Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны
06.09.2020 6 235 0 +147 vagenleitner

Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны

---
+147
В закладки
Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны Беленко, чтобы, МиГ25, самолет, засекли, истребители, который, скорости, радары, хватило, скорость, топлива, однако, боевой, советский, японские, израильские, после, сентября, военная

История советского летчика-перебежчика, повлиявшая на историю военной авиации.

Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны Беленко, чтобы, МиГ25, самолет, засекли, истребители, который, скорости, радары, хватило, скорость, топлива, однако, боевой, советский, японские, израильские, после, сентября, военная

Эта история случилась ровно 44 года назад, 6 сентября 1976-го. В 6 часов 45 минут летчик 530-го истребительного авиационного полка 11-й отдельной армии ПВО (место дислокации — Приморский край, Чугуевский район), 29-летний Виктор Беленко на истребителе-перехватчике МиГ-25П (бортовой номер «31») вылетел с аэродрома Соколовка для выполнения тренировки в воздухе. Однако обратно не вернулся. Около 9 утра японское радио сообщило, что самолет сел на аэродроме города Хакодате на острове Хоккайдо на севере Японии.

Немногим позже японские власти сделали официальное заявление: советский военный летчик попросил политического убежища. 9 сентября Беленко вывезли в США, в тот же день он получил разрешение на постоянное проживание в США, а впоследствии — американское гражданство.

Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны Беленко, чтобы, МиГ25, самолет, засекли, истребители, который, скорости, радары, хватило, скорость, топлива, однако, боевой, советский, японские, израильские, после, сентября, военная

Еще бы! На тот момент МиГ-25 был самой секретной советской боевой машиной, и тот же Пентагон душу бы дьявол продал, чтобы остаться с ним тет-а-тет хотя бы на полчасика. А тут сокровище само упало (верней, приземлилось) в руки!

Смутная весть о том, что у СССР появился некий чудо-истребитель, на Запад просочилась где-то в 1970-м. Наблюдавшие за советские военными аэродромами разведспутники засекли самолет нового типа. На вид — вроде как гигантский истребитель. По снимкам аналитики заключили, что у него пара огромных двигателей, а еще он, по всей видимости, чрезвычайно маневренный — на это указывала большая площадь крыла. Оставался вопрос — какую скорость он мог развить и способна ли западная военная авиация за ним минимум угнаться?

Подтверждения данным о новом самолете Советов вскоре пришли с Ближнего Востока: в марте 1971-го израильские радары засекли борт, летевший на высоте около 20 километров на скорости, в три с лишним раза превышающей скорость звука. Через несколько дней тот же или аналогичный самолет был замечен вновь, ВВС Израиля подняли истребители на перехват, но у тех не хватило скорости, чтобы даже приблизиться. В ноябре того же года израильские военные опять засекли загадочный летательный объект и даже пустили по нему ракеты, однако те прошли мимо — скорость цели была так велика, что к моменту, когда снаряды сработали, она была за пределами досягаемости.

Американские спутники и израильские радары «видели» разные МиГ-25. В СССР создали этот сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик, чтобы при (тьфу-тьфу-тьфу) необходимости было. что противопоставить американскому сверхзвуковому высотному бомбардировщику XB-70 и стратегическому сверхзвуковому разведчику SR-71. ОКБ Микояна получил задачу разработать истребитель, который мог бы развивать трехкратную скорость звука (упомянутые американские самолеты это умели) и поражать цели от земли до высоты 25 километров.

Нечеткие снимки из космоса и засветки на израильских радарах — все, что было у заграничных военных на загадочную новинку русских. Тайна и манила, и пугала. Словом, Виктор Беленко был мегарождественских подарком дла США! Американские SR-71 до 1976 года не летали над территорией СССР, опасаясь сблизиться с неведомой силой. В 1972 году США в ответ на призрачную угрозу создали новый боевой самолет — маневренный и высокоскоростной всепогодный истребитель F-15 Eagle, который десятки лет служит в американских ВВС.

Как советский летчик-истребитель — военная элита в СССР — стал перебежчиком?

После побега было проведено расследование, в ходе которого тщательно опросили сослуживцев, родных и жену Беленко. Происходил он из рабочей семьи, школу закончил с серебряно медалью. Служебные характеристики и аттестации давали ему положительную оценку. Никаких изменнических настроений коллеги за ним не замечали. По словам жены, вражеские радиостанции не слушал и даже запретил ей переписываться с подругой, который вступила в брак с иностранцем и уехала в Италию.

Что касается армии, то выяснилось, что Беленко как-то высказал недовольство условиями службы летного состава — что рабочий день не регламентирован, а выходные могут отменить. В интервью уже после побега он объяснял свои мотивы: недовольство жизнь в СССР, где все лучшее достается номенклатуре, и невозможностью изменить советскую систему. Возможно, если и не наложились, то какое-то влияние оказали и личные проблемы: у Беленко были нелады с женой, дело шло к разводу.

Япония была промежуточным пунктом: в США — конечную цель — самолет бы не долетел, не хватило бы горючего, а 600 с небольшим километров до страны восходящего солнца МиГ-25 бы одолел. О Штатах у беглеца представления были по школьным учебникам, к которым он приложил собственные рассуждения о достижениях вроде высадки на Луну и количестве нобелевских лауреатов и сделал вывод, что страна должна быть не так плоха, как малюет советская пропаганда.

По словам Беленко, после окончательного принятия решения о побеге он выжидал месяц — чтобы были подходящие погодные условия и баки были заправлены под завязку. 6 сентября все сложилось. Самолет стал его билетом к свободе.

Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны Беленко, чтобы, МиГ25, самолет, засекли, истребители, который, скорости, радары, хватило, скорость, топлива, однако, боевой, советский, японские, израильские, после, сентября, военная

Рано утром Беленко с напарником вылетели для выполнения тренировочного управления. Будущий перебежчик отстал от ведущего пары и снизился до высоты

После отставания от ведущего пары Беленко снизился до высоты примерно 30 метров, чтобы ни советские, ни японские радары его не засекли. Уже будучи глубоко в воздушном пространстве Японии, Беленко поднялся до 6000 метров, где его и заметили местные ПВО. Однако связаться с бортом они не смогли — рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Были подняты истребители на перехват, но до их появления Беленко опять сбросил высоту и с радаров исчез. Изначально он собирался сесть на авиабазе Титосе, однако не дотянул, топлива не хватило, так что пришлось садиться на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате.

МиГ-25 доставили на ближайшую авиабазу, где разобрали чуть не по винтикам. Несколько недель его тщательно изучали американские и японские спецы. Выяснилось, что крыло такой площади нужно не для того, чтобы «перекручивать» истребители потенциального противника в ближнем маневренном бою, а чтобы самолет мог держаться в воздухе: по причине прожорливости на нем было больше 13 тонн топлива, поэтому дабы вместить его и двигатели, планер сделали огромным и тяжеленным (кстати, из стали).

Не сбылись и другие опасения Пентагона. «Нельзя сказать, чтобы МиГ-25 оказался очень удачной боевой машиной. Он был слишком дорогим, неповоротливым и не слишком эффективным в бою», — цитирует BBC Futur куратора Смитсоновского музея авиации и космонавтики Роджера Коннора. МиГ-25, отмечает он, создавался под задачи весьма узкие и специфические. Кроме того, колоссальный расход топлива мешал ему летать на больше расстояния. Главным и, пожалуй, единственным козырем эксперт называл способность быстро разгоняться после взлета и стремительно лететь по прямой, чтобы перехватить самолет-разведчик, нарушивший границу.

«Существенная разница между МиГ-25 и SR-71 заключается в том, что последний, помимо высокой скорости полета, обладает и большой дальностью — его можно сравнить с марафонцем. А МиГ-25 — спринтер, наподобие Усэйна Болта. Только этот „Болт“ еще и бегает медленнее марафонца», — сказал Коннор.

Что же стало со злополучным МиГ-25? Через пару месяцев самолет морем отправили в СССР, хотя Беленко возражал и уговаривал американцев оставить себе его еще на пару годиков — исследовать получше. Борт собрали как было, однако к полетам не допустили — отправили в военное авиаучилище в Латвию в качестве учебного пособия.

Беленко огласился сотрудничать с американцами, первые несколько месяцев с ним почти каждый день беседовали люди из ЦРУ, разведуправления ВМС США. Ведь он не только доставил секретный самолет с секретным оборудованием, но и сам был кладезем тактико-технических и оперативных, карто- и топографических сведений о советской, и конкретно дальневосточной, авиации, знал, как организована служба и проверка боеготовности, да много чего еще знал.

Перебежчик поставил два условия: отвести его на американскую авиабазу и на авианосец. Был немало удивлен и тренажерами для летчиков, и служебным бытом военных моряков, и неформальностью отношений между командирами и подчиненными, и отсутствием вороха разрешительных документов для летчиков.

Разрешение о предоставлении Беленко американского гражданства подписал сам президент Джимми Картер, 19 октября 1980 года Конгресс США принял соответствующий закон. В Штатах советский летчик-перебежчик стал авиаинженером и консультантом ВВС США.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]