ПГТ Мирный: по следам узкоколейки в зоне радиационного заражения после Чернобыльской аварии.
---
1) В отдалённый посёлок Мирный мы с другом отравились в поисках следов ранее существовавшей в этих местах торфовозной узкоколейной железной дороги, фрагмент от которой оставался до недавнего времени на пересечении автодороги от посёлка Ущерпье до райцентра Красной Горы. Наш путь пролегал через территории, которые были наиболее сильно пострадавшие от радиоактивных осадков после аварии на Чернобыльской АЭС, из-за чего четыре окрестных населённых пункта были включены в зону отчуждения (подобно, Припяти).
2) Из Клинцов мы выехали в сторону посёлка Ущерпье, оттуда до села Петровы Буды, при подходе к которому и находится фрагмент узкоколейки.
3) Ещё на google.maps от сентября 2013 года можно было увидеть уцелевший фрагмент - теперь рельсы под асфальтом. Миха работает инженером на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ), поэтому он был уверен, что это часть жд-колеи.
4) Сама торфовозная узкоколейка была протяжённостью в 80 км Принадлежало Кожановскому (до 1990-х годов Красногорскому) торфопредприятию. Действовало и пассажирское сообщение. Маршрут был следующий: Сураж — Фёдоровка — Гордеевка — Перетин — Мирный — Кожаны; в Мирном узкоколейка разветвлялась, один путь шел на Кожаны, другой — в направлении села Великоудебное.
Теперь вместо путей тропа.
5) Затем проехали село Петрова Буда, где остановились посмотреть на мемориал павших участниках Великой Отечественной войны из этого места.
6)
7) Конечной целью стало посещение бывшего градообразующего для посёлка Мирный "Кожановского торфопредприятия", которое специализировалось на выпуске торфобрикетов для обеспечения топливом населения и бюджетных организаций юго-запада Брянской области на основе местных сырьевых ресурсов торфа. В 1986 году посёлке насчитывалось 2100 жителей, из которых 300 работали непосредственно на предприятии. Большая половина населения посёлка, образованного в 1956 году, проживали в домах городского типа с центральным отоплением, водоснабжением.
8) Радиоактивное загрязнение после чернобыльской аварии происходило 28-29 апреля в результате сильных дождей. Средняя плотность загрязнения цезием-137 составляла примерно 35 КИ/км² (кюри). В августе 1986 года Мирный вносила в перечень пунктов, где вводились ограничения на потребление продукции местного производства. Средняя доза облучения жителей за первые 2 года составили 35,5 мЗв (зиверт - среднемировая доза облучения от естественных источников на душу населения в год), за 20 лет- 93 мЗв.
"Кожановское предприятие" было практически единственным промышленным предприятием Гордеевского района. Масштабы добычи торфа достигали в 1 млн. тонн в год, производство торфобрикетов около 120,000 тонн. Большие масштабы производства на предприятии союзного подчинения вместе с хорошим снабжением посёлка обеспечивали жителям высоким по тому времени в сравнении с окружающими населёнными пунктами уровень жизни.
9) После аварии 94 % торфомассива, на котором производилась разработка месторождения, была выведена из землепользования в результате радиоактивного загрязнения.
Население Мирного начало сокращаться с 1990 года (после 1986 даже ещё росло), составив в 1992 году 1800 жителей, в 2005 году - 1400 человек (сам посёлок я ещё покажу в грядущем репортаже).
10) Амбициозные лпаны переселения жителей Мирного в начале 1990-х гг. оказалась нереализованными, из-за чего во всём посёлке росла скрытая безработица. Несколько лет сотрудники предприятия не получали зарплату, однако многие по-прежнему приходили на завод. Это было связано с тем, что только работающие лица могли получать чернобыльские пособия в полном объёме. Большая часть трудоспособного населения посёлка не имела иных доходов, кроме ежемесячных компенсационных выплат за проживание в зоне отселения (к примеру, в 2000 году эта сумма составляла 380 рублей, в то время как общие зарплаты уже превышали 1000 рублей). После решения о ликвидации "Кожановского торфопредприятия" оборудование было распродано на металл.
В этих условиях единственным источником средств к существованию стало ведение подсобного хозяйства в загрязнённой радиацией земле (мы с Михой во время прогулки по бывшему предприятию только ходили по земле, которая пропитана запахом торфа, главное ничего не трогать).
11) Посёлок Мирный - это, пожалуй, наиболее яркий пример негативных социально-экономических последствий чернобыльской аварии для отдельно взятого населённого пункта. Проблемы посёлка Мирный хорошо известны вышестоящим органам власти, однако основной проблемой посёлка по-прежнему является отсутствие собственной экономической базы. Большинство жителей Мирного выживают за счёт чернобыльских пособий, ведения подсобного хозяйства, значительная часть жителей отправились на заработки в Москву.
12) Затопленные площади торфоразработок в результате прорыва дамбы в 1992 году, из-за чего объём производства упал до 3% от номинальной мощности предприятия.
13) Теперь здесь живописное озеро, купание в котором запрещено по понятным причинам (в придонных отложениях много чего интересного в плане тяжёлых металлов и таблицы Менделеева).
14)
15) В плане поисках следов узкоколейки результатом стало то, что удалось найти шпалы, которые и образовывали когда-то до конца 1990-х гг. жд-колею. Сами стальные рельсы от 80-км отрезка были распроданы.
16) Многие шпалы разрушены, которые использовались для разведения костра.
17)
18)
2) Из Клинцов мы выехали в сторону посёлка Ущерпье, оттуда до села Петровы Буды, при подходе к которому и находится фрагмент узкоколейки.
3) Ещё на google.maps от сентября 2013 года можно было увидеть уцелевший фрагмент - теперь рельсы под асфальтом. Миха работает инженером на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ), поэтому он был уверен, что это часть жд-колеи.
4) Сама торфовозная узкоколейка была протяжённостью в 80 км Принадлежало Кожановскому (до 1990-х годов Красногорскому) торфопредприятию. Действовало и пассажирское сообщение. Маршрут был следующий: Сураж — Фёдоровка — Гордеевка — Перетин — Мирный — Кожаны; в Мирном узкоколейка разветвлялась, один путь шел на Кожаны, другой — в направлении села Великоудебное.
Теперь вместо путей тропа.
5) Затем проехали село Петрова Буда, где остановились посмотреть на мемориал павших участниках Великой Отечественной войны из этого места.
6)
7) Конечной целью стало посещение бывшего градообразующего для посёлка Мирный "Кожановского торфопредприятия", которое специализировалось на выпуске торфобрикетов для обеспечения топливом населения и бюджетных организаций юго-запада Брянской области на основе местных сырьевых ресурсов торфа. В 1986 году посёлке насчитывалось 2100 жителей, из которых 300 работали непосредственно на предприятии. Большая половина населения посёлка, образованного в 1956 году, проживали в домах городского типа с центральным отоплением, водоснабжением.
8) Радиоактивное загрязнение после чернобыльской аварии происходило 28-29 апреля в результате сильных дождей. Средняя плотность загрязнения цезием-137 составляла примерно 35 КИ/км² (кюри). В августе 1986 года Мирный вносила в перечень пунктов, где вводились ограничения на потребление продукции местного производства. Средняя доза облучения жителей за первые 2 года составили 35,5 мЗв (зиверт - среднемировая доза облучения от естественных источников на душу населения в год), за 20 лет- 93 мЗв.
"Кожановское предприятие" было практически единственным промышленным предприятием Гордеевского района. Масштабы добычи торфа достигали в 1 млн. тонн в год, производство торфобрикетов около 120,000 тонн. Большие масштабы производства на предприятии союзного подчинения вместе с хорошим снабжением посёлка обеспечивали жителям высоким по тому времени в сравнении с окружающими населёнными пунктами уровень жизни.
9) После аварии 94 % торфомассива, на котором производилась разработка месторождения, была выведена из землепользования в результате радиоактивного загрязнения.
Население Мирного начало сокращаться с 1990 года (после 1986 даже ещё росло), составив в 1992 году 1800 жителей, в 2005 году - 1400 человек (сам посёлок я ещё покажу в грядущем репортаже).
10) Амбициозные лпаны переселения жителей Мирного в начале 1990-х гг. оказалась нереализованными, из-за чего во всём посёлке росла скрытая безработица. Несколько лет сотрудники предприятия не получали зарплату, однако многие по-прежнему приходили на завод. Это было связано с тем, что только работающие лица могли получать чернобыльские пособия в полном объёме. Большая часть трудоспособного населения посёлка не имела иных доходов, кроме ежемесячных компенсационных выплат за проживание в зоне отселения (к примеру, в 2000 году эта сумма составляла 380 рублей, в то время как общие зарплаты уже превышали 1000 рублей). После решения о ликвидации "Кожановского торфопредприятия" оборудование было распродано на металл.
В этих условиях единственным источником средств к существованию стало ведение подсобного хозяйства в загрязнённой радиацией земле (мы с Михой во время прогулки по бывшему предприятию только ходили по земле, которая пропитана запахом торфа, главное ничего не трогать).
11) Посёлок Мирный - это, пожалуй, наиболее яркий пример негативных социально-экономических последствий чернобыльской аварии для отдельно взятого населённого пункта. Проблемы посёлка Мирный хорошо известны вышестоящим органам власти, однако основной проблемой посёлка по-прежнему является отсутствие собственной экономической базы. Большинство жителей Мирного выживают за счёт чернобыльских пособий, ведения подсобного хозяйства, значительная часть жителей отправились на заработки в Москву.
12) Затопленные площади торфоразработок в результате прорыва дамбы в 1992 году, из-за чего объём производства упал до 3% от номинальной мощности предприятия.
13) Теперь здесь живописное озеро, купание в котором запрещено по понятным причинам (в придонных отложениях много чего интересного в плане тяжёлых металлов и таблицы Менделеева).
14)
15) В плане поисках следов узкоколейки результатом стало то, что удалось найти шпалы, которые и образовывали когда-то до конца 1990-х гг. жд-колею. Сами стальные рельсы от 80-км отрезка были распроданы.
16) Многие шпалы разрушены, которые использовались для разведения костра.
17)
18)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]