Правила жизни кормилиц
---
Какие причуды прощали кормилице цесаревича Алексея, что имела право сделать вавилонская кормилица, если ей не заплатили, и каков был статус кормилицы из турецкого гарема. Изучили источники от Древнего мира до наших дней и рассказываем о «серых кардиналах» семьи.
ДРЕВНИЙ МИР: РЕБЕНОК В СЧЕТ УПЛАТЫ ДОЛГА
Первые свидетельства о существовании профессиональных кормилиц оставлены жителями древних Аккада, Шумера и Вавилона. В законах вавилонского царя Хаммурапи (1728–1686 годы до н. э.) была прописана форма заключения договора между кормилицей и работодателями. Он заключался, как правило, на два-три года. Чаще всего ребенок отправлялся в дом кормилицы. Платили ей не только деньгами, но и товаром.
В случае неуплаты положенного кормилица могла оставить ребенка себе
Бывало, что оплата задерживалась или не поступала вовсе, тогда женщины обращались в суд. Клинописные таблички сохранили для нас эти разбирательства. Что интересно, в случае неуплаты кормилица могла оставить ребенка себе. Например, в одном из документов сохранилась такая история:
«Имя её Suhuntum, жена Ilum-kenum; она отдала сына своего жрице-кадишту (qadištu) по имени Iltani, для вскармливания, но она не смогла дать плату за вскармливание за три года, порции ячменя, масла и шерсти, и Suhuntum сказала ей, женщине по имени Infani, жрице-кадишту: "Забери мальчика; пусть он будет твоим сыном", и потому, что она так говорила, Infani добавит для Suhuntum 3 шекеля серебра сверх платы за вскармливание, которую она не получила. Suhuntum клялась больше не приносить жалоб на Infani в будущем».
Кормилицей могла стать как свободная женщина, так и рабыня. Независимо от статуса относились к ней с уважением. В знатных семьях и при царском дворе было принято брать кормилиц в дом. Закончив кормить, они, как правило, оставались при детях в качестве нянек.
В Древнем Египте близость к наследнику или наследнице возвышала кормилицу до особого статуса. Будущие фараоны были привязаны к своим молочным матерям. Их приглашали на «царские» пиры. А родные дети кормилицы считались «молочными» родственниками правящей линии.
Через тысячу лет в Древней Греции работал свой институт кормилиц. В Афинах и всей Аттике знатные женщины приглашали к своим детям женщин из бедных слоев населения или пристраивали на эту должность рабынь из захваченных областей.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА: ОДНА КОРМИТ, ДРУГАЯ РОЖАЕТ
Знатные дамы рожали в год по ребенку и передавали их кормилицам, жившим в деревнях. По рекомендациям докторов выбирали женщин 20–30 лет, желательно родивших мальчика. Особо образованные также проводили «тест ногтя» на качество молока у претендентки. Помещенная на ноготь капля не должна была растекаться, что свидетельствовало бы о водянистости молока. Слишком густое тоже не подходило. Средняя консистенция считалась идеальной.
Смертность среди младенцев была необычайно высокой, но мало кто связывал это с правильным уходом. Родители относились к потере ребенка с христианским смирением и зачинали следующего.
Если малыш выживал, через три года он возвращался к родителям. И, вероятно, это было для него горем. Ведь именно кормилица становилась его мамой: кормила, ухаживала, воспитывала, пела колыбельные.
АРАБСКИЙ ВОСТОК: ВОСПИТАНИЕ НА ВОЛЕ
Принципы грудного вскармливания и возможность взять кормилицу прописаны в главной книге мусульман — Коране: «…Если же они [родители] пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то они не [совершат] греха. И если вы пожелаете привлечь кормилицу для ваших детей, то не [совершите] греха, если отблагодарите её по совести тем, что вы даете» (Коран 2:233).
Арабы считали, что ребенок, который воспитывается в городе, вырастет незрелым умом, пассивным в движениях, нерешительным и слабым телосложением
Но институт кормилиц существовал у арабов и до появления ислама. Автор книги о жизни пророка Мухаммада «Нур аль-Якин» Хузарибег пишет об этом вот что:
«Среди знатных арабов был такой обычай: они искали для своих новорожденных детей кормилиц за пределами Мекки, среди бедуинских племен. Так они делали для того, чтобы дети росли более смышлеными и здоровыми. Арабы считали, что ребенок, который воспитывается в городе, вырастет незрелым умом, пассивным в движениях, нерешительным и слабым телосложением (хилым). А тот, кто воспитывается среди бедуинов, станет шустрым, далеким от лени и сонливости. Вдобавок ко всему этому, речь бедуинов считалась более правильной, богатой и защищенной от ошибок».
Сам пророк Мухаммед тоже жил у кормилицы до четырех лет. В течение жизни любил и почитал свою молочную мать и братьев.
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: МОЛОЧНОЕ = КРОВНОЕ
Рождение ребенка в гареме турецкого султана всегда было радостным событием. Новорожденному (-ой) сразу же выделяли несколько слуг, няню и кормилицу. Последнюю начинали подыскивать еще за пару месяцев до рождения малыша. Изредка кормилицей становилась знатная дама, приближенная ко двору, но чаще нанималась женщина из простонародья, которую брали в гарем вместе с ее родным ребенком. Иногда покупались невольницы.
Дайе-хатун должна была обладать крепким здоровьем и опытом в грудном вскармливании. Предпочтение отдавалось упитанным, полногрудым женщинам.
Этим правилам следовала и остальная турецкая знать. Дайе-хатун были очень уважаемы в обществе. Молочное родство ценилось наравне с кровным. Султаны почитали своих молочных матерей и дружили с молочными братьями долгие годы.
ЕВРОПА. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЗОЛОТОЙ ВЕК КОРМИЛИЦ
Знатные семейства продолжали пользоваться услугами кормилиц. Дамам это было удобно, ведь кормление мешало светской жизни. Во Франции, Англии и некоторых графствах Германии до XVIII века детей все также отсылали в сельскую местность, в дома кормилиц.
Мало того, из-за индустриализации этих стран услугами кормилиц стали пользоваться работающие женщины, тоже отправляя детей в деревню. Наступил золотой век кормилиц, а Париж, Лион и другие крупные города Европы превратились в «города без детей».
В XIX веке профессия кормилицы стала настолько популярной, что некоторые женщины специально рожали ребенка в надежде получить должность
Но врачи Просвещения уже начали свою борьбу за жизнь и здоровье детей. Врач Уильям Кадоган в труде «Очерк о грудном вскармливании детей» (1748) признается, что не находит ни одного разумного довода в пользу передачи детей кормилицам:
«Мне совершенно непонятно, откуда взялась традиция отдавать младенцев на вскармливание и воспитание чужим женщинам, которые не понимают и не любят этих детей так, как их родители».
Самые смелые аристократки последовали призыву докторов и начали кормить детей сами. Но недолго.
В XIX веке профессия кормилицы стала настолько популярна, что некоторые женщины специально рожали ребенка в надежде получить эту должность. А своего младенца отправляли на «детскую ферму», в своеобразный приют. Чаще всего дети просто умирали там от голода и недостаточного ухода…
Именно тогда во Франции и Британии были приняты законы о защите прав ребенка и созданы бюро для поиска кормилиц, чтобы как-то контролировать процесс.
Тем не менее в том же XIX веке состоятельные семьи начали брать кормилиц в дом. Родители стали тщательно следить за питанием мамушки и ее гигиеной. После отнятия от груди женщина обычно оставалась в качестве няни. Такое положение дел было огромным прогрессом в воспитании детей.
КОРМИЛИЦЫ В РОССИИ
До XVIII века кормилицы и няньки присутствовали в домах знати просто потому, что «положено». Боярыни и даже русские царицы обычно сами вскармливали своих детей, если позволяло здоровье. А мамки были скорее уважаемыми и почитаемыми помощницами. Екатерина I, к примеру, кормила своих детей сама.
С развитием светской жизни в Петербурге и Москве все изменилось. Кормилицы стали нормой, кормящие сами — исключением. Вот что писал Толстой в романе «Война и мир»:
«Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пьеру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был совершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. Следующим ребенком, несмотря на противодействие матери, докторов и самого мужа, восстававших против ее кормления, как против вещи тогда неслыханной и вредной, она настояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама».
До 1861 года кормилицу брали из своих же крепостных. А после отмены крепостного права искали подходящую женщину в ближайшей деревне уже за плату. Врачи советовали обязательно осматривать зубы и грудь, смотреть на качество молока. Также рекомендовалось, чтобы мамушка обладала спокойным и веселым нравом.
Стать кормилицей в доме барина обычно было для крестьянки большой удачей. Ей и ее семье выплачивалось пособие, дарились подарки. После тяжелой работы в поле и полуголодной жизни оказаться в барском доме казалось раем. Если женщину забрали со страды, то выплачивали 15 рублей за наем нового работника (конец XIXI — начало XX века).
Муж кормилицы пропал без вести, прихватив с собой 1213 рублей казенных денег. Министр добавил, что уголовного преследования, конечно, не будет
Сытная вкусная еда с господского стола, чистая новая одежда, несложные обязанности. Кормилице разрешалось входить в барские покои в любое время. Ее не наказывали за мелкие провинности и всячески баловали.
Но не всегда этим женщинам разрешали брать своего ребенка с собой и растить его вместе с господским. Бывали случаи, когда кормилице запрещали выходить из дома и навещать свое дитя. И малыш попросту погибал. Учитывая высокую детскую смертность среди крестьян, это не воспринималось как очень большое горе — «Бог дал, Бог и взял»... Зато остальные дети в семье были обеспечены.
Кормилиц для императорской семьи долго и тщательно выбирали из свободных крестьянок. Они проходили медосмотр у лейб-медиков царского двора. Считалось, что, вскормленные русскими крестьянками, российские императоры поддерживают священную связь с народом.
Царские кормилицы получали очень хорошую по тем временам зарплату — около 800 рублей в год. Им покупалась новая одежда. Кстати, именно при царском дворе определилась форма кормилиц — сарафан и кокошник. После службы женщины получали ежегодное пособие, а также подарки к праздникам. Часто подарки и различные поблажки получали «молочные» братья и сестры императоров.
Кормилиц могло быть несколько, но к первой по традиции всегда сохранялась особая связь. Просьбы и прошения кормилицы исполнялись даже через много лет после службы. Ярким примером таких отношений является судьба Александры Негодовой-Крот. Она кормила цесаревича Алексея первые три месяца его жизни в 1904 году.
В связи с недолгим сроком кормления пенсию ей определили неполную — 100 рублей в год (полная на всех предыдущих детей императорской четы была установлена в 132 рубля). Более чем на тысячу рублей было куплено личных вещей: кровать, две подушки, серебряные часы, полотенца и пр.
В последующие годы женщина неоднократно обращалась к императрице с различными просьбами. И Александра Федоровна исполняла их практически все, нарушая установленные правила, а иногда и закон.
Терпение императрицы было поистине безграничным...
Эпоха кормилиц закончилась в начале XX века. К этому времени уже изобрели молочные смеси и бутылочки, разобрались с тем, как их стерилизовать, чтобы уменьшить опасность различных заболеваний. Расставаться с детьми стало немодно, и многие старались кормить как можно дольше сами.
ДРЕВНИЙ МИР: РЕБЕНОК В СЧЕТ УПЛАТЫ ДОЛГА
Первые свидетельства о существовании профессиональных кормилиц оставлены жителями древних Аккада, Шумера и Вавилона. В законах вавилонского царя Хаммурапи (1728–1686 годы до н. э.) была прописана форма заключения договора между кормилицей и работодателями. Он заключался, как правило, на два-три года. Чаще всего ребенок отправлялся в дом кормилицы. Платили ей не только деньгами, но и товаром.
В случае неуплаты положенного кормилица могла оставить ребенка себе
Бывало, что оплата задерживалась или не поступала вовсе, тогда женщины обращались в суд. Клинописные таблички сохранили для нас эти разбирательства. Что интересно, в случае неуплаты кормилица могла оставить ребенка себе. Например, в одном из документов сохранилась такая история:
«Имя её Suhuntum, жена Ilum-kenum; она отдала сына своего жрице-кадишту (qadištu) по имени Iltani, для вскармливания, но она не смогла дать плату за вскармливание за три года, порции ячменя, масла и шерсти, и Suhuntum сказала ей, женщине по имени Infani, жрице-кадишту: "Забери мальчика; пусть он будет твоим сыном", и потому, что она так говорила, Infani добавит для Suhuntum 3 шекеля серебра сверх платы за вскармливание, которую она не получила. Suhuntum клялась больше не приносить жалоб на Infani в будущем».
Кормилицей могла стать как свободная женщина, так и рабыня. Независимо от статуса относились к ней с уважением. В знатных семьях и при царском дворе было принято брать кормилиц в дом. Закончив кормить, они, как правило, оставались при детях в качестве нянек.
В Древнем Египте близость к наследнику или наследнице возвышала кормилицу до особого статуса. Будущие фараоны были привязаны к своим молочным матерям. Их приглашали на «царские» пиры. А родные дети кормилицы считались «молочными» родственниками правящей линии.
Через тысячу лет в Древней Греции работал свой институт кормилиц. В Афинах и всей Аттике знатные женщины приглашали к своим детям женщин из бедных слоев населения или пристраивали на эту должность рабынь из захваченных областей.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА: ОДНА КОРМИТ, ДРУГАЯ РОЖАЕТ
Знатные дамы рожали в год по ребенку и передавали их кормилицам, жившим в деревнях. По рекомендациям докторов выбирали женщин 20–30 лет, желательно родивших мальчика. Особо образованные также проводили «тест ногтя» на качество молока у претендентки. Помещенная на ноготь капля не должна была растекаться, что свидетельствовало бы о водянистости молока. Слишком густое тоже не подходило. Средняя консистенция считалась идеальной.
Смертность среди младенцев была необычайно высокой, но мало кто связывал это с правильным уходом. Родители относились к потере ребенка с христианским смирением и зачинали следующего.
Если малыш выживал, через три года он возвращался к родителям. И, вероятно, это было для него горем. Ведь именно кормилица становилась его мамой: кормила, ухаживала, воспитывала, пела колыбельные.
АРАБСКИЙ ВОСТОК: ВОСПИТАНИЕ НА ВОЛЕ
Принципы грудного вскармливания и возможность взять кормилицу прописаны в главной книге мусульман — Коране: «…Если же они [родители] пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то они не [совершат] греха. И если вы пожелаете привлечь кормилицу для ваших детей, то не [совершите] греха, если отблагодарите её по совести тем, что вы даете» (Коран 2:233).
Арабы считали, что ребенок, который воспитывается в городе, вырастет незрелым умом, пассивным в движениях, нерешительным и слабым телосложением
Но институт кормилиц существовал у арабов и до появления ислама. Автор книги о жизни пророка Мухаммада «Нур аль-Якин» Хузарибег пишет об этом вот что:
«Среди знатных арабов был такой обычай: они искали для своих новорожденных детей кормилиц за пределами Мекки, среди бедуинских племен. Так они делали для того, чтобы дети росли более смышлеными и здоровыми. Арабы считали, что ребенок, который воспитывается в городе, вырастет незрелым умом, пассивным в движениях, нерешительным и слабым телосложением (хилым). А тот, кто воспитывается среди бедуинов, станет шустрым, далеким от лени и сонливости. Вдобавок ко всему этому, речь бедуинов считалась более правильной, богатой и защищенной от ошибок».
Сам пророк Мухаммед тоже жил у кормилицы до четырех лет. В течение жизни любил и почитал свою молочную мать и братьев.
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: МОЛОЧНОЕ = КРОВНОЕ
Рождение ребенка в гареме турецкого султана всегда было радостным событием. Новорожденному (-ой) сразу же выделяли несколько слуг, няню и кормилицу. Последнюю начинали подыскивать еще за пару месяцев до рождения малыша. Изредка кормилицей становилась знатная дама, приближенная ко двору, но чаще нанималась женщина из простонародья, которую брали в гарем вместе с ее родным ребенком. Иногда покупались невольницы.
Дайе-хатун должна была обладать крепким здоровьем и опытом в грудном вскармливании. Предпочтение отдавалось упитанным, полногрудым женщинам.
Этим правилам следовала и остальная турецкая знать. Дайе-хатун были очень уважаемы в обществе. Молочное родство ценилось наравне с кровным. Султаны почитали своих молочных матерей и дружили с молочными братьями долгие годы.
ЕВРОПА. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЗОЛОТОЙ ВЕК КОРМИЛИЦ
Знатные семейства продолжали пользоваться услугами кормилиц. Дамам это было удобно, ведь кормление мешало светской жизни. Во Франции, Англии и некоторых графствах Германии до XVIII века детей все также отсылали в сельскую местность, в дома кормилиц.
Мало того, из-за индустриализации этих стран услугами кормилиц стали пользоваться работающие женщины, тоже отправляя детей в деревню. Наступил золотой век кормилиц, а Париж, Лион и другие крупные города Европы превратились в «города без детей».
В XIX веке профессия кормилицы стала настолько популярной, что некоторые женщины специально рожали ребенка в надежде получить должность
Но врачи Просвещения уже начали свою борьбу за жизнь и здоровье детей. Врач Уильям Кадоган в труде «Очерк о грудном вскармливании детей» (1748) признается, что не находит ни одного разумного довода в пользу передачи детей кормилицам:
«Мне совершенно непонятно, откуда взялась традиция отдавать младенцев на вскармливание и воспитание чужим женщинам, которые не понимают и не любят этих детей так, как их родители».
Самые смелые аристократки последовали призыву докторов и начали кормить детей сами. Но недолго.
В XIX веке профессия кормилицы стала настолько популярна, что некоторые женщины специально рожали ребенка в надежде получить эту должность. А своего младенца отправляли на «детскую ферму», в своеобразный приют. Чаще всего дети просто умирали там от голода и недостаточного ухода…
Именно тогда во Франции и Британии были приняты законы о защите прав ребенка и созданы бюро для поиска кормилиц, чтобы как-то контролировать процесс.
Тем не менее в том же XIX веке состоятельные семьи начали брать кормилиц в дом. Родители стали тщательно следить за питанием мамушки и ее гигиеной. После отнятия от груди женщина обычно оставалась в качестве няни. Такое положение дел было огромным прогрессом в воспитании детей.
КОРМИЛИЦЫ В РОССИИ
До XVIII века кормилицы и няньки присутствовали в домах знати просто потому, что «положено». Боярыни и даже русские царицы обычно сами вскармливали своих детей, если позволяло здоровье. А мамки были скорее уважаемыми и почитаемыми помощницами. Екатерина I, к примеру, кормила своих детей сама.
С развитием светской жизни в Петербурге и Москве все изменилось. Кормилицы стали нормой, кормящие сами — исключением. Вот что писал Толстой в романе «Война и мир»:
«Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пьеру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был совершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. Следующим ребенком, несмотря на противодействие матери, докторов и самого мужа, восстававших против ее кормления, как против вещи тогда неслыханной и вредной, она настояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама».
До 1861 года кормилицу брали из своих же крепостных. А после отмены крепостного права искали подходящую женщину в ближайшей деревне уже за плату. Врачи советовали обязательно осматривать зубы и грудь, смотреть на качество молока. Также рекомендовалось, чтобы мамушка обладала спокойным и веселым нравом.
Стать кормилицей в доме барина обычно было для крестьянки большой удачей. Ей и ее семье выплачивалось пособие, дарились подарки. После тяжелой работы в поле и полуголодной жизни оказаться в барском доме казалось раем. Если женщину забрали со страды, то выплачивали 15 рублей за наем нового работника (конец XIXI — начало XX века).
Муж кормилицы пропал без вести, прихватив с собой 1213 рублей казенных денег. Министр добавил, что уголовного преследования, конечно, не будет
Сытная вкусная еда с господского стола, чистая новая одежда, несложные обязанности. Кормилице разрешалось входить в барские покои в любое время. Ее не наказывали за мелкие провинности и всячески баловали.
Но не всегда этим женщинам разрешали брать своего ребенка с собой и растить его вместе с господским. Бывали случаи, когда кормилице запрещали выходить из дома и навещать свое дитя. И малыш попросту погибал. Учитывая высокую детскую смертность среди крестьян, это не воспринималось как очень большое горе — «Бог дал, Бог и взял»... Зато остальные дети в семье были обеспечены.
Кормилиц для императорской семьи долго и тщательно выбирали из свободных крестьянок. Они проходили медосмотр у лейб-медиков царского двора. Считалось, что, вскормленные русскими крестьянками, российские императоры поддерживают священную связь с народом.
Царские кормилицы получали очень хорошую по тем временам зарплату — около 800 рублей в год. Им покупалась новая одежда. Кстати, именно при царском дворе определилась форма кормилиц — сарафан и кокошник. После службы женщины получали ежегодное пособие, а также подарки к праздникам. Часто подарки и различные поблажки получали «молочные» братья и сестры императоров.
Цесаревич Алексей в 1904 году
Здесь и далее: русские кормилицы
Царская кормилица
В спальне Николая I
Кормилиц могло быть несколько, но к первой по традиции всегда сохранялась особая связь. Просьбы и прошения кормилицы исполнялись даже через много лет после службы. Ярким примером таких отношений является судьба Александры Негодовой-Крот. Она кормила цесаревича Алексея первые три месяца его жизни в 1904 году.
В связи с недолгим сроком кормления пенсию ей определили неполную — 100 рублей в год (полная на всех предыдущих детей императорской четы была установлена в 132 рубля). Более чем на тысячу рублей было куплено личных вещей: кровать, две подушки, серебряные часы, полотенца и пр.
В последующие годы женщина неоднократно обращалась к императрице с различными просьбами. И Александра Федоровна исполняла их практически все, нарушая установленные правила, а иногда и закон.
- В 1908 году мужа кормилицы Филиппа Негодова-Крота назначили на место сидельца в казенной винной лавке первого разряда в Петербурге.
- В 1911-м министерство финансов закрыло глаза на недостачу в 700 рублей, обнаруженную в этой лавке.
- В 1913 году императрица получила сообщение от министра финансов о том, что муж кормилицы пропал без вести, прихватив с собой 1213 рублей казенных денег. Министр добавил, что уголовного преследования, конечно, не будет.
- В том же 1913 году старшую дочь кормилицы приняли в Петровскую женскую гимназию, а плату за обучение (100 рублей в год) императрица приняла на себя. Примерно в это же время двух других детей Негодовой-Крот поместили в приют принца Ольденбургского на полное содержание. Сама неграмотная кормилица получила место продавца в винной лавке с внесенным за нее залогом в 900 рублей. На этом история не закончилась.
Терпение императрицы было поистине безграничным...
Эпоха кормилиц закончилась в начале XX века. К этому времени уже изобрели молочные смеси и бутылочки, разобрались с тем, как их стерилизовать, чтобы уменьшить опасность различных заболеваний. Расставаться с детьми стало немодно, и многие старались кормить как можно дольше сами.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]