Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников
03.08.2020 4 052 0 +131 jugaslawija

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников

---
+131
В закладки
Летом 2016 года компания Билайн начала самый масштабный в России проект, под названием BeeFree, по переводу сотрудников на удаленную работу. По задумке сотрудники могут (заранее согласовав это с руководителем и зафиксировав список задач на день), от одного до пяти дней в неделю работать удаленно.

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой

Иван Сухов отводит сына в садик, возвращается в квартиру в одном из районов Ростова и включает ноутбук. На часах восемь утра, но чем еще заняться, если в офис ехать не надо? Нет, Иван не уволился, он по-прежнему руководит отделом эксплуатации сети «Билайна» в южных регионах.

«Я работаю в основном в комнате и мигрирую туда-сюда по квартире по мере надобности, — рассказывает Иван. — Если серьезное совещание, надо расслабиться и подумать, тогда пойду попью чаю». Обеденного перерыва у него нет, но Иван старается разбить день на две части и во время обеда выходит на улицу.

Таких, как он, в «Билайне» несколько тысяч.

Из статьи вы узнаете как проходила адаптация сотрудников к удаленному режиму работы, что об этом говорит вице-президент компании и ознакомитесь с условиями проекта BeeFree.

Сопротивление сверху

Мы встречаемся с Натальей Альбрехт в полупустом офисе — в «Билайне» предпочитают называть его штаб-квартирой. На нескольких этажах идет ремонт, а часть уже переделана в коворкинг: теперь здесь есть разноцветные подушки, большие надписи на стенах вроде «Отвечаю за бизнес-результат» и очень мало людей. Наталья окончила Бауманку, работала в «Ростелекоме» и банке ВТБ, а три года назад возглавила блок по организационному развитию и работе с персоналом в «Вымпелкоме». «Я считаю Наташу самым лучшим HR всех времен и народов», — писал в своем ЖЖ экс-гендиректор компании Михаил Слободин. За время своего руководства Слободин успел завести хештэг #этобилайндетка, загримироваться под стажера и прийти в клиентский офис, переодеться в костюм пчелы, а также провести оптимизацию оргструктуры и взять курс на трансформацию компании, чтобы та шла в ногу со временем.

Именно при Слободине начался BeeFree — масштабный проект по переводу сотрудников «Билайна» на частично удаленную работу. О запуске проекта объявили в июне 2016 года. Предполагалось, что до конца 2017 года он охватит 50–70 % работников компании — всех, кроме сотрудников отдела продаж, секретарей и технических специалистов, работающих со специальным оборудованием. Идея принадлежала Наталье Альбрехт. «Не думайте, что я пришла, всем рассказала про BeeFree, а все ответили: „Ой, как здорово!“ Внутри компании и топ-менеджмента было сильное сопротивление. Было множество страхов: „А как я буду контролировать сотрудников“, „А вдруг это повлияет на работу моего подразделения“, „А вдруг это ухудшит результаты“».

По задумке сотрудники, участвующие в проекте BeeFree, могут (заранее согласовав это с руководителем и зафиксировав список задач на день), от одного до пяти дней в неделю работать удаленно. В таком формате сейчас работают многие представительства западных компаний в России, например Microsoft и IBM. Но для крупной российской компании этот проект не имел прецедентов.

Альбрехт вспоминает, что спрашивала у одного из топ-менеджеров о том, как он контролирует своих детей. «Он мне сказал: „Ну я знаю, что у них сначала школа, потом кружки, потом погулять — есть какие-то реперные точки“. Я говорю: „Ты же не хочешь сходить проверить, сидит у тебя ребенок в школе или нет? Ты же, пока он делает уроки, не стоишь у него над душой. При этом, если твои ожидания не сходятся с результатом, ты начинаешь проводить корректирующие действия“. Здесь все то же самое. От того, что твой сотрудник сидит на два этажа ниже, ты его не контролируешь. И ты ведь не ходишь к нему каждую минуту и не смотришь, что находится у него на экране монитора», — говорит Наталья. По ее словам, проект затевался для того, чтобы «изменить сознание людей, переключиться с режима с 9 до 18 на работу на результат».

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой
Подготовка

Готовиться к запуску проекта на всю компанию стали за шесть месяцев. Необходимо было запустить пилот и посмотреть на его результаты, разработать форму дополнительного соглашения к трудовому договору, перестроить IT-системы и провести обучение руководителей и сотрудников. В дополнительном соглашении у сотрудников на BeeFree закреплены такие моменты, как частота работы из дома и скорость реакции на запросы руководителя. Сотрудники могут удаленно получать доступ к информации через VPN (защищенный доступ на корпоративном ноутбуке) и VDI (виртуальный рабочий стол), пользоваться корпоративной почтой, Skype, Sharepoint и разными мессенджерами. Инвестиции в IT-инфраструктуру в компании не раскрывают.

Пилотный проект BeeFree запустили год назад для 100 сотрудников HR-блока, который возглавляет Наталья, и 300 человек в ростовском филиале «Билайна», потому что «на юге люди всегда немножко более позитивны и открыты к новым историям».

«Этот проект — это же не просто „Я захотел и завтра не приду на работу“. Нам нужно было объяснить, что это значит. Работать из дома вообще-то гораздо труднее в начале: нужно заниматься самодисциплиной, нужна практика ежедневного контроля», — говорит Альбрехт. Не каждый человек, приходя в офис, пишет себе to-do-list, не все даже могут такой список дел сформулировать, потому что перед ними никогда не стояла такая задача, сетует она. Но, несмотря на это, результаты пилота получились даже слишком позитивные: эффективность 64 % сотрудников, по их собственному мнению, не изменилась, а у 22 % — даже повысилась.

Несколько сотрудников службы продаж и анализа операций категорически не хотели идти на BeeFree, рассказывает руководитель Инга Тонких. «Для самых ярых адаптация заняла полтора месяца, но потом они спокойно вошли в режим. Сначала у них были мысли вроде „я точно не смогу работать дома, надо снять квартиру, искать коворкинг или работать в кафе“. Но, насколько я знаю, сейчас в моей команде все работают из дома», — рассказывает она. В компании были случаи, когда с неэффективными сотрудниками после перевода на BeeFree расставались.

Ход проекта пришлось немного скорректировать, он растянулся во времени и теперь закончится, как ожидается, к середине 2018 года. В настоящий момент удаленно работают около 3 тысяч человек. 9 тысяч сотрудников — предельная целевая аудитория проекта. Эта цифра может быть немного увеличена, если будет принято решение перевести на BeeFree и сотрудников контакт-центров.

Сейчас участники проекта проводят дома в среднем 2,6 рабочего дня, но эта цифра постоянно меняется. По тэгу #beefree в социальных сетях (если не брать в расчет одноименный магазин одежды) — фотографии сплошь интерьеров домов и кафе. Попадаются даже горнолыжные курорты и пляжи. «Все люди хотят свободы, в этом лично я убежден, — говорит Григорий Финкельнштейн из „Экопси консалтинг“. — Но перевод на удаленную работу требует высокого уровня зрелости как руководителя, так и сотрудников. Это хорошая тема, но вероятность неуспеха достаточно высока».

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой
Домашние начальники

Одними из первопроходцев в BeeFree были работники коммерческой дирекции московского офиса компании. Инга Тонких, которая занимается операционной, технологической и аналитической поддержкой продаж, говорит, что переходить на BeeFree было действительно страшно: «Казалось, что сотрудники будут смотреть телевизор и ничего не делать».

Она вспоминает, что в первое время приходилось обговаривать каждую мелочь — например, взять за правило перезванивать после каждого пропущенного звонка или включать компьютер и настраивать все необходимое до начала рабочего дня. «Мы договариваемся о количестве и определенных днях, которые сотрудник работает из дома. Он может ходить на работу, например, в понедельник, вторник и четверг — изменения в графике бывают редко», — говорит она. Обсуждаются также сроки выполнения задач. «Допустим, мы договорились о трех задачах на день, но если появляется какая-то четвертая, мы договариваемся и делаем то, что в приоритете. Когда перестаешь стоять за спиной у сотрудников и думать, не сидят ли они в интернете, не смотрят ли чемпионат мира по футболу, то все становится легче», — признается Инга.

«BeeFree для моего подразделения был самый безболезненный», — считает начальник эксплуатации сети ШПД Южного региона Иван Сухов. Эксплуатация сети в «Вымпелкоме» передана на аутсорсинг, а Иван и его сотрудники занимаются сопроводительной работой — документацией, подготовкой, снабжением и устранением неполадок при аварии. Иван и раньше видел своих подчиненных из южных филиалов, только когда приезжал в регион. С новым проектом изменился только его график, сейчас он работает из дома один-два дня или даже всю неделю («если череда совещаний и срочных задач прибивают к бифришному месту»).

«Непривычность была связана с организацией моего рабочего пространства. В старом офисе я привык, что у меня есть рабочее место, все под рукой, и с переходом на BeeFree мне пришлось перелопатить кучу бумаг. В итоге я отказался от тонн макулатуры, все перевел в цифровой формат, оставил только пару документов из любви к искусству», — говорит Иван.

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой

Работа не для всех

Екатерина Новицкая живет в Ростове, работает в отделе внутренних коммуникаций на московский офис. Она никогда не видела своих коллег, потому что устроилась в компанию уже после запуска BeeFree. «Мне нравится работать удаленно. Может быть, потому что я работала в офисе, где моя начальница каждые 15 минут спрашивала меня: „Катя, что ты сейчас делаешь?“».

Сейчас Екатерина каждое утро отводит детей в школу и сад, возвращается домой, завтракает и садится за работу: она работает за стационарным компьютером или ноутбуком. У нее с компанией был договор, что она использует личное оборудование.

Некоторым сотрудникам компания выплачивала компенсацию на покупку компьютера, на котором можно работать из дома, некоторые уходили в хоум-офис с корпоративным оборудованием. «Около трех часов дня я забираю детей, и тут BeeFree очень выручает в плане графика. Мы живем около железнодорожного переезда, и если ехать ближе к часу пик, там будет пробка на часы. Я не представляю, как выходила бы из этой ситуации, если бы мне приходилось работать в офисе до шести вечера. Я возвращаюсь и работаю, младший играет, а старшая делает уроки», — рассказывает она.

Екатерина считает, что успешность сотрудника в таком формате работы — это вопрос личной организации. «У меня есть to-do-листы, но я их никому не предоставляю. Наверное, есть руководители, которые требуют отчетность, но если подчиненный справляется, нет смысла его подпинывать», — считает она. При этом Екатерина признается, что ей все равно не хватает живого общения с коллегами.

«Представьте, что вам придется целый день сидеть дома, и так день за днем, неделя за неделей. Получается, что в девять утра ты сел за компьютер и до 20–21 часов сидишь, а потом — спать», — говорит сотрудник, который не захотел называть своего имени. Он работает на Дальнем Востоке, разница с Сибирью, где находится его руководитель, составляет три часа, а с московской штаб-квартирой — семь часов, поэтому все рабочие вопросы можно решить только за два часа до конца рабочего дня.

«Такой формат работы удобен только для тех, кто работает достаточно долго в компании, у кого уже есть наработанные связи с остальными сотрудниками. Молодой специалист, пришедший на работу, может потеряться без должного участия руководства», — говорит специалист. По его словам, надо также обладать высокой самоорганизацией и дисциплиной, чтобы заставлять себя работать в отсутствие рядом руководства.

«Ощущение расслабленности есть, но мне оно не мешает. Если человеку действительно нужен BeeFree, то он и работу свою будет выполнять хорошо. Если человека против его желания переводят на удаленку, то часто его можно и не застать на рабочем месте, так как он куда-нибудь ушел», — признает он.

Трудности самоорганизации

Руководитель отдела кадровых услуг компании BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская считает, что самые большие сложности при дистанционной работе возникают именно в коммуникациях между сотрудниками и в управлении задачами. Причем это относится и к руководителям, и к рядовым сотрудникам. Менеджеру придется научиться четко планировать работу: ликвидировать авралы дистанционно гораздо сложнее. Важно правильно ставить задачи, информировать сотрудника и давать обратную связь, отмечает Юпашевская.

Аналогичная проблема, по ее словам, есть и с обратной связью: если у офисного сотрудника есть неформальные каналы связи, позволяющие выяснить, как, скажем, подготовленное им предложение повлияло на работу отдела продаж и исход сделки с крупным клиентом, то у дистанционного сотрудника такой возможности, как правило, нет. «Если компания и руководитель не держат его постоянно в курсе происходящего, у человека начинаются проблемы с мотивацией», — говорит эксперт.

Юпашевская отмечает, что сотруднику важно уметь самостоятельно организовывать свой рабочий день, не отвлекаясь на личные или домашние дела, соблюдать сроки сдачи работы, задавать дополнительные вопросы и собирать информацию для выполнения порученных ему задач. «Казалось бы, это простейшие вещи, но практика показывает, что именно они вызывают у сотрудников самые большие сложности», — говорит она.

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой

Расширяя проект на всю компанию, в «Билайне» ориентируются на успешные показатели опроса сотрудников, участвовавших в пилоте. Но основные последствия проекта по внедрению удаленной работы отложены во времени, считают эксперты. «Некоторое время все будет двигаться по инерции — хорошо или плохо это сделано, — говорит партнер „Экопси консалтинг“ Григорий Финкельштейн. — Бренд работодателя среагирует только через полтора года, производительность — чуть быстрее». По его словам, для успеха проекта нужен очень высокий уровень зрелости руководителей. «Если у „Билайна“ такой, это замечательно. Но, мне кажется, такого уровня руководителей в России ни у одной компании нет», — предполагает эксперт.

Экономия на офисах

Наталья Альбрехт подчеркивает, что проект был задуман, чтобы «выиграть битву за таланты» — привлечь людей, которые бы за три года сделали старую телеком-компанию более продвинутой. Однако побочной, и едва ли не более значимой, целью стало сокращение офисных площадей во всех регионах присутствия компании.

Офисы консолидировались и раньше. В прошлом и позапрошлом году сократили несколько уровней управления, сотрудников стало чуть меньше. «В рамках этого мы планировали отказаться от аренды трети офисов, но, объединив эти усилия с эффектом от проекта BeeFree, мы поняли, что наши планы будут более амбициозны», — говорит Альбрехт.

«Билайн» объявил о сокращении половины офисных помещений — это около 60 тысяч квадратных метров, хотя раньше планировали отказаться лишь от трети. Каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу, экономит для компании 170 тысяч рублей, сказано в исследовании агентства J’son & Partners Consulting и «Битрикс 24». Сокращение площадей позволит существенно сэкономить на аренде, признают в «Билайне», но точных цифр не называют. Если верить результатам исследования, проект BeeFree позволит сэкономить около 0,6 % от годовой выручки компании.

Оставшиеся офисные пространства «Билайн» реорганизует в коворкинги: в них у сотрудников нет закрепленных рабочих мест, а к стандартным переговорным добавились collaborative-зоны.

Пока не время

Эксперты считают, что конкретный кейс (пусть даже крупной компании) вряд ли значительно изменит ситуацию на рынке удаленной работы в России. «Многие компании сейчас движутся к тому, чтобы выводить сотрудников в такой режим работы. Думаю, через несколько лет это придет во многие российские организации», — говорит директор департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Банка России Руслан Вестеровский. По его словам, это легко обосновать экономически — достаточно посчитать, сколько стоит рабочее место внутри Садового кольца.

В офисах многих компаний сейчас меньше рабочих мест, чем самих сотрудников, ведь постоянно кто-то находится в командировках, кто-то на больничных листах, кто-то в отпуске. Некоторые компании думают о том, чтобы ввести четырехдневную рабочую неделю, задумываются о гибких рабочих часах, свободном начале и окончании рабочего дня, свободных днях вне офиса и так далее. «Для работодателя это может стать конкурентным преимуществом, которое поможет сотруднику сделать выбор в его пользу. Хотя, конечно, это не единственный критерий, да и сложно сравнивать промышленную компанию и хай-тек», — отмечает Вестеровский.

Как Билайн отправил домой тысячи сотрудников сотрудников, BeeFree, компании, говорит, работу, проекта, работы, проект, работать, сейчас, работает, России, чтобы, только, задач, рабочего, словам, тысяч, сотрудник, такой

«Удаленная работа является частью системы управления, нацеленной на результат, а не на процесс. Идея „столько-то дней вне офиса“ была популярна на Западе давно. Сейчас она стала приходить к нам, — резюмирует Григорий Финкельштейн из „Экопси“. — Я думаю, что по-настоящему управлять свободой в России научатся через 15 лет».

Автор: Лена Верещагина

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]