МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты
11.03.2017 889 0 0 zavodfoto

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты

---
0
В закладки
Оригинал взят у deadokey в МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты

Помимо пассажирского и транспортного назначения, в задачи Московской Окружной ж.д. в процессе проектирования было решено принять и военное направление. В связи с тем, что Москва являлась центром переброски войск между направлениями, на МОЖД было спроектировано совместно с военными ведомствами 4 военно-продовольственных пункта на станциях Лихоборы, Угрешская, Пресня и Серебряный бор.


Выбор станций для размещения пунктов был обусловлен основными радиальными железнодорожными направлениями к границам Российской Империи и к Санкт-Петербургу. Станция Угрешская связывала Москву с юго-восточными районами страны и соединяла вторую столицу с городом Курском через Московско-Курскую железную дорогу.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.



Дата фотографий: 2017 год, 26 января и 19 февраля.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

2. Пресня. Вид на пункт со стороны входа на территорию УЦ.

Станция Пресня была самой военно-направленной станцией МОЖД, соединяла Окружную с Московско-Брянской и Московско-Брестской ж.д., а также обеспечивала ветвь на Николаевские казармы Москвы. В связи с этим Военно-продовольственный пункт Пресня была самым крупным на всём железнодорожном кольце.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

3. Пресня панорамный вид на главную площадь пункта. Слева и справа здания кухонь.

Станция Серебряный бор направляла военные эшелоны на город Виндава (ныне Вентспилс), портовый город Курляндской губернии (Латвии), самая западная точка Российской Империи.

Военно-продовольственный пункт центральной станции МОЖД Лихоборы ставил своей задачей обеспечение переброски войск между столицами Империи и дальнейшего соединения военного транзита с остальными радиальными направлениями.


Таким образом Окружная железная дорога становилась главной артерией военного транзита государства.
Это обязывало Управление по сооружению МОЖД подходить с максимальной ответственностью к проектированию и обеспечению военно-продовольственных пунктов, в связи с чем к работам были привлечены военные ведомства Империи.



МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

4. Пресня. Столовая.

Пункты проектировались изначально с учетом необходимости постоянного обеспечения военных на 1200 человек (Пресня на 2400 в связи с ее повышенной значимостью), и с возможностью последующего увеличения количества военных в 2 раза. Для этого в проектах закладывались дополнительные свободные площади земли для постройки новых объектов на случай военного положения.


Все станции имеют стандартное количество хозяйственных объектов на пунктах: один дом коменданта, одна казарма для команды пункта, одна кухня, две столовых (на 600 человек военных каждая), одно отхожее место на 52 очка, а также по одному хозяйственному объекты (ледник, кладовая, дровяные навесы, сараи). На станции Пресня количество всех объектов за исключением дома коменданта увеличены в двое, из-за удвоенного количества обслуживания военных, а также специально для этого объекта спроектирована хлебопекарня.



МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

5. Пресня. Столовая оформление главного входа в здание.

Военные пункты размещались на внешней стороне МОЖД напротив станций. На трех станциях (Лихоборы, Пресня и Серебряный бор) был спроектирован переходный мост через железную дорогу к военно-продовольственному пункту, а на станции Угрешская переход был сделан наземный.
Все здания за исключением хозяйственных построек, были снабжены водопроводом, канализацией и необходимой мебелью.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

6. Пресня. Столовая.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

7. Пресня. Столовая. Оформление дополнительного входа в здание.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

8. Столовая на 600 человек. Чертеж.

До настоящего времени постройки сохранились не на всех станциях военно-продовольственных пунктов.


Самым сохранившимся ансамблем и четырех является пункт Пресня. На нем сохранились все объекты, а дом коменданта даже сохранил нетронутыми элементы внешнего декора (хотя он частично разрушается из-за отсутствия ремонта и реставрации) и оконные рамы начала века. Тут мы с Вами можем полюбоваться лепным флористичным декором колонны у главной входной группы, кованными перилами, а также массивным оформлением оконного проема в форме волют и сохранившиеся консоли, поддерживающие ранее навес над главным окном в квартире коменданта.



МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

9. Кухня.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

10. Кухня. Чертеж.

Здания столовых сохранили оригинальное оформление, сочетающее в себе как лепной, так и деревянный декор. Все дополнительные входы в здание были оформлены деревянными фронтонами с аркой на месте тимпана. Остальные постройки, как то отхожее место, казармы команды, кухни и т.д., изменены во внутренней планировке с учетом современного использования, однако максимально сохранили внешнее оформление.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

11. Пресня. Кухня.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

12. Казармы для команды.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

13. Пресня. Казарма для команды при продовольственном корпусе.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

14. Пресня. Казармы.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

15. Отхожее место. Чертеж.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

16. Отхожее место. Чертеж.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

17. Пресня. Отхожее место.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

18. Пресня. Отхожее место.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

19. Дом коменданта. Чертеж 1.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

20. Дом коменданта. Чертеж 2.

В настоящее время ансамбль принадлежит Учебному центру РЖД, вход на территорию закрыт. Однако нам по разрешению Центра общественных связей и Руководства Учебного центра было дозволено попасть на территорию и сделать фотофиксацию всех объектов, за что мы искренне благодарим Новикова Виталия Евгеньевича, начальника Пресненского подразделения Московского УЦПК!

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

21. Пресня. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

22. Пресня. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

23. Пресня. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

24. Пресня. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

25. Пресня. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

26. Хлебопекарня. Чертеж 1.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

27. Хлебопекарня. Чертеж 2.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

28. Пресня. Хлебопекарня при продовольственном пункте.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

29. Пресня. Хлебопекарня.

Остальные станции сохранились менее. Самым пострадавшим от времени является Серебряный бор. От бывшего ансамбля сохранился перестроенный дом коменданта, который в настоящее время находится на закрытой частной территории. На месте остальных построек в настоящее время располагаются гаражные кооперативы и жилые дома.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

30. Серебряный бор. Столовая.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

31. Серебряный бор. Кухня.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

32. Серебряный бор.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

33. Серебряный бор.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

34. Лихоборы. Общий вид на военно продовольственный пункт.

На станции Лихоборы сохранился Дом коменданта и казармы команды. Находятся они в относительно открытом доступе (можно пройти через калитку в случае если она открыта).

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

35. Лихоборы дом комменданта ВПП. Фото 1989 года.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

36. Лихоборы. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

37. Лихоборы. Казармы.

Военно-продовольственный пункт Угрешская, сохранился также как Пресня практически полностью. Доступ на него свободный, находится он за территорией гаражей. В настоящее время предположительно используется как жилые помещения для рабочих мигрантов и хозяйственные частные объекты. Сохранились две столовые, частично измененные во внешнем оформлении, здание казарм, отхожее место и дом коменданта. Последний достаточно хорошо сохранился: мы можем с Вами увидеть оригинальные консоли, характерное оформление фасадов, а также граненую колонну у главного входа в здание. Кстати, несмотря на то, что проекты зданий для военно-продовольственных пунктов были типовыми, архитекторами вносились некоторые изменения в декоративное оформление (вспомним, что такой же дом коменданта на станции Пресня имеет лепной флористичный декор на колонне).

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

38. Угрешская. Столовая. Второе здание.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

39.Угрешская. Столовая.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

40.Угрешская. Столовая.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

41. Угрешская. Столовая.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

42. Угрешская. Казармы.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

43. Угрешская. Отхожее место.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

44. Угрешская. Дом для коменданта при продовольственном пункте на станции.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

45. Угрешская. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

46. Угрешская. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

47. Угрешская. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

48. Угрешская. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

49. Угрешская. Дом коменданта.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

50. Кладовая. Чертеж.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

51. Службы.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]