"Нормальные герои"
26.11.2020 8 493 0 +214 alex

"Нормальные герои"

---
+214
В закладки


Поздняя советская власть была настолько туповата, что финансировала производство фильмов с антисоветским содержанием. Фига в кармане творческой интеллигенции была частью брежневской эпохи.

По словам Михаила Козакова, снявшего "Покровские ворота", кто-то из партийного начальства его спрашивал: "За что вы нас так ненавидите?" Насмешка над коммунистической идеологией проникала даже в детское кино, принимая форму (как это называлось в органах цензуры) "неконтролируемого подтекста".

"Антисоветчина" пришла в советское искусство вместе с ослаблением режима, после смерти Сталина. Иллюзии 60-х о социализме с человеческим лицом, курс на гуманизм - запустили тот механизм критики строя, в которой было не ясно: это критика сталинизма или самих "ленинских основ"..

Прекрасным примером антисоветской иронии стал и "Айболит-66", который появился на волне "оттепели".

Кино не вполне детское. Сейчас особенно понятно, что песенка пиратов и сам образ комичных бандитов, - это парафраз советской мифологии об "особом пути". ("Мы пойдём другим путём", - говорил Ильич).

Но парадокс 60-х заключался в том, что героизм "особого пути" входил в противоречие с потребностью в нормальных условиях жизни. Советские люди мечтали об уюте, машине, телевизоре и холодильнике (поездка Хрущёва в Штаты подстегнула интерес к техническим новинкам и бытовому комфорту).

В этих условиях идеология "особого пути" (революционной героики и жертвенности) была несовместима с идеей нормальной жизни.

Героизм и нормальность вступали в роковое противоречие, которое в конечном счёте и развалило советский режим. Нормальность победила.

Именно об этом пели пираты в "Айболите": "Нормальные герои всегда идут в обход". "Нормальный героизм" - оксюморон и парадокс, который намекает на гибельность болота и окружного пути, далёкого от столбовой дороги развития.

По этому болоту и бредут пираты (фанаты насилия), больше напоминающие бандитов, чем героев-первопроходцев.

"Ты лети, моя акула, Путь-дорога далека. / А не то тебе я вырву Все четыре плавника".

Насилие здесь - инструмент движения к "светлому будущему", дорога к которому (и правда) была далека. Принуждение с помощью страха к быстрому движению вперёд - было той советской исторической моделью, над которой издевались авторы "Айболита".

Пиратов-недоучек приходилось спасать из болота и лечить (чем и занимался благородный Айболит в исполнении "шестидесятника" Ефремова).

Помню своё детское смятение в кинозале, куда нас целой школой отправили смотреть "Айболита" (уже забыл в каком классе). Пионеры не привыкли к такому кино-языку, полному условностей. Это был, скорее, фильм для взрослых.

Но о каком "нормальном героизме" идёт речь, я не понимал. Похоже, что учителя тоже не подозревали о наличии подтекста, где "мудрецы" из песенки так напоминали "мудрых вождей" и классиков марксизма..

...

Пути кривые роет / Подземный умный крот.

Нормальные герои / всегда идут в обход.

В обход идти, понятно, / не очень-то легко.

Не очень-то приятно / И очень далеко..

Зато так поступают / Одни лишь мудрецы.

Зато так наступают / Одни лишь храбрецы.

Глупцы, героев строя, / Бросаются вперёд.

Нормальные герои / Всегда - наоборот.

И мы с пути кривого / Ни разу не свернём.

А надо будет - снова / Пойдём кривым путём.

...

Мне нравится напевать эти строчки, поражаясь прозорливости взгляда из 60-х на путинскую Россию. Что-то авторы знали о российском обществе такое, что было точнее советского историзма.

"Ходы кривые роет..." - какой точный образ! Крот, так похожий на "крысу в кремле"..

Не прошло и полувека, как Россия, "сделав круг", вернулась в историческое болото - и снова грезит об "особом пути", требуя от людей "героизма" - вместо нормальной жизни. Это сказано, словно вчера:

"И мы с пути кривого / Ни разу не свернём.

А надо будет - снова / Пойдём кривым путём"...

***

Школьный друг Вовка (соавтор наших первых сексуальных экспериментов) радостно напевал песенку про "акулу", - комичные "пираты" его просто покорили. Он был ближе к типажу "плохого парня", чем я, и вся эта эстетика насилия (пускай и комичного) была ему понятнее.

"А не то тебе я вы-р-р-рву все четыре плавника..." - Ты чё? Классно же!..

Вовка был в полном восторге. А мне было жаль несчастную акулу, даже в виде катера, на котором летели по морю злобные пираты. Идея что-то "вырвать" и "заставить" делать страхом и угрозами - была мне неприятна.

Как говорится, прошли годы... Мы вернулись в ту же историческую точку. И песня про "нормальный героизм", "кривые ходы" развития и угроза "вырвать плавники" матушке Истории, которая снова завела нас в болото, - на повестке дня.

Кто бы снял об этом фильм? К сожалению, некому. Сегодня - кто орденоносец, кто "доверенное лицо" режима, а кто и член правящей партии. Нет той интеллигенции, с трагическим репрессивным опытом, которая в 60-х понимала гибельность "особого пути".

Советская творческая элита 60-х была более трезвой, ответственной и зрячей, чем сегодня. И это особенно горько.

Alexander Hotz
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]