Война экосистем. «Сбер» против «Яндекса» и будущее российского рынка IT
---
На наших глазах разворачивается очередная серия противостояния Сбербанка и «Яндекса», хотя во многом это личный конфликт Германа Грефа и Аркадия Воложа, основанный на мечтах первого и нежелании второго делиться даже частью своей компании в пользу создания чего-то большего. Отчего-то считается что конфликты — штука плохая, ненадежная, хотя зачастую они приводят к тому, что появляется нечто новое и полезное. Природа конфликта Грефа и Воложа носит именно такой характер, благодаря этому противостоянию на свет рождается новая цифровая компания, что получила часть имени Сбербанка, отныне это просто «Сбер».
Ассоциации Сбербанка с банком прочны и неразрывны, и это не просто слово в названии, спроси любого, чем занимается компания, и люди просто не поймут вопроса, настолько очевиден ответ. Герман Греф задумал трансформацию банка в цифровую компанию давным-давно, этот процесс без всяких шуток титанический, так как изменить заскорузлую структуру представлялось практически невозможным. Помните извечное «где открывали карту, там и закрывайте»? Огромная неэффективная структура, что осталась в наследство со времен СССР, крупнейший банк страны с неограниченными возможностями и с отсутствием какой-либо необходимости меняться и делать это быстро. Грефа можно ругать за что угодно, но упрекнуть его в нежелании изменить Сбербанк невозможно. И это не косметические преобразования, а полная перестройка всего, с низа до самого верха. Трудно представить, что структура такого масштаба может превратиться в столь короткие сроки в своего рода стартап, но именно это и происходит на наших глазах. С поправкой на наличие фактически неограниченных финансовых ресурсов, возможность покупать лучшие головы и руки, приоритетное положение на рынке и доступ к информации, которая отсутствует у других игроков рынка.
Первым подходом к снаряду можно назвать концепцию, которую Герман Греф изложил несколько лет назад, компании должны быть цифровыми, уметь работать в новой среде. И традиционная банковская деятельность слишком узка для новых задач, поэтому необходимо расширить свое присутствие. Слово «экосистема» достаточно популярно и избито, но фактически оно и описывает то, что хотел и хочет сделать Сбербанк, создать набор сервисов и продуктов, что охватывают разные сферы жизни человека, помогают ему. Об этом говорят многие компании, каждая идет в этом направлении со стороны своего основного бизнеса. Например, операторы связи отталкиваются от предоставления связи и наращивают умения в других областях, например, открывают банковские услуги. Социальные сети опираются на своих пользователей и забираются в ту же связь или доставку еды. Поисковик в лице «Яндекса» осваивает смежные области, например, навигацию, и затем идет чуть дальше, создает множество сервисов-агрегаторов услуг, от доставки еды до такси. Рынок преобразуется в нечто большее, где наличие интернета и мобильной связи снижает стоимость выхода в новые ниши, а умения в области создания бизнес-цепочек, написания софта и информационных систем делают такой выход оправданным. По сути, на наших глазах рождается мир локальных экосистем, что постепенно начнут вытеснять Google, Apple, Microsoft из нашей жизни, ограничат их присутствие определенными нишами, не дадут занять большее пространство.
Слово «экосистема» мы привыкли относить на счет таких компаний, как Google, Apple, Microsoft, подразумевая, что за ним скрывается набор продуктов и сервисов, которые помогают нам в повседневной жизни. Такие продукты необходимы, мы не можем обходиться без них, и они дают нам удобство, комфорт, а также развлечения. Россия сильно уступает той же Америке в аспекте IT-технологий, не так сильна, как Китай. Но при этом заметно опережает Европу, в которой уровень IT-компаний заметно ниже. Для обывателя это выражается в повседневных вещах, комфорте и удобстве жизни. Представить единое Wi-Fi-пространство, как это сделано в Москве в общественном транспорте, либо сервисы на уровне «Мои документы» невозможно. И это де-факто государственная история, которая реализуется на уровне государственно-частного партнерства. Это просто небольшая толика примеров, их намного больше. По качеству мобильных сетей, доступности мобильного интернета Россия входит в тройку ведущих стран на планете. Многие не могут в это поверить, а потом знакомятся с качеством мобильных сетей в других странах и удивляются, не верят и, наконец, осознают реальность. Синтетические тесты и исследования не показывают реальности, а она такова, что Россия последовательно наращивала свои умения в области технологий. Это необходимый субстрат, на нем и вырастают новые экосистемы, что могут включать в себя новые продукты в разных областях.
«Яндекс» и Сбербанк, история сложных отношений
Первый подход к снаряду Сбербанка состоялся больше десяти лет назад. «Яндекс» активно развивался в России, амбиции диктовали выход на другие рынки, чтобы дать бой Google и попытаться откусить кусочек у этого гиганта. Независимость «Яндекса», откровенная настроенность сотрудников компании против российских властей, а также значение отдельных сервисов для новостной повестки превратили поисковик в локальную проблему. Далекие от политики сотрудники «Яндекса» транслировали настроения Аркадия Воложа, что выглядит абсолютно нормальным и легко объясняется. В конце концов, подлизываться к начальству можно по-разному.
В 2009 году клубок противоречий стал неразрешимым, встал вопрос о том, как «Яндекс» может существовать дальше. И Аркадий Волож пошел по пути наименьшего сопротивления, не стал отстаивать свою позицию, а моментально сдался на милость государства. Так «Яндекс» в 2009 году передал одну золотую акцию за символическую цену в 1 евро в пользу Сбербанка. Эта акция позволяла государственному банку блокировать продажу более 25% компании, а также вынуждала согласовывать все заметные сделки со Сбербанком. Государство фактически получило опосредованный контроль над компанией. Именно в те годы возникает идея, что «Яндекс» передает полный объем данных государству, следит за своими пользователями по заказу спецслужб. Присказка про товарища майора прочно прилепилась к «Яндексу» и сопровождает компанию все время, при анонсе каждого нового продукта эта история всплывает и обрастает дополнительным негативом. Внутри «Яндекса» вынуждены реагировать на это и прорабатывать этот вопрос, утверждая, что данные пользователей в безопасности. Например, запуская «Яндекс.Станцию» с Алисой, в компании даже публиковали схемотехнику колонки, чтобы показать, что микрофон можно отключить механически и он не будет подслушивать. Из таких объяснений многие вынесли ровно обратное впечатление, что «Яндекс» следит, но при этом заметает следы.
Если называть вещи своими именами, то Аркадий Волож перестал озвучивать свою позицию в обмен на деньги, на то, что он смог наращивать стоимость «Яндекса» и получать от этого прямую и косвенную прибыль. Он принял те правила игры, что ему предложили. История не знает сослагательного наклонения, возможно, будь у него другой характер, и мы увидели бы совсем другую компанию. Лучшую или худшую с точки зрения рынка, неизвестно. В последующем близость к государству неоднократно помогала «Яндексу», например, компания смогла нарастить свою долю в мобильном поиске после помощи ФАС, которая заставила Google фактически предлагать их услуги на каждом из Android-смартфонов. Президент страны Владимир Путин на горячей линии ответил на стенания Елены Буниной, генерального директора «Яндекса, что государство сильно помогает «Яндексу». Это было публичным признанием особых отношений с компанией. И во многом чиновниками «Яндекс» воспринимается не как отдельная, независимая компания, а как одна из государственных корпораций, что полностью подконтрольны и прозрачны. «Яндексу» дают играть в свои игрушки, развивать новые направления, помогают бороться с конкурентами (история «Яндекс.Такси» и запрета на Wheely во время самоизоляции в Москве — это только часть большей картины, тогда сервисы обязали сообщать о всех поездках пассажиров, что незаконно и тогда, и сейчас. В Wheely отказались, другие агрегаторы работали, а значит, эти данные предоставляли).
В 2018 году на рынке появляется слух, что Сбербанк хочет приобрести «Яндекс». Аркадий Волож опровергает слухи и говорит о том, что не собирается продавать свою долю. У компаний уже есть взаимодействие по «Яндекс.Маркету», в сервисе платежей «Яндекс.Деньги». Также обе компании строят маркетплейс «Беру.ру», причем со стороны Сбербанка все эти инициативы финансируются, а в «Яндексе» занимаются развитием. Альянс получается неудачным во всех смыслах, «Яндекс» не хочет никакого слияния и проникновения Сбербанка в свои операции, но при этом исправно осваивает бюджеты. Стратегическая задача Сбербанка — не получить еще одного, при этом не самого интересного клиента, а накопить опыт, подготовиться к превращению в экосистему. В 2019 году становится понятно, что сотрудничество с «Яндексом» бесплодно и не дает ровным счетом ничего.
Аркадий Волож явно понимает, что разрыв неизбежен, и начинает искать новые возможности для своего бизнеса. Посмотрите небольшое видео с экономического форума в Петербурге, это лето 2019 года.
Олег Тиньков рассказывает про то, как устроены экосистемы. И это здравые мысли. Но что самое интересное, Олег Тиньков сказал, что объединение «Тинькофф банка» и «Яндекса» изменит рынок. Волож отшутился в тот раз. Но это был довольно недвусмысленный сигнал вовне со стороны Тинькова, он был готов продать свой бизнес. Для Сбербанка покупка банка «Тинькофф» не была необходимостью, рисков в такой сделке было больше, да и стратегия эволюции от этого неминуемо бы пострадала. А вот для «Яндекса» это был необходимый шаг, так как экосистема без значимого банка внутри просто не может работать.
За пару дней до конференции Сбербанка, что прошла 24 сентября, в «Тинькофф» рассказали, что «Яндекс» готов их купить за 5.5 млрд долларов. История лета 2019 года получила продолжение, так как «Яндекс» решил усиливать свою экосистему и стать прямым конкурентом «Сберу». Время объявления о сделке подгадали совсем не случайно, это публичная агрессия в сторону «Сбера». Не уверен, что это сделано от большого ума, но получилось весело, так как тут же «Сбер» ответил о покупке сервиса «Звуки» и создании стримингового сервиса «СберЗвук». Ответ не выглядит симметричным, но он таким и не должен быть, так как Сбер готов выступать против «Яндекса» по всем фронтам. Это осознанная необходимость для развития собственной экосистемы.
Агрессивность «Яндекса» — это агрессия загнанного в угол игрока, которому не остается ничего, кроме как огрызаться. В долгосрочной перспективе компания не имеет заметных шансов на то, чтобы выстоять в противоборстве со «Сбером», и вот почему.
Стратегия «Сбера» — множество сервисов и банк как основа всего
У Сбербанка есть одно неоспоримое преимущество — это клиенты, что хранят деньги в этом банке. На конец 2019 года у банка было 96.2 миллиона частных клиентов, а также 2.6 миллиона корпоративных клиентов. Это активные клиенты, те, кто имеет средства на счетах и пользуется услугами банка. Для сравнения, в «Тинькофф банке» на конец 2019 года было 7.1 миллиона клиентов, 535 тысяч корпоративных клиентов. Но остатки на счетах как частных, так и корпоративных клиентов несоизмеримы, Сбербанк тут, несомненно, лидирует.
Компания, что владеет вашими деньгами, может с большей легкостью продавать те или иные услуги. Это несомненный факт, который не вызывает никаких сомнений. Но об этом позднее, сейчас давайте обсудим людей и то, что без них невозможно ничего.
В «Сбере» в 2019 году открыли сезон охоты за ключевыми сотрудниками разных компаний, в первую очередь «Яндекса». Предложения работы были таковы, что от них мало кто мог отказаться. Это ухудшает бизнес-условия для «Яндекса», компания вынуждена тратить большие деньги на удержание своих сотрудников. Ограниченность в средствах по сравнению со «Сбером» делает этот процесс сложным. Компании находятся в разных стадиях, «Сбер» инвестирует в новые направления и может тратить на это большие бюджеты.
«Сбер» теперь хочет создавать разные сервисы, например, недавно купили «2ГИС», лучшую, на мой вкус, программу навигации и поиска тех или иных мест в России. В столице программа не так популярна, как в регионах, но под зонтиком «Сбера» она будет агрессивно развиваться. Это выпад против навигации от «Яндекса».
Про стриминг «СберЗвук» мы уже упомянули, а ведь еще есть доставка еды и множество разработок, что напрямую конкурируют с «Яндексом». Но в отличие от «Яндекса», у «Сбера» есть огромная сеть филиалов, что может стать той точкой, которая продвигает сервисы компании.
Первое, что сделали в «Сбере», это изменили банкоматы, они стали большими, современными. Огромные экраны, распознавание лица для доступа (не нужна карта!). И в этих банкоматах также есть все сервисы «Сбера».
У 65 миллионов россиян есть «Сбербанк Онлайн», приложение также изменилось и стало окном в мир сервисов компании. Одно перетекает в другое. Помимо этого, отделения «Сбера» начинают трансформироваться: открытые пространства, кофейни, постаматы и многое другое. Это точка входа в «Сбер», которая будет работать и превратит его в прямого конкурента магазинов операторов. Компания выступает единым фронтом против всех. Но самое главное, что «Яндекс» не является самоцелью, развивают экосистему, а поражение «Яндекса» — это просто сопутствующие потери.
Выдумка в «Сбере» присутствует, так как компания собрала с рынка разных людей, совместила их умения. Например, в такси «Ситимобил» теперь можно бронировать как поездку на такси, так и самокат. Фактически это новый вариант добираться быстро. Навигация от «2ГИС» интегрирована во все сервисы в том или ином виде. Это дает развитие сервису. Оплата, как вы понимаете, через «Сбербанк Онлайн».
«Сбер Логистика» — огромная сеть постаматов. В Москве и Питере срок доставки товара — 30 минут! Потом будут и другие города, постаматы в этом году в 1000 городах, потом фактически везде.
«Сберкласс» — это инициатива для школ и образования в самом широком смысле. Инициатива очень интересная и также дает привязку к сервисам компании. Причем с младых ногтей. Не стоит оценивать эту инициативу как нечто законченное, это только начало движения в новом направлении.
На все сервисы «Сбера» накладывается облако Sber Cloud, плюс вы можете воспользоваться им отдельно.
«Сбер» отправился в путешествие по созданию умных устройств, это также часть стратегии, важно иметь физический продукт, а не только услуги. В мире, насколько мне известно, нет банков, которые самостоятельно разрабатывают такие устройства и продвигают их на рынке. Это вовсе не залог успеха, но интересное направление (привет «Яндексу», это снова выстрел в их сторону).
Начнем с семейства голосовых помощников, один движок, но три разных озвучки. В то время как каждый игрок продвигает одного помощника, например, у «Яндекса» это Алиса, тут решили сделать разные голоса (два женских, Джой и Афина, один мужской). Выбор имен на первый взгляд непонятен, но это сделано для того, чтобы не было пересечений с распространенными в России именами. Обещают, что характер трех ассистентов будет немного отличаться, разные шутки, разные истории за ними. Но одинаковый уровень исполнения команд. Этакое разнообразие. Не уверен, что оно нужно, но сама идея понятна. Слово для активации голосового помощника — «Салют», мои друзья знают, что я его использую в разговоре или общении в мессенджерах, видимо, придется отказываться и переучиваться.
Первое устройство — это SberBox, небольшой свисток за 3 499 рублей. Подключается к ТВ, имеет встроенный голосовой ассистент, доступ к сервисам «Сбера». Из необычного отмечу то, что умеет искать одежду, как на героях фильма, который вы смотрите. И еще наберется куча возможностей из смежных сервисов плюс управление музыкой и тому подобное. То есть фактически умная колонка в отсутствие этой колонки. Цена адекватная, нужно щупать, чтобы понять, что получилось на практике.
Первыми устройствами, в которые предустанавливают голосовой помощник от «Сбера», стали телевизоры Honor, складывается любопытная история, так как «Яндекс» до недавнего времени был основным партнером Huawei в этом направлении, а теперь все большее число сервисов появляется от прямого конкурента (до этого платежная система SberPay).
Следующее устройство любопытно, называется оно SberPortal (аналог есть у Facebook). Планшет со встроенной колонкой и голосовым ассистентом, пожалуй, что его можно описать так. Также есть камера высокого разрешения.
Цена и начало продаж не объявлены, но считать, что устройство будет очень доступным, нельзя, если только «Сбер» не станет его субсидировать. Такого типа голосовые ассистенты в России отсутствуют, этот может собрать аудиторию тех, кто стремится попробовать что-то новое. И все упирается в стоимость этого решения. И никаких умных колонок! Что можно только поддержать, так как в «Сбере» дали свое прочтение рынка умных устройств.
Для голосовых ассистентов открывают магазин навыков, в который можно добавить свои новые умения. Это необходимо для развития экосистемы и удобства использования устройств. Нечто подобное много лет мы ждали от «Яндекса», но так и не получили, хотя пример Amazon есть и скопировать такой подход не составляло труда. Но не сделали.
Интересной выглядит единая подписка на все сервисы «Сбера», в «СберПрайм» входит OKKO, стриминговый сервис «СберЗвук» для музыки, «СберМаркет» (бесплатная доставка продуктов), DeliveryClub (10 заказов в месяц со скидкой 10% на каждый), «Ситимобил» (скидка 10% на любую поездку в любом классе), «СберМобайл» (минус 15% на счет за услуги связи), «СберДиск» (30 ГБ для хранения ваших файлов). Месячная подписка стоит 199 рублей. Сейчас можно купить годовую подписку за 999 рублей. Что, несомненно, будет интересно для новых подписчиков, а также развяжет ценовую войну с другими сервисами, так как предложение очень заманчивое. Меня, например, заинтересовали скидки на заказы, облачный сервис, в меньшей степени OKKO, хотя у детей есть подписка на него на телевизоре. Другое дело, что у нас подписка с «Амедиатекой», а в комплекте предлагается вариант «Лайт», они просто несравнимы по тому, что внутри.
Копаясь в этих предложениях, каждый найдет что-то свое, я нахожусь вне экосистемы «Сбера», но подключился к «СберДиску», так как дают 15 ГБ места просто так. Отчего не взять?
Каждый отдельный сервис от «Сбера» может быть хуже в том или ином качестве, чем аналоги от конкурентов. Но то, что их увязывают в одну экосистему, они начинают проникать друг в друга, делает их сильнее, и именно этот комплексный подход в конечном итоге и выиграет. И та презентация, что прошла, это наглядно доказывает.
Каждый год я вижу более сотни разных презентаций от больших и маленьких компаний. Эта презентация сильно выбивается из общего потока. И ее можно ругать за формат, который кто-то посчитает скопированным у кого-то, и скопированным неудачно. Кто-то не поймет, зачем относиться к аудитории как к глупым людям, ведь можно было не разжевывать и потратить время на интересные мелочи, что скрыты под капотом. А мне именно этот формат понравился, он достаточно полно раскрывает ту идею, которая для многих осталась за кадром. Это именно комплексный подход к разным сервисам, попытка увязать их вместе и дать единый продукт.
И этим «Сбер» сегодня сильно отличается от конкурентов, у компании есть идея, как связать все продукты вместе и создать экосистему. В то время как тот же «Яндекс» формально идет по этому пути, но думает только про капитализацию компании, а про пользователя, мягко говоря, забывает. Что самое обидное, все показанное «Сбером» мог и должен был показать «Яндекс» еще несколько лет назад, но не смог и не показал.
Подытоживая, могу высказать свое мнение, с которым совсем не нужно соглашаться, время все быстро расставит по своим местам. За счет положения на рынке «Сбер» сможет выстроить сильную экосистему из разных сервисов, и мечты Германа Грефа получат реальное воплощение на практике. В то же время это удар по всем конкурентам, в первую очередь по «Яндексу», который начнет медленно истекать кровью, терять ресурсы (тех же людей как минимум). В гонке за доминирование на российском рынке есть несколько компаний, но фаворит уже определился, это, несомненно, «Сбер».
Расскажите, что вы думаете об этом. Получится у «Яндекса» выстоять или нет? Что будет с экосистемой «Мейл.ру»? Как покажет себя «Сбер»? Что понравилось, что не понравилось в анонсах от «Сбера»? Добро пожаловать в комментарии.
Ассоциации Сбербанка с банком прочны и неразрывны, и это не просто слово в названии, спроси любого, чем занимается компания, и люди просто не поймут вопроса, настолько очевиден ответ. Герман Греф задумал трансформацию банка в цифровую компанию давным-давно, этот процесс без всяких шуток титанический, так как изменить заскорузлую структуру представлялось практически невозможным. Помните извечное «где открывали карту, там и закрывайте»? Огромная неэффективная структура, что осталась в наследство со времен СССР, крупнейший банк страны с неограниченными возможностями и с отсутствием какой-либо необходимости меняться и делать это быстро. Грефа можно ругать за что угодно, но упрекнуть его в нежелании изменить Сбербанк невозможно. И это не косметические преобразования, а полная перестройка всего, с низа до самого верха. Трудно представить, что структура такого масштаба может превратиться в столь короткие сроки в своего рода стартап, но именно это и происходит на наших глазах. С поправкой на наличие фактически неограниченных финансовых ресурсов, возможность покупать лучшие головы и руки, приоритетное положение на рынке и доступ к информации, которая отсутствует у других игроков рынка.
Первым подходом к снаряду можно назвать концепцию, которую Герман Греф изложил несколько лет назад, компании должны быть цифровыми, уметь работать в новой среде. И традиционная банковская деятельность слишком узка для новых задач, поэтому необходимо расширить свое присутствие. Слово «экосистема» достаточно популярно и избито, но фактически оно и описывает то, что хотел и хочет сделать Сбербанк, создать набор сервисов и продуктов, что охватывают разные сферы жизни человека, помогают ему. Об этом говорят многие компании, каждая идет в этом направлении со стороны своего основного бизнеса. Например, операторы связи отталкиваются от предоставления связи и наращивают умения в других областях, например, открывают банковские услуги. Социальные сети опираются на своих пользователей и забираются в ту же связь или доставку еды. Поисковик в лице «Яндекса» осваивает смежные области, например, навигацию, и затем идет чуть дальше, создает множество сервисов-агрегаторов услуг, от доставки еды до такси. Рынок преобразуется в нечто большее, где наличие интернета и мобильной связи снижает стоимость выхода в новые ниши, а умения в области создания бизнес-цепочек, написания софта и информационных систем делают такой выход оправданным. По сути, на наших глазах рождается мир локальных экосистем, что постепенно начнут вытеснять Google, Apple, Microsoft из нашей жизни, ограничат их присутствие определенными нишами, не дадут занять большее пространство.
Слово «экосистема» мы привыкли относить на счет таких компаний, как Google, Apple, Microsoft, подразумевая, что за ним скрывается набор продуктов и сервисов, которые помогают нам в повседневной жизни. Такие продукты необходимы, мы не можем обходиться без них, и они дают нам удобство, комфорт, а также развлечения. Россия сильно уступает той же Америке в аспекте IT-технологий, не так сильна, как Китай. Но при этом заметно опережает Европу, в которой уровень IT-компаний заметно ниже. Для обывателя это выражается в повседневных вещах, комфорте и удобстве жизни. Представить единое Wi-Fi-пространство, как это сделано в Москве в общественном транспорте, либо сервисы на уровне «Мои документы» невозможно. И это де-факто государственная история, которая реализуется на уровне государственно-частного партнерства. Это просто небольшая толика примеров, их намного больше. По качеству мобильных сетей, доступности мобильного интернета Россия входит в тройку ведущих стран на планете. Многие не могут в это поверить, а потом знакомятся с качеством мобильных сетей в других странах и удивляются, не верят и, наконец, осознают реальность. Синтетические тесты и исследования не показывают реальности, а она такова, что Россия последовательно наращивала свои умения в области технологий. Это необходимый субстрат, на нем и вырастают новые экосистемы, что могут включать в себя новые продукты в разных областях.
«Яндекс» и Сбербанк, история сложных отношений
Первый подход к снаряду Сбербанка состоялся больше десяти лет назад. «Яндекс» активно развивался в России, амбиции диктовали выход на другие рынки, чтобы дать бой Google и попытаться откусить кусочек у этого гиганта. Независимость «Яндекса», откровенная настроенность сотрудников компании против российских властей, а также значение отдельных сервисов для новостной повестки превратили поисковик в локальную проблему. Далекие от политики сотрудники «Яндекса» транслировали настроения Аркадия Воложа, что выглядит абсолютно нормальным и легко объясняется. В конце концов, подлизываться к начальству можно по-разному.
В 2009 году клубок противоречий стал неразрешимым, встал вопрос о том, как «Яндекс» может существовать дальше. И Аркадий Волож пошел по пути наименьшего сопротивления, не стал отстаивать свою позицию, а моментально сдался на милость государства. Так «Яндекс» в 2009 году передал одну золотую акцию за символическую цену в 1 евро в пользу Сбербанка. Эта акция позволяла государственному банку блокировать продажу более 25% компании, а также вынуждала согласовывать все заметные сделки со Сбербанком. Государство фактически получило опосредованный контроль над компанией. Именно в те годы возникает идея, что «Яндекс» передает полный объем данных государству, следит за своими пользователями по заказу спецслужб. Присказка про товарища майора прочно прилепилась к «Яндексу» и сопровождает компанию все время, при анонсе каждого нового продукта эта история всплывает и обрастает дополнительным негативом. Внутри «Яндекса» вынуждены реагировать на это и прорабатывать этот вопрос, утверждая, что данные пользователей в безопасности. Например, запуская «Яндекс.Станцию» с Алисой, в компании даже публиковали схемотехнику колонки, чтобы показать, что микрофон можно отключить механически и он не будет подслушивать. Из таких объяснений многие вынесли ровно обратное впечатление, что «Яндекс» следит, но при этом заметает следы.
Если называть вещи своими именами, то Аркадий Волож перестал озвучивать свою позицию в обмен на деньги, на то, что он смог наращивать стоимость «Яндекса» и получать от этого прямую и косвенную прибыль. Он принял те правила игры, что ему предложили. История не знает сослагательного наклонения, возможно, будь у него другой характер, и мы увидели бы совсем другую компанию. Лучшую или худшую с точки зрения рынка, неизвестно. В последующем близость к государству неоднократно помогала «Яндексу», например, компания смогла нарастить свою долю в мобильном поиске после помощи ФАС, которая заставила Google фактически предлагать их услуги на каждом из Android-смартфонов. Президент страны Владимир Путин на горячей линии ответил на стенания Елены Буниной, генерального директора «Яндекса, что государство сильно помогает «Яндексу». Это было публичным признанием особых отношений с компанией. И во многом чиновниками «Яндекс» воспринимается не как отдельная, независимая компания, а как одна из государственных корпораций, что полностью подконтрольны и прозрачны. «Яндексу» дают играть в свои игрушки, развивать новые направления, помогают бороться с конкурентами (история «Яндекс.Такси» и запрета на Wheely во время самоизоляции в Москве — это только часть большей картины, тогда сервисы обязали сообщать о всех поездках пассажиров, что незаконно и тогда, и сейчас. В Wheely отказались, другие агрегаторы работали, а значит, эти данные предоставляли).
В 2018 году на рынке появляется слух, что Сбербанк хочет приобрести «Яндекс». Аркадий Волож опровергает слухи и говорит о том, что не собирается продавать свою долю. У компаний уже есть взаимодействие по «Яндекс.Маркету», в сервисе платежей «Яндекс.Деньги». Также обе компании строят маркетплейс «Беру.ру», причем со стороны Сбербанка все эти инициативы финансируются, а в «Яндексе» занимаются развитием. Альянс получается неудачным во всех смыслах, «Яндекс» не хочет никакого слияния и проникновения Сбербанка в свои операции, но при этом исправно осваивает бюджеты. Стратегическая задача Сбербанка — не получить еще одного, при этом не самого интересного клиента, а накопить опыт, подготовиться к превращению в экосистему. В 2019 году становится понятно, что сотрудничество с «Яндексом» бесплодно и не дает ровным счетом ничего.
Аркадий Волож явно понимает, что разрыв неизбежен, и начинает искать новые возможности для своего бизнеса. Посмотрите небольшое видео с экономического форума в Петербурге, это лето 2019 года.
Олег Тиньков рассказывает про то, как устроены экосистемы. И это здравые мысли. Но что самое интересное, Олег Тиньков сказал, что объединение «Тинькофф банка» и «Яндекса» изменит рынок. Волож отшутился в тот раз. Но это был довольно недвусмысленный сигнал вовне со стороны Тинькова, он был готов продать свой бизнес. Для Сбербанка покупка банка «Тинькофф» не была необходимостью, рисков в такой сделке было больше, да и стратегия эволюции от этого неминуемо бы пострадала. А вот для «Яндекса» это был необходимый шаг, так как экосистема без значимого банка внутри просто не может работать.
За пару дней до конференции Сбербанка, что прошла 24 сентября, в «Тинькофф» рассказали, что «Яндекс» готов их купить за 5.5 млрд долларов. История лета 2019 года получила продолжение, так как «Яндекс» решил усиливать свою экосистему и стать прямым конкурентом «Сберу». Время объявления о сделке подгадали совсем не случайно, это публичная агрессия в сторону «Сбера». Не уверен, что это сделано от большого ума, но получилось весело, так как тут же «Сбер» ответил о покупке сервиса «Звуки» и создании стримингового сервиса «СберЗвук». Ответ не выглядит симметричным, но он таким и не должен быть, так как Сбер готов выступать против «Яндекса» по всем фронтам. Это осознанная необходимость для развития собственной экосистемы.
Агрессивность «Яндекса» — это агрессия загнанного в угол игрока, которому не остается ничего, кроме как огрызаться. В долгосрочной перспективе компания не имеет заметных шансов на то, чтобы выстоять в противоборстве со «Сбером», и вот почему.
Стратегия «Сбера» — множество сервисов и банк как основа всего
У Сбербанка есть одно неоспоримое преимущество — это клиенты, что хранят деньги в этом банке. На конец 2019 года у банка было 96.2 миллиона частных клиентов, а также 2.6 миллиона корпоративных клиентов. Это активные клиенты, те, кто имеет средства на счетах и пользуется услугами банка. Для сравнения, в «Тинькофф банке» на конец 2019 года было 7.1 миллиона клиентов, 535 тысяч корпоративных клиентов. Но остатки на счетах как частных, так и корпоративных клиентов несоизмеримы, Сбербанк тут, несомненно, лидирует.
Компания, что владеет вашими деньгами, может с большей легкостью продавать те или иные услуги. Это несомненный факт, который не вызывает никаких сомнений. Но об этом позднее, сейчас давайте обсудим людей и то, что без них невозможно ничего.
В «Сбере» в 2019 году открыли сезон охоты за ключевыми сотрудниками разных компаний, в первую очередь «Яндекса». Предложения работы были таковы, что от них мало кто мог отказаться. Это ухудшает бизнес-условия для «Яндекса», компания вынуждена тратить большие деньги на удержание своих сотрудников. Ограниченность в средствах по сравнению со «Сбером» делает этот процесс сложным. Компании находятся в разных стадиях, «Сбер» инвестирует в новые направления и может тратить на это большие бюджеты.
«Сбер» теперь хочет создавать разные сервисы, например, недавно купили «2ГИС», лучшую, на мой вкус, программу навигации и поиска тех или иных мест в России. В столице программа не так популярна, как в регионах, но под зонтиком «Сбера» она будет агрессивно развиваться. Это выпад против навигации от «Яндекса».
Про стриминг «СберЗвук» мы уже упомянули, а ведь еще есть доставка еды и множество разработок, что напрямую конкурируют с «Яндексом». Но в отличие от «Яндекса», у «Сбера» есть огромная сеть филиалов, что может стать той точкой, которая продвигает сервисы компании.
Первое, что сделали в «Сбере», это изменили банкоматы, они стали большими, современными. Огромные экраны, распознавание лица для доступа (не нужна карта!). И в этих банкоматах также есть все сервисы «Сбера».
У 65 миллионов россиян есть «Сбербанк Онлайн», приложение также изменилось и стало окном в мир сервисов компании. Одно перетекает в другое. Помимо этого, отделения «Сбера» начинают трансформироваться: открытые пространства, кофейни, постаматы и многое другое. Это точка входа в «Сбер», которая будет работать и превратит его в прямого конкурента магазинов операторов. Компания выступает единым фронтом против всех. Но самое главное, что «Яндекс» не является самоцелью, развивают экосистему, а поражение «Яндекса» — это просто сопутствующие потери.
Выдумка в «Сбере» присутствует, так как компания собрала с рынка разных людей, совместила их умения. Например, в такси «Ситимобил» теперь можно бронировать как поездку на такси, так и самокат. Фактически это новый вариант добираться быстро. Навигация от «2ГИС» интегрирована во все сервисы в том или ином виде. Это дает развитие сервису. Оплата, как вы понимаете, через «Сбербанк Онлайн».
«Сбер Логистика» — огромная сеть постаматов. В Москве и Питере срок доставки товара — 30 минут! Потом будут и другие города, постаматы в этом году в 1000 городах, потом фактически везде.
«Сберкласс» — это инициатива для школ и образования в самом широком смысле. Инициатива очень интересная и также дает привязку к сервисам компании. Причем с младых ногтей. Не стоит оценивать эту инициативу как нечто законченное, это только начало движения в новом направлении.
На все сервисы «Сбера» накладывается облако Sber Cloud, плюс вы можете воспользоваться им отдельно.
«Сбер» отправился в путешествие по созданию умных устройств, это также часть стратегии, важно иметь физический продукт, а не только услуги. В мире, насколько мне известно, нет банков, которые самостоятельно разрабатывают такие устройства и продвигают их на рынке. Это вовсе не залог успеха, но интересное направление (привет «Яндексу», это снова выстрел в их сторону).
Начнем с семейства голосовых помощников, один движок, но три разных озвучки. В то время как каждый игрок продвигает одного помощника, например, у «Яндекса» это Алиса, тут решили сделать разные голоса (два женских, Джой и Афина, один мужской). Выбор имен на первый взгляд непонятен, но это сделано для того, чтобы не было пересечений с распространенными в России именами. Обещают, что характер трех ассистентов будет немного отличаться, разные шутки, разные истории за ними. Но одинаковый уровень исполнения команд. Этакое разнообразие. Не уверен, что оно нужно, но сама идея понятна. Слово для активации голосового помощника — «Салют», мои друзья знают, что я его использую в разговоре или общении в мессенджерах, видимо, придется отказываться и переучиваться.
Первое устройство — это SberBox, небольшой свисток за 3 499 рублей. Подключается к ТВ, имеет встроенный голосовой ассистент, доступ к сервисам «Сбера». Из необычного отмечу то, что умеет искать одежду, как на героях фильма, который вы смотрите. И еще наберется куча возможностей из смежных сервисов плюс управление музыкой и тому подобное. То есть фактически умная колонка в отсутствие этой колонки. Цена адекватная, нужно щупать, чтобы понять, что получилось на практике.
Первыми устройствами, в которые предустанавливают голосовой помощник от «Сбера», стали телевизоры Honor, складывается любопытная история, так как «Яндекс» до недавнего времени был основным партнером Huawei в этом направлении, а теперь все большее число сервисов появляется от прямого конкурента (до этого платежная система SberPay).
Следующее устройство любопытно, называется оно SberPortal (аналог есть у Facebook). Планшет со встроенной колонкой и голосовым ассистентом, пожалуй, что его можно описать так. Также есть камера высокого разрешения.
Цена и начало продаж не объявлены, но считать, что устройство будет очень доступным, нельзя, если только «Сбер» не станет его субсидировать. Такого типа голосовые ассистенты в России отсутствуют, этот может собрать аудиторию тех, кто стремится попробовать что-то новое. И все упирается в стоимость этого решения. И никаких умных колонок! Что можно только поддержать, так как в «Сбере» дали свое прочтение рынка умных устройств.
Для голосовых ассистентов открывают магазин навыков, в который можно добавить свои новые умения. Это необходимо для развития экосистемы и удобства использования устройств. Нечто подобное много лет мы ждали от «Яндекса», но так и не получили, хотя пример Amazon есть и скопировать такой подход не составляло труда. Но не сделали.
Интересной выглядит единая подписка на все сервисы «Сбера», в «СберПрайм» входит OKKO, стриминговый сервис «СберЗвук» для музыки, «СберМаркет» (бесплатная доставка продуктов), DeliveryClub (10 заказов в месяц со скидкой 10% на каждый), «Ситимобил» (скидка 10% на любую поездку в любом классе), «СберМобайл» (минус 15% на счет за услуги связи), «СберДиск» (30 ГБ для хранения ваших файлов). Месячная подписка стоит 199 рублей. Сейчас можно купить годовую подписку за 999 рублей. Что, несомненно, будет интересно для новых подписчиков, а также развяжет ценовую войну с другими сервисами, так как предложение очень заманчивое. Меня, например, заинтересовали скидки на заказы, облачный сервис, в меньшей степени OKKO, хотя у детей есть подписка на него на телевизоре. Другое дело, что у нас подписка с «Амедиатекой», а в комплекте предлагается вариант «Лайт», они просто несравнимы по тому, что внутри.
Копаясь в этих предложениях, каждый найдет что-то свое, я нахожусь вне экосистемы «Сбера», но подключился к «СберДиску», так как дают 15 ГБ места просто так. Отчего не взять?
Каждый отдельный сервис от «Сбера» может быть хуже в том или ином качестве, чем аналоги от конкурентов. Но то, что их увязывают в одну экосистему, они начинают проникать друг в друга, делает их сильнее, и именно этот комплексный подход в конечном итоге и выиграет. И та презентация, что прошла, это наглядно доказывает.
Каждый год я вижу более сотни разных презентаций от больших и маленьких компаний. Эта презентация сильно выбивается из общего потока. И ее можно ругать за формат, который кто-то посчитает скопированным у кого-то, и скопированным неудачно. Кто-то не поймет, зачем относиться к аудитории как к глупым людям, ведь можно было не разжевывать и потратить время на интересные мелочи, что скрыты под капотом. А мне именно этот формат понравился, он достаточно полно раскрывает ту идею, которая для многих осталась за кадром. Это именно комплексный подход к разным сервисам, попытка увязать их вместе и дать единый продукт.
И этим «Сбер» сегодня сильно отличается от конкурентов, у компании есть идея, как связать все продукты вместе и создать экосистему. В то время как тот же «Яндекс» формально идет по этому пути, но думает только про капитализацию компании, а про пользователя, мягко говоря, забывает. Что самое обидное, все показанное «Сбером» мог и должен был показать «Яндекс» еще несколько лет назад, но не смог и не показал.
Подытоживая, могу высказать свое мнение, с которым совсем не нужно соглашаться, время все быстро расставит по своим местам. За счет положения на рынке «Сбер» сможет выстроить сильную экосистему из разных сервисов, и мечты Германа Грефа получат реальное воплощение на практике. В то же время это удар по всем конкурентам, в первую очередь по «Яндексу», который начнет медленно истекать кровью, терять ресурсы (тех же людей как минимум). В гонке за доминирование на российском рынке есть несколько компаний, но фаворит уже определился, это, несомненно, «Сбер».
Расскажите, что вы думаете об этом. Получится у «Яндекса» выстоять или нет? Что будет с экосистемой «Мейл.ру»? Как покажет себя «Сбер»? Что понравилось, что не понравилось в анонсах от «Сбера»? Добро пожаловать в комментарии.
Источник: nig.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]