Загадки пещеры Шамана на Чусовой
---
Напротив бывшей деревни Кашки на правом берегу
возвышается камень Дождевой. Увлечённые прохождением Кашкинского перебора, не все туристы обращают на него внимание. Между тем, место интересное и значимое.
В камне есть небольшая пещера, образовавшаяся по вертикальной трещине. С реки её почти не видно, да и забраться по крутому склону непросто. Именно здесь экспедицией нижнетагильского археолога Юрия Борисовича Серикова в 1988 году совершено удивительное археологическое открытие.
У входа в пещеру археологи обнаружили частично разрушенное захоронение женщины 35—40 лет. Она лежала в вытянутом положении на спине и была обильно посыпана охрой. Охра — это минеральная краска бурого цвета, которую получали из железистых соединений. Череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. Одежду женщины украшали зубы животных: 73 просверленных нижних клыка выдры (это животное считалось духом-помощником шамана), два просверленных зуба северного оленя, два резца лося и один нижний клык лисицы.
Ещё более интересная находка ждала учёных в глубине грота. Там обнаружили останки мужчины 40—45 лет. Он лежал на спине в скорченном положении. Мужчина умер не своей смертью, его убили выстрелом в спину. Между шейными позвонками обнаружили каменный наконечник. Богатый погребальный инвентарь свидетельствовал об особенной роли погибшего. Это был шаман, а женщина перед входом — его помощница или жена.
По расположению находок учёные смогли реконструировать костюм убитого. На шапке шамана был нашит верхний клык лисицы. Пояс украшали 10 резцов бобра. На сапогах и брюках были костяные подвески: с внешней стороны — 10 фигурок уточек из таранных костей бобра (такие подвески найдены впервые), с внутренней — 6 каплевидных подвесок. Считалось, что кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний и нижний миры. На поясе находился костяной гарпун, на груди — шлифованный нож. С левого бока была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. Также найдены обломок сильно сработанного шлифовального оружия, скребок, расколотый надвое зуб лося и кости северного оленя. У локтя левой руки и у пояса лежали 4 костяных наконечника стрелы (возможно, они были в колчане). На теле шамана россыпью залегали 11 каменных наконечников стрел. Возможно, по представлениям людей того времени они помогали душе умершего попасть в загробный мир. В погребении найдено 7 фрагментов керамики от двух сосудов. Интересно, что левая рука мужчины была прикрыта правой. У некоторых народов левая рука шамана считается священной и должна оставаться невидимой.
Данное захоронение по богатству погребального инвентаря не имеет себе равных на Среднем Урале. Находку отнесли к эпохе раннего неолита. Проведённый радиоуглеродный анализ позволил определить возраст захоронения в 6,5 тысяч лет.
Слева — реконструкция одежды женщины и мужчины из погребения (рис. А. А. Герасименко). Справа — реконструкция погребения шамана (рис. А. В. Ефремова)
По мнению историков, всё могло произойти примерно так. Группа охотников спускалась на лодке по Чусовой к пещерному святилищу в камне Дыроватом. Перед рекой Кашкой они попали в засаду, шаман был убит. Для похорон шамана было принято приглашать другого шамана, но среди спутников его не было. Тогда охотники сами похоронили шамана. Из страха перед душой убитого его связали, о чём свидетельствует скорченная поза. Помощницу шамана задушили, чтобы не проливать кровь, и похоронили в обычной позе перед гротом. Считалось, что её захоронение могло помешать надругательству над телом шамана, а также не давало душе убитого покинуть грот.
Реконструкцию и некоторые предметы с этого захоронения можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.
Павел Распопов
возвышается камень Дождевой. Увлечённые прохождением Кашкинского перебора, не все туристы обращают на него внимание. Между тем, место интересное и значимое.
В камне есть небольшая пещера, образовавшаяся по вертикальной трещине. С реки её почти не видно, да и забраться по крутому склону непросто. Именно здесь экспедицией нижнетагильского археолога Юрия Борисовича Серикова в 1988 году совершено удивительное археологическое открытие.
У входа в пещеру археологи обнаружили частично разрушенное захоронение женщины 35—40 лет. Она лежала в вытянутом положении на спине и была обильно посыпана охрой. Охра — это минеральная краска бурого цвета, которую получали из железистых соединений. Череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. Одежду женщины украшали зубы животных: 73 просверленных нижних клыка выдры (это животное считалось духом-помощником шамана), два просверленных зуба северного оленя, два резца лося и один нижний клык лисицы.
Ещё более интересная находка ждала учёных в глубине грота. Там обнаружили останки мужчины 40—45 лет. Он лежал на спине в скорченном положении. Мужчина умер не своей смертью, его убили выстрелом в спину. Между шейными позвонками обнаружили каменный наконечник. Богатый погребальный инвентарь свидетельствовал об особенной роли погибшего. Это был шаман, а женщина перед входом — его помощница или жена.
По расположению находок учёные смогли реконструировать костюм убитого. На шапке шамана был нашит верхний клык лисицы. Пояс украшали 10 резцов бобра. На сапогах и брюках были костяные подвески: с внешней стороны — 10 фигурок уточек из таранных костей бобра (такие подвески найдены впервые), с внутренней — 6 каплевидных подвесок. Считалось, что кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний и нижний миры. На поясе находился костяной гарпун, на груди — шлифованный нож. С левого бока была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. Также найдены обломок сильно сработанного шлифовального оружия, скребок, расколотый надвое зуб лося и кости северного оленя. У локтя левой руки и у пояса лежали 4 костяных наконечника стрелы (возможно, они были в колчане). На теле шамана россыпью залегали 11 каменных наконечников стрел. Возможно, по представлениям людей того времени они помогали душе умершего попасть в загробный мир. В погребении найдено 7 фрагментов керамики от двух сосудов. Интересно, что левая рука мужчины была прикрыта правой. У некоторых народов левая рука шамана считается священной и должна оставаться невидимой.
Данное захоронение по богатству погребального инвентаря не имеет себе равных на Среднем Урале. Находку отнесли к эпохе раннего неолита. Проведённый радиоуглеродный анализ позволил определить возраст захоронения в 6,5 тысяч лет.
Слева — реконструкция одежды женщины и мужчины из погребения (рис. А. А. Герасименко). Справа — реконструкция погребения шамана (рис. А. В. Ефремова)
По мнению историков, всё могло произойти примерно так. Группа охотников спускалась на лодке по Чусовой к пещерному святилищу в камне Дыроватом. Перед рекой Кашкой они попали в засаду, шаман был убит. Для похорон шамана было принято приглашать другого шамана, но среди спутников его не было. Тогда охотники сами похоронили шамана. Из страха перед душой убитого его связали, о чём свидетельствует скорченная поза. Помощницу шамана задушили, чтобы не проливать кровь, и похоронили в обычной позе перед гротом. Считалось, что её захоронение могло помешать надругательству над телом шамана, а также не давало душе убитого покинуть грот.
Реконструкцию и некоторые предметы с этого захоронения можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.
Павел Распопов
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]