История одного шедевра: «Торжественное заседание Госсовета» Репина
---
И. Е. Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения.
1903
Холст, масло. 400 × 877 см. ГРМ, Санкт-Петербург, Российская федерация. Викисклад
Кликабельно - 4721px × 2113px
Столетие со дня образования Государственного совета отмечали со вкусом. Танцы, закуски, награды по случаю - это разумеется. Но заказали еще модному живописцу Илье Репину полотно. Чтобы каждый член совета был выписан узнаваемо, картину пришлось развернуть широко - 4 метра на почти 9 метров. Да и название у нее соответствующей длины - «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Почему эта картина не банальная портретная галерея и что спрятано за толпой чиновников?
Сюжет
Николай II, находящийся во главе собрания, читает юбилейную грамоту по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета — предшественника Государственного совета. Изначально, когда Илье Репину заказывали «фотографию в масле», предполагалось, что в этом и будет весь сюжет. Но художник предложил добавить жизни — так на полотне появились секретари, разносящие членам совета юбилейные медали.
Изображенный портрет Николая II долгие годы считался выдумкой Репина
Принято считать, что на полотне — 81 фигура. Но на самом деле, героев 82 — забыли посчитать всех изображенных на портретах. Кстати, с портретами вышла детективная история. Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. И действительно, оба портрета — и Николая II, и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II — висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета).
Заседание Государственного Совета в Мариинском Дворце.
Такого портрета Николая II никто не знал, пока он не всплыл, что называется, на аукционе в 1990-х. И тут-то выяснилось, что после революции, когда большевики вывозили из Мариинского дворца все картины, в зале Госсовета нашли плотно Репина, а неподалеку — одну раму. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Ни один из музеев не смог купить ее — так много запросили «владельцы». Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством.
Вместе с Репиным картину писали его ученики Куликов и Кустодиев
Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 3−4 сеансов. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь.
Пример портретного этюда к картине, выполненного Б. Кустодиевым
Контекст
Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьезные проблемы со здоровье, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй — правую. Репин взял на себя центр.
К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец привез в зал фотоаппарат. В дальнейшем Репин не раз делал снимки происходившего, но, несмотря на это, продолжал писать с натуры, а не по фото.
Репин работает
Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и т. п. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно.
За картину Репину было положено 20 тысяч рублей золотом. Однако, подсчитав, сколько красок израсходовано, Илья Ефимович намекнул секретарю Госсовета, что было бы неплохо увеличить сумму. В итоге он получил вдвое больше.
В счет покрытия перерасхода красок гонорар Репину увеличили вдвое
Схема картины
Судьба художника
Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.
Вокруг личности Репина — немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами. Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чем нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом.
Лев Толстой и Илья Репин, 1908
После завершения «Торжественного заседания Госсовета» Репин, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу «Пенаты» на Карельском перешейке. Последние 30 лет жизни художник провёл в Финляндии, где продолжал писать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Источники - Дилетант и Википедия
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]