
Братья по оружию: русские, немцы, итальянцы, англичане, французы, японцы и австрийцы в одном строю - 2 часть
---
Но тут на одном из фортов сверкнула вспышка выстрела. Граната с жужжанием пронеслась над «Гиляком». На фортах вспыхнули прожекторы, а выстрелы с них загремели один за другим. На кораблях международной эскадры пробили боевую тревогу. «Бобр», как и было условлено, подал сигнал открыть огонь, после чего «Гиляк», «Кореец» и «Альджерин» тоже начали стрелять по фортам.

Северо-западный форт (английский план)
Расстояние от «Гиляка» до ближайшего Северо-западного форта было около полутора километров, а до наиболее удаленного Нового форта — более двух с половиной. Так что промахнуться тут было сложно. Однако в самом начале канонады снаряды хоть и пролетали прямо над лодками, но в цель не попадали. Скорее всего, свои пушки китайцы навели на лодки при полной воде, в прилив. Сейчас же был отлив, суда вместе с уровнем воды в реке опустились, вот снаряды и давали перелет.

Очень часто в журналах тех лет вместо фотографий печатались графические изображения, сделанные по фотографиям
Французская канонерка «Лион» и германская «Ильтис» двинулись вниз по реке и открыли огонь по фортам с ходу. В то же время британские контрминоносцы «Вайтин» и «Фэм» направились атаковать четыре китайских миноносца. Китайцы пытались отстреливаться из ружей и револьверов, но после того как англичане начали стрелять по ним из пушек, сбежали на берег. Пленных отвели в Тонку, но на обратном пути 5-дюймовый снаряд разбил один из котлов на миноносце «Вайтин».

Вид на форты с реки
Между тем китайцы пристрелялись по «Ильтису». Семнадцать гранат, а затем ещё одна угодили в эту канонерку и практически полностью разбили на ней верхнюю палубу. Командир Ланц потерял ногу и был вдобавок ранен 25 осколками от разрыва снаряда. Причем стреляли-то ведь китайцы также и крупповскими снарядами и из крупповских орудий, так что это было особенно обидно. Кроме командира, получившего тяжелое ранение, еще один офицер и шесть матросов на судне были убиты, а 17 человек ранены.

Двор и главная башня одного из фортов
Во французский «Лион» попала одна граната, взрывом которой один человек был убит и еще 46 получили ранения. Одно из японских судов, канонерка «Акаги», при этом в бою не участвовало, поскольку на нем сломалась машина, а второе, «Кагеро», находилось вместе с русскими миноносцами в прибрежной зоне, где вело наблюдение за китайским крейсером «Хай Тен», который стоял под флагом китайского адмирала, но намерения вступить в бой не выказывал никакого.

Орудие одного из фортов с броневым щитом, пробитым двумя снарядами
Перестрелка канонерок и фортов продолжалась. Суда союзной эскадры освещали их прожекторами, а те отвечали градом снарядов. Но и союзной эскадре было чем ответить на выстрелы с фортов. Так, русские канонерки располагали мощными орудиями калибров 229 и 203 мм, а также 152-мм и 120-мм орудиями, которые на столь небольшом расстоянии стреляли с высокой точностью.
На русских кораблях экипажи начали нести потери: находившийся на марсе канонерский лодки «Гиляк» лейтенант Богданов был ранен осколком в лицо. Квартирмейстеру Иванову осколком снесло голову.

Офицеры «Гиляка». Форты Таку (Дагу), 3 июня 1900 год
Но самые тяжелые повреждения лодка получила около 3 часов утра, когда китайский снаряд попал в патронный погреб и вызвал взрыв находившихся там снарядов. Находившийся в это время на палубе возле люка лейтенант Титов получил при этом тяжелые ожоги спины и головы и буквально чудом остался в живых. Взорвалось сразу 136 патронов, в результате чего палуба над погребом вспучилась, а на верхней палубе возле орудий начался пожар. Кроме лейтенанта Титова, еще пять человек было убито, а 38 нижних чинов ранено.

А вот так «Гиляку» досталось…
Позднее все отмечали, что команда «Гиляка» сражалась геройски. Пожар ведрами и из брандспойтов залили за 15 минут. Инженер-механики Лавров и Буссе вместе с матросами нашли и заделали пробоину, сделанную снарядом, а затем еще и исправили повреждения, причиненные взрывом машине, так что уже спустя два часа корабль снова получил ход. Но и матросы «Гиляка» не дрогнули и вместе с офицерами упорно и неустрашимо продолжали одновременно спасать свой корабль и громить форты. Кочегар Плужников тушил пожар под нижней палубой до тех пор, пока не потерял сознание, а рулевой Улановский подавал патроны, стоя по пояс в воде, чтобы орудие наверху продолжало огонь.
Всего же на «Гиляке» погибло восемь человек, а ранено было 48, включая офицерского повара, который также отважно бросился тушить пожар. А от некоторых погибших остался только лишь один уголь.
В канонерку «Кореец» первый китайский снаряд попал около 3 часов утра. Начался пожар в кают-компании, благодаря слаженным действиям экипажа он был потушен очень быстро, хотя пришлось затопить бомбовый погреб, крюйт-камеру и патронное отделение. Другим снарядом были разрушены все офицерские каюты по правому борту и пробита водонепроницаемая переборка в машинном отделении.
Погибли лейтенант Бураков и три матроса.
Несмотря на пожар, огонь с «Корейца» не ослабевал. Командир приказал стрелять из 8-дюймового орудия правого борта пироксилиновыми снарядами. Уже второй сделанный им выстрел произвел на одном из фортов взрыв порохового погреба. Последовало громкое «Ура!» членов экипажа.

Крупповское орудие одного фортов, пораженное снарядом
Очередной китайской гранатой были разбиты вентиляторы кочегарки. Был смертельно ранен в ноги лейтенант Деденев, а всего на «Корейце» погибло два офицера, девять матросов. Еще 20 человек получили ранения.
Больше прочих в этом сражении повезло канонерской лодке «Бобр», вооруженной мощным 229-мм орудием в носовом каземате. По нему китайцы сколько ни стреляли, ни разу не попали. И никто на нем не был ни ранен, ни убит. Сам «Бобр» сумел взорвать пороховой погреб на Новом форте. Интересно, что на одном из реев на мачте «Бобра» в течение всего боя просидели два голубя и… так с него и не улетели!

На суше в 1 час ночи, когда послышались первые выстрелы со стороны китайских фортов, высаженный на левом берегу Пейхо русский десант соединился с японскими, германскими и английскими солдатами и походным порядком направился к фортам. Немцы шли впереди, за ними все остальные.
Ожидая, когда огонь с фортов ослабеет, капитан Поль собрал командиров на совещание. Было видно, что особого урона канонерки фортам не нанесли, поэтому большинство командиров решили отступить.

Крупповское орудие на одном из фортов Таку, разбитое снарядами объединенных европейской эскадры
Слово взял поручик Станкевич и предложил подождать еще час, уверяя, что за это время артиллерия фортов будет ослаблена. «В крайнем случае пойду брать форт один», – заявил Станкевич и двинулся с ротой вперед. Понятно, что после такого заявления было бы позором отказаться следовать его примеру, и части десанта начали выдвигаться к крепостным валам.
Германцы и австрийцы шли вместе с русскими, японцы несколько приотстали.
Было 5 часов утра, когда китайцы наконец-то заметили десантников и открыли по ним ружейно-пушечный огонь. Однако теперь уже и десант мог обстреливать из винтовок обслугу японских орудий, в том числе и тех, что вели огонь по кораблям!

Странный состав вооружения одного из китайских фортов: самая современная по тому времени 37-мм автоматическая пушка, английский пом-пом и дульнозарядное орудие!
Тут поручик Станкевич вместе с подпоручиком Янчисом, тремя унтер-офицерами и еще двумя стрелками бегом бросились к воротам форта, взломали их ударами прикладов, и совершенно неожиданно для китайцев ворвались в форт. За ними к воротам побежали японцы, обогнали всех остальных и сразу же вслед за русскими также оказались во дворе форта. Тут только китайцы немного пришли в себя и успели произвести по воротам выстрел картечью. Погиб капитан Хаттори, но японцев это не удержало. Место убитого занял лейтенант Сираиси, а его солдаты бросились убивать своих извечных врагов, не щадя никого. Тут подошли англичане и подняли над фортом свой флаг, так как заранее позаботились об наличии флагов у десанта. А вот у русских в нужный момент самого-то нужного, как правило, не оказывалось, поэтому Станкевич прибил на флагшток британского флага унтер-офицерский погон одного из людей своей роты.

Попадания в канонерскую лодку «Ильтис»
В 5 часов 30 минут Северо-западный форт был взят. Подъем над ним английского флага экипажи канонерских лодок встретили громкими криками «ура!» В 6 часов утра все лодки снялись с якорей и начали спускаться вниз по реке, чтобы атаковать Южный и Новый форты.

Труба канонерской лодки «Ильтис», изрешеченная осколками китайских снарядов
Ну а союзный десант двинулся на Северный форт и быстро его занял, поскольку китайцы из него просто убежали. И вновь над ним поднялся английский флаг, в то время как один из австрийских артиллеристов развернул китайское орудие в сторону Южного форта и первым же выстрелом взорвал на нем пороховой погреб. Защитники его обратились в бегство, но попали под очереди пулеметов «Максим», стоявших на боевых марсах канонерской лодки «Гиляк» и стрелявших практически непрерывно.
В 6 часов 30 минут утра были последовательно заняты оба южных форта, над одним из которых наконец-то был поднят российский флаг. Германский и австрийский флаги подняли над Новым фортом, японский флаг над Северным, а британский и итальянский развевались теперь над Северо-западным.
Что касается взятых в плен китайских миноносцев, то Россия, Англия, Франция и Германия их между собой поделили, причем доставшийся русским миноносец оказался очень быстроходным, получил название в честь первого погибшего в бою офицера «Лейтенант Бураков» и впоследствии прославился при обороне Порт-Артура.

Штурм фортов Таку (Дагу) 4 июня 1900. По китайской иллюстрации, изданной в Тяньцзине
Что касается коменданта фортов китайца Ло, то он хоть и старался оборонять форты до последнего, сделать ничего не смог. Увидев развевающиеся над ними флаги «чужеземных дьяволов», по долгу китайского военачальника он покончил жизнь самоубийством.
Ну а братья по оружию разъехались по своим кораблям. Да, что ни говори, а общая опасность и родство интересов очень сближают даже самых разных людей!
Автор:Вячеслав Шпаковский

Северо-западный форт (английский план)
Расстояние от «Гиляка» до ближайшего Северо-западного форта было около полутора километров, а до наиболее удаленного Нового форта — более двух с половиной. Так что промахнуться тут было сложно. Однако в самом начале канонады снаряды хоть и пролетали прямо над лодками, но в цель не попадали. Скорее всего, свои пушки китайцы навели на лодки при полной воде, в прилив. Сейчас же был отлив, суда вместе с уровнем воды в реке опустились, вот снаряды и давали перелет.

Очень часто в журналах тех лет вместо фотографий печатались графические изображения, сделанные по фотографиям
Французская канонерка «Лион» и германская «Ильтис» двинулись вниз по реке и открыли огонь по фортам с ходу. В то же время британские контрминоносцы «Вайтин» и «Фэм» направились атаковать четыре китайских миноносца. Китайцы пытались отстреливаться из ружей и револьверов, но после того как англичане начали стрелять по ним из пушек, сбежали на берег. Пленных отвели в Тонку, но на обратном пути 5-дюймовый снаряд разбил один из котлов на миноносце «Вайтин».

Вид на форты с реки
Между тем китайцы пристрелялись по «Ильтису». Семнадцать гранат, а затем ещё одна угодили в эту канонерку и практически полностью разбили на ней верхнюю палубу. Командир Ланц потерял ногу и был вдобавок ранен 25 осколками от разрыва снаряда. Причем стреляли-то ведь китайцы также и крупповскими снарядами и из крупповских орудий, так что это было особенно обидно. Кроме командира, получившего тяжелое ранение, еще один офицер и шесть матросов на судне были убиты, а 17 человек ранены.

Двор и главная башня одного из фортов
Во французский «Лион» попала одна граната, взрывом которой один человек был убит и еще 46 получили ранения. Одно из японских судов, канонерка «Акаги», при этом в бою не участвовало, поскольку на нем сломалась машина, а второе, «Кагеро», находилось вместе с русскими миноносцами в прибрежной зоне, где вело наблюдение за китайским крейсером «Хай Тен», который стоял под флагом китайского адмирала, но намерения вступить в бой не выказывал никакого.

Орудие одного из фортов с броневым щитом, пробитым двумя снарядами
Перестрелка канонерок и фортов продолжалась. Суда союзной эскадры освещали их прожекторами, а те отвечали градом снарядов. Но и союзной эскадре было чем ответить на выстрелы с фортов. Так, русские канонерки располагали мощными орудиями калибров 229 и 203 мм, а также 152-мм и 120-мм орудиями, которые на столь небольшом расстоянии стреляли с высокой точностью.
На русских кораблях экипажи начали нести потери: находившийся на марсе канонерский лодки «Гиляк» лейтенант Богданов был ранен осколком в лицо. Квартирмейстеру Иванову осколком снесло голову.

Офицеры «Гиляка». Форты Таку (Дагу), 3 июня 1900 год
Но самые тяжелые повреждения лодка получила около 3 часов утра, когда китайский снаряд попал в патронный погреб и вызвал взрыв находившихся там снарядов. Находившийся в это время на палубе возле люка лейтенант Титов получил при этом тяжелые ожоги спины и головы и буквально чудом остался в живых. Взорвалось сразу 136 патронов, в результате чего палуба над погребом вспучилась, а на верхней палубе возле орудий начался пожар. Кроме лейтенанта Титова, еще пять человек было убито, а 38 нижних чинов ранено.

А вот так «Гиляку» досталось…
Позднее все отмечали, что команда «Гиляка» сражалась геройски. Пожар ведрами и из брандспойтов залили за 15 минут. Инженер-механики Лавров и Буссе вместе с матросами нашли и заделали пробоину, сделанную снарядом, а затем еще и исправили повреждения, причиненные взрывом машине, так что уже спустя два часа корабль снова получил ход. Но и матросы «Гиляка» не дрогнули и вместе с офицерами упорно и неустрашимо продолжали одновременно спасать свой корабль и громить форты. Кочегар Плужников тушил пожар под нижней палубой до тех пор, пока не потерял сознание, а рулевой Улановский подавал патроны, стоя по пояс в воде, чтобы орудие наверху продолжало огонь.
Всего же на «Гиляке» погибло восемь человек, а ранено было 48, включая офицерского повара, который также отважно бросился тушить пожар. А от некоторых погибших остался только лишь один уголь.
В канонерку «Кореец» первый китайский снаряд попал около 3 часов утра. Начался пожар в кают-компании, благодаря слаженным действиям экипажа он был потушен очень быстро, хотя пришлось затопить бомбовый погреб, крюйт-камеру и патронное отделение. Другим снарядом были разрушены все офицерские каюты по правому борту и пробита водонепроницаемая переборка в машинном отделении.
Погибли лейтенант Бураков и три матроса.
Несмотря на пожар, огонь с «Корейца» не ослабевал. Командир приказал стрелять из 8-дюймового орудия правого борта пироксилиновыми снарядами. Уже второй сделанный им выстрел произвел на одном из фортов взрыв порохового погреба. Последовало громкое «Ура!» членов экипажа.

Крупповское орудие одного фортов, пораженное снарядом
Очередной китайской гранатой были разбиты вентиляторы кочегарки. Был смертельно ранен в ноги лейтенант Деденев, а всего на «Корейце» погибло два офицера, девять матросов. Еще 20 человек получили ранения.
Больше прочих в этом сражении повезло канонерской лодке «Бобр», вооруженной мощным 229-мм орудием в носовом каземате. По нему китайцы сколько ни стреляли, ни разу не попали. И никто на нем не был ни ранен, ни убит. Сам «Бобр» сумел взорвать пороховой погреб на Новом форте. Интересно, что на одном из реев на мачте «Бобра» в течение всего боя просидели два голубя и… так с него и не улетели!

На суше в 1 час ночи, когда послышались первые выстрелы со стороны китайских фортов, высаженный на левом берегу Пейхо русский десант соединился с японскими, германскими и английскими солдатами и походным порядком направился к фортам. Немцы шли впереди, за ними все остальные.
Ожидая, когда огонь с фортов ослабеет, капитан Поль собрал командиров на совещание. Было видно, что особого урона канонерки фортам не нанесли, поэтому большинство командиров решили отступить.

Крупповское орудие на одном из фортов Таку, разбитое снарядами объединенных европейской эскадры
Слово взял поручик Станкевич и предложил подождать еще час, уверяя, что за это время артиллерия фортов будет ослаблена. «В крайнем случае пойду брать форт один», – заявил Станкевич и двинулся с ротой вперед. Понятно, что после такого заявления было бы позором отказаться следовать его примеру, и части десанта начали выдвигаться к крепостным валам.
Германцы и австрийцы шли вместе с русскими, японцы несколько приотстали.
Было 5 часов утра, когда китайцы наконец-то заметили десантников и открыли по ним ружейно-пушечный огонь. Однако теперь уже и десант мог обстреливать из винтовок обслугу японских орудий, в том числе и тех, что вели огонь по кораблям!

Странный состав вооружения одного из китайских фортов: самая современная по тому времени 37-мм автоматическая пушка, английский пом-пом и дульнозарядное орудие!
Тут поручик Станкевич вместе с подпоручиком Янчисом, тремя унтер-офицерами и еще двумя стрелками бегом бросились к воротам форта, взломали их ударами прикладов, и совершенно неожиданно для китайцев ворвались в форт. За ними к воротам побежали японцы, обогнали всех остальных и сразу же вслед за русскими также оказались во дворе форта. Тут только китайцы немного пришли в себя и успели произвести по воротам выстрел картечью. Погиб капитан Хаттори, но японцев это не удержало. Место убитого занял лейтенант Сираиси, а его солдаты бросились убивать своих извечных врагов, не щадя никого. Тут подошли англичане и подняли над фортом свой флаг, так как заранее позаботились об наличии флагов у десанта. А вот у русских в нужный момент самого-то нужного, как правило, не оказывалось, поэтому Станкевич прибил на флагшток британского флага унтер-офицерский погон одного из людей своей роты.

Попадания в канонерскую лодку «Ильтис»
В 5 часов 30 минут Северо-западный форт был взят. Подъем над ним английского флага экипажи канонерских лодок встретили громкими криками «ура!» В 6 часов утра все лодки снялись с якорей и начали спускаться вниз по реке, чтобы атаковать Южный и Новый форты.

Труба канонерской лодки «Ильтис», изрешеченная осколками китайских снарядов
Ну а союзный десант двинулся на Северный форт и быстро его занял, поскольку китайцы из него просто убежали. И вновь над ним поднялся английский флаг, в то время как один из австрийских артиллеристов развернул китайское орудие в сторону Южного форта и первым же выстрелом взорвал на нем пороховой погреб. Защитники его обратились в бегство, но попали под очереди пулеметов «Максим», стоявших на боевых марсах канонерской лодки «Гиляк» и стрелявших практически непрерывно.
В 6 часов 30 минут утра были последовательно заняты оба южных форта, над одним из которых наконец-то был поднят российский флаг. Германский и австрийский флаги подняли над Новым фортом, японский флаг над Северным, а британский и итальянский развевались теперь над Северо-западным.
Что касается взятых в плен китайских миноносцев, то Россия, Англия, Франция и Германия их между собой поделили, причем доставшийся русским миноносец оказался очень быстроходным, получил название в честь первого погибшего в бою офицера «Лейтенант Бураков» и впоследствии прославился при обороне Порт-Артура.

Штурм фортов Таку (Дагу) 4 июня 1900. По китайской иллюстрации, изданной в Тяньцзине
Что касается коменданта фортов китайца Ло, то он хоть и старался оборонять форты до последнего, сделать ничего не смог. Увидев развевающиеся над ними флаги «чужеземных дьяволов», по долгу китайского военачальника он покончил жизнь самоубийством.
Ну а братья по оружию разъехались по своим кораблям. Да, что ни говори, а общая опасность и родство интересов очень сближают даже самых разных людей!
Автор:Вячеслав Шпаковский
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]