Победа Пилсудского над Кинг-Конгом
---
15 августа Польша отпраздновала столетие Варшавской битвы, известной также под названием «Чудо на Висле». Отмечали юбилей широко, с размахом, а пропагандистская машина работала на полную мощность, выдавая порой удивительные вещи. Например, официозное Polskie Radio поставило вопрос: что общего у Варшавской битвы с Кинг-Конгом? Казалось бы, ничего. А вот и нет! Во время войны с советской Россией в составе Войска польского имелась эскадрилья, укомплектованная американскими летчиками. Позднее ей присвоили имя Тадеуша Костюшко. В подразделении служил капитан Мериан Купер. Он даже попал в плен, но бежал и вернулся в Польшу.
По возвращении в США Купера увлек кинематограф, и в 1933 году на экраны вышел сверхуспешный фильм «Кинг-Конг». Бывший офицер эскадрильи Костюшко являлся автором сценария, режиссером, продюсером картины и исполнил эпизодическую, но важную роль летчика, убившего огромную обезьяну. При чем тут «чудо на Висле»? Поляки считают, что Кинг-Конг — образ большевистского чудовища, навалившегося на Речь Посполитую. Якобы так это воспринимал Мериан Купер и отобразил свой взгляд в легендарном фильме.
Тему с Кинг-Конгом, кстати, развивало не только радио. За пару дней до торжеств на одной из центральных улиц Варшавы появился гигантский мурал, нарисованный на стене многоэтажки. Называется все это «Война миров», и теперь жители столицы могут наблюдать «воинов света», возглавляемых Пилсудским, и их врагов в лице монструозных большевиков и их предводителя Ленина. Капитан Купер и Кинг-Конг тоже присутствуют.
Вообще тему противостояния двух цивилизаций (а точнее, цивилизации и дикого варварства) проталкивали очень настойчиво. Так, премьер-министр Матеуш Моравецкий написал обширную статью, предназначенную для зарубежных СМИ. Текст Моравецкого разместили в изданиях Франции, Австрии, Чехии, Болгарии, Черногории и еще нескольких стран — среди них Израиль, Алжир и Венесуэла. Польский премьер утверждает, что схватка с советской Россией была переломным моментом для всей Европы и столкновением цивилизаций. Помимо Моравецкого, мысль о войне двух миров высказал другой видный политик Ежи Мацеревич — он неоднократно занимал министерские должности, сегодня заседает в сейме и известен как непримиримый «ястреб», русофоб и антисоветчик. Аналогично Моравецкому и Мацеревичу выступил директор Института национальной памяти Ярослав Шарек. Вот цитата из его телеинтервью: «У большевизма не было никаких правил, он был антицивилизацией».
Понятно, что эта информационная трескотня имеет весьма отдаленное отношение к реальным и очень драматичным событиям лета 1920 года, однако пропагандистская накачка была просто бешеной. Правда, всеобщего единения не получилось. У руля государства стоит «Право и справедливость» — партия консервативная, почти националистическая. Ей противостоят либералы и поддерживающие их медиаресурсы. Эти СМИ испортили праздник «Праву и справедливости». В частности, популярный портал Onet опубликовал выдержки из писем военного врача Красной армии. О чем он писал, ясно уже из заголовка: «Невозможно представить, что творят поляки». О зверствах и издевательствах напомнил и еженедельник Newsweek Polska. Подобные материалы либеральной прессы вызвали негодование, Onet обвинили в большевистской пропаганде, а кое-кто обнаружил «руку Берлина», поскольку портал принадлежит крупному немецкому концерну Axel Springer.
Коварные выпады оппозиционных СМИ происходили на фоне масштабных и многочисленных мероприятий, организованных польским государством в честь столетия «чуда на Висле». По всей стране возлагали цветы, развешивали памятные таблички, почтовое ведомство напечатало специальную марку, а Национальный банк выпустил памятную банкноту номиналом 20 злотых. Муралы рисовали не только в Варшаве. Так, в городе Легионово раскрасили забор, окружающий здание Национального центра безопасности киберпространства. Длина мурала составила 130 метров. Отцов победы над большевиками и «спасителей Европы» изобразили еще и на двух скоростных поездах, работающих на внутренних железнодорожных маршрутах.
Одна беда — пришлось обойтись без парада. 15 августа также отмечается праздник Войска польского. В этот день в столице традиционно чеканят шаг военные, проходят танки и прочая бронетехника. Изначально парад планировался и должен был стать главным действом, радующим сердца обывателей. Но в течение месяца в стране наблюдался рост заболеваний коронавирусом (по 600–800 человек ежедневно), и торжественный марш решили не проводить. Зато не отменили грандиозное представление «1920. Благодарны героям». Устроили его на Национальном стадионе в Варшаве, и это было нечто среднее между спектаклем и церемонией открытия Олимпийских игр.
Наблюдали за полуторачасовым шоу премьер Матеуш Моравецкий, спикер сейма Эльжбета Витек и вице-премьер и министр культуры Петр Глинский. По государственному ТВ шла прямая трансляция, посмотреть ее решили лишь 10 тысяч человек, что крайне мало. Оппозиционным деятелям представление не понравилось. Крепче всех выразился экс-директор первого канала польского телевидения Мацей Павлицкий, написавший в твиттере, что дерьмо, окрашенное в цвета национального флага, продолжает оставаться дерьмом. Так Павлицкий оценил художественные достоинства шоу.
Президент Польши Анджей Дуда на Национальном стадионе отсутствовал. У него в эти дни забот хватало: открыть музей Пилсудского, съездить на военное кладбище в Повонзках, встретиться с американским госсекретарем Майком Помпео, выступить у Могилы неизвестного солдата в Варшаве. В своей речи Дуда говорил о признательности союзникам по советско-польской войне: белорусам, литовцам и украинцам.
Насчет белорусов непонятно, кого президент имел в виду. Вероятно, здесь подразумеваются отряды батьки Булак-Балаховича, воевавшего в ту пору под бело-красно-белым флагом БНР. Литовцы же тогда вообще сражались против поляков — их разделила проблема принадлежности Вильнюса (или Вильно). Поэтому никаким союзником Литва не была, и Анджей Дуда малость приврал. Более того, осенью 1920-го Польша Вильно себе вернула, нанеся смертельную обиду Литве.
Потому-то в торжествах в Варшаве не участвовал Гитанас Науседа. Вместо него приехал председатель парламента Викторас Пранцкетис — слишком неловким оказалось бы присутствие президента на празднике, посвященном тем, кто отнимал у литовцев столицу. Хотя в целом у Варшавы и Вильнюса сегодня прекрасные отношения, и все польские внешнеполитические авантюры горячо поддерживаются соседями.
Зеленский Польшу также не посетил, и славословия, адресованные Петлюре и его войску, достались вице-премьеру по евроинтеграции Стефанишиной и послу незалэжной Дещице. Союзник из Петлюры был так себе, но данное обстоятельство воспеванию никоим образом не препятствует. Например, главный атаман УНР появился на вышеупомянутом мурале в Легионово. Другой любимчик поляков — генерал Безручко, которого выставляют спасителем города Замостье от «орд Буденного». 13 августа в Варшаве официально открыли сквер имени Безручко.
Однако самый дорогой и любимый союзник Речи Посполитой, конечно же, США. На столетии Варшавской битвы Соединенные Штаты представлял Майк Помпео. Он не только был почетным гостем, но и поставил подпись под новым соглашением о военном сотрудничестве. Польские начальники именуют договор не иначе, как историческим. Тем не менее Вашингтон не дал того, что у него просили. Вместо значительного увеличения американского контингента за счет выводимых из Германии подразделений Речь Посполитая получила дополнительную тысячу солдат и передовой командный пункт штаба армейского корпуса. Важная деталь — по соглашению места дислокации американцев обретают экстерриториальность, а заокеанские вояки находятся вне польской юрисдикции.
Кроме военных вопросов, Помпео и Дуда обсудили злободневное, то есть Белоруссию. По окончании встречи было заявлено, что США и Польша «поддерживают суверенную и независимую Беларусь и призывают найти путь к политическому урегулированию нынешней ситуации». Что это значит, Речь Посполитая демонстрировала всю неделю после президентских выборов в РБ. По разным каналам Варшава давила на Минск, принуждала власти к диалогу с протестующими и навязывала себя в качестве посредника. Польше активно подпевала Литва. В итоге Лукашенко ответил, мол, наведите порядок у себя, приказал перебросить на западную границу десантников, а Минобороны объявило о начале учений. Но неугомонная Речь Посполитая по-прежнему настаивает на новых выборах в Белоруссии и добивается проведения внеочередного саммита на уровне Евросоюза.
Антироссийский подтекст всех этих действий официально не проговаривается, хотя никем и не скрывается. Когда-то маршал Пилсудский мечтал выдавить Россию на восток, в степи. Теперь этим грезят его наследники и почитатели. Затея их кумира с треском провалилась, но история ничему не научила правителей Польши: видимо, они просто плохие ученики.
Алексей Ткачук,
специально для alternatio.org
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]