Медовый месяц русской революции в Раненбургском уезде.
19.03.2017 684 0 0 foto-history

Медовый месяц русской революции в Раненбургском уезде.

---
0
В закладки
Оригинал взят у ranenburzhets в Медовый месяц русской революции в Раненбургском уезде.

«Смысл революции практичнее начать постигать не с того, как высоко способен воспарить человек в своих социальных мечтах, а как низко он может пасть на грешную землю, предаваясь им» (В.П.Булдаков).

Город Раненбург, весна (март или апрель) 1917 года. Городская манифестация, предполагаю, что это "праздник Свободы". Фотография из архива Чаплыгинского краеведческого музея.
Это центральная улица Раненбурга - Козловская (сейчас ул.Советская).  Застывашие на  фотоснимке раненбуржцы собрались по доброй воле, их никто не сгонял в "стада" и "стаи". Все они ГРАЖДАНЕ зарождающейся новой России  - молодой, свободной, честной и справедливой – России несостоявшейся мечты, а ещё - все они пассажиры Титаника...
Весть об отречении царя и передаче всей полноты власти Временному правительству  жители Раненбургского уезда приняли со спокойной настороженностью. В Раненбурге уже 3 марта состоялся небольшой «стихийный» митинг, на котором и был намечен  приблизительный план организации нового органа власти – Исполнительного  Комитета, в состав которого  вошли  представители горожан,  «рабочих, кооперативов, солдат, воинский начальник, начальник санитарного транспорта, председатель Земской Управы, городской голова».
 «Поздно вечером 3 марта положено было начало Комитету и того же ночью полиция была обезоружена, утром представители старой власти сидели под арестом, а народ служил молебен и славил Свободу….»
Исправника  Казимира Лефридовича Толвинского арестовали дома на ул. Большой (ул.Крупской д.33), «у него было отобрано 6 карабинов, две винтовки и много патронов», а «после ареста исправника обезоружили и арестовали и других работников полиции».


Дом исправника Толвинского. Город Чаплыгин, ул.Крупской д.33, фотография 2012 г.

Председателем Раненбургского Уездного Исполнительного Комитета и Уездным комиссаром назначен эсер Трофим Андреевич Сухарев. Началось формирование новых органов власти, основой которых послужили уже существующие органы городского и земского самоуправления. В целом, состав органов власти сохранился прежний, все те же члены земской и городской управ, люстрация коснулась «силовиков» - полиции и жандармерии, а также монархистов (членов Союза Русского Народа).
В последующие дни по всему уезду проходили собрания (городские, волостные) и сходы, на которых население обсуждало последние новости и в целом выражало поддержку Временному Правительству, а в храмах уезда прошли «благодарственные молебны о свержении старой власти» и, там же проводился «тарелочный сбор» денег в пользу «борцов за свободу». На первый взгляд  удивляет такая метаморфоза  произошедшая с народом, который еще вчера участвовал в благодарственных молебнах царю-батюшке. А причина простая - старая власть утратила доверие народа.
12 марта жители Зимарово в церкви Иконы Божией Матери Боголюбской во время богослужения собрали 152 рубля 20 копеек. В Раненбурге сбор денег организовал гражданин Н.И.Макашев. Собранные денежные средства он отправил с письмом на имя председателя Государственной Думы М.В.Родзянко: «Дорогой Михаил Владимирович! Приветствуя в Вашем лице всех деятелей обновленного строя, предлагаем в Ваше распоряжение собранные в помощь пострадавшим борцам за свободу 422 рубля 5 копеек. Благодарные Граждане города Раненбурга».

Формирование новых органов власти в уездном центре проходило в атмосфере духовного подъема и эйфории. На новую власть возлагались надежды не только на разрешение тех проблем,  с которыми не справилась старая власть, но и на кардинальные преобразования, экономического, политического и  общественного порядков.
Параллельный орган власти – «Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», пока еще формирующийся с нуля и которому предстояло стать вывеской будущего Советского государства в Раненбурге изначально образовался как «Совет рабочих». Его электоральной базой стал пролетариат табачной фабрики "Оловников с сыновьями» к которому вскоре присоединились представителями от солдат и крестьян.

В прежнем режиме работала банковская система. Раненбургский Союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ принимал вклады от населения: на текущий счет - под 4 ½ %, бессрочные – под 5 %, на 1 год – под 5 ½ %, на 3 года – под 6 %.

В протоколе Общего Собрания Раненбургского Кооперативного Комитета за 8 апреля говорится, что «некоторые временные волостные исполнительные комитеты образовались при полном нарушении прав тайного голосования. В них вошли лица, повлиявшие на собрания в сторону разжигания страстей. В некоторых селах милиция не выбиралась, а образовывалась самостоятельно и без всякого полномочия получала в Раненбурге оружие. Некоторые временные волостные исполнительные комитеты и милиция управляют местной жизнью по своему собственному усмотрению с нарушением прав граждан: свободы слова, неприкосновенности личности и жилища. Население всеми этими действиями напугано».

Самым острым вопросом  был земельный. Земельные отношения должны быть решены законодательным актом будущего Учредительного собрания (выборы в у.с. должны пройти в ноябре 17 года), а до этого момента все должно оставаться как было.

25 марта на заседании Раненбургского Временного Исполнительного Комитета, «в присутствии 38 человек», в целях обеспечения продовольственной безопасности, рассматривался вопрос о необходимости сева всех полей яровым хлебом. Исполкомом было принято постановление о принудительной сдаче в аренду владельческой земли и разделе ее между волостями. Это неосмотрительное решение вызвало разногласие между крестьянами и земледельцами, причем в некоторых местах дело чуть не дошло до «кровавого столкновения».
2 апреля Раненбургские землевладельцы телеграфируют  Министру внутренних дел, Министру юстиции и Председателю Государственной думы: «Постановлением Раненбургского исполнительного комитета предоставлено крестьянам право принудительно арендовать землю помещиков по 10 рублей за  десятину, что в несколько раз дешевле нормальной цены, реквизировать семена, мертвый инвентарь, рабочих лошадей. В уезде совершаются отдельные насилия и самоуправства. Снимают рабочих. Положение частных владельцев безвыходно. Грозит полное расстройство хозяйства, гибель скота, разорение многих. Помощь нужна скорая.
Землевладельцы: Ознобишин, Вячеслов, Азончевская, Ванов, Казьмин, Кутилов, Семенов, Казьмина, Короваева».
Ответной телеграммой министр земледелия отменил постановление Раненбургского Исполкома, что «по заявлениям с мест, внесло успокоение в население».

Ухудшилась и криминогенная обстановка в уезде.
"От начальника Раненбургской милиции.
11 апреля в селе Колыбельском были замечены 2 человека, неизвестные жителям, одетые в солдатскую форму, показавшиеся по внешнему виду и по манере держать себя подозрительными. Когда до Колыбельского дошел слух о краже в селе Буховом, местной милицией было решено задержать незнакомцев до выяснения их личности. Последние обратились в бегство. Один из них все-таки был задержан на месте, другой вооруженный револьверами, отстреливаясь, добежал до села Кривополянья, где был встречен двумя доблестными Раненбургскими милиционерами Дубининым и Коротковым. Между милиционерами и беглецом произошел бой, результаты которого очень плачевны: беглец убит, а оба милиционера серьезно ранены. Из дознания можно предполагать, что убитый и задержанный принадлежат к организованной и вооруженной шайке, составленной дезертирами-солдатами для кражи и других преступлений, и что еще два члена той же шайки скрылись из Колыбельского неизвестно куда в ночь с 10 на 11 апреля. Дознание не окончено. Слухи о том, что преступники – немецкие шпионы и что они разбрасывали прокламации, лишены всякого основания".


Продолжение следует (?)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]