Литва стремится в прошлое
---
Литва решила застолбить за собой место главного «борца» с Союзным государством России и Белоруссии. Только так можно расценить заявление министра иностранных дел Литовской Республики Линаса Линкявичюса о том, что для существования Союзного государства «нет никаких юридических оснований».
Одновременно на сайте МИД Литвы появилась информация о намерении активизировать популяризацию «исторического опыта Великого княжества Литовского». Литовское внешнеполитическое ведомство собирается «активно напоминать» соседям «об общей истории с литовцами» с целью «содействовать» им «в поиске идентичности». На практике это означает, что Литва решила противопоставить проекту Союзного государства идею возрождения Великого княжества Литовского.
С учетом этого факта будет правильным разобрать, что собой представляло это княжество. Как самостоятельное государственное образование Великое Литовское княжество существовало в XIII–XVI веках, а с XIV века включало в себя еще и территорию современных Белоруссии и Центральной Украины. Правда, официальная литовская историография гласит, что Литва всегда была суверенным образованием. Но в этом вопросе она сама же себе противоречит. В работах литовских историков то и дело фиксируется, что до XIII века Литва была «данником» Древней Руси, т. е. фактически входила в состав древнерусского государства. Это означает, что у литовцев была общая прародина с русскими и, следовательно, общая идентичность. Не случайно по отношению к предкам современных литовцев нередко используется термин «балто-славяне».
Миндовг
Далее литовские историки утверждают, что их страна еще в XIII веке сделала «европейский выбор». Якобы два правителя распавшейся Древней Руси одновременно решили переориентироваться на Запад и признали верховенство римского папы. Это галицко-волынский князь Даниила Галицкий и литовский князь Миндовг. Вот только эта история имеет слишком много неправдоподобных подробностей.
Так, историки, говорящие о «европейском выборе» Миндовга, ссылаются на его «печать», на которой якобы была изображена надпись Rex Litowie, т. е. «король Литовии». Этот титул ему будто бы присвоил римский папа в обмен на признание верховенства Ватикана. В действительности же так называемая печать Миндовга являлась подделкой и этот факт доказан.
Если же отбросить мифологические пересказы и обратиться исключительно к документально подтвержденным фактам, то получится следующая картина. До XVI века литовцы, или литвины, не отделяли Литву от остальной части Руси. Больше того, воспринимали себя единой этнокультурной общностью с теми, кто жил в Москве, Владимире или Новгороде. В частности, у них был общим один из ключевых элементов этнокультурной идентификации — язык. Так, все иностранцы, посещавшие Московское и Литовское государства, не видели разницы в языке, на котором говорили местные жители, и называли его «русским». В литовских Статутах XVI века, кодифицировавших право Литвы, указывалось, что государственным языком Великого Литовского княжества является «руский».
Если же разбираться далее и рассмотреть правовые системы Вильны (Вильнюса) и Москвы, то в них тоже можно найти немало общего. Так, Статуты Великого Литовского княжества были составлены на основе «Русской правды». «Русская правда» была ом права и Русского царства. С юридической точки зрения это означает, что между Вильно и Москвой существовало единое правовое пространство.
Наконец, принадлежность к единой русской общности была отражена и в официальном названии Литвы XIII–XVI столетий — «Великое княжество Литовское, Руское, Жемайтийское и иных земель». Титул глав этого государства звучал так: «верховный князь Литовский, господарь и повелитель Руси». Тем самым подчеркивалось, что литовские земли неотделимы от остальных частей Руси.
Другое дело, что постепенно между Вильно и Москвой возникло соперничество за верховенство над русскими землями. Но связано оно было отнюдь не с амбициями московских правителей, а с тем, что литовские князья в конце XIV века решили объединиться с польскими королями. Польша была католической страной и признавала верховенство римского папы. Альянс с поляками привел к тому, что постепенно православное население Белоруссии и Украины превратили в бесправных и нищих изгоев. Затем большинство населения Великого Литовского княжества и вовсе обратили в рабов, поставив их в крепостную зависимость и объявив «быдлом». «Быдло» по-польски обозначало «скот».
Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва»
В ответ на землях современных Белоруссии и Украины стали практически беспрерывно вспыхивать антипольские и антилитовские восстания, для подавления которых использовалась наемная армия, набранная из наиболее отъявленных отморозков практически из всех стран Европы. В этой ситуации Москва не могла остаться в стороне и не прийти на помощь своим соплеменникам. Так Русское царство стало национальным центром восточных славян — оплот их свободы и независимости. В свою очередь Литва превратилась в марионетку и стала одним из форпостов западной колонизации.
С учетом всех этих фактов, кому и следует «содействовать в поиске идентичности», так только Литве. Она давно потеряла как свои национальные ориентиры, так и самоидентификацию, а вместе с ними и возможность быть хоть сколько-нибудь значимым политическим игроком.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]