Операция «Бейрут» - инструкция по переворотам
13.08.2020 3 008 0 +122 vorbur

Операция «Бейрут» - инструкция по переворотам

---
+122
В закладки
Операция «Бейрут» - инструкция по переворотам Ливана, Ливане, которая, будет, России, страны, время, стране, только, совсем, этого, власти, порту, просто, чтобы, против, которые, Ливан, «Хезболла», взрываПока в России все обсуждали Минский майдан и задержания наших журналистов и ЧВК-шников, ливанская оппозиция одержала первую победу. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб объявил 10 августа об отставке своего правительства на фоне трагических последствий мощного взрыва в порту Бейрута и массовых беспорядков. В Бейрут ввели войска. Впрочем, не для того взрываются порты в годовщину бомбардировки Хиросимы, чтобы остановить переворот простой сменой чиновников. В целом данная история просто идеально демонстрирует, как устроить смену власти «в отдельно взятой стране».

После взрыва в Бейруте в отставку один за другим начали уходить ливанские министры. В понедельник вечером в прямой эфир на местном телевидении вышел глава кабмина Хасан Диаб и заявил, что митингующих услышали. «Столкнувшись с этой реальностью, мы делаем шаг назад, чтобы встать на сторону народа, чтобы вести вместе с ним борьбу за перемены. Мы хотим открыть дверь для национального спасения, спасения, в достижении которого будет участвовать народ Ливана. Поэтому сегодня я объявляю об отставке этого правительства», - заявил премьер. Теперь через пару месяцев состоятся досрочные выборы. Но, не принимая во внимание это сообщение, на площади столицы Ливана снова стали собираться люди и двинулись все по тому же маршруту в сторону парламента. В сторону правоохранителей летели камни и бутылки с зажигательной смесью, в ответ — гранаты со слезоточивым газом.

Само собой, нынешние события подстегнул случившийся «при очень странных обстоятельствах» взрыв в порту 4 августа 2750 тонн аммиачной селитры унес жизни не менее 163 человек, еще свыше 6 тыс. получили ранения, десятки тысяч остались без крова. Порт и прибрежная инфраструктура были уничтожены. Почти половина строений ливанской столицы получили различные повреждения. Это усугубило политический и экономический кризис. Именно через порт шла значительная часть торговли страны – проходило 82% всех ливанских экспортно-импортных операций и 98% всех контейнерных перевозок. Объем взимаемых пошлин составлял 250 миллионов долларов в год. По некоторым оценкам, эта потеря может стоить стране четверти ее ВВП. Для понимания всей глубины кризиса, потеря порта для Ливана почти сравнима с потерей всей нефтегазовой отрасли для России.

Впрочем, потеря порта стала последней каплей, которая добила экономику страны и вот тут для России опыт просто неоценимый. Надо отдать должное – видя происходящее в соседней Сирии и будучи зажатым между Сирией и не дружественным Израилем, Ливану долго удавалось держаться. Однако, с прошлого года, бейрутский корабль дал течь. Все дело в том, что при самостоятельной внешней политике, поддержке правительства соседней Сирии и дружеских, если не братских отношениях с Ираном, там имели вполне себе либеральную экономику, завязанную на внешние рынки банковскую систему, которую ранее называли «ближневосточной Швейцарией». «Банки в Ливане — фактически «святыня». Это был один из главных козырей Ливана — свободная демократичная банковская система, которая позволяла им быть привлекательным местом для хранения денег и финансов со всего региона», — рассказал президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов.

И само собой, туда США и ударили. При непосредственном участии одного из лидеров неоконов – Джона Болтона и лоббистов из Израиля, Трамп сначала признал шиитское движение «Хезболла», которое имеет свою партию в ливанском парламенте, террористической организацией, а затем влепил санкции против банковской сферы, лихо обрушив курс местной валюты. И никто особо не скрывался – в конце прошлого года, после отставки прошлого премьер-министра Харири, госсекретарь США Майк Помпео открыто поддержал протестующих, заявив, что «народ Ливана хочет эффективного и действенного правительства». Бывший посол США в Ливане Джеффри Фелтман, выступая в конгрессе США, заявил, что «демонстрации и реакция ливанских лидеров и учреждений на них удачным образом совпадают с интересами США», а на поддержку ливанской оппозиции потекли деньги.

«США и их партнёры из ЕС хотят изменить баланс власти в Ливане. Они считают, что «Хезболла» не должна каким-то образом быть представлена во власти, поэтому начались манипуляции. Естественно, наиболее эффективный метод — это сценарий «цветной» революции, что, собственно, начали продавливать. И когда ввели санкции против нескольких банков в Ливане, начались акции протеста, потому что это ударило по благосостоянию обычных граждан», — заявил еще в январе этого года в разговоре с RT директор Савин. Фонда мониторинга и прогнозирования Леонид

Санкции дали свой результат – банкстеры побежали, уводя из страны деньги, с октября по июнь ливанский фунт обесценился на 80%, что привело не только к резкому росту потребительских цен, но и к дефолту по евробондам, который страна допустила в марте 2020 года. После этого МВФ «внезапно» не захотел выделять Ливану новых кредитов, сославшись на коррупцию, хотя чуть не открытым текстом говорилось – денег не дали из-за все той же «Хезболлы» и поддержки Асада. В итоге страна , которая за счет собственных пахотных земель сможет кормить лишь около 130 тысяч человек и вынуждена импортировать львиную долю потребляемого продовольствия, оказалась на грани голода, усугубившегося наличием в 4,5-миллионом Ливане около полутора миллионов сирийских беженцев. У людей денег стало не хватать даже на продукты. По стране прокатилась первая волна бунтов. Дальше больше, не успели к весне утихнуть протесты, как пришел вездесущий коронавирус, из-за которого упал экспорт, снизился объем грузоперевозок через порт, а и так чуть не голодающие люди лишились работы.

Самое интересное, что даже при всех этих бедах Ливан имел шанс «перетерпеть» санкции США и падение экономики. С продолжением нормализации ситуации в Сирии там наладился бы сухопутный товарооборот, как с самой Арабской республикой, так и с Ираном. Участие в проектах по восстановлению разрушенных во время войны сирийских объектов и дешевая валюта дали бы толчок для экономики и экспорту, а порт стал бы поддержкой страны, как нефтегазовый сектор во время санкционного шока в России 2014 года. И тут в порту произошел взрыв, причины которого никак не вяжутся с официальными, о чем ранее писала «Катюша».

Теперь даже самые большие оптимисты выхода не видят. Бейрут захлестнули протесты: мятежники забрасывали камнями и петардами полицейских и спецназ, те в ответ применяли слезоточивый газ и водометы. Группа радикалов захватила здание МИДа и призвала к революции и захвату всех министерств. Силам безопасности удалось взять под контроль центр Бейрута только после прибытия дополнительных военных сил. Ливанская армия изгнала всех протестующих с центральных площадей и улиц, прилегающих к парламенту. Финансирование и долгое попустительство действий инагентов делает свое дело – соцсети и СМИ заполнены рассказами о коррупции и «плохой Хезболле», попутно разъясняя, как станет хорошо, когда в страну придет «демократическое правительство» и дадут кредиты. Почему там внезапно станет хорошо, впрочем, не говорят, но оно и лишнее – главное дать надежду обездоленным.

Надежду, как обычно, дают из-за океана, где накручивают вину властей за взрыв. «Ливанский народ слишком много страдал, и заслуживает, лидеров, которые к нему прислушиваются и которые готовы изменить политический курс в ответ на требования людей о транспарентности и ответственности властей перед народом», - пишет посольство США в Бейруте, и на всякий случай оговаривается, что «мы поддерживаем людей в праве на мирный протест и призываем всех участников событий воздержаться от насилия». «Понятно что ливанские власти намерены скрыть всю информацию о недавнем катастрофическом взрыве в Бейруте», - пишет один из лидеров неоконов, друг Нетаньяху и бывший советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон.

Такой же версии придерживаются Саудовская Аравия и ее союзники, для которых «Хезболла» – кость в горле. «Все знают, что контролирует ливанские порты, аэропорты и границу страны. Все знают сколько сотен тонн иранского оружия и взрывчатки было переправлено в Ливан. Все знают, что хранить оружие и размещать подразделения в зонах с большим количеством гражданских (которые играют роль живого щита против неизбежного авиаудара Израиля) является стандартной практикой Хезболлы», - пишут арабские журналисты. Сама Хезболла пытается оправдываться, уверяя, что движение отнюдь не контролирует порт – слишком у многих игроков там интересы. «Мы в Хезболле больше знаем о происходящем в порту Хайфы (которая в Израиле – прим. ред.), чем о том, что творится в порту Бейрута», - заявил легендарный лидер организации Хасан Насралла.

Самое интересное, что умалчивая об организаторах взрыва, по самому факту хранения тысяч тонн селитры без какого-либо надзора США, саудиты и оппозиция полностью правы – данный случай показал, что уровень разгильдяйства во властных структурах страны, которая и так слеплена из разных кланов, просто запредельный. Да и элита оказалась далеко не такой «национальной» или «патриотической», как била себя в грудь совсем недавно. Буквально накануне взрыва - 3 августа, обвинив власть в «отсутствии политической воли к реформам» ушел в отставку министр иностранных дел Ливана Нассиф Хитти, чем только добавил огня в топку протестов. Сейчас исход лишь усилился. 9 августа в отставку проследовала министр информации Маналь Абдель Самад, которая как бы отвечала за информационное поле в стране и внезапно оказалось, что оно подченено больше США и саудитам, чем официальным СМИ. За ней отправился министр по делам окружающей среды Дамианос Каттар. По состоянию на тот же день свои мандаты сдали 6 депутатов парламента.

К сожалению, что будет дальше известно уже очень хорошо. С уверенностью в 90% мы можем сказать, что вне зависимости от итогов выборов дальше будет гражданская война и хаос. Причины тут просты – во-первых, кто бы ни пришел к власти, решить экономические проблемы он не в состоянии, а значит, нищета будет усиливаться, как и радикализация населения. Во-вторых, имея таких «партнеров» как США, Израиль и саудиты, уже по осени ливанцы услышат о «вооруженной демократической оппозиции» и появлении там террористических организаций, что зачастую одно и то же. Там просто не смогут упустить вариант дестабилизации как для появления своего газопровода ценой в 15 млрд долларов, так и из-за ослабления «Хезболлы» и геополитических интересов – хаос и война в Ливане создает вечный очаг на границе Сирии, куда будет выливаться в виде беженцев и банд террористов. А это уже проблемы не только Асада, но и для Тегерана с Москвой. И в третьих – Ливан и так довольно искусственное государство, в котором проживают люди разных религий, конфессий и идеологий. Пока всем было, что есть, жили мирно, а когда появилась куча тех, кто покажет, где «правильно» искать виноватых, то и мир быстро закончится.

Правда, остается 10%, что «Хезболла» введет в стране диктатуру, что на время законсервирует проблемы, но и здесь радости немного – экономика от этого не улучшится, санкций прибавится, а Израиль и США получат хороший повод для нового вторжения. Напомним, именно гражданская война в Ливане в 1975 году дала возможность Израилю захватить и оккупировать эту страну. Там сначала вложили сумму около 150 млн долларов США (нынче эта сумма равна порядка 500 млн долларов) для тренировки и экипировки подразделений ливанских христиан во главе с майором Саадом Хаддадом, которые контролировали часть южной границы Ливана. Саад Хаддад командовал произраильским Свободным Государством Ливан (затем переименованным в Армию Южного Ливана, которую после смерти Хаддада возглавил Антуан Лахад). Армия Южного Ливана сражалась, в том числе и против палестинских повстанцев, блокировав для них возможность попадания в Израиль. В 1978 году Израиль пересек границу с Ливаном и атаковал палестинские огневые точки, расположенные на севере от реки Литани. В 1982 году началась военная операция Израиля на территории Ливана с целью уничтожения баз Организации освобождения Палестины (ООП). В ходе войны была взята столица Ливана Бейрут, а формирования ООП были вынуждены покинуть страну и перебраться в Тунис. После окончания операции израильские войска создали в Южном Ливане «зону безопасности», которую контролировали совместно с Армией Южного Ливана вплоть до 2000 года.

Как видим, сегодня история повторяется. Точней очень многим хочется, чтобы она повторилась. Но главное в ней даже не судьба Ливана, а то, как его загоняют за «флажки». И тут выводы для России крайне важные. Если вкратце, то если у тебя в стране «не совсем твои» банки, то и деньги могут в любой момент по свистку из-за океана оказаться совсем не твоими. Во-вторых, если в стране работает куча «не совсем твоих» СМИ, то при кризисе твой голос не будет слышно. И само собой, если у тебя в элите сидят «не совсем твои» люди, которым интересней не здесь, а там, то она перебежит при первой опасности. Все это в свое время поняли в Иране, где довольно жестко национализировали элиту и не поняли в Ливане – разница налицо. Не поняли этого и в России, хотя тут время пока есть – нам пока не рубанули по банкам, а значит, взрывать газопроводы тоже пока не будут. Вот только использовать бы это время с толком, а не просто радоваться, что до нас не дошла очередь на «революции гидности».

РИА Катюша
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]