Февраль 1917 года. Немного воспоминаний
---
В эти дни, как известно, отмечается 100-летие Февраля 1917 года. Поэтому — чуть-чуть воспоминаний. Разумеется, собственных воспоминаний о Феврале 1917 года у меня быть не может, так как он случился задолго до моего рождения, но могу поделиться некоторыми воспоминаниями своих близких и родственников, заставших это событие, и их отношением к нему.
Анна Степановна Р., в 1917 году — девочка из рабочей семьи, по взглядам — монархистка (сохраняла эти взгляды до конца жизни, скончалась в 1984 году). Февральскую революцию 1917 года она вспоминала так: "Все целовались, обнимались, а чему радовались?.." И недоумённо качала головой.
Потом я как-то спросил у неё:
— А с чего Февральская революция началась?
— Женщины возмущались... из-за хлебных очередей. Хлеба не было.
Кстати, Октябрь 1917 года она тоже запомнила, но больше с личной стороны. Незадолго до большевистского переворота к ним домой пришёл какой-то торговец и за хорошую цену скупил все имевшиеся в доме драгоценные вещи. Мать радовалась такой выгодной продаже, но тут пришёл отчим и схватился за голову: "Что ж ты наделала! Правительство того и гляди скинут, и деньги потеряют цену". "Как в воду глядел — так оно и вышло", — со смехом заключала Анна Степановна.
Анаида Иосифовна А., в 1917 году — 17-летняя гимназистка, участница молодёжного отделения кадетской партии, дочь депутата II Государственной Думы (умерла в 1991 году).
Февральскую революцию объясняла изменой в царском окружении, которое вызывало всеобщее возмущение. "Как можно было успешно воевать, если царь проводил заседание кабинета министров, а этажом выше на балконе сидела царица, всё слушала и немедленно передавала в Берлин по прямому проводу".
С моей точки зрения, удивительно, что такую, прямо скажем, баснословную историю рассказывала и в неё верила отнюдь не простая неграмотная девушка из народа и вовсе не большевичка по взглядам, а бывшая дворянка, представительница, в общем, правящего класса Российской империи. Насколько широко неприятие царской фамилии распространилось именно в образованной части общества...
И ещё одна история о 1917 годе, услышанная от моего отца, который самой революции тоже не застал (родился спустя полтора десятилетия после неё). Ему уже после войны в период освоения целины встретился какой-то человек, который зарабатывал себе на жизнь тем, что ловил сусликов. Про него было известно, что до революции он был богатым человеком, содержал мельницу. Но вовремя (очевидно, в промежутке между Февралём и Октябрём) понял, куда дует ветер, и распродал всё своё имущество до копейки. В общем, от Октябрьской революции он ничего не потерял, и после этого занялся своим охотничьим промыслом. А сусликов он ловил так: устанавливал ловушку возле выхода из норки, а другой выход принимался заливать водой. Почувствовав наводнение, суслик выскакивал из затопленной норки наружу и попадал прямиком в поставленную ловушку. Отца тогда заинтересовало, каким образом этот человек так точно угадал, что настало время распродавать всё своё недвижимое имущество. На прямой вопрос он ответил вопросом:
— Ну, а как я угадываю, возле какого выхода из сусличьей норки надо поставить ловушку, чтобы суслик в неё попался?
"После этого разговор с ним я прекратил, так как, в общем, получил ответ", — сказал отец.
Плакат "Навсегда!". Художник В. Иванов. 1966 год
Плакаты, посвящённые Февральской революции
Д. Моор. "Гражданин, возьмите корону, она не нужна больше России!" Рисунок для журнала "Будильник". 1917 год
Д. Моор. "Не стреляет, не звонит, не царствует". "Утро России". 5 марта 1917
"Не угодно ли присесть на престол". Карикатура из журнала "Бич", 1917
Одна из первых открыток с изображением красногвардейцев 1917 года, ведущих бой с городовыми в Петрограде
Открытка, посвящённая аресту царских министров. 1917 год
Открытка. 1917 год
Иван Владимиров. Сжигание орлов и царских портретов. 1917
Художник Ференц. Февраль семнадцатого (акварель). 1920
Владимир Табурин. Серия открыток "Дети-политики"
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]