В уникальной усадьбе жили Романовы и дед Путина. Теперь ее сносят втайне от всех
---
В подмосковном Красногорске в сентябре 2020 года начали тайком сносить Ильинское — единственную императорскую усадьбу Подмосковья. В XIX веке ею владели Романовы, а в середине XX века в располагавшемся на ее территории партийном санатории работал дед действующего президента России Владимира Путина. В XXI веке усадьба превратилась в один из самых дорогих земельных участков Подмосковья из-за соседства с Барвихой и президентской резиденцией Ново-Огарево. Располагающиеся на ее территории здания перешли в частные руки и пошли под снос, несмотря на охранный статус объектов. Усилия активистов и историков по спасению объекта пока ни к чему не привели.
Зона высокого давления
Защитники памятников культуры не первый год пытаются спасти ансамбль усадьбы Ильинское. И понятно почему.
Ильинское — место уникальное. Оно напрямую связано с разными, порой противоречащими друг другу эпохами. Территория усадьбы известна еще с XVI века, когда она входила в дворцовую вотчину. В XVII веке земля перешла во владение дворянского рода Стрешневых, затем принадлежала герою Отечественной войны 1812 года графу Александру Ивановичу Остерману-Толстому.
Во второй половине XIX века объект приобрел император Александр II для своей жены Марии Александровны. В усадьбе гостил их старший сын, Александр III, а также жил его брат, генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович с женой Елизаветой Федоровной. Последняя стала известна благодаря активной благотворительной деятельности, которую, в том числе, развернула в Ильинском: в усадьбе действовал родильный приют для жителей Ильинского и окрестных деревень, во время Русско-японской и Первой Мировой войн был оборудован лазарет для раненых воинов. Великая княгиня была убита большевиками в 1918 году и затем прославлена в лике святых Русской православной церковью. Каждый год в Ильинском проходит Елизаветинский крестный ход, названный ее именем.
Связано место и с действующим президентом России. В XX веке на территории Ильинского располагался пансионат московского горкома КПСС «Ильичевский».
Долгое время в нем поваром работал дед президента России Владимира Путина Спиридон Иванович Путин. Жил он в здании конного двора усадьбы, где были размещены квартиры служащих. Он вместе с женой Ольгой Ивановной похоронен на местном сельском кладбище, которое в настоящий момент страдает от подтопления канализационными стоками от строящихся неподалеку жилых комплексов.
Однако, несмотря на всю богатую историю и безусловную историческую ценность, усадьба разрушается на глазах. И спасать ее местные власти почему-то не торопятся.
«Главное управление культурного наследия Московской области не обеспечивает государственную охрану усадьбы Ильинское и закрывает глаза на любые нарушения на ее территории», — говорит заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгений Соседов.
Царская семья в усадьбе Ильинское после коронации, 1896
Статусом выявленного объекта культурного наследия ансамбль усадьбы обладает с 2002 года. Но с тех пор прошло 18 лет, а ее так и не включили в единый государственный реестр, не определили ее границы, да вдобавок отклонили несколько экспертиз, которые позволили бы сделать ее полноценным объектом культурного наследия.
В итоге в последние годы усадьба с печальной регулярностью теряет исторические постройки. Хотя законом частным владельцам, между которыми разделена территория, запрещены любые работы по изменению ее облика.
В 2013 году в Ильинском уничтожили беседку «Елизаветинский павильон», построенную в начале XIX века. Она находилась на участке земли, принадлежащем ООО «МиловидЪ» — структуре ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. В дальнейшем там же вырубили часть парка и возвели новые сооружения. В 2014 году на другом участке, принадлежащем в настоящее время «Центральной топливной компании», снесли флигель «Не чуй горя». Помимо прочего, в усадьбе постепенно вырубается парк и подъездная Аллея Славы, высаженная в 1818 году в память о воинах, погибших на Бородинском поле в 1812 году. Еще одной претензией к владельцам земли стало решение огородить заборами с колючей проволокой выход к Москве-реке. Согласно Водному кодексу Российской Федерации, владельцы территории должны обеспечивать гражданам свободный доступ к 20-метровой береговой линии.
Флигель «Не чуй горя» до уничтожения
Под снос
В 2020 году снос исторических построек возобновился. Первыми забили тревогу как раз во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). В сентябре из-за высокого забора усадьбы стал доноситься грохот отбойных молотков, с территории начали выезжать груженые битым кирпичом грузовики. Зампред Центрального совета ВООПИК Евгений Соседов, сообщил, что владелец центрального участка усадьбы — ООО «Берег», которое связывают с Годом Нисановым, — полностью уничтожил остатки дворца и примыкающий к ним флигель «Приют для приятелей». По его словам, до 2020 года от исторического здания сохранился первый этаж с галереями, построенными в XVIII веке, которые можно было отреставрировать.
Теперь на месте главного здания усадьбы и флигеля находится котлован и развернута масштабная стройка
Евгений Соседов
заместитель председателя Центрального совета ВООПИК
Соседов побывал на территории усадьбы 26 сентября 2020 года, чтобы сфотографировать снос и в очередной раз сообщить властям о нарушении закона. По его словам, во время посещения его задержали пятеро охранников стройки. Мужчина даже вызвал полицию, однако охранники не пропустили в усадьбу появившегося сотрудника правоохранительных органов. Когда Соседов начал разговаривать с полицейским через забор, его оттеснили от ограды, скрутили и отобрали мобильный телефон, на который тот снимал происходящее. Один из охранников затем унес телефон вглубь усадебной территории.
Позднее прибывшее на место происшествия полицейское подкрепление привезло всех шестерых в отделение. У Соседова в травмпункте зафиксировали повреждения предплечий, плеча и поясничного отдела позвоночника, он написал заявление в полицию. Охранники и дирекция ООО «Берег» написали ответные заявления, утверждая, что именно Соседов отказывался покидать территорию и напал первым. Также они заявляют о материальном ущербе, якобы Соседов сломал на территории несколько камер видеонаблюдения. По словам зампреда ВООПИиК, это является заведомо ложным доносом, о чем он также сообщил в полицию. На следующий день пропавший телефон вернули. Он был весь мокрый и не работал. Тем не менее, из его карты памяти удалось восстановить запись, которая велась во время потасовки. Она опубликована в Facebook, и на ней слышно, как Соседов требует не залезать к нему в карман и не трогать его телефон.
Как рассказывает защитник памятников, за последние пять лет местные власти и собственники земли пресекли как минимум три попытки включить усадьбу в реестр и утвердить ее границы. Так, в 2015 году Минкультуры Подмосковья прекратило работу по экспертизе усадьбы для ее включения в реестр, несмотря на уже выделенное бюджетное финансирование и фактически проведенную экспертизу. Официальной причиной остановки работ стала невозможность прохода экспертов на территорию объекта. «Однако в реальности эксперты и сотрудники Минкультуры неоднократно осматривали территорию, и работы были прекращены под давлением заинтересованных лиц», — сообщил Соседов.
В 2017 году состоялась государственная историко-культурная экспертиза усадьбы по заказу фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Тогда удалось провести масштабные исследования, определить границы и предмет охраны усадьбы, дополнительно выявить несколько исторических построек. Тем не менее в феврале 2018 года Главное управление культурного наследия Московской области (ГУКН) отклонило и эту экспертизу. В том же году была выполнена третья оценка объекта — ее проводили по заказу ООО «Сервисэкспо». Однако она получила многочисленные возражения и протесты со стороны ООО «МиловидЪ», и в конечном итоге ее тоже отклонили. Также в 2018 году ГУКН лишило охранного статуса несколько усадебных построек в Ильинском и Усове.
Порочный круг
В ГУКН пока не отреагировали на прямые рекомендации рабочей группы при президенте России по вопросам установления границ территорий объектов культурного наследия, а также просьбы патриарха Кирилла. В 2019 году рабочая группа при главе государства рекомендовала в срок до 18 апреля 2019 года включить в реестр усадебный ансамбль и все исторические постройки, утвердить границы территории и зоны охраны усадьбы. Но никаких решений со стороны подмосковных властей до сих пор не последовало. С просьбой остановить разрушение усадьбы к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву в прошлом году обращался и патриарх Кирилл. Глава Русской православной церкви указывал, что место связано с жизнью преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Однако после обращения патриарха разрушение усадьбы лишь ускорилось.
Ситуация препятствует еще и развитию национального туристического проекта «Императорский маршрут». Его разработало Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество под эгидой российского Минкульта. Маршрут включает места жизни, ссылки и гибели представителей императорской семьи в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму, Свердловской, Тюменской, Псковской, Кировской, Брянской областях, Пермском крае и других регионах. В рамках проекта объекты императорской усадьбы должны были стать частью туристическо-паломнического кластера, в настоящее время в селах Ильинское и Усово реставрируются старинные здания родильного приюта, лазарета и школы, где вскоре откроются музеи. Однако центральный объект кластера для посещения недоступен. Паломники со всей России, участвующие в Елисаветинском крестном ходе, вынуждены обходить усадьбу по шоссе, поскольку береговая линия Москвы-реки огорожена.
Именно закрытость для граждан и исследователей является одной из главных проблем усадьбы Ильинское, считает кандидат архитектурных наук, аттестованый Минкультуры эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, член Союза архитекторов Надежда Завьялова.
Ситуация вокруг усадьбы особенно обострилось, когда у нее появились частные владельцы. Не пускать исследователей и граждан на территорию — это нарушение закона об объектах культурного наследия. По правилам, памятник должен быть открыт для посещения
Надежда Завьялова
кандидат архитектурных наук, эксперт государственной историко-культурной экспертизы, член Союза архитекторов
По ее словам, 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, можно посетить и посольства зарубежных стран в Москве, расположенных в усадебных зданиях. Однако в Ильинское не пускают даже археологов.
Координатор Архнадзора и член президентского совета по правам человека Константин Михайлов заявил, что катастрофу с усадьбой Ильинское вряд ли могло предотвратить даже включение объекта в реестр объектов культурного наследия. Он пояснил, что нынешний статус усадьбы также гарантирует ей государственную защиту, а разрушителям объектов грозит уголовное преследование.
«Здесь вопрос не в статусе, а в контроле за сохранением памятников со стороны государственных и правоохранительных органов. К сожалению, могу только констатировать, что Московская область постоянно выделяется сигналами о покушении на историческое наследие, разрешениями на застройку охранных зон и тому подобным. Это свидетельствует о невмешательстве государственных органов в судьбу памятников, что делает возможным вот такие инциденты, как в усадьбе Ильинское», — сказал он.
По словам Михайлова, ситуация в императорской усадьбе — далеко не первый тревожный случай с историческими объектами в Подмосковье в последние годы. «Когда люди видят, что никакого возмездия не наступает, никакого контроля за их деятельностью нет, то такое бездействие провоцирует новые случаи разрушения памятников», — констатировал он.
Несмотря на разрушения, Ильинское еще сохранило часть построек, обширный исторический парк и полностью не утратило признаков усадьбы. Территория очень хорошо изучена, и разрушенные объекты можно восстановить силами реставраторов, считает Надежда Завьялова. Однако для этого усадьбу необходимо открыть для посещения, власти Подмосковья должны утвердить и принять проект зоны охраны, защищать выявленные объекты и дать на территорию допуск археологам. По ее мнению, исторические усадьбы могут быть приватизированы, но это должна быть культурная приватизация с соблюдением всех ограничений и требования закона.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]