Кто мог сыграть Ромашку в экранизации «Двух капитанов». Фотопробы
---
«Два капитана» — одна из самых любимых книг из детства, та, про которую часто говорят «зачитанная до дыр». По этой книге снято два фильма. Так уж получилось, что первым я увидел именно вторую постановку, которую снял Карелов. Её в моём детстве крутили по телевизору каждые каникулы. Первую экранизацию, Венгерова, я увидел гораздо позднее. Я не буду сегодня сравнивать эти постановки. У них есть свои сильные и слабые стороны. Я хочу остановиться на одном персонаже — Ромашове, Ромашке.
Так уж получилось, что этот отрицательный персонаж в обоих фильмах получился самым ярким. Так как первой я увидел кареловскую экранизацию, долгое время у меня Ромашов ассоциировался с Юрием Богатырёвым.
Юрий Богатырёв в телевизионном фильме «Два капитана», режиссёр Евгений Карелов, Мосфильм, 1976 год
Ассоциировался до такой степени, что антипатия к персонажу перенеслась на актёра — когда я видел Богатырёва в других фильмах, это сразу вызвало чуть ли не отвращение — вот он этот мерзкий, скользкий гад. Уже гораздо позднее, повзрослев, я перестал отождествлять персонажа и актёра. И понял насколько сильный это был актёр, который мог быть одновременно и Ромашкой из «Двух Капитанов», и Шиловым из «Свой среди чужих, чужой среди своих», и Штольцом из «Обломова».
Позже, как уже говорил, я увидел «Два капитана» Венгерова. В этой версии Ромашова играл не менее блистательный Евгений Лебедев.
Евгений Лебедев в художественном фильме «Два капитана», режиссёр Владимир Венгеров, Ленфильм, 1955 год
Скажу сразу, сравнение двух образов одного персонажа было не в пользу Лебедева. Да, у него хорошо получилось изобразить на экране подлеца и мерзавца. Но Ромашка Богатырёва был, как мне кажется, круче, он не просто был подлецом, он вызывал именно отвращение и брезгливость.
Тем не менее Ромашов Лебедева также затмевал Григорьева, как и в другой постановке. Григорьевы были картонными, а Ромашовы казались реальными, из жизни.
Григорий Козинцев, как-то сказал о фильме Венгерова:
«Здесь добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления, немедленно. Добро и зло изображены ярким цветом. И в этом нет ничего худого…»
В этом отношении очень интересно заглянуть в альбом фотопроб. Кто кроме Лебедева пробовался на роль главного гада?
Вот фотопроба Евгения Лебедева.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Но он был не единственный кандидат. Главным его конкурентом на роль была не менее легендарная личность отечественного кино — Борис Новиков. Да-да, тот самый Новиков, что подарил на множество замечательных кинообразов — от Мишки Коршунова в «Тихом Доне» до Купи-Продая в «Тени исчезают в полдень».
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Нисколько не сомневаюсь, что у Бориса Кузьмича получился бы не менее запоминающийся образ.
Но были ещё два кандидата на роль. Один из них — Никодим Гиппиус
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Мало известный актёр. В его фильмографии всего несколько эпизодов, два из которых — роли фашистов. В кино он больше известен как сценарист документальных и научно-популярных фильмов.
Ещё один кандидат на роль — Борис Лёскин
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Мастер эпизода. Даже не так — король комического эпизода. Множество маленьких ролей в нашем кино. Да и не только в нашем — в начале 80-х Лёскин уехал в США. И это был один из тех редких случаев, когда актёр нашёл себя и «там». Нет, больших ролей в кино у него не было и в Голливуде. Но он добился признания в театре, стал достаточно знаменитым американским артистом и членом комиссии по присуждению Оскара.
Но мы отвлеклись. Взгляните на портреты кандидатов. По мне, худсовету было довольно тяжело выбирать из них. Они все отвечают признаку, про который писал Козинцев: «… добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления…»
Автор: Виталий Дубогрей
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]