Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить
---
Автомобиль — средство передвижения, в котором важен каждый параметр. Вывески «развал-схождение» можно встретить у многих автосервисов. Рассказываем, когда и как часто нужно проходить проверку.
Три важных угла
Для начала определимся с терминами. Итак, есть три параметра, о которых должен знать любой уважающий себя автомобилист. Два из них на слуху — это развал и схождение. И есть еще третий — кастер.
Развалом (англ. camber) называют угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Он может быть отрицательным и положительным: отрицательный — когда верхняя часть колеса слегка наклонена внутрь, положительный — когда, наоборот, верхний край немного завален наружу.
Схождение (англ. toe) — угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения машины. Проще говоря, это показатель параллельности колес, если автомобиль движется по прямой, а мы как бы смотрим на него сверху. Измеряется схождение как в градусах, так и в миллиметрах и тоже может быть положительным и отрицательным. В первом случае передние кромки колес как бы «смотрят» друг на друга, сходятся, во втором — напротив, расходятся.
Есть еще кастер (англ. caster), он же кастор — продольный угол наклона оси поворота колеса. Про этот параметр рулевого управления знают не все хотя бы потому, что на большинстве авто он не регулируется в принципе. Кастер может быть положительным, отрицательным и нулевым. Во всех гражданских транспортных средствах он положительный, поскольку именно такой угол обеспечивает самовыравнивание колес на скорости. То есть когда машина сама выходит из поворота, а отпущенный руль возвращается в исходное положение. Кстати, благодаря этому же параметру можно ездить на велосипеде, не держась за руль.
Оценить угол кастера у автомобиля визуально не так просто: обычно он составляет менее 5 градусов. Проще понять, как это работает, на двухколесном транспортном средстве — велосипеде или мотоцикле, — где кастер совпадает с углом наклона вилки. Особенно наглядны в этом плане чопперы, у которых переднее колесо сильно вынесено вперед.
Читайте также: Чопнутые на всю голову: культовые мотоциклы американской мечты
Набор компромиссов
Каждый из описанных выше параметров существенно отражается как на поведении машины на дороге, так и на ощущениях водителя от езды. Например, развал отвечает за максимальную площадь пятна контакта шины с дорожным покрытием, а значит, и за устойчивость в поворотах. По этой причине его обычно делают слегка отрицательным (но есть и исключения, например гоночные машины).
Схождение тоже здорово влияет на управляемость: если оно положительное, то подвеска лучше стабилизируется при езде по неровной дороге и на высоких скоростях, а если отрицательное, то машина намного «четче» и точнее управляется. Правда, во втором случае быстрее изнашивается резина, а все шероховатости на дороге прямо-таки «бьют» водителя по рукам.
В общем, варьируя значения углов установки, можно добиться либо железобетонной стабильности автомобиля при маневрировании, либо отменной управляемости. Получить и то и другое, увы, невозможно.
Почему это важно
Можно долго копаться в теории, но важно знать, что неправильная регулировка углов вращения колес или пренебрежение оной приведет к тому, что покрышки сотрутся намного быстрее, чем полагается. Да и расход топлива существенно возрастет. Но это все мелочи по сравнению с потерей управляемости, сносом машины в сторону и, как следствие, риском попасть в ДТП на совершенно ровном месте.
Как часто делать
Проверять развал-схождение и корректировать его рекомендуется каждые 15–30 тысяч километров пробега в зависимости от того, по какому покрытию вы передвигаетесь чаще: по асфальту или же по грунтовке. То есть проверку стоит осуществлять пару раз в год, и ее вполне можно приурочить к сезонной замене покрышек, чтобы лишний раз не тратиться. Но если вы заметили, что машину тянет в сторону, если шины начали стираться, а управляемость ухудшилась или если руль стоит криво, машина «плавает» в колее, а радиус поворота направо и налево не одинаковый, то вам явно пора на станцию техобслуживания.
Развал-схождение нужно корректировать после многих ремонтных работ. Например, если вы поменяли рулевые тяги или рейку, стойки, наконечники, шаровые опоры, да даже сайлент-блоки, не говоря уже об изменении дорожного просвета (если были установлены вставки или, наоборот, укороченные пружины).
Стоит иметь в виду, что если вы на полном ходу въехали в яму или повредили колесный диск, то настройки, скорее всего, сбились, особенно если речь идет о классической подвеске на резиновых сайлент-блоках. Вы сразу поймете это, потому что руль «уйдет» в сторону.
Как это делается
В разных мастерских углы установки колес регулируют по-разному, в зависимости от оснащения. Так, в некоторых сервисах есть суперсовременные 3D-стенды, которые в процессе передают все данные на экран компьютера в режиме реального времени, давая при этом мастеру цветовые и даже голосовые подсказки.
Впрочем, вне зависимости от «навороченности» оборудования на точке добросовестный мастер и подвеску осмотрит, и спросит, нет ли чего тяжелого в багажнике (ведь дополнительный вес способен сбить замеры), и давление в шинах проверит, и сами колесные диски осмотрит — нет ли видимых деформаций. Работа механика в данном случае сводится к тому, чтобы ювелирно откорректировать один параметр, не сбив до неприемлемых значений другой. И все равно, выехав из сервиса, первое время нужно быть особенно внимательным, чтобы убедиться, что автомобиль предсказуемо ведет себя на дороге.
Три важных угла
Для начала определимся с терминами. Итак, есть три параметра, о которых должен знать любой уважающий себя автомобилист. Два из них на слуху — это развал и схождение. И есть еще третий — кастер.
Развалом (англ. camber) называют угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Он может быть отрицательным и положительным: отрицательный — когда верхняя часть колеса слегка наклонена внутрь, положительный — когда, наоборот, верхний край немного завален наружу.
Схождение (англ. toe) — угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения машины. Проще говоря, это показатель параллельности колес, если автомобиль движется по прямой, а мы как бы смотрим на него сверху. Измеряется схождение как в градусах, так и в миллиметрах и тоже может быть положительным и отрицательным. В первом случае передние кромки колес как бы «смотрят» друг на друга, сходятся, во втором — напротив, расходятся.
Есть еще кастер (англ. caster), он же кастор — продольный угол наклона оси поворота колеса. Про этот параметр рулевого управления знают не все хотя бы потому, что на большинстве авто он не регулируется в принципе. Кастер может быть положительным, отрицательным и нулевым. Во всех гражданских транспортных средствах он положительный, поскольку именно такой угол обеспечивает самовыравнивание колес на скорости. То есть когда машина сама выходит из поворота, а отпущенный руль возвращается в исходное положение. Кстати, благодаря этому же параметру можно ездить на велосипеде, не держась за руль.
Оценить угол кастера у автомобиля визуально не так просто: обычно он составляет менее 5 градусов. Проще понять, как это работает, на двухколесном транспортном средстве — велосипеде или мотоцикле, — где кастер совпадает с углом наклона вилки. Особенно наглядны в этом плане чопперы, у которых переднее колесо сильно вынесено вперед.
Читайте также: Чопнутые на всю голову: культовые мотоциклы американской мечты
Набор компромиссов
Каждый из описанных выше параметров существенно отражается как на поведении машины на дороге, так и на ощущениях водителя от езды. Например, развал отвечает за максимальную площадь пятна контакта шины с дорожным покрытием, а значит, и за устойчивость в поворотах. По этой причине его обычно делают слегка отрицательным (но есть и исключения, например гоночные машины).
Схождение тоже здорово влияет на управляемость: если оно положительное, то подвеска лучше стабилизируется при езде по неровной дороге и на высоких скоростях, а если отрицательное, то машина намного «четче» и точнее управляется. Правда, во втором случае быстрее изнашивается резина, а все шероховатости на дороге прямо-таки «бьют» водителя по рукам.
В общем, варьируя значения углов установки, можно добиться либо железобетонной стабильности автомобиля при маневрировании, либо отменной управляемости. Получить и то и другое, увы, невозможно.
Почему это важно
Можно долго копаться в теории, но важно знать, что неправильная регулировка углов вращения колес или пренебрежение оной приведет к тому, что покрышки сотрутся намного быстрее, чем полагается. Да и расход топлива существенно возрастет. Но это все мелочи по сравнению с потерей управляемости, сносом машины в сторону и, как следствие, риском попасть в ДТП на совершенно ровном месте.
Как часто делать
Проверять развал-схождение и корректировать его рекомендуется каждые 15–30 тысяч километров пробега в зависимости от того, по какому покрытию вы передвигаетесь чаще: по асфальту или же по грунтовке. То есть проверку стоит осуществлять пару раз в год, и ее вполне можно приурочить к сезонной замене покрышек, чтобы лишний раз не тратиться. Но если вы заметили, что машину тянет в сторону, если шины начали стираться, а управляемость ухудшилась или если руль стоит криво, машина «плавает» в колее, а радиус поворота направо и налево не одинаковый, то вам явно пора на станцию техобслуживания.
Развал-схождение нужно корректировать после многих ремонтных работ. Например, если вы поменяли рулевые тяги или рейку, стойки, наконечники, шаровые опоры, да даже сайлент-блоки, не говоря уже об изменении дорожного просвета (если были установлены вставки или, наоборот, укороченные пружины).
Стоит иметь в виду, что если вы на полном ходу въехали в яму или повредили колесный диск, то настройки, скорее всего, сбились, особенно если речь идет о классической подвеске на резиновых сайлент-блоках. Вы сразу поймете это, потому что руль «уйдет» в сторону.
Как это делается
В разных мастерских углы установки колес регулируют по-разному, в зависимости от оснащения. Так, в некоторых сервисах есть суперсовременные 3D-стенды, которые в процессе передают все данные на экран компьютера в режиме реального времени, давая при этом мастеру цветовые и даже голосовые подсказки.
Впрочем, вне зависимости от «навороченности» оборудования на точке добросовестный мастер и подвеску осмотрит, и спросит, нет ли чего тяжелого в багажнике (ведь дополнительный вес способен сбить замеры), и давление в шинах проверит, и сами колесные диски осмотрит — нет ли видимых деформаций. Работа механика в данном случае сводится к тому, чтобы ювелирно откорректировать один параметр, не сбив до неприемлемых значений другой. И все равно, выехав из сервиса, первое время нужно быть особенно внимательным, чтобы убедиться, что автомобиль предсказуемо ведет себя на дороге.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]