Мортиры «Диктатор» в боях Севера против Юга
---
Мортирные плоты ведут огонь по позициям южан
Сначала бомбу в мортире запалить, а затем позади запалить.
Из указа Петра I русским пушкарям
Оружие из музеев. Мы продолжаем рассказ об артиллерийских орудиях Севера и Юга, участвовавших в междоусобной войне 1861-1865 гг. Сегодня наш рассказ будет посвящен 330-мм мортирам.
Во второй половине 1861 года коммандер флота северян Дэвид Д. Портер предложил командованию оригинальную идею: использовать 330-мм мортиры, установленные на кораблях, для бомбардировки фортов южан. Собственно, ничего особо революционного он не предложил. Так называемые бомбардирские кэчи были известны задолго до Гражданской войны и числились практически во всех флотах. От обычных боевых кораблей они отличались тем, что имели оснастку бригов, то есть не имели фок-мачты, вместо которой в особом углублении палубы располагались одна-две мортиры. Дело в том, что длинноствольные морские орудия разрывными гранатами тогда не стреляли. Только литыми ядрами и картечью. А ведь одной метко пущенной бомбы, пробившей палубу корабля, бывало часто достаточно, чтобы вызвать на нем пожар, а то и взрыв крюйт-камеры.
Адмирал Дэвид Д. Портер
Но в данном случае предлагалось и впрямь нечто из ряда вон выходящее. Во-первых, уж очень велики были эти мортиры. Во-вторых, ставить их предлагалось на большие парусники или пароходы, а на мелкосидящие суда, способные пройти по мелководью перед фортами. В итоге было приобретено около двадцати шхун, которые оснастили одной тринадцатидюймовой мортирой и двумя-четырьмя легкими пушками. Подготовка этих судов для использования столь мощного орудия потребовала большой осторожности. Пришлось от самой палубы и до днища заполнить все пространство срубом из бревен, так, чтобы палуба могла противостоять отдаче ее очень тяжелого ствола. Дело в том, что создателям этого орудия просто надоело рассчитывать, выдержит оно тот или иной заряд, и они заложили в него просто чудовищный запас прочности. Достаточно сказать, что при калибре 330 мм диаметр ствола имел около четырех футов, длина его составляла пять футов, а весил этот «цилиндр» восемнадцать тысяч фунтов; плюс к этому весу еще и железный лафет весом около десяти тысяч фунтов; да еще и опорный стол — семь тысяч фунтов. То есть всего это, в общем-то, очень короткое орудие весило целых шестнадцать или семнадцать тонн. Водоизмещение же судов под эти мортиры варьировались от ста шестидесяти до двухсот пятидесяти тонн. Экипаж каждой шхуны состоял примерно из сорока человек.
Двухмачтовая каботажная шхуна для такой мортиры были слишком мала
Одним из судов под такую мортиру был «Дэн Смит» — шхуна, построенная для перевозки фруктов, и очень быстроходная — фактически лучший парусник флота. Мортира на его палубе выглядела словно огромный кусок железа, установленный на поворотном круге, который вращался на роликах, и надо ли говорить, что не успела она покинуть Нью-Йорк, как и ее командир и матросы отметили ее валкость под ветром. Причем особым приказом отмечалось, что сбрасывать мортиру за борт, что бы ни случилось, нельзя: при этом судно опрокинется. То есть надо было стараться везти ее на ровном киле, что для парусника было довольно-таки сложной задачей.
Выйдя в море, командир «Дэна Смита» решил опробовать свое оружие. В мортиру заложили заряд в двадцать фунтов пороха (8 кг пороха!), срезали взрыватель с расчетом на подрыв бомбы на расстоянии в четыре тысячи ярдов и, хорошенько прицелившись, выстрелили. Экипаж, согласно руководству, доложен был «стоять позади орудия на цыпочках, держа открытыми рот и уши». Грохнуло совершенно чудовищным образом. Мортира подпрыгнула на своем лафете, а судно накренилось примерно на десять градусов. От сотрясения сорвало с петель почти каждую дверь, рухнул сундук с зарядами, словом, это было нечто такое, чего никто не ожидал!
13-дюймовая мортира «Диктатор» во время осады Петерсберга (штат Вирджиния)
«Действие мортиры выходит за рамки всех описаний», — писал Фердинанд Х. Гердес в «Обзоре побережья США о повреждениях, нанесенных 13-дюймовой мортирой в Форт-Джексоне в нижней части Миссисипи в апреле 1862 года.
«Земля на форте была взрыта снарядами так, как будто бы ее рыли тысячи огромных допотопных свиней. Воронки от взрывов имеют глубину от 3 до 8 футов и расположены очень близко друг к другу, иногда в пределах нескольких футов. Все, что было в форте деревянным, полностью поглощено огнем; кирпичная кладка разбита, орудия пришли в негодность, словом, его внутренность представляет собой ужасную сцену разрушения».
13-дюймовое орудие весило 17 250 фунтов и покоилось на лафете весом 4500 фунтов. С 20-фунтовым зарядом пороха и при угле возвышения в 41 градус она могла зашвырнуть свой 204-фунтовый снаряд, снаряженный 7 фунтами пороха, более чем на 2¼ мили. Расстояние это он пролетал за 30 секунд. Изменяя заряд пороха или изменяя угол наклона, можно было регулировать дальность. Воспламенительную трубку можно было обрезать или проткнуть в ней специальным шилом нужное отверстие. Так регулировалось время ее горения, и, следовательно, подрыва выпущенной бомбы.
Мортиры этого типа в США дожили и до наших дней. Стволы их в парках обычно забиты, чтобы там не гнездились птицы и не скапливался всякий мусор
А вот генерал-майор армии Союза Джон К. Фремон 24 августа 1861 года предложил ставить эти мортиры вообще на плоты. Но не простые плоты, а специально сконструированные и построенные. И всего было построено тридцать восемь таких плотов, предназначавшихся для поражения речных батарей Конфедерации. Обозначенные цифрами, а не именами, эти «суда» шестиугольной формы размером 60 на 25 футов имели низкие борта и рубленые обводы, чем походили на детские кораблики, вырезанные из коры. Посредине палубы находился каземат с наклонными стенками, герметизированными на два фута выше палубы, что не допустить попадания внутрь него воды вследствие сильной отдачи! Стенки, помимо всего прочего, еще и бронировались, чтобы защитить их от огня противника. Буксировали их колесные пароходы, причем они оказались громоздкими и недостаточно маневренными.
Мортира на форте Мак-Алистер
Экипаж «плота» состоял из 13 человек, включая первого и второго капитана: первый командовал мортирой, а второй – судном. Мортира стояла на поворотном круге, что позволяло ее довольно легко наводить на цель. Подготовив мортиру к выстрелу, экипаж отходил и через железные боковые двери выбирался на кормовую палубу. Первый капитан дергал за длинный шнур, прикрепленный к фрикционному запалу, вставленному в запальное отверстие мортиры.
Большинство снарядов, выпущенных 13-дюймовыми мортирами в годы войны Севера и Юга, были бомбами. То есть снарядами с пороховым зарядом внутри. Стандартный калибр такой бомбы был 12,67 дюйма. Толщина ее стенок варьировалась от 2,25 до 1,95 дюйма. Отверстие для запала имело от 1,8 до 1,485 дюйма в диаметре. Оболочка бомбы весила 197,3 фунта. Внутри нее могло находиться до 11 фунтов пороха, хотя для взрыва снаряда (чтобы раздробить ее корпус на куски) требовалось всего лишь 6 фунтов.
Чтобы заложить столь тяжелый снаряд в ствол, на его корпусе были два «ушка», в которые вставлялись крючки, крепившиеся к деревянному коромыслу. Согласно руководствам 1862 года, для переноски одной бомбы от зарядного ящика к стволу мортиры требовалось двое мужчин. К 1884 году армия стала менее требовательной, и теперь нести ее позволялось уже четырем мужчинам.
Фирма Frontline Figures специализируется на производстве фигурок участников Гражданской войны в США. Вот набор с мортирой «Диктатор» и ее обслуживающим персоналом
В более старых мортирах в казенной части была камора меньшего калибра, чем ствол. Но в «новых» мортирах модели 1861 года такой подкалиберной каморы не было, и расчет укладывал мешки с порохом прямо в ствол. Двадцати фунтов пороха было вполне достаточно, чтобы бомба из нее полетела на нужное расстояние.
Запал имел вид трубки длиной 10,8 дюйма с градуированными линиями, позволяющими «срезать» кусок запала соответствующей длины, соответствующий секундам сгорания его состава. Очевидно, более длинные предохранители позволяли увеличить время горения и, следовательно, время полета до разрыва бомбы.
Обращаться с запалом следовало осторожно, чтобы не вызвать его преждевременного срабатывания. Более того, запал на загруженной в ствол бомбе всегда должен был быть обращен в сторону дульного среза. В противном случае раскаленные газы, образующиеся при выстреле, могли сжечь «начинку» запала раньше времени, что привело бы к преждевременному взрыву.
Чем старше мортира, тем более «украшенный» вид имел ее ствол. Бомба в стволе была видна, так что поджечь на ней запал снаружи ничего не стоило. Вот эта мортира, например, стоит на площади перед дворцом князя Монако
Инструкции разрешала использовать спички и порох, как и в старые добрые времена, так что для него вокруг запального отверстия на стволе был даже предусмотрен небольшой бортик. Можно было поджечь насыпанный туда порох и старинным пальником, и даже горящей головней от костра, но в этом случае подобное воспламенение ночью могло открыть позицию мортиры противнику.
Случалось и так, что сноп газов из ствола не успевал поджечь заряд запала. Опытные артиллеристы поступали тогда так: они оставляли мокрый след на поверхности бомбы, ведущий к запалу от края ствола, и посыпали его порохом. Порошковая дорожка вспыхивала до самого запала, что делало его зажигание более надежным.
О мортирах «Диктатор» в свое время писали очень много и часто…
Как здесь уже отмечалось, запал при полете снаряда на максимальную дальность горел около тридцати секунд. В этом случае заряд подрывался в нескольких сотнях футов от земли, а его осколки с максимальной скоростью летели вниз и в стороны. Правда, не все, потому что часть из них просто улетала в небо. Случалась, что снаряд лопался от удара о землю, тонул в грязи или в воде, что смягчало последствия его взрыва. Но даже этого было достаточно для того, чтобы гарнизон расстреливаемого форта не выходил из укрытий, а прислуга не могла обслуживать его орудия, стоявшие открыто.
Применялись также осветительные снаряды, имевшие сферическую форму, но по сути представлявшие собой… холщовый мешок, обмазанный смолой и набитый зажигательным составом. «Начинка» срабатывала от стандартного запала в воздухе, где вспыхнувшей над позицией противника «огненный шар» на какое-то время обеспечивал их освещение.
Именно 330-мм мортиры поддерживали движение командира эскадры Западного залива адмирала Дэвида Г. Фаррагута вверх по Миссисипи. Вооруженные ими шхуны участвовали в бомбардировке форта Джексон, а затем, буксируемые пароходами, следовали за океанскими военными кораблями Фаррагута вверх по реке и обстреливали Виксбург с 26 июня по 22 июля 1862 года.
Несмотря на яркое описание ущерба, нанесенного Форту Джексон, 13-дюймовые мортиры на кораблях в целом себя не оправдали. Так, для обстрела позиций южан на острове № 10 было выделено 7 канонерских лодок и 10 мортирных плотов. И действительно, стрелявшие с максимальной дальности мортирные бомбы смогли попасть в батареи на острове, в плавучую батарею конфедератов и в пять батарей на берегу Теннесси. Но из-за того, что они стреляли через мыс Филлипс и не могли видеть своих целей, особого успеха они не достигли, хотя выпущено было около 300 снарядов.
Каждая мортира делала примерно один выстрел каждые десять минут. Ночью, чтобы дать некоторый отдых расчетам, стрельба велась со скоростью один снаряд каждые полчаса. В течение шести дней и ночей мортиры палили по позициям южан, израсходовав в общей сложности 16 800 снарядов, почти все они взорвались в форте и без заметного результата. Похоже, что проблема была в том, что они либо взрывались высоко в воздухе, либо закапывались в мягкую землю, поэтому их взрыв особого эффекта не давал.
Конфедераты решили поджечь суда мортирной батареи и ночью пустили по реке брандеры. Но канонерские лодки Союза сумели их перехватить и отбуксировать без повреждений судов батареи. И хотя в результате обстрела некоторые орудия в форте Джексон действительно пострадали, защитники форта продолжали смело удерживать свои позиции, а подбитые орудия сумели исправить. В свою очередь, ответным огнем южан 19 апреля была потоплена мортирная шхуна «Мария Дж. Карлтон». Дэвид Портер, однако, так никогда и не признавал, что его затея потерпела неудачу, и утверждал, что мортирный огонь первого дня бомбардировки «был самым эффективным из всех, и если бы флот был готов к немедленному движению, прорыв мог быть осуществлен без серьезных затруднений». И в итоге адмирал Фаррагут приказал своей эскадре идти вверх по Миссисипи мимо фортов, что и произошло 24 апреля.
Бомбы с «ушками» для переноски на форте Джексон…
Давайте отметим, что, хотя 13-дюймовым мортирам, поставленным на корабли и плоты, не удалось добиться решительных успехов в гражданской войне в США, не может быть никаких сомнений в том, что один только вид и звук их снарядов, взрывающихся высоко в темном небе, был просто потрясающим и оказывал сильное психологическое воздействие на войска Конфедерации. Все-таки пережить бомбардировку 16 800 снарядами — это дело серьезное!
Продолжение следует…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]