Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику
28.08.2020 3 017 0 +102 Marat9033

Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику

---
+102
В закладки
95 лет назад родился Аркадий Стругацкий

Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику Стругацкий, Аркадий, Стругацких, Борис, братом, совершенно, только, родился, творчества, жизнь, братьев, человека, смелому, этого, фантастику, армии, Стругацкие, любым, назад, будет

95 лет назад родился Аркадий Стругацкий, главный, наряду с братом Борисом, русский фантаст всех времен, автор (вернее, конечно, соавтор) «Пикника на обочине», «Трудно быть богом», «Обитаемого острова», «Понедельник начинается в субботу». Как бывший офицер Советской Армии и переводчик с японского навсегда изменил целый жанр отечественной литературы — в нашем материале.

На войне как на войне

Вопрос о распределении обязанностей в литературных дуэтах всегда интриговал и будет интриговать поклонников. Обычно писатели отшучиваются (классическое «Как братья Гонкуры, Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтоб не украли знакомые»), но в случае со Стругацкими все не так.

В конце 1990-х годов Борис Стругацкий написал «Комментарии к пройденному», подробную автобиографию их творческого союза. О роли старшего брата написано чуть ли в первом абзаце. «Если бы не фантастическая энергия АН, если бы не отчаянное его стремление выбиться, прорваться, с т а т ь, — никогда бы не было братьев Стругацких».

Аркадий Стругацкий родился далеко от их родного с братом Ленинграда, в Батуми, где его отец-журналист редактировал местную газету. Впрочем, в Питер семья Стругацких перебралась год спустя. Отец сменил немало занятий: был мелким партийным чиновником, работал в Русском музее и в Публичной библиотеке. Мать, наоборот, всю жизнь проработала учительницей русского языка.

Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику Стругацкий, Аркадий, Стругацких, Борис, братом, совершенно, только, родился, творчества, жизнь, братьев, человека, смелому, этого, фантастику, армии, Стругацкие, любым, назад, будет

Писатели Аркадий и Борис Стругацкие

Когда началась война и блокада, семья оказалась разделенной: заболевший Борис и мать остались в осажденном городе, Аркадий и отец эвакуировались. Доехали, впрочем, только до Вологды, где 17-летний сын похоронил родителя в братской могиле.

Жизнь братьев Стругацких, если верить все тому же «Комментарию», «отнюдь не изобиловала (…) ни увлекательными приключениями, ни загадочными событиями, ни социально-значимыми поступками». Здесь больше скромности автора, нежели исторической правды (сам БН, как известно, был не далек от диссидентских кругов Ленинграда).

Аркадий Стругацкий в 18 лет вывез из блокадного Ленинграда брата и мать, а вскоре поступил в военное училище. Повоевать ему, однако, не пришлось — сразу после училища его направили в Институт военных переводчиков, учить японский язык. Чужая воля, решавшая за молодого человека его будущее, оказалась в итоге слабее воли самого человека — в армии Стругацкий прослужил больше 10 лет, но выбрал совершенно иной путь.

Однако японский язык сыграл в жизни писателя огромную роль, погрузив его в малознакомую тогдашнему советскому обывателю культуру, напитав ее аллюзиями и культурными кодами и в конце концов оказав значительное влияние не только на человека по имени Аркадий Стругацкий, но на писателей «братьев Стругацких».

«Долой жюльверновщину»

Писать фантастику он начал еще в школе (дело совершенно обычное), но первые осознанные литературные опыты совпали с увольнением из армии и жизненным перепутьем. В 1956 году Стругацкий дебютирует повестью «Пепел Бикини» — антиамериканской алармистской агиткой, написанной в соавторстве, но с не братом, а с армейским сослуживцем. Писатель Аркадий Стругацкий появился в тот же момент, когда и писатель Борис Стругацкий: естественная человеческая близость братьев (несмотря на восьмилетнюю разницу в возрасте) переросла в идеальный творческий альянс.

Этот путь не был торным. Вот как описывает Борис Стругацкий процесс завершения их первой повести «Страна багровых туч»: «К декабрю ничего не было готово. АН привез с собою черновик второй части, ознакомился с жалкими плодами деятельности БН и сказал: «Так. Вот машинка, вот бумага, садись и пиши третью часть. А я буду лежать вот на этом диване и читать «Порт-Артур». Я — в отпуске».

Конечно, химия творчества есть тайна, но не будет большой натяжкой предположить, что в союзе Стругацких старший брат — хотя бы в силу возраста — был моральным лидером и идеологом. Он, разумеется, не учил младшего писать — их литературный опыт быстро сравнялся. Но именно Аркадий Стругацкий первым понял, что если они хотят действительно «выбиться, прорваться, с т а т ь», то последнее, что им нужно для этого делать, — становиться нормальными хорошими научными фантастами.

Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику Стругацкий, Аркадий, Стругацких, Борис, братом, совершенно, только, родился, творчества, жизнь, братьев, человека, смелому, этого, фантастику, армии, Стругацкие, любым, назад, будет

Кредо писателей Стругацких он формулирует еще в 1959 году: «Наши произведения должны быть занимательными не только и не столько по своей идее — пусть идея уже десять раз прежде обсасывалась дураками — сколько по

а) широте и легкости изложения научного материала; «долой жульверновщину», надо искать очень точные, короткие умные формулировки, рассчитанные на развитого ученика десятого класса;

б) по хорошему языку автора и разнообразному языку героев;

в) по разумной смелости введения в повествование предположений «на грани возможного» в области природы и техники и по строжайшему реализму в поступках и поведении героев;

г) по смелому, смелому и еще раз смелому обращению к любым жанрам, какие покажутся приемлемыми в ходе повести для лучшего изображения той или иной ситуации.

Не бояться легкой сентиментальности в одном месте, грубого авантюризма в другом, небольшого философствования в третьем, любовного бесстыдства в четвертом и т. д. Такая смесь жанров должна придать вещи еще больший привкус необычайного. А разве необычайное — не наша основная тема?»

Вроде бы всё очевидно до банальности — но попробуй отлей такие чеканные определения.

Другая литература

Думается, не стоит напомнить о том, что написали братья Стругацкие и какую славу в итоге обрели. Их книги — большинство во всяком случае — не устарели ни морально, ни технически, ни творчески, по-прежнему переиздаются, раскупаются и экранизируются.

Став в начале 1960-х профессиональным писателем (до этого он работал редактором — в том числе и в «Детгизе», в котором Стругацкие издавались; неплохой менеджерский ход, выражаясь современным языком), Аркадий Стругацкий прожил внешне скучную жизнь популярного советского писателя. Раз в год — съезд с братом в дом творчества в Комарове, упорная, тяжелая работа над очередным романом, затем — еще более тяжелая и упорная работа над его продвижением в издательстве.

Стремление стать: как бывший офицер изменил русскую фантастику Стругацкий, Аркадий, Стругацких, Борис, братом, совершенно, только, родился, творчества, жизнь, братьев, человека, смелому, этого, фантастику, армии, Стругацкие, любым, назад, будет

Но была и активная общественная жизнь — пускай и в рамках собственного цеха. Шестидесятник по убеждениям, он остро переживал косности и глупости своего времени. Когда на очередном писательском собрании фантаст Александр Казанцев, человек обласканный властью и преданный ей настолько, что его зачастую несло впереди паровоза, назвал одного из коллег фашистом, Стругацкий не молчал ни секунды.

«При всем моем уважении к Александру Петровичу я решительно протестую. Альтова можно любить и не любить, я сам его не очень люблю, но подумайте, что вы говорите. Альтов — фашист! Это же ярлык, это же стенографируется, мы не в пивной сидим, это черт знает что, это просто непорядочно!»

Конечно, это и близко не было похоже на безукоризненно гладкую карьеру. Писалось трудно, иногда — мучительно. Неравноценность всего наследия Стругацких уже давно не является сколько-нибудь серьезным вопросом. Есть и пуристическая точка зрения, ограничивающая золотой век их прозы всего-то одним десятилетием, с «Возвращения» (1961) до «Пикника на обочине» (1972). Оставим эти дискуссии фанатам и литературоведам.

Писательский век Аркадия Стругацкого по любым меркам получился недолгим — три с половиной десятилетия. Но этого хватило, чтобы совершенно изменить русскую фантастику, которая выросла из покорения космоса и строительства коммунизма и навсегда позабыла и то и другое, заговорив о вещах, ранее немыслимых: моральном релятивизме и экологии, любви и ответственности за будущее, предопределении и муках творчества, Боге и свободе.

Игорь Литвиненко
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]