Воеводское управление в Сибири (XVII в.)
28.02.2017 1 141 0 0 foto-history

Воеводское управление в Сибири (XVII в.)

---
0
В закладки
Оригинал взят у stariy_voin в Воеводское управление в Сибири (XVII в.)



После похода Ермака началось постепенное освоение и укрепление главного пути из России в Сибирь силами правительства путем постройки острогов в наиболее важных пунктах.



Вхождение сибирских земель в состав Русского государства имело важное значение для его экономического и политического развития, укрепления и расширения. За открывателями новых земель в Сибирь следовало переселенческое движение крестьян и посадских людей из центральных районов России. Совместная жизнь русского и местного населения оказывала благотворное влияние на развитие народов Сибири и предопределила важные сдвиги в экономике края.

В 1586 году был построен город на Туре — Тюмень.


Тюмень. Гравюра Николааса Витсена.

В ближайшем соседстве с Кашлыком, в самом центре Сибирского ханства в 1587 году основан Тобольск. Он стал главным административным центром Сибири.


Тобольск. Гравюра Николааса Витсена.

Затем в 1594 году был выстроен город Тара.


Тара. Гравюра Николааса Витсена.

С основанием в 1593 году города Березова в распоряжении  Русского государства оказалось все нижнее течение Оби,


Березов. Гравюра Николааса Витсена.

а с постройкой в 1594 году Сургута, в 1598 году — Нарыма и в 1604 году города Томска началось движение вверх по Оби.


Нарым. Гравюра Николааса Витсена.

Сибирские города возникали чаще всего как военно-административные центры.

Строгановская летопись об этом говорит: «По повелению прежде бывшаго государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России по нем сына его, государя царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа Росии, начашася в Сибирстей земли городы и острожки ставити и великия места распространятися, и святыя Божия церкви воздвизатися, и православная христианская вера вкоренятися, и евангелския проповеди учение во вся концы Сибирския земли обтицати, и псаломская красногласования на многих местех поставиша: господу Богу в сем деле поспе-шествующу и слово утверждающу».

Главной силой, на которую опиралось государство в Азиатской России со времени прихода Ермака в Сибирь и до начала XVIII столетия, являлись казаки.


Казак. 1552 год. Художник - О.Ю. Брандуков.

Городовые казаки — тюменские, березовские, пелымские, томские, красноярские, якутские и другие, составляя гарнизоны острожков и городков, отбывали всевозможные службы, но главная их обязанность заключалась в «проведывании новых землиц и подведении под Государеву руку».



Благодаря этим проведываниям и подведениям, казаки за короткий промежуток — каких-нибудь 35 —40 лет — успели пройти всю северную Сибирь от первоначально занятого Ермаком кучумовского царства до восточных берегов Азии. Сначала они обладели Енисеем (в 1619 году возникает город Енисейск, несколько позднее — Красноярск),


Енисейск. Гравюра Николааса Витсена.

потом утвердилйсь в Забайкалье, оттуда вышли на Лену (был построен Ленский острог, позже Якутск, ставший центром управления Восточной Сибирью), проникли на Амур. Наконец, через сто с небольшим лет от ермаковского похода российская власть была утверждена ими на Камчатке — крайнем восточном пункте. Они положили начало и освоению Россией тихоокеанского побережья.



Казаки и появившиеся вскоре московские ратные люди явились родоначальниками всех сибирских казачьих войск от берегов Тобола до Уссури и Камчатки.


Русский пищальник (худ. О. Брандуков).

Их новые станицы и хутора в считанные годы обрастали пашнями и покосами, огородами, пасеками и садами. На видных местах поднимались к небу храмы, народные дома, школы, лавки и магазины. Табуны коней, стада коров, отары овец и коз паслись на широких пастбищах. Прокладывались к городам и станицам дороги, и в урочное время тянулись по ним тяжелые возы с зерном, мукой, мясом, рыбой, медом...



Казаки, приходя на новые земли, несли с собою не только более совершенные способы ведения хозяйства, ремесла и торговли, но и передовую культуру России, основанную на непреходящих христианских православных ценностях.

В отличие от некоторых других слоев русского общества, среди казаков безбожников не было. Православие определяло и освящало весь земной путь казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение, весь ежегодный круг обрядов.

Церковь для казаков — самое главное достояние станицы, строили церковь обычно всем обществом. Недаром казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. По преданию, была построена часовня и на месте первой зимовки казаков Ермака.

Новые сибирские крепости, города, станицы и поселки казакам, стрельцам, крестьянам и посадским людям на всем протяжении XVII, а затем XVIII столетий приходилось стойко оборонять от набегов кочевников. Для охранения края русское правительство основывает здесь оседлые поселения, впоследствии образовавшие кордоны или линии, которые должны были препятствовать вторжениям на осваиваемую территорию.


Последний кучумовский разгром 1598 года. Разгром войск сибирского Хана Кучума на реке Ирмени, впадающей в Объ.

Так как вдоль них поселены были впоследствии казаки, то они также назывались казачьими линиями. Время их возникновения нужно отнести к XVII веку, когда был устроен ряд укреплений по Исети и Тоболу (остроги Исецкий, Китайский, такое же значение имел Далматов монастырь). Усиленное продвижение в течение XVII века России на юг потребовало устройства новых, сменявших друг друга линий. Из них первой по времени была Иртышская (920 верст), обеспечивавшая владение Иртышом до Усть-Каменогорска. В 30-х годах XVIII века она была удлинена до Кургана. В середине XVIII века ее заменила дальше к югу Пресногорьковская линия. В 1810 году устроена Ново-Илецкая линия, еще далее к югу: от Орска на Троицк. Из линий, располагавшихся далее к востоку, особое значение имели большая линия Колывано-Воскресенская (1759 г.) и новая Колывано-Кузнецкая линия (1764 г.). Начинаясь от Усть-Каменогорска, она шла к Белорецкой защите и далее к Бийскому острогу, заканчиваясь у Кузнецкого. Всего на сибирской линии (2300 верст) находилось 19 крепостей и 100 разных укреплений, обнесенных земляным валом со рвом, палисадом, рогатками и надолбами. Таким образом, эти линии огибали Алтайские горы и защищали заводы и промыслы Колыванско-Воскресенского округа. Позднее они еще более продвинулись на юг и, с устройствам по реке Бухтарме казаков и редута, образовали дополнительную линию — Бухтарминскую (1780 г.).


Казаки при постройке линейных крепостей — оборонительных сооружений по Иртышу, возводимых в первой половине XVII в.

С присоединением в XIX веке Семиречья военное значение этих линий было утрачено.

Линии передовых укреплений далее на восток продолжали остроги и казачьи форпосты, позднее были созданы линии в Восточной Сибири — Амурская и Уссурийская, устроенные здесь в XIX веке, вместе с образованием Амурского и Уссурийского казачьих войск. Их крайним ответвлением можно считать посты Муравьевский, Дуэ, Кусунай и Мануэ, основанные во второй половине XIX века на Сахалине.



Сибирские линии, прикрывшие южные границы, сыграли значительную роль в заселении и освоении Сибири. Во второй половине XIX века сюда активно переселялись крестьяне, осваивавшие новые земли. Из крепостей и редутов Сибирской линии со временем выросли села и города. Строительство укреплений и русских поселений на границе со степью способствовало развитию экономических связей между русским и местным населением.

Когда присоединение Сибири было административно закреплено, она находилась в ведении Посольского приказа, затем, с 1599 года, ею ведал приказ Казанского дворца. Около 1614 года при этом «дворце» было учреждено особое отделение под названием «Сибирский приказ». Самостоятельным этот приказ становится в 1637 году, когда он получил особого начальника. Все важные дела решались не иначе, как с ведома царя.

Сибирский приказ ведал ратными силами и охраной государственных границ в подведомственных областях, назначал воевод и таможенных голов, выдавая им особые наказы, ведал обороной Сибири и снабжением служилого населения (от вооружения и боеприпасов до продовольствия), судом всего русского и ясачного населения, осуществлял прием и хранение сибирской пушнины, руководил казенной торговлей с Китаем и реализацией сибирской пушнины в Европе.


Воевода (худ. О. Брандуков)

Аппарат Сибирского приказа, как и других центральных учреждений, состоял из судьи (начальника) приказа, дьяков и нескольких подьячих.

Должность судьи Сибирского приказа занимали виднейшие представители московской бюрократии Н. И. Одоевский (1643 — 1646 гг.), А. Н. Трубецкой (1646 — 1662 гг.), Окольничий Р. М. Стрешнев (1663 — 1680 гг.), боярин и князь И. Б. Репнин (1680 — 1697 гг.), думный дьяк А. А. Виниус (1697 — 1703 гг.). В 1704 — 1705 годах обязанности судьи Сибирского приказа выполнял Ф. Ю. Ромодановский, а с 1706 года — князь М. П. Гагарин, с образованием Сибирской губернии ставший первым ее губернатором.



Как уже отмечалось выше, главенствующим над всеми уездами Сибири с конца XVI века был город Тобольск.


Тобольск. Гравюра Николааса Витсена.

За тобольским воеводой  (Чин воевода в старой Руси означал три должности: начальника войска, высшего местного администратора и одного из подчиненных органов местного управления; первое значение принадлежит древнейшей истории и доживает до XVII века; второе появляется в XV столетии, заменяя прежнего наместника, и существует на протяжении всего XVII столетия, и, наконец, третье возникает только при Петре Великом) оставалось общее руководство всеми вооруженными силами Сибири, продовольственным снабжением «непашенных» городов, обеспечение сибирской окраины боеприпасами и вооружением, старшинство в решении вопросов внешнеполитических и торговых сношений с соседними государствами. Руководящее положение Тобольска в Сибири объясняется также тем, что первыми (главными) воеводами туда обычно назначали родовитых представителей боярства, близких к царскому двору.



Предметами воеводского управления являлись:
1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т. д.;
2) дела дипломатические;
3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивающиеся, однако, только надзором, «смотрением»;
4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (например, поимка воров, разбойников и беглых)
5) дела судебные.

Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708 г.). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719 г.), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при преемниках Петра Великого воеводы назначались и в отдельные города — городовые и пригородные воеводы. После учреждения губерний Екатериной Великой (1775 г.) воеводы и их канцелярии были упразднены.

Высшее местное управление всею Сибирью в руках тобольских воевод было сосредоточено до 1629 года; с этого года Томск получил отдельных воевод. Областные воеводства — Тобольское и Томское — имели двух воевод, главного и его товарища.

Воеводы средних и мелких городов не имели права без разрешения главного воеводы посылать служилых людей против неприятеля.

Заметный след в истории управления Сибирью оставили воеводы И. Мансуров, В. Сукин, Д. Чулков, И. Мясной и другие.

Наиболее яркими тобольскими администраторами были Ю. Я. Сулешев (1623 — 1625) и П. И. Годунов (1667 — 1670). Первый ввел зачет земельных участков служилых людей за их хлебное жалование, унифицировал денежные вклады служилых людей и т. д., второй начал строительство оборонительных линий и реорганизовал войско, введя полки драгунского строя и поселения бело-местных (наделенных землей) казаков.


Сибирский казак.

Права и обязанности воевод в Сибири охватывали военные, судебно-административные, полицейские, финансово-податные и все другие стороны управления, вплоть до дипломатических сношений (в отдельных случаях) с правителями соседних народов.

Разрядный воевода (томский, ленский, енисейский) обязан был обеспечивать “оборону своей области и содействовать распространению власти русского царя на новые земли. Для выполнений военных задач он наделялся правом мобилизации воинских команд из других уездов разряда.

Основной единицей административного деления Сибири, как и европейской части страны, в XVII веке был уезд. Уездное деление Сибири опиралось на систему военно - административных центров и крестьянских поселений и на родоплеменную организацию аборигенного населения.

В выполнении своих функций по управлению уездом (в XVII веке их было 20) воевода опирался прежде всего на воинский гарнизон. Служилые люди выполняли обязанности приказчиков острогов и пашенных слобод, собирали ясак, транспортировали и охраняли казенные грузы, конвоировали ссыльных людей, обороняли уезд от «немирных» соседей Сибири. Заместителями воеводы по управлению воинским гарнизоном были стрелецкие, казачьи и татарские головы, а также «ротмистры» (последние командовали «немцами и литвой» —находящимися на русской службе иностранцами).

Источник: Фабрика Ю. А. Сибирский щит (становление сибирского воинства и военные деятели Сибири). Новосибирск. - Государственное предприятие «Новосибирский полиграфический комбинат». 2001 — 252 с.

Доклад окончен.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]