Из Беларуси в Россию на дизель-поезде сообщением Кричев-Сураж.
---
1) 1 марта я возвращался из белорусского Кричева Могилёвской области пригородным дизель-поездом в российский Сураж, чтобы оттуда доехать автобусом до родного города Клинцы.
Доехать из Могилёвской Беларуси до юго-западных районов Брянской области можно только пригородной электричкой в 10.30 утра по ценам Беларуской чыгунки за 60 рублей (2,03 бел. рубля) на расстояние в 70 км (до 2014 года существовала ещё одна ныне отменённая пригородная электричка белорусского формирования из Гомеля до Новозыбкова). Обратно же в Россию из Кричева дизель едет в 15.35. Сам же этот поезд является единственным способом проехать в Беларусь для удалённых районов Брянщины в условиях полного отсутствия автобусного сообщения между странами (кроме самого Брянска).
А теперь давайте прокатимся и посмотрим на белорусско-российское приграничье, пока ещё существует пассажирское движение между Могилёвской и Брянской областями.
2) Станция Кричев в сторону Брянской области, откуда мы отправимся на юго-восток (единственный маршрут с пассажирским сообщением из Могилёвской области на Брянщину). До 2014 года существовал пассажирский поезд Унеча- Гродно, который теперь сокращён до Могилёва. Причина отмены поезда - в межгостарифе. Сравните сами: из Могилёва до Гродно плацкарт стоит 12 бел. рублей (360 российских рублей) за 478 км между областными центрами. Из российской Унечи билет стоил 2400 российских рублей за плацкарт. Оттого неудивительно, что поезд отменён.
Почему так? Две сопредельные железные дороги разных государств не могут договориться о простейшей вещи — пропуск электропоезда на одну остановку в пределы чужой дороги (утром с одной стороны, вечером с другой), пусть даже бесплатно. Более 1000 рублей это межгостариф за простейшее пересечение гос. границы между странами.
Согласно заключённому 19 мая 1995 года между странами бывшего СССР соглашению о межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ), стоимость проезда между странами исчисляется в тарифах, билетная часть которых (плата за инфраструктуру) фиксирована в швейцарских франках. Тогда это решение казалось оптимальным. Но учитывая существенную инфляцию национальных валют к швейцарскому франку за 20 лет цены на межгосударственную перевозку оказались крайне высокими. Такое положение вещей более, чем устраивает железнодорожников стран СНГ — зачастую альтернативы нет, люди всё равно поедут, а такой вопрос не до уровня геополитики.
3) Аналогичная проблема и в пассажирском жд-сообщении между Брянской и Гомельской областями. Существует поезд сообщением Москва-Гомель, который проходит через Вязьму, оттуда через города Фаянсовую, Людиново, Дятьково выходит к Брянску, оттуда через Почеп, Унечу, Клинцы, Новозыбков прибывает в Гомель. Билет из Москвы до приграничного Новозыбкова обойдётся для пассажира за 696 рублей за сидячий вагон и 1075 за плацкарт. А последний 40-километровый отрезок до Гомеля в 2093 рубля за плацкарт и 1666 за сидячий. 1000 рублей за пересечение границы. Белорусы рассказывали, как доезжают до Новозыбкова, затем берут такси на 3-4 человека и добираются до дома дешевле поезда.
Кроме поезда, только теперь уже автобусами за 250 рублей от Клинцов.
В сторону же Черниговской области Украины сейчас нет ничего - ни поездов, ни автобусов (сесть только в Брянске можно за 2000 рублей в плацкарте).
Дизель из Кричева проходит через такие крупные белорусские райцентры, как Климовичи, Костюковичи, затем уже последние 15 км по российской территории до Суража.
Сам маршрут проходит по некогда существовавшей большей железнодорожной магистрали Орша-Унеча-Харьков, разделённой границами в связи с распадом СССР на 3 участка: белорусский, российский и украинский. Белорусский участок линии активно используется по назначению вплоть до : так по маршруту Кричев-Орша в обе стороны курсируют 5 дизелей с утра до вечера, из Кричева до последней крупной с Россией белорусской станцией Костюковичи аналогично 5 пригородных поездов (информация доступна на сайте белоруской ЖД здесь, можете проверить сами).
До недавнего времени относительно неплохо использовалась северная часть российского участка от Унечи до Суража, по которой ходили пассажирский поезд Гродно — Унеча (отменён в 2013 году) и пригородные Унеча — Сураж (отменён в 2005 году) и Кричев — Унеча (сокращён до Суража в 2014 году). Таким образом, на участке Сураж — Унеча пассажирского движения нет с июня 2014 года. Интересно, что, даже когда поезд Кричев — Унеча ещё не был единственным на этой линии, вокзал на станции Сураж закрывался до утра сразу после его отправления обратно на Кричев.
5) По южной части линии от Унечи до Сумской области Украины до середины 2000-х годов ходило 2 пары пригородных поездов Унеча — Чигинок, согласованных с поездами Чигинок — Хутор-Михайловский; ещё ранее ходили прямые поезда Унеча — Хутор-Михайловский и Унеча — Свесса. С 1 октября 2004 года 15-километровый трансграничный участок Селецкая — Знобь — Чигинок закрыт для движения поездов и к апрелю 2008 года полностью разобран, линия таким образом стала тупиковой веткой. Пригородный поезд из Унечи периодически ходил то до платформы Селецкой, то до станции Погар, то одной парой, то двумя, дважды отменялся на зиму и в итоге с 1 января 2013 года окончательно отменён в связи с низким пассажиропотоком. В настоящее время по линии осуществляется слабое грузовое движение до станции Жеча и эпизодическое — до станций Стародуб и Погар.
При этом, никто уже не помнит, что до 1996 года курсировал пассажирский поезд Орша-Донецк через белорусский Кричев, российские Сураж, Унечу, Погар, украинские Сумы, Харьков до Донбасса.
6) В самом Кричеве жд-сообщение появилось в 1923 году по линии Орша-Коммунары, в 1929 году при постройке магистрали сообщением Орша-Харьков появилось сообщение в сторону Суража и Унечи.
Так я и отправился в сторону России, из окна поезда проносились крупные белорусские предприятия, такие как "Кричевцементношифер", существующее с 1933 года.
7) Я отказался от кричащих заголовок, так как понял, что могу неосознанно навредить тем пенсионерам, для которых приграничная торговля с Россией является одной из немногих возможностей заработать к небольшой пенсии, многие из которых по обе стороны от границы имеют в размерах 8,000-10,000 рублей. Да, многие из них провозят "санкционку", белорусские сигареты и молочную продукцию. Сравните сами, в среднем табачная продукция белорусского производства стоит 30 рублей на российские деньги, у нас же, как многие из читателей знают, в районе 60-70 рублей. Двукратная разница.
Пограничье многих стран живут так. Если в белорусском Бресте средние зарплаты составляют 12,000 рублей, то на торговле с Польшей многие зарабатывают до 1200-1500 $ США. Возят же в сторону ЕС бензин, сигареты, алкоголь, оттуда дешёвую одежду, подгузники, мясную продукцию. Так же поступают жители Калининградской области России и Варьминско-Мазурского воеводства Польши, жители Гродненской области Беларуси и Подляского воеводства в Польше, российский Ивангород Ленинградской области и Нарва с северо-восточными уездами в Эстонии...примеров много.
8) "Когда большие не думают о маленьких, маленьким приходится жить по своим правилам"
из фильма Никиты Михалкова "12.
9) Все едут в Россию, чтобы за 3 часа в Сураже передать товар на местном рынке, получить деньги и обратно уехать домой. И так, каждый день.
10) Между райцентрами небольшие посёлки.
11)
12) Ответвление к какому-нибудь предприятию.
13) Проезжаем город Климовичи с населением чуть более 16,000 человек.
14)
15)
16)
17) Вновь природа.
18) Подъезжаем к станции Коммунары в городе Костюковичи с населением в 15,5000 жителей. До границы с Россией остаётся менее 20 км.
19) Железная дорога пришла сюда в 1918 году.
20) Едем дальше. На фото - местный хлебозавод.
21)
22)
23) Станция в деревне Белынковичи с населением в 2400 человек.
24) По этому большому полю за деревьями и проходит белорусско-российская граница. Ограждений никаких нет, просто поле с некоторыми мелиоративными каналами.
25)
26) Вот здесь и граница.
27) Зримый признак начала российского участка вдоль железной дороги с ведомственной будкой РЖД.
28) Начало России видно даже по резко уменьшающегося снежному покрову и более ясной погодой.
29)
30) Подъезжаем к Суражу. Видна уже российская заправка "Газпромнефти".
31) Вид в сторону Суража.
32) Станция Сураж, на часах 12.35, 2 часа ехали. Обратно в Беларусь электричка отправится в 15.35, в Кричеве будет в 17.20, откуда можно сразу пересесть на дизель до Могилёва с прибытием в 20.00 или до Орши ( а там уже 100 км до Смоленска).
Из Клинцов до Смоленска дорога обойдётся в 1000 рублей (350 рублей маршрутка до Брянска и 700 рублей до Смоленска). Как сэкономить? Пригородный автобус Клинцы-Сураж за 80 рублей, оттуда дизелем до Кричева за 60 рублей, где можно поехать вновь электричкой до Орши опять за 60 рублей или до Могилёва вновь за 60.
33) Белорусская железная дорога к вашим услугам.
Доехать из Могилёвской Беларуси до юго-западных районов Брянской области можно только пригородной электричкой в 10.30 утра по ценам Беларуской чыгунки за 60 рублей (2,03 бел. рубля) на расстояние в 70 км (до 2014 года существовала ещё одна ныне отменённая пригородная электричка белорусского формирования из Гомеля до Новозыбкова). Обратно же в Россию из Кричева дизель едет в 15.35. Сам же этот поезд является единственным способом проехать в Беларусь для удалённых районов Брянщины в условиях полного отсутствия автобусного сообщения между странами (кроме самого Брянска).
А теперь давайте прокатимся и посмотрим на белорусско-российское приграничье, пока ещё существует пассажирское движение между Могилёвской и Брянской областями.
2) Станция Кричев в сторону Брянской области, откуда мы отправимся на юго-восток (единственный маршрут с пассажирским сообщением из Могилёвской области на Брянщину). До 2014 года существовал пассажирский поезд Унеча- Гродно, который теперь сокращён до Могилёва. Причина отмены поезда - в межгостарифе. Сравните сами: из Могилёва до Гродно плацкарт стоит 12 бел. рублей (360 российских рублей) за 478 км между областными центрами. Из российской Унечи билет стоил 2400 российских рублей за плацкарт. Оттого неудивительно, что поезд отменён.
Почему так? Две сопредельные железные дороги разных государств не могут договориться о простейшей вещи — пропуск электропоезда на одну остановку в пределы чужой дороги (утром с одной стороны, вечером с другой), пусть даже бесплатно. Более 1000 рублей это межгостариф за простейшее пересечение гос. границы между странами.
Согласно заключённому 19 мая 1995 года между странами бывшего СССР соглашению о межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ), стоимость проезда между странами исчисляется в тарифах, билетная часть которых (плата за инфраструктуру) фиксирована в швейцарских франках. Тогда это решение казалось оптимальным. Но учитывая существенную инфляцию национальных валют к швейцарскому франку за 20 лет цены на межгосударственную перевозку оказались крайне высокими. Такое положение вещей более, чем устраивает железнодорожников стран СНГ — зачастую альтернативы нет, люди всё равно поедут, а такой вопрос не до уровня геополитики.
3) Аналогичная проблема и в пассажирском жд-сообщении между Брянской и Гомельской областями. Существует поезд сообщением Москва-Гомель, который проходит через Вязьму, оттуда через города Фаянсовую, Людиново, Дятьково выходит к Брянску, оттуда через Почеп, Унечу, Клинцы, Новозыбков прибывает в Гомель. Билет из Москвы до приграничного Новозыбкова обойдётся для пассажира за 696 рублей за сидячий вагон и 1075 за плацкарт. А последний 40-километровый отрезок до Гомеля в 2093 рубля за плацкарт и 1666 за сидячий. 1000 рублей за пересечение границы. Белорусы рассказывали, как доезжают до Новозыбкова, затем берут такси на 3-4 человека и добираются до дома дешевле поезда.
Кроме поезда, только теперь уже автобусами за 250 рублей от Клинцов.
В сторону же Черниговской области Украины сейчас нет ничего - ни поездов, ни автобусов (сесть только в Брянске можно за 2000 рублей в плацкарте).
Дизель из Кричева проходит через такие крупные белорусские райцентры, как Климовичи, Костюковичи, затем уже последние 15 км по российской территории до Суража.
Сам маршрут проходит по некогда существовавшей большей железнодорожной магистрали Орша-Унеча-Харьков, разделённой границами в связи с распадом СССР на 3 участка: белорусский, российский и украинский. Белорусский участок линии активно используется по назначению вплоть до : так по маршруту Кричев-Орша в обе стороны курсируют 5 дизелей с утра до вечера, из Кричева до последней крупной с Россией белорусской станцией Костюковичи аналогично 5 пригородных поездов (информация доступна на сайте белоруской ЖД здесь, можете проверить сами).
До недавнего времени относительно неплохо использовалась северная часть российского участка от Унечи до Суража, по которой ходили пассажирский поезд Гродно — Унеча (отменён в 2013 году) и пригородные Унеча — Сураж (отменён в 2005 году) и Кричев — Унеча (сокращён до Суража в 2014 году). Таким образом, на участке Сураж — Унеча пассажирского движения нет с июня 2014 года. Интересно, что, даже когда поезд Кричев — Унеча ещё не был единственным на этой линии, вокзал на станции Сураж закрывался до утра сразу после его отправления обратно на Кричев.
5) По южной части линии от Унечи до Сумской области Украины до середины 2000-х годов ходило 2 пары пригородных поездов Унеча — Чигинок, согласованных с поездами Чигинок — Хутор-Михайловский; ещё ранее ходили прямые поезда Унеча — Хутор-Михайловский и Унеча — Свесса. С 1 октября 2004 года 15-километровый трансграничный участок Селецкая — Знобь — Чигинок закрыт для движения поездов и к апрелю 2008 года полностью разобран, линия таким образом стала тупиковой веткой. Пригородный поезд из Унечи периодически ходил то до платформы Селецкой, то до станции Погар, то одной парой, то двумя, дважды отменялся на зиму и в итоге с 1 января 2013 года окончательно отменён в связи с низким пассажиропотоком. В настоящее время по линии осуществляется слабое грузовое движение до станции Жеча и эпизодическое — до станций Стародуб и Погар.
При этом, никто уже не помнит, что до 1996 года курсировал пассажирский поезд Орша-Донецк через белорусский Кричев, российские Сураж, Унечу, Погар, украинские Сумы, Харьков до Донбасса.
6) В самом Кричеве жд-сообщение появилось в 1923 году по линии Орша-Коммунары, в 1929 году при постройке магистрали сообщением Орша-Харьков появилось сообщение в сторону Суража и Унечи.
Так я и отправился в сторону России, из окна поезда проносились крупные белорусские предприятия, такие как "Кричевцементношифер", существующее с 1933 года.
7) Я отказался от кричащих заголовок, так как понял, что могу неосознанно навредить тем пенсионерам, для которых приграничная торговля с Россией является одной из немногих возможностей заработать к небольшой пенсии, многие из которых по обе стороны от границы имеют в размерах 8,000-10,000 рублей. Да, многие из них провозят "санкционку", белорусские сигареты и молочную продукцию. Сравните сами, в среднем табачная продукция белорусского производства стоит 30 рублей на российские деньги, у нас же, как многие из читателей знают, в районе 60-70 рублей. Двукратная разница.
Пограничье многих стран живут так. Если в белорусском Бресте средние зарплаты составляют 12,000 рублей, то на торговле с Польшей многие зарабатывают до 1200-1500 $ США. Возят же в сторону ЕС бензин, сигареты, алкоголь, оттуда дешёвую одежду, подгузники, мясную продукцию. Так же поступают жители Калининградской области России и Варьминско-Мазурского воеводства Польши, жители Гродненской области Беларуси и Подляского воеводства в Польше, российский Ивангород Ленинградской области и Нарва с северо-восточными уездами в Эстонии...примеров много.
8) "Когда большие не думают о маленьких, маленьким приходится жить по своим правилам"
из фильма Никиты Михалкова "12.
9) Все едут в Россию, чтобы за 3 часа в Сураже передать товар на местном рынке, получить деньги и обратно уехать домой. И так, каждый день.
10) Между райцентрами небольшие посёлки.
11)
12) Ответвление к какому-нибудь предприятию.
13) Проезжаем город Климовичи с населением чуть более 16,000 человек.
14)
15)
16)
17) Вновь природа.
18) Подъезжаем к станции Коммунары в городе Костюковичи с населением в 15,5000 жителей. До границы с Россией остаётся менее 20 км.
19) Железная дорога пришла сюда в 1918 году.
20) Едем дальше. На фото - местный хлебозавод.
21)
22)
23) Станция в деревне Белынковичи с населением в 2400 человек.
24) По этому большому полю за деревьями и проходит белорусско-российская граница. Ограждений никаких нет, просто поле с некоторыми мелиоративными каналами.
25)
26) Вот здесь и граница.
27) Зримый признак начала российского участка вдоль железной дороги с ведомственной будкой РЖД.
28) Начало России видно даже по резко уменьшающегося снежному покрову и более ясной погодой.
29)
30) Подъезжаем к Суражу. Видна уже российская заправка "Газпромнефти".
31) Вид в сторону Суража.
32) Станция Сураж, на часах 12.35, 2 часа ехали. Обратно в Беларусь электричка отправится в 15.35, в Кричеве будет в 17.20, откуда можно сразу пересесть на дизель до Могилёва с прибытием в 20.00 или до Орши ( а там уже 100 км до Смоленска).
Из Клинцов до Смоленска дорога обойдётся в 1000 рублей (350 рублей маршрутка до Брянска и 700 рублей до Смоленска). Как сэкономить? Пригородный автобус Клинцы-Сураж за 80 рублей, оттуда дизелем до Кричева за 60 рублей, где можно поехать вновь электричкой до Орши опять за 60 рублей или до Могилёва вновь за 60.
33) Белорусская железная дорога к вашим услугам.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]