Ст.м. Арбатская (Арбатско-Покровская линия)
07.03.2017 744 0 0 zavodfoto

Ст.м. Арбатская (Арбатско-Покровская линия)

---
0
В закладки
Оригинал взят у bluesmaker в Ст.м. Арбатская (Арбатско-Покровская линия)


Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии относится к той не очень большой группе станций Московского метро, построенных и открытых в золотой век в самый расцвет большого имперского сталинского стиля. Более ранние станции испытывали на себе влияние функционального конструктивизма. После развенчания культа личности из архитектуры тоже исчезли все декоративные элементы, и построенные в 60-е годы станции метро, да и все остальные здания проектировались без излишеств. А вот начало 50-х, тут есть на что посмотреть. Станция открыта в составе участка "Площадь Революции" - "Киевская". Как уже упоминалось в рассказе про соседнюю "Смоленскую", участок "Арбатская" - "Киевская" Арбатско-Покровской линии заменил собой закрытый в 1953 году кусок нынешней Филевской линии. Линии, если поглядеть на карту, идут параллельно. Только станции начала 50-х лежат на большей глубине, там им не страшны бомбежки, метро после войны стало еще и объектом гражданской обороны. Но, давайте уже ближе к делу. Посмотрим на станцию метро "Арбатская"

Начнем, как всегда с исторических фото. Порой изучая исторические фото можно увидеть то, чего сейчас мы увидеть не можем.  Например наземный вестибюль. Который сохранился, но... увидеть его не получится. Вокруг него построено здание Генштаба. Здание поглотило павильон вестибюля и теперь оно находится в его внутреннем дворе. Вестибюль, как и положено помпезный. Поглядите какой богатый декор. То же украшение лепниной, что мы видим и внутри.

Красота-то какая.

Кроме того, перед павильоном, на площади был фонтан. Было очень красиво.

Великолепно, что есть фото и интерьеров вестибюля. Вот входная группа. Сейчас эти проемы заложены.

Мне всегда было интересно, неужели вот эта вот огромная рамка перед эскалаторами так и была белой и пустой внутри. Конечно же нет. Еще одной особенностью сталинских послевоенных станций было обязательное изображение вождя. Рамка почти 4 метра в высоту. И портрет Сталина тут был выполнен в технике флорентийской мозаики. Портрет просуществовал до 1955 года (по некоторым данным до 1956). После этого он... исчез. Говорят, что его разобрали за одну ночь. Некоторые думают, что панно просто заштукатурили. Но скорее всего там действительно Сталина уже нет. Автор Григорий Иванович Опрышко просил даже оставить ему часть мозаики - голову вождя, но ему отказали. Честно говоря... можно было избавиться от мозаики и менее варварским способом. Все же это произведение искусства, безотносительно к личности изображенного на нем. Вполне уместно было бы не дестроить всех Сталиных, убранных со станций метро, а собрать их в каком-нибудь музее.

О, еще замечательные фото. Фот на "Арбатской" проводят какие то замеры воздуха. Это сейчас очень модно быть открытым к населению и даже Московский метрополитен приглашает блогеров и показывает им изнанку своей работы, а раньше такие вот жанровые сценки из работы метро было редки. Не часто это попадало на пленку.

Вот тоже отличный постановочный кадр. Слишком уж... осмысленные лица простых пассажиров.

Интересно, что в проемах между пилонами раньше висели бра. Теперь понятно зачем там лепнина, это рамки для светильников.

Еще прекрасный кадр. Уборка в самом разгаре.

Ну и еще вид центрального зала, тут уже нет бра. Когда их вообще убрали?

1. Вернемся в недалекое прошлое. Тут, на поверхности, около входа в наземный вестибюль в свое время тоже прошла "Ночь длинных ковшей", здесь нахер снесли целую линейку палаток. И теперь перед входом просторно.

2. Кроме самостроя есть еще кое-что, что скрывает от нас исторический павильон вестибюля. Это вот это вот массивное здание Генштаба (хотя, что тут сейчас непонятно, генштаб вроде переехал, хотя это все наверное военная тайна). Для входа в вестибюль сделали такой вот входной портал и проход через толщу здания до павильона, который теперь находится во внутреннем дворике здания министерства обороны. Вход теперь находится со стороны левой стенки исторического вестибюля.

3. А вот внутри все осталось почти таким же, как при открытии. Справа проемы заложены. Причем не только входных групп но светопрозрачных витражей сверху. Это можно понять. так как там, за этой стенкой уже секретный военный объект. Причем заложили верхние проемы похоже в результате последней реконструкции вестибюля. Оформление кассового зала очень помпезное, и хотя в лепных рамках картушей явно планировалось разместить панно и они выглядят пустыми, все равно интерьер шикарен. Сводчатые потолки, отделка камнем, огромные позолоченные бронзовые люстры - типичный дворцовый интерьер.

4. Эскалаторный зал еще круче. Тут высоченный свод.

5. С 2006 по 2007 год вестибюль был закрыт на реконструкцию и теперь он выглядит довольно неплохо.

6. В эскалаторный зал из кассового ведут боковые проходы.

7. Тут висят памятные таблички. Люстры гораздо проще. Это те же самые люстры, но без нижнего ряда рожков и массивного декоративного шара внизу. Все из-за высоты потолков тут. Еще здесь красивая ажурная решетка за которой вход в служебные помещения. Над проемом видны металлоконструкции, я так понимаю, это какие-то элементы для запирания гермодверей. А вот где сами двери мне непонятно. Могу лишь предположить, что дверь - это часть пола перед проемом. Кто знает точно, подскажите.

8. Декоративные решетки в эскалатороном зале. Видимо за ними радиаторы отопления.

9. Двери после реконструкции оставили деревянными - это круто.

10. Вид в сторону эскалаторов.

11. Вид в другую сторону. Тут был Сталин. Теперь тут пустота. Кстати мозаика с вождем, единственная, которая была реализована, еще более 20 мозаик не успели изготовить. П. Корин сделал зарисовки на патриотические темы, во многом перекликающиеся с еще одной его эпичной работой - панно для станции "Комсомольская" кольцевой линии. Но с мозаиками не сложилось. А после того, как пропал и Сталин, станция приобрела белоснежный вид, без каких-либо декоративных элементов и сейчас это все выглядит вполне гармонично.

12. В архитектуре станции прослеживаются элементы так называемого московского барокко. Это дань уважения архитекторов этому стилю. Теперь и сама станция является объектом культурного наследия, как и образцы архитектуры прошлого к которым обращались создатели станции. Это замечательно.

13. Спускаемся по эскалатору вниз. Здесь еще один гермозатвор.

14. После него длинный проход до платформы. Освещается он двумя рядами свтетильников.

15. Красота.

16. Внезапно еще вход в служебные помещения. Двери конечно огромные, зачем такие? Что там?

17. Вместе со станцией открылся и переход на станции "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина"
18. Очень крутые таблички, сейчас такие не делают.  А какой шрифт. Какая "ножка" у буквы "Я", например.

19. Роскошные перила на спуске со ст.м. "Александровский сад". Очень круто!

20. Перед аванзалом стоят роскошные торшеры. Металлическое литье и хрусталь (стекло?). Снова какие то двутавры торчат над проемом, наверное действительно для гермозатворов.

21. Аванзальчик перед эскалаторным наклоном на "Арбатскую". Налево к ст.м. "Библиотека имени Ленина". Аванзал открыт вместе с "Арбатской" это видно по отделке. А какая тут роскошная люстра висит. 24 рожка - это круто.

22. В сторону перехода. Картуш над проходом похожий на такой же в вестибюле наверху.

23. Эскалаторный наклон также обрамляют светильники - торшеры. Проем также отделан лепниной. Красота.

24. Как по мне, так "Арбатская" не сильно уступает моей любимой станции нашего метро - "Комсомольской" Кольцевой линии. Собственно так и должно было бы. Однако отказ от мозаик сделано ее более скромной но и более лаконичной, что тоже неплохо.

25. Лаконичность конечно присутствует, однако все равно станция довольно богато декорирована.

26. Торец станции. Что за рамка над  тоннелем, там что то раньше было? И еще меня всегда занимал такой вопрос. Почему на одних линиях одна нитка волновода, а на некоторых, как вот тут, их две? Это что резервирование?

27. На архивных фото мы увидели, что раньше тут были бра, но их убрали. Как жаль.

28. Некоторые элементы лепнины выкрашены под бронзу, это перекликается с бронзой на люстрах. Но к сожалению кое-где, когда подновляли и красили пилоны побелкой, закрасили и "бронзу". Поглядите на предыдущее фото.

29. Люстры тут такие же как и в вестибюле. Вообще отделка вестибюля и платформенной части очень хорошо перекликаются. Обычно все же мы видим два несколько по разному оформленных пространства. Это повелось еще с самых первых станций Московского метро, когда проекты выбирались на основании конкурсов и подземную часть мог проектировать один архитектор, а подземную - другой.

30. В центральном зале люстры висят не по центру, а обрамляют такие вот лепные рамки. В них должны были быть мозаики.

Вот как-то так могло быть, но не судьба. Кстати тема такая же, как и на "Комсомольской". Героическое военное прошлое и все те же персонажи. Представляете себе какая могла бы быть красота.


31. Путевые стены отделаны плиткой, из керамики выполнены и декоративные элементы, а также название станции - красота. Плитка тут держится хорошо и на падает, слава богу, значит не придет никому в голову ее менять.

32. На "Арбатской" всегда полно народу, тут есть пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, вот она в центре зала, а также на Филевскую и Сокольническую - крупный пересадочный узел.

33. Постоянный большой пассажиропоток. Это несколько мешает восприятию красоты интерьеров. Остановишься посреди зала, задерешь голову вверх, и станешь препятствием для хаотичного неупорядоченного движения пассажиров, поэтому приходится не сопротивляться людскому потоку. На станциях - крупных пересадочных узлах всегда так.

34. Нашел такую вот цитату "конструкция сводов подземного распределительного зала станции выполнена по подобию Арбатского рынка, как выдающегося инженерного сооружения первой пятилетки... Декорация станции должна возрождать уважение советских граждан к образцам самобытной русской архитектуры первой трети XVIII столетия (в каковой были декорированы быв. Воздвиженская церковь". Вообще да, сталинские станции порой похожи даже не дворцы, а скорее на культовые сооружения, древние храмы. Ну чем не церковный интерьер?

35. Красивая станция с интересной историей.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]