она сомнительна в долгосрочной перспективе.
Ключевая конференция «Яндекса» и новая «Яндекс.Станция Макс»
После конференции «Сбера» ожидал, что расскажет «Яндекс» на своем ключевом мероприятии, ведь YAC 2020 – это установочная презентация, что показывает ключевые направления развития компании, отвечает на вопросы о бизнесе. В меньшей степени про технологии и конкретные продукты, в большей степени про то, что будет и как это будет в прочтении от «Яндекса». Но я точно не ожидал такого разочарования во всех возможных аспектах. Почти два часа с записанными роликами, что превратились в одну большую рекламу «Яндекса», но рекламу странного толка. Например, Тигран Худавердян поделился целым рядом откровений о компании, меня зацепило то, что проверка качества сервисов и продуктов «Яндекса» – это отклики знакомых, что их ругают, если что-то идет не так. Это многое объясняет про «Яндекс» в целом и про железное направление в частности, что смогло выпустить и убить смартфон, продолжает мучительно создавать колонки с Алисой.
Мое же внимание привлекло то, насколько «Яндекс» стал разобщенной компанией, где каждый играет в свою игру, а руководство не очень понимает, кто и чем занимается. Этакий студенческий кампус, в котором весело проводить время. Начну с простого утверждения, которое сложно оспорить, в «Яндексе» не верят в свои собственные технологии и их привлекательность для пользователей, опираются исключительно на то, что делает Google. Культура заимствования настолько пронизала «Яндекс», что компания стала вторичной по своему духу.
Напомню, что в «Яндексе» запустили собственный сервис для онлайн-видео, «Яндекс.Эфир». Думал, что ссылка на записанный YAC 2020 появится именно в этом сервисе, но всех приглашали смотреть видео на YouTube! Признаться на весь свет, что ваш сервис непопулярен и не нужен даже самой компании, лучшей возможности не было, и в «Яндексе» использовали ее на все сто. У меня это вызывает оторопь, так как просто никто про это не подумал.
Справедливости ради, на «Эфире» запись появилась, причем ее можно было перемотать (в отличие от YouTube) и не тратить почти два часа на нескончаемый поток рекламы, увидеть основной и единственный анонс новой железки.
Хотите другой грустный пример? У «Яндекса» хватает лояльных пользователей, тех, кто пользуется сервисами компании, например, той же Алисой. И люди попросили Алису показать им YAC 2020, в ответ они получили пустоту. Голосовой ассистент от «Яндекса» просто не знал про основное событие года для компании. Как так? Это ровно то, что я считаю студенческим общежитием, где весело и безалаберно можно проводить время, а думать про связку одних сервисов с другими не нужно. Системного подхода у «Яндекса» нет, да и откуда ему появиться сегодня? Это работа в режиме ошпаренной кошки, когда строятся песочные замки, чтобы потом в очередной раз изменилась концепция и все начали сначала. И это, на минуточку, сильнейший IT-игрок в России, что меня несколько смущает.
Железячное направление внутри «Яндекса» никогда не отличалось разумностью, достаточно вспомнить выход «Яндекс.Телефона» и его феерический провал, который на наших страницах был описан пошагово, причем еще до начала продаж продукта. Приятно, что все случилось ровно так, как предполагалось, с соблюдением всех сроков.
В «Яндексе» откопали золотую жилу с колонками с Алисой, так как это единственный способ управлять умным домом с помощью голоса. Это не колонка для музыки или вопросов к Алисе, большинство покупает недорогие колонки для управления своими умными домами, и в таком качестве Алиса и выстрелила в России. Пока в России нет голосовых ассистентов от Google, нет Amazon, этот рынок остается за «Яндексом», и можно было приложить большие усилия, чтобы прочно на нем укрепиться. Отсутствие прямых конкурентов – это подарок, который в «Яндексе» растрачивают бездумно. И происходит это по простой причине: в компании сами не понимают рынка устройств, да и не хотят его понимать. Живут на своей волне. Но при этом у «Яндекса» есть вся необходимая статистика, чтобы сложить 2+2 и получить ответ на то, чем нужно заниматься.
Давайте взглянем на «Яндекс.Станцию Макс», которая является обновленной версией обычной «Яндекс.Станции», прошло два года, и в компании добавили целый ряд полезных и не очень функций в свой продукт.
Первое на что обращаешь внимание, это пульт управления! Логика такого решения от меня ускользает, так как колонка с голосовым управлением предполагает, что вы будете с ней разговаривать! В пульт также можно говорить, но скорее его будут использовать для управления громкостью, навигации по меню. Получается, что это костыль для аудиоинтерфейса, он помогает ликвидировать нарекания на навигацию по меню, но не решить проблему с помощью голоса. Зачем решать проблемы в голосовом интерфейсе?
У «Станции Макс» появился LED-экран, на нем отображаются время, разные иконки событий, и это приятное дополнение (во всем мире голосовые ассистенты выходят уже с полноценными экранами, тут экономия). Минус такого экрана в том, что вы не можете настроить его поведение, он работает по своей программе (сам меняет яркость), например, ночью продолжает достаточно ярко светить, что резко ограничивает места, где вы станцию установите.
При HDMI-подключении к ТВ у вас появилась возможность воспроизводить 4К-видео из «Кинопоиска». Для живущих в экосистеме «Яндекса» это хорошая новость. А вот для тех, кто надеялся, что «Станция Макс» сможет воспроизводить звук с ТВ, у меня плохая новость – не умеет, и пока нет никаких планов научить этому колонку. То есть заменить штатный звук с ТВ нельзя, а значит, желающие получить этакий саундбар для ТВ со станцией этого не получат никак.
Цена новой станции – 16 990 рублей, что сравнимо со стоимостью той же колонки от Sonos (в ней нет Алисы). Про «Макс» мне понравилось высказывание нашего читателя, утверждающего, что это стереоколонка, так как звук в ней трехполосный, а вот Sonos – всего лишь моно! Иран-Ирак, рука-нога, какая разница! Обе колонки – по сути своей моно, чтобы добавить стерео, нужно установить две колонки (в «Станции» это теперь возможно за счет мультирум-опции). А вот число встроенных динамиков, их мощность – это совсем другое, и тут новый «Макс» изменили в лучшую сторону. Но учитывая, что это китайская колонка, собранная на обычной фабрике, где технология звука описывается тем, что втыкается в корпус из динамиков, то до уровня Sonos ей как пешком до Луны. Это просто продукты из разных классов, Sonos отличный по музыке, «Яндекс.Станция» – это про голосовой помощник и попытки сделать хоть что-то, звучащее на уровне колонок за 10 тысяч рублей.
Взять свежее железо в «Яндексе» не могли, поэтому внутри Bluetooth 4.2, так дешевле и проще. Это, пожалуй, все, что нужно знать про железное направление компании и его возможности.
Что еще сказать про «Макс»? Цена 16 990 рублей из какого-то иного мира, станция явно создавалась не для российского потребителя. В прекрасном мире будущего, где игрушка для управления умным домом может стоить столько, станцию будут разбирать как горячие пирожки. В современности эта стоимость ставит крест на станции как на товаре, который будут покупать. Несомненно, «Яндекс», как обычно, успешно начнет дарить станции, чтобы расширить число их «продаж». Выгодный бизнес – покупать у себя и тут же «продавать», хоть так достигая каких-то цифр продаж.
На месте «Яндекса» я бы создавал недорогие колонки («Мини» на эту роль никак не тянет) для управления умным домом. Активнее побуждал партнеров создавать такие устройства, чтобы Алиса де-факто стала стандартом для российских умных домов. Пока происходит создание флагманских станций, а сил на создание массовых продуктов не остается, получается фантасмагория. Потенциально перед «Яндексом» огромный рынок, на деле непонимание компанией железа останавливает от работы на нем, ограничивает продажи (можно продавать в 5-6 раз больше, чем сейчас, но с другими продуктами и доля вырастет еще больше). Развитие продаж колонок с Алисой сегодня происходит не благодаря «Яндексу», а скорее вопреки. Но и тут окно возможностей стремительно сокращается, скоро «Яндекс» столкнется с нешуточной конкуренцией и повторится история с поиском, когда Google последовательно отъедала его у компании.
А знаете, в чем проблема «Яндекса»? Это культура вторичности и копирования той же Google. Так как в России нет примера от Google, непонятно, что и как копировать. Вот и идет изобретение дорогих станций, которые особо никому не нужны. А массовый рынок игнорируется.
Скорость развития Алисы не радует, голосовой ассистент сильно замер в своих возможностях. Многие ошибки остаются таковыми на долгие месяцы (попробуйте сказать «на теплоходе музыка играет» – Алиса вам поставит напоминание вместо песни!).
Мне «Яндексом» хочется гордиться, но пока все это вызывает удивление и неприятие. У каждого из нас свои институты, «Яндексу» нужно избавиться от комплекса вторичности, перестать копировать и начать создавать что-то свое. Путь тяжел, не обойдется без ошибок и промахов. Но, в конце концов, он позволит сделать нечто новое и выиграть намного больше, а не выживать в пределах одной страны, уповая на административный ресурс и то, что правительство РФ поможет и спасет.
В качестве иллюстрации приведу письмо нашего читателя, он попросил не указывать его имени и адреса:
Здравствуйте, Эльдар!
Давно читаю Мобайл Ревью, слежу за вашими статьями. С чем-то соглашаюсь, иногда нет. Оставлял и комментарии, но на большой формат общения не тянуло. Однако же тема Яндекса меня задела настолько, что решил всё-таки написать письмо. Отчасти, честно признаюсь, потому, что вы один из немногих публичных, известных людей читаете вашу почту. Это подкупает :)
Постараюсь быть максимально честным, в том числе и по отношению к себе, чтобы сохранить объективность.
Я профессиональный программист уже в середине пятого десятка. Не скажу, что какой-то выдающийся по качествам, но вполне выше среднего, сейчас пошёл на руководство. Опыт очень большой, в том числе опыт участия в больших проектах с тесным взаимодействием с производством, доведением образца до серии. Естественно, достаточно много собеседовался, в том числе в Касперский, Яндекс, но всегда в конечном итоге тянуло к железу. Отдельный интерес представляет то, что у меня жена HR с огромным опытом и многое о рынке труда знает "с той стороны”.
Сразу скажу, что меня удивляет работа Яндекса с персоналом. Они просеивают рынок труда, отсматривая огромное количество людей и пропуская их через формализованные тесты. Потом уже основное собеседование. С одной стороны, что называется, "могут себе позволить" и эта методика позволяет отобрать людей стрессоустойчивых и со знаниями. С другой стороны, специфика айти такова, что многие по-настоящему талантливые ребята к ним просто не идут. Среди HR у Яндекса устойчивая репутация мясорубки, в которую идут за строчкой в резюме.
Был как-то в Яндексе на установочном собеседовании. Создалось ощущение, что там постоянный пожар, людей кидают из проекта в проект. Дальше не пошёл: с одной стороны не был уверен, что пройду все эти собеседования до конца, с другой – просто не хотел тратить время на компанию, в которую явно нет желания приходить. Конечно, это моё личное впечатление, многие идут, но это их дело. Скажем так, мы с женой были крайне удивлены, увидев Яндекс на первом месте недавнего исследования "лучших работодателей". Жена высказалась весьма категорично, но её мнение приводить не буду :)
Теперь по продуктам. В Яндексе очевидно работают крайне неглупые ребята с отличными знаниями. Жизненный опыт подсказывает, что методика подбора компании не позволяет получить лояльных и командных работников, но в их квалификации сомнений быть не может. Почему же у компании такие провалы в железе? Я для себя нашёл ответ в словах г. Худавердяна, цитирую по вашей статье: "Главное ... не доставка или беспилотные автомобили, а технологии, ... сделавшие это доступным"
Это просто не так. Главное - это всегда конечный продукт! Всегда! Только он приносит компании деньги, только он делает возможным все дальнейшие эксперименты. Все технологии не стоят ни гроша, если их нельзя продать. Можно и нужно работать на перспективу, но эта перспектива должна быть ясна, конкретна и в итоге продаваема.
Давайте посмотрим на многострадальную колонку Яндекса. Даже без разницы, первую или вторую. Опять-таки, я не претендую на знание конечной истины, говорю только о своих ощущениях. Почему я должен потратить на неё деньги?
Она очень дёшева, можно купить её просто так, на "посмотреть"? Очевидно нет. Она несёт в себе какой-то уникальный функционал? Возможно, но он мне не нужен, я просто не могу его оценить. Она имеет имиджевую составляющую? Совсем нет. По сути колонки Яндекса могут привлечь людей, постоянно пользующихся Алисой, возможно имеющих "умный дом". Много таких?
По Яндекс.Телефону, по двум колонкам, по стилю найма работников, по фразеологии высших менеджеров у меня создалось устойчивое ощущение, что Яндекс как компания очень себя любит. Возможно, даже слегка обожает. Как иначе можно выпускать в абсолютно новых для себя нишах сырые продукты либо продукты с сомнительным, не выдающимся функционалом по немаленьким ценам? Я бы понял выпуск продукта первой цены (условно "Яндексяо") или дизайнерский продукт по имиджевой цене (условно "Яндайсон" или "Яндаблоко", как хотите), но то, что делает компания из раза в раз - это необъяснимо. Какие-то пляски на граблях.
Отдельно надо выразить искреннее недоумение целеполаганием компании. Перспективность электронного пилота для автомобилей очевидна. Занимается этой темой - и довольно небезуспешно! - Яндекс уже очень долго. Где результат? Пилот состоит из массы алгоритмов, которые давно можно было упаковать по отдельности и хотя бы попытаться продать автопроизводителям, окупая свои работы и получая бесценный опыт, закрепляясь в нише. Сколько ресурсов потрачены на телефон и колонки? Повторюсь - в квалификации работников Яндекса нет никаких сомнений, так где реальные результаты в крайне перспективной нише автовождения? Вопрос к менеджменту.
Подчеркну, что всё сказанное мною - лишь личное оценочное суждение, рождённое опытом более чем двадцатилетней работы в айти (важно - в тесном контакте с производством) и не претендующее на то, чтобы быть конечной истиной. Объективности ради также скажу, что постоянно пользуюсь поиском Яндекса (Рунет он индексирует очевидно лучше Гугла), их картами и навигатором. Это продукты, качество которых полностью меня устраивает (хотя в навигатор сейчас напихивают рекламу, боюсь скоро места для трассы не останется).
На этом наверное всё. Спасибо, если прочитали письмо. Можете использовать его целиком или частично, но не упоминая моего имени и в целом не раскрывая источник информации. Знаете почему? Я уверен, что лично Аркадий Волож – прекрасный, разумный человек. В целом вообще все люди такие, более или менее. Но вот корпорации Яндекс я абсолютно не доверяю. В случае малейшей необходимости они могут меня растоптать в пыль. Это очевидно легче, чем признавать свои ошибки и работать над собой.
Как вам письмо? Как вам вопросы, что поставлены в нем?
P.S. Неделя обещает стать жаркой, так как впереди Qualcomm Tech Summit, вместо Гавайских островов – привычное окошко компьютера. Но вечером первого декабря, да и второго числа, вы сможете прочитать много интересного и любопытного о новых чипсетах и других возможностях современного железа. Обязательно приходите к нам на огонек.
Очень много комментариев о том, что я обхожу вниманием процессор М1 от Apple и первые MacBook с ним. Но у меня нет такого ноутбука, сказать что-то толковое об этом не могу. Задумался о том, что нужно купить MacBook Pro на M1 в качестве основной машинки, позвонил паре человек, что получили эти компьютеры на обзоры, и спросил их мнение о такой покупке для себя. Понравился откровенный ответ: «Дружище, ну ты же понимаешь, PR и все такое. Как печатная машинка отлично, а для остального дороговато и точно стоит подождать». Вот теперь терзаюсь сомнениями, стоит или не стоит экспериментировать, в конце концов, 150 тысяч – это заметная сумма, а что потом делать с ним, если он не понравится? Дарить кому-то? Продавать за полцены? Что вы думаете об этом?
В сегодняшнем выпуске так много вопросов к вам, что даже теряюсь. Но, видимо, такое настроение с наступлением зимы, что случится на днях. Удачной вам недели и хорошего настроения!
Источник: nig.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]