Оверинжиниринг в Solowheel Iota
02.03.2017 547 0 0 lozga

Оверинжиниринг в Solowheel Iota

---
0
В закладки
Написал материал для odno-koleso.com после окончания кампании Solowheel Iota на KickStarter

Говорят, что настоящее мастерство - это вовремя остановиться на пути к совершенству. А когда идет краудфандинговая кампания, и люди, которые уже поддержали деньгами твой проект, просят добавить “ну вот эту мелочь”, остановиться еще сложнее. Проект миниатюрного моноколеса Solowheel Iota собрал 204 тысячи долларов, в четыре раза превысив целевую сумму, но в процессе обзавелся большим количеством дополнительных фич, далеко не все из которых полезны. Предлагаю вашему вниманию обзор того, что разработчик Iota Шейн Чен теперь будет пытаться запихнуть в такое маленькое моноколесо.

e27ade4589899d87f46b79c942624f70_original.png
Solowheel Iota, фото Inventist

Предыстория



24 января изобретатель моноколеса и гироскутера Шейн Чен начал кампанию по сбору средств на сверхкомпактное моноколесо Solowheel Iota.

Целевая сумма в $50 000 была собрана всего за три дня, а за месяц кампании 428 человек отдали $204,594, почти ровно в четыре раза больше. Поставки Iota ожидаются в сентябре этого года. В ходе кампании бекеры активно делились предложениями, как, по их мнению, можно улучшить продукт, и Чен со многими идеями соглашался. В результате маленькое колесо обросло анонсированными фичами как пенек опятами. Эти фичи субъективно поделены на полезные, сомнительной полезности и бесполезные/вредные

Полезные



Водозащита. Вообще, защита от воды должна быть в любом моноколесе. А для такого маленького даже самая мелкая лужа станет серьезным испытанием. У больших колес можно вынести наверх батареи и контроллер и хотя бы минимально изолировать их отдельными отсеками, а в Iota батарея находится, похоже, между колес, что без защиты от воды сделает небезопасным использование устройства в сырую погоду.

Сумка. Несмотря на то, что у Iota есть ручка, сумка кажется полезной идеей. Упаковав колесо в сумку, его потом можно положить, например, в рюкзак и держать руки свободными.

Приложение для смартфона. Эта фича есть уже у многих моноколес, и это очень удобно. Индикаторы заряда, текущего и общего пробега, температуры контроллера и прочих параметров, а также выдача предупреждений о перегреве/разряде батареи - это повышает и комфорт и безопасность езды.

Сомнительной полезности



Ограничение батареи 100 Втч для возможности перевозить в самолете. Как известно, моноколеса, гироскутеры и прочие устройства с литий-ионными батареями большой емкости в самолетах провозить нельзя. Логика этого понятна - в случае проблем с аккумуляторами не хочется получить на самолете сильный пожар, который не тушится стандартными огнетушителями. Но плохо понятно, как сочетается с самолетами основная задача Йоты - доставка ездока “последнюю милю” от/до дома. Разве что ездить по большим аэропортам? Понятно, что в такое маленькое колесо не получится установить большую батарею, но эта фича выглядит скорее как желание выдать ограничение за преимущество.

Индикатор заряда батареи на корпусе. Здесь логика рассуждений следует прямо из конструкции корпуса - маленький индикатор не будет видно, а большой не поместится на корпус. На мой взгляд, проще сделать индикацию в приложении и сигнализацию о низком заряде аккумулятора. Все равно далеко на Йоте не уедешь, а смартфоны есть практически у всех.

Фары и габаритные огни. На больших моноколесах фары и габаритные огни полезны. Но здесь это будет игрушкой. Сколько-нибудь серьезную фару не поставишь, высоко ее не разместишь, Iota пригодна только для хороших дорог и небольших скоростей, где фара особо не нужна.

Защитные бамперы на торцы. С одной стороны, условия эксплуатации Йоты делают специальную защиту ненужной. С другой - резиновые наклейки места много не займут и проблем не создадут. В общем, толку от них особо нет, но и хуже не будет.

Бесполезные и вредные



Датчик присутствия на педалях. В теории такие датчики не позволят укатиться колесу самостоятельно, если с него упали. На практике низкие эксплуатационные скорости Йоты делают падение маловероятным и неопасным, а у колеса нет импульса, чтобы куда-то укатиться. А круглый корпус и небольшой момент инерции из-за маленьких размеров означает, что в случае падения на максимальной скорости колесо покатится кубарем даже в заблокированном состоянии. На мой взгляд, такие датчики будут только зря усложнять конструкцию и служить дополнительным потенциальным местом поломки.

Специальная подвеска. Особенностью Йоты, отличающей ее от почти всех других моноколес, будет специальная система подвески - параллелограмм, которая будет смещать колеса друг относительно друга в крене при повороте, чтобы оба колеса касались земли. Очевидно, идея исходит из проекта двухколесного моноколеса Gyrotrax, которое в 2011 придумал тот же Шейн Чен, наверное, с целью облегчить задачу обучения езде на моноколесе.




Gyrotrax, фото из патента и образец, фото Inventist

Как мне кажется, эта идея является не просто бесполезной, а даже вредной. Маленькому моноколесу не нужна сложная подвеска, она напрасно усложнит и удорожит конструкцию.

Сменная батарея. У некоторых больших моноколес есть возможность замены батареи. Но, судя по опыту пользователей, мало кто берет несколько комплектов батарей и меняет их в дороге. Они занимают место в рюкзаке, не так уж мало весят, и заряжать их можно только установив в колесо, что неудобно. На практике проще взять колесо с батареей, емкость которой отвечает задачам пользователя. А с Iota получается анекдот - батарея на 100 Втч позволит проехать километров десять (легкому пользователю, медленно и в теплую погоду). Такое маленькое колесо идеологически не предназначено для длинных поездок, и сменная батарея теряет всякий смысл. А ее надо выделять в отдельный корпус, менять конструкцию под возможность быстрой замены, опять же усложнять и удорожать проект ради того, что попросили бекеры, похоже, слабо понимающие нишу Йоты.

Блокировка колеса и защита от угона. Огромный плюс моноколеса - его не надо оставлять на велопарковке. Оно прекрасно заносится в магазины и на работу и всегда находится рядом с пользователем. Маленькую Йоту после окончания поездки можно поместить в сумку или рюкзак, что делает эту фичу абсолютно бессмысленной. Но пользователи просили, и Чен, похоже, сдался.

Настройка в приложении, до какого уровня заряжать колесо. Как известно, в моноколесах есть рекуперация. Следовательно, если вы полностью зарядите колесо и попытаетесь на нем ехать под горку, оно будет предупреждать вас об опасности перезаряда. Доля пользователей, которые живут на крутом холме, и нуждаются в зарядке строго в 42%, чтобы сначала спуститься, а потом доехать до места назначения, настолько мизерна, что сложно назвать эту фичу разумной.

Девайс, меняющий стиль езды. После успешного окончания сбора денег было объявлено, что успевшие поддержать проект получат некое устройство, которое будет менять стиль езды на Йоте. Конструкция этого устройства не называлась, но в комментариях упоминалась доска, которую можно будет поставить на корпус, чтобы ноги были впереди и сзади колеса, сделав Йоту ховербордом. На мой взгляд, из этой затеи ничего особо хорошего не получится - мощности мотора вряд ли хватит для комфортной езды, а спортивная ниша ховербордов не сочетается с нишей Йоты.

Заключение



Печально смотреть на то, как достаточно любопытный проект сверхкомпактного моноколеса обрастает ненужными свистелками и дуделками, которые будут повышать стоимость и сложность аппарата, что будет снижать его конкурентоспособность.

P.S. В марте в большинстве городов России снег уже тает, постараюсь писать больше о моноколесах перед началом сезона.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpgуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]