Бесподобный Рокамадур — город на скале
---
Одна улица, 600 жителей и 1,5 миллиона туристов ежегодно – вот статистика крохотного городка Рокамадур (Rocamadour), невероятным образом расположившегося на почти отвесной скале. Первая мысль, которая возникает после того, как проходит шок от увиденного: неужели нельзя было найти более подходящее и удобное место? Удобное – возможно, а подходящее – смотря для чего.
Есть на Земле такие места, которые притягивают человека. Которые человек выбирает вопреки всякому здравому смыслу, но подчиняясь смыслу, скрытому от логики и понимания. Святые места или «места Силы» – их называют по-разному, но неизменно одно – туда идут люди. Одни с молитвой, а другие с фотоаппаратом; кто-то за помощью, а кто-то за сувенирами…
Давайте посмотрим на этот городок подробнее
Городок получил своё название в честь святого отшельника Амадура, который был настолько влюблён в эту скалистую местность, что прожил здесь всю жизнь. Оттого и место получило название Рокамадур — «скала Амадура». Правда, некоторые исследователи отождествляют отшельника с Закхеем — библейским сборщиком налогов из Иерихона, покинувшим Палестину из-за религиозных преследований и поселившимся в этих местах.
Никто не может назвать точную дату основания города. Свою известность Рокамадур приобрёл в 1166 году, после того как здесь была обнаружена гробница с нетленными мощами святого Амадура. С тех пор город стали посещать паломники, среди которых были монархи, епископы и прочие знатные особы. Во время Религиозных войн во Франции мощи были уничтожены. Сейчас в крипте Святого Амадура находятся лишь фрагменты кости.
Рокамадур состоит всего из двух улиц. Зато он имеет вертикальное расположение, и его условно можно разделить на три уровня: средневековый, религиозный и замок.
Средневековый город находится на самом нижнем уровне и состоит из одной-единственной улицы Гранд Рю (Большая улица), берущей своё начало от узких ворот Смоковницы. Несколько веков назад по обеим сторонам улицы стояли постоялые дворы для паломников. Сейчас на их месте находятся дома торговцев, сохранившие первоначальный вид, несколько комфортабельных отелей и уютных ресторанчиков.
Религиозный город расположен на среднем уровне. Это главная часть Рокамадура. Именно здесь находятся почти все достопримечательности и церковные сооружения: базилика Сен-Совер, крипта Святого Амадура и многочисленные часовни. Старинные постройки лепятся прямо к поверхности скалистого утёса, поднимающегося на высоту около 150 метров. С нижнего уровня к среднему ведёт средневековая лестница, ступени которой основательно истерты ногами паломников. В прежние времена паломники поднимались к часовне Нотр-Дам, основному месту паломничества, на коленях, произнося при этом молитвы. Трудно представить себе эту картину, ведь им приходилось преодолевать 216 ступеней довольно крутой лестницы. Сейчас этот подъём можно совершить на лифте.
Третий, последний, уровень полностью занят хорошо сохранившимся замком Рокамадур. Чтобы добраться до него, нужно пройти ещё несколько десятков ступеней по петляющей лестнице, имеющей 14 промежуточных площадок. Дорогу к замку называют Путь скорби, или Крёстный путь. Эти названия она получила из-за того, что на каждой из площадок установлены часовенки, которые символизируют 14 остановок Христа по дороге на Голгофу — или, иными словами, Страсти Христовы и последние часы Его земной жизни. На вершине лестницы установлен Голгофский крест. Замок, расположенный на верхнем плато горы, — постройка добротная и выверенная. Но после религиозного уровня города замок уже не производит должного впечатления. К тому же он якобы находится в частном владении, и посмотреть его изнутри нельзя: доступ открыт только на смотровую площадку и часть двора.
Рокамадур со своими искривлёнными улочками сохранил несколько укреплённых ворот (porte Salmon, porte Cabilière, porte de l’hôpital, porte du figuier). Величественная лестница, по которой паломники прежде взбирались становясь на колени (в наше время такое случается реже), ведёт от площади к святилищам — базилике Сен-Совёр, крипте святого Амадура (классифицирована как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, часовням Sainte-Anne, Saint-Blaise, Saint-Jean-Baptiste, Notre-Dame (где находится статуя чёрной мадонны) и Saint-Michel.
Вот еще одна версия названия города: по мнению историков название Рокамадур (Rocamadour) является средневековой формой исходного названия «Rocamajor». «Roca»- означало укрытие по типу скального навеса, а слово «major»- подчёркивало крупные размеры этого укрытия.
Участок местности, возвышающийся над Рокамадуром имеет название «Hospitalet», которое произошло от слова «espitalet» означавшего маленький приют. Этот приют основан в 1095 году дамой Элен де Кастельно.
От административного центра департамента, города Каора, Рокамадур отделяет 36 километров автодороги. Рокамадур находится на правом обрывистом берегу реки Альзу в непосредственной близости от исторической области Перигор и недалеко от долины реки Дордонь. Город расположен в глубине региональной природной зоны Causses du Quercy (известняковое плато Керси).
Многочисленные пещеры в Рокамадуре служили убежищем для людей ещё в эпоху палеолита, о чём свидетельствуют наскальные изображения пещеры Мервей. Другая пещера, пещера Линар, служила людям жилищем и подземным некрополем в период бронзового века. Найденные там останки помещены в музей Кабрере и в фойе мэрии Рокамадура.
В период железного века сюда пришли племена кадурков. В VIII веке до н. э. они покорили территорию современного департамента Ло благодаря своему железному вооружению. В ходе строительных работ в наше время были обнаружены следы поселения в долине Сальвате возле городка Кузу. Оппидум был устроен на высотах ущелья Альзу, ниже течения реки Турнефей; вероятно он имел отношение к борьбе галлов против римских войск в ходе Галльской войны.
В том, что к появлению Рокамадура немного причастна магия, сомневаться не приходиться. Достаточно просто подняться по головокружительным ступеням к замку, возвышающемуся над окрестными скалами, чтобы убедиться в этом. Меч Дюрандаль, не менее легендарный, чем его владелец, рыцарь Роланд, торчит там из крепостной стены, и, подобно знаменитому Эскалибру, его никто не может вынуть. В последнем, правда, нельзя быть до конца уверенными. В то время как в Рокамадуре имеется еще целый ряд чудес, в которые поверили многие поколения людей задолго до нашего с вами времени.
Речь идет о соборе Шапель-Нотр-Дам, выстроенном здесь в XII-XVI веках. Собор появился не случайно – в 1166 году в Рокамадуре обнаружили гробницу с мощами. Нетленное тело было выкопано в санктуарии Девы Марии перед входом в чудесную часовню. Останки святого Амадура извлекли из земли и представили паломникам. Мощи были уничтожены в годы религиозных войн во Франции и в наше время существуют только фрагменты кости, выставленные в крипте святого Амадура.
Рокамадур на протяжении веков существовал исключительно как святое место. Здесь был построен не только собор. Появился целый комплекс сооружений: грот Чудес с наскальными рисунками, гробница Святого Амадура, капелла Сен-Блез и капелла Сен-Жан-Батист с готическим порталом. А еще базилика Сен-Совер, где, как и повсюду в Рокамадуре, смешались архитектура и природа – одну из стен здесь заменила скала. Не стоит забывать и о вершине холма, где рядом с замком стоит Голгофский крест, а лестница к нему символизирует последний путь Иисуса.
Говорят, что три яруса средневекового селения Рокамадур отражают положение трёх сословий той эпохи; рыцарство находилось на вершине, представители духовенства жили на среднем ярусе, а светские труженики занимали нижний ярус возле реки.
В единичных источниках упоминается о строительстве в 1105 году маленькой часовни на скалистом обрыве, который называли «Rupis Amatoris». Этот участок располагался на границе между землями двух бенедиктинских аббатств — Сен-Мартен де Тюль и Сен-Пьер де Марсьяк. В начальный период своей истории Рокамадур находился под властью Тюльского аббатства.
В 1112 году в Рокамадуре обосновался тюльский аббат Эбле из Тюрена. В 1119 году сюда поступило первое пожертвование от графа Ла Марш. В 1148 году возвестили о первом чуде и сюда последовали толпы паломников поклониться Деве Марии, статуя которой датируется XII веком.
Тюльский аббат Жеро Эскориал, занимавший этот пост с 1152 по 1188 год, распорядился за счёт пожертвований паломников возвести религиозные постройки (санктуарии). Культовые сооружения Рокамадура строились поэтапно на уступе отвесной скалы на правой стороне реки Альзу. Строительные работы завершились в конце XII века.
К этому времени Рокамадур уже пользовался европейской известностью, как говорит об этом «Книга чудес XII века», написанная неким монахом при санктуарии, и сюда приходило множество паломников. В 1159 году английский король Генрих II, супруг Алиеноры Аквитанской прибыл в Рокамадур чтобы поблагодарить Деву Марию за своё выздоровление.
В 1211 году Арнольд Амальрик, папский легат на время Альбигойского крестового похода, провёл в Рокамадуре зимние месяцы. Позже, в 1291 году, папа Николай IV даровал три буллы на отпущение грехов сроком на год и сорок дней для посетителей Рокамадура. В конце XIII века наступил расцвет славы Рокамадура и завершились строительные работы. Замок защитили тремя башнями, широким рвом и множеством часовых.
В 1317 году монахи ушли из Рокамадура и место перешло в управление капитулу каноников, назначавшихся епископом.
В XIV веке Европа перенесла губительное похолодание, массовый голод и серию эпидемий, среди которых была и пандемия чумы «Чёрная смерть»
В 1427 году в Рокамадуре приступили к восстановительным работам, однако не хватало ни денег, ни людей. Огромная скала упала на часовню Нотр-Дам, раздавив её полностью, и в 1479 году она была восстановлена при поддержке епископа Тюля Дени де Бара
Каноники в своём прошении к папе Пию IV в 1563 году говорили о полном разграблении святыни. Мощи осквернили и уничтожили, в том числе и тело святого Амадура. По рассказам свидетелей, капитан протестантов Жан Бессонье разбил мощи кузнечным молотом приговаривая: «Если не хочешь гореть, я тебя расколю». Капитаны Бессонье и Дюра смогли добыть 20 000 ливров в пользу армии Великого Конде, разграбив все сокровища часовни Нотр-Дам в Рокамадуре, собиравшиеся с начала XII века
Рокамадур почти обезлюдел после Великой Французской революции и вновь стал возрождаться к жизни в конце XIX века. Сегодня, впрочем, как сотни лет до этого, это крошечный городок, в котором всего-то две узкие, мощенные камнями, улицы. Два ряда красных черепичных крыш протянулись вдоль скалы, в которую словно бы вросли дома… Одного взгляда на это чудное место вполне достаточно, чтобы образ старинного городка надолго остался в сердце…
К началу XIX века святилища Рокамадура находились в состоянии полного упадка, сквозь ступени лестницы проросли деревья, большая часть торговцев уехала из Рокамадура.Три святилища продолжали действовать (церкви Сен-Совёр и Сен-Амадур, часовня Нотр-Дам), два святилища находились в плачевном состоянии (часовни Saint Michel и Saint Blaise), и два других были разрушены (часовни Sainte Anne и Saint Jean-Baptiste). Кровля церкви Сен-Совёр нуждалась в полной замене, её южная стена наклонилась на 30 сантиметров под тяжестью перегруженных сводов.В 1831 году французский литератор и археолог Жак-Антуан Дельпон писал: «Судя по всему, этой молельне осталось жить недолго».
В тот период во Франции появилась политическая воля к сохранению своего исторического наследия. 13 апреля 1830 года префект департамента Ло написал письмо министру внутренних дел с просьбой о безотлагательной помощи. К этому письму была приложена смета в объёме 8500 франков, составленная ещё в 1822 году аббатом Кайо. Это прошение осталось без ответа. Был сформирован список исторических памятников департамента Ло, и часовня Рокамадура была в нём на первых местах, однако их поддержку не финансировало ни государство, ни муниципалитет Рокамадура.
В начале 1855 года епископу Каора Жан-Жаку Барду пришла идея организовать крупную лотерею для сбора средств на восстановление. Министерство внутренних дел обязало организаторов предварительно составить смету и разработать план работ. Архитектор департамента выполнил эти документы и оценил примерный объём расходов в 318 820 франков.
Выпустили три тиража лотереи; в декабре 1856 года, а также в июне и декабре 1857 года. Организаторы выпустили 600 000 лотерейных билетов стоимостью 1 франк, однако собрать удалось только 84 624 франков, что составило четверть от требуемой суммы.
Епископ Барду поручил руководить работами аббату Жану-Батисту Шевалю, архитектору и археологу епархии Монтобана, и работы начались в 1858 году. В условиях отсутствия государственного финансирования и чтобы избежать дополнительных расходов, епископ отказался от контроля за проводимыми работами со стороны национальной «Инспекции исторических памятников»; возмущение инспекции смог уладить префект департамента Ло.
Строительные работы охватили замок и всю средневековую часть Рокамадура. По мере продвижения строительных работ аббату Шевалю пришлось решить множество неординарных задач:
Муниципалитет игнорировал это предупреждение, и 03 февраля 1865 года случился оползень, уничтоживший сарай и погреб трактирщика Лафона с снёс небольшую железную дорогу и ограду стройки. Был подан судебный иск против муниципалитета и службы приёма паломников. 03 марта 1868 года, несмотря на технические доводы, суд признал виновным духовенство, обязав выплатить компенсацию пострадавшему трактирщику и построить подпорную стену.
В конце лета 1872 года восстановительные работы в Рокамадуре были завершены.
Более всего город славится знаменитым санктуарием (священным местом) Чёрной Мадонны. Именно к ней идут, преодолевая трудный путь, паломники со всего мира. Церковь Нотр-Дам, в которой находится главная святыня города, построена в 1479 году, а сама Чёрная Мадонна, согласно преданию, была вырезана из дерева грецкого ореха самим святым Амадуром.
Статуя Мадонны потемнела от времени и впитала в себя копоть свечей и лампад, постоянно горящих вокруг неё. К тому же в Средние века она была облачена в серебряные одежды, и серебро тоже оставило тёмные следы на дереве. Считается, что статуя Чёрной Мадонны имеет чудотворную и исцеляющую силу, особенно она покровительствует морякам и рыбакам. Говорят, что во время бедствия моряки тонущего судна молятся Мадонне, и она им помогает. В хронике 1172 года, написанной монахами-бенедиктинцами, имеется описание 126 чудес, сотворённых Мадонной. Под сводами часовни, где находится алтарь Чёрной Мадонны, виситдревний колокол, датируемый 8-м веком. Говорят, когда происходит чудо, колокол самопроизвольно, без чьего-либо вмешательства, звонит, сообщая о происшедшем. Жители Рокамадура, слыша колокольный звон, отмечают это событие в специальной книге. Некоторые спасённые моряки, приезжая сюда, чтобы поблагодарить Мадонну, сверяли дату кораблекрушения с записями в книге колокольного звона — и даты всегда совпадали!
В храме и сейчас можно увидеть множество даров, поднесённых Мадонне. Среди них морские фуражки, макеты кораблей и мраморные таблички с благодарностью. Рассказы о чудесах Чёрной Мадонны веками привлекали в Рокамадур толпы паломников, среди которых были Элеонора Аквитанская, Генрих II, Людовик IX и Людовик XI.
На внешних стенах храма сохранилась интересная, но довольно мрачная фресковая роспись. Одно из изображений — баталия скелетов. Оно кажется совсем странным и неуместным. Хотя, скорее всего, сюжеты являются отголосками войн: во время Столетней войны город был разграблен англичанами и осквернён в ходе Религиозных войн катарами. Однако Чёрная Мадонна и сами постройки уцелели и хорошо сохранились. Ежегодно 8 сентября в честь главной святыни города устраиваются празднества, привлекающие сюда тысячи паломников и туристов.
На протяжении веков прихожане часовни Нотр-Дам могли видеть меч, застрявший в стене. Принадлежал он якобы самому Роланду. Сила этого средневекового бесстрашного героя заключалась в рукоятке боевого меча, где хранились несколько реликвий: острие копья, ранившего Иисуса Христа на кресте, лоскуток одежды Девы Марии, зуб святого Петра, кровь святого Василия и волосы святого Дениса. Меч называется Дюрандаль (от dur — «твёрдый» или от старонорвежского dyrum — «драгоценный»). По поводу происхождения его есть две легенды. Согласно первой, меч принадлежал троянскому герою Гектору, а вторая легенда гласит, что ангел Господень вручил его Карлу Великому, который и подарил его своему племяннику графу Роланду за подвиг в сражении против сарацинов в Пиренеях.
В средневековом эпосе «Песнь о Роланде» говорится, что Роланд перед смертью пытался разбить меч о камень, чтобы он не достался врагам, но Дюрандаль был слишком прочен. И тогда рыцарь забросил его подальше от поля боя, а тот, пролетев огромное расстояние, вонзился в скалу, вокруг которой позже и был построен Рокамадур.Впрочем, некоторые учёные полагают, что в часовне не может находиться меч Роланда, так как легендарный рыцарь Карла Великого погиб в августе 778 года в бою с басками в Ронсельвальском ущелье, которое находится довольно далеко от Рокамадура, в нескольких сотнях километров. Слухи же о Дюрандале, застрявшем в стене, появились в середине 7-го века, после написания «Песни о Роланде». По всей видимости, монахи использовали легенду, чтобы привлечь в эти места паломников.
С 2011 года в часовне находится новодел, а сам Дюрандаль отправлен в парижский музей Средневековья.
Есть на Земле такие места, которые притягивают человека. Которые человек выбирает вопреки всякому здравому смыслу, но подчиняясь смыслу, скрытому от логики и понимания. Святые места или «места Силы» – их называют по-разному, но неизменно одно – туда идут люди. Одни с молитвой, а другие с фотоаппаратом; кто-то за помощью, а кто-то за сувенирами…
Давайте посмотрим на этот городок подробнее
Городок получил своё название в честь святого отшельника Амадура, который был настолько влюблён в эту скалистую местность, что прожил здесь всю жизнь. Оттого и место получило название Рокамадур — «скала Амадура». Правда, некоторые исследователи отождествляют отшельника с Закхеем — библейским сборщиком налогов из Иерихона, покинувшим Палестину из-за религиозных преследований и поселившимся в этих местах.
Никто не может назвать точную дату основания города. Свою известность Рокамадур приобрёл в 1166 году, после того как здесь была обнаружена гробница с нетленными мощами святого Амадура. С тех пор город стали посещать паломники, среди которых были монархи, епископы и прочие знатные особы. Во время Религиозных войн во Франции мощи были уничтожены. Сейчас в крипте Святого Амадура находятся лишь фрагменты кости.
Рокамадур состоит всего из двух улиц. Зато он имеет вертикальное расположение, и его условно можно разделить на три уровня: средневековый, религиозный и замок.
Средневековый город находится на самом нижнем уровне и состоит из одной-единственной улицы Гранд Рю (Большая улица), берущей своё начало от узких ворот Смоковницы. Несколько веков назад по обеим сторонам улицы стояли постоялые дворы для паломников. Сейчас на их месте находятся дома торговцев, сохранившие первоначальный вид, несколько комфортабельных отелей и уютных ресторанчиков.
Религиозный город расположен на среднем уровне. Это главная часть Рокамадура. Именно здесь находятся почти все достопримечательности и церковные сооружения: базилика Сен-Совер, крипта Святого Амадура и многочисленные часовни. Старинные постройки лепятся прямо к поверхности скалистого утёса, поднимающегося на высоту около 150 метров. С нижнего уровня к среднему ведёт средневековая лестница, ступени которой основательно истерты ногами паломников. В прежние времена паломники поднимались к часовне Нотр-Дам, основному месту паломничества, на коленях, произнося при этом молитвы. Трудно представить себе эту картину, ведь им приходилось преодолевать 216 ступеней довольно крутой лестницы. Сейчас этот подъём можно совершить на лифте.
Третий, последний, уровень полностью занят хорошо сохранившимся замком Рокамадур. Чтобы добраться до него, нужно пройти ещё несколько десятков ступеней по петляющей лестнице, имеющей 14 промежуточных площадок. Дорогу к замку называют Путь скорби, или Крёстный путь. Эти названия она получила из-за того, что на каждой из площадок установлены часовенки, которые символизируют 14 остановок Христа по дороге на Голгофу — или, иными словами, Страсти Христовы и последние часы Его земной жизни. На вершине лестницы установлен Голгофский крест. Замок, расположенный на верхнем плато горы, — постройка добротная и выверенная. Но после религиозного уровня города замок уже не производит должного впечатления. К тому же он якобы находится в частном владении, и посмотреть его изнутри нельзя: доступ открыт только на смотровую площадку и часть двора.
Рокамадур со своими искривлёнными улочками сохранил несколько укреплённых ворот (porte Salmon, porte Cabilière, porte de l’hôpital, porte du figuier). Величественная лестница, по которой паломники прежде взбирались становясь на колени (в наше время такое случается реже), ведёт от площади к святилищам — базилике Сен-Совёр, крипте святого Амадура (классифицирована как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, часовням Sainte-Anne, Saint-Blaise, Saint-Jean-Baptiste, Notre-Dame (где находится статуя чёрной мадонны) и Saint-Michel.
Вот еще одна версия названия города: по мнению историков название Рокамадур (Rocamadour) является средневековой формой исходного названия «Rocamajor». «Roca»- означало укрытие по типу скального навеса, а слово «major»- подчёркивало крупные размеры этого укрытия.
Участок местности, возвышающийся над Рокамадуром имеет название «Hospitalet», которое произошло от слова «espitalet» означавшего маленький приют. Этот приют основан в 1095 году дамой Элен де Кастельно.
От административного центра департамента, города Каора, Рокамадур отделяет 36 километров автодороги. Рокамадур находится на правом обрывистом берегу реки Альзу в непосредственной близости от исторической области Перигор и недалеко от долины реки Дордонь. Город расположен в глубине региональной природной зоны Causses du Quercy (известняковое плато Керси).
Многочисленные пещеры в Рокамадуре служили убежищем для людей ещё в эпоху палеолита, о чём свидетельствуют наскальные изображения пещеры Мервей. Другая пещера, пещера Линар, служила людям жилищем и подземным некрополем в период бронзового века. Найденные там останки помещены в музей Кабрере и в фойе мэрии Рокамадура.
В период железного века сюда пришли племена кадурков. В VIII веке до н. э. они покорили территорию современного департамента Ло благодаря своему железному вооружению. В ходе строительных работ в наше время были обнаружены следы поселения в долине Сальвате возле городка Кузу. Оппидум был устроен на высотах ущелья Альзу, ниже течения реки Турнефей; вероятно он имел отношение к борьбе галлов против римских войск в ходе Галльской войны.
В том, что к появлению Рокамадура немного причастна магия, сомневаться не приходиться. Достаточно просто подняться по головокружительным ступеням к замку, возвышающемуся над окрестными скалами, чтобы убедиться в этом. Меч Дюрандаль, не менее легендарный, чем его владелец, рыцарь Роланд, торчит там из крепостной стены, и, подобно знаменитому Эскалибру, его никто не может вынуть. В последнем, правда, нельзя быть до конца уверенными. В то время как в Рокамадуре имеется еще целый ряд чудес, в которые поверили многие поколения людей задолго до нашего с вами времени.
Речь идет о соборе Шапель-Нотр-Дам, выстроенном здесь в XII-XVI веках. Собор появился не случайно – в 1166 году в Рокамадуре обнаружили гробницу с мощами. Нетленное тело было выкопано в санктуарии Девы Марии перед входом в чудесную часовню. Останки святого Амадура извлекли из земли и представили паломникам. Мощи были уничтожены в годы религиозных войн во Франции и в наше время существуют только фрагменты кости, выставленные в крипте святого Амадура.
Рокамадур на протяжении веков существовал исключительно как святое место. Здесь был построен не только собор. Появился целый комплекс сооружений: грот Чудес с наскальными рисунками, гробница Святого Амадура, капелла Сен-Блез и капелла Сен-Жан-Батист с готическим порталом. А еще базилика Сен-Совер, где, как и повсюду в Рокамадуре, смешались архитектура и природа – одну из стен здесь заменила скала. Не стоит забывать и о вершине холма, где рядом с замком стоит Голгофский крест, а лестница к нему символизирует последний путь Иисуса.
Говорят, что три яруса средневекового селения Рокамадур отражают положение трёх сословий той эпохи; рыцарство находилось на вершине, представители духовенства жили на среднем ярусе, а светские труженики занимали нижний ярус возле реки.
В единичных источниках упоминается о строительстве в 1105 году маленькой часовни на скалистом обрыве, который называли «Rupis Amatoris». Этот участок располагался на границе между землями двух бенедиктинских аббатств — Сен-Мартен де Тюль и Сен-Пьер де Марсьяк. В начальный период своей истории Рокамадур находился под властью Тюльского аббатства.
В 1112 году в Рокамадуре обосновался тюльский аббат Эбле из Тюрена. В 1119 году сюда поступило первое пожертвование от графа Ла Марш. В 1148 году возвестили о первом чуде и сюда последовали толпы паломников поклониться Деве Марии, статуя которой датируется XII веком.
Тюльский аббат Жеро Эскориал, занимавший этот пост с 1152 по 1188 год, распорядился за счёт пожертвований паломников возвести религиозные постройки (санктуарии). Культовые сооружения Рокамадура строились поэтапно на уступе отвесной скалы на правой стороне реки Альзу. Строительные работы завершились в конце XII века.
К этому времени Рокамадур уже пользовался европейской известностью, как говорит об этом «Книга чудес XII века», написанная неким монахом при санктуарии, и сюда приходило множество паломников. В 1159 году английский король Генрих II, супруг Алиеноры Аквитанской прибыл в Рокамадур чтобы поблагодарить Деву Марию за своё выздоровление.
В 1211 году Арнольд Амальрик, папский легат на время Альбигойского крестового похода, провёл в Рокамадуре зимние месяцы. Позже, в 1291 году, папа Николай IV даровал три буллы на отпущение грехов сроком на год и сорок дней для посетителей Рокамадура. В конце XIII века наступил расцвет славы Рокамадура и завершились строительные работы. Замок защитили тремя башнями, широким рвом и множеством часовых.
В 1317 году монахи ушли из Рокамадура и место перешло в управление капитулу каноников, назначавшихся епископом.
В XIV веке Европа перенесла губительное похолодание, массовый голод и серию эпидемий, среди которых была и пандемия чумы «Чёрная смерть»
В 1427 году в Рокамадуре приступили к восстановительным работам, однако не хватало ни денег, ни людей. Огромная скала упала на часовню Нотр-Дам, раздавив её полностью, и в 1479 году она была восстановлена при поддержке епископа Тюля Дени де Бара
Каноники в своём прошении к папе Пию IV в 1563 году говорили о полном разграблении святыни. Мощи осквернили и уничтожили, в том числе и тело святого Амадура. По рассказам свидетелей, капитан протестантов Жан Бессонье разбил мощи кузнечным молотом приговаривая: «Если не хочешь гореть, я тебя расколю». Капитаны Бессонье и Дюра смогли добыть 20 000 ливров в пользу армии Великого Конде, разграбив все сокровища часовни Нотр-Дам в Рокамадуре, собиравшиеся с начала XII века
Рокамадур почти обезлюдел после Великой Французской революции и вновь стал возрождаться к жизни в конце XIX века. Сегодня, впрочем, как сотни лет до этого, это крошечный городок, в котором всего-то две узкие, мощенные камнями, улицы. Два ряда красных черепичных крыш протянулись вдоль скалы, в которую словно бы вросли дома… Одного взгляда на это чудное место вполне достаточно, чтобы образ старинного городка надолго остался в сердце…
К началу XIX века святилища Рокамадура находились в состоянии полного упадка, сквозь ступени лестницы проросли деревья, большая часть торговцев уехала из Рокамадура.Три святилища продолжали действовать (церкви Сен-Совёр и Сен-Амадур, часовня Нотр-Дам), два святилища находились в плачевном состоянии (часовни Saint Michel и Saint Blaise), и два других были разрушены (часовни Sainte Anne и Saint Jean-Baptiste). Кровля церкви Сен-Совёр нуждалась в полной замене, её южная стена наклонилась на 30 сантиметров под тяжестью перегруженных сводов.В 1831 году французский литератор и археолог Жак-Антуан Дельпон писал: «Судя по всему, этой молельне осталось жить недолго».
В тот период во Франции появилась политическая воля к сохранению своего исторического наследия. 13 апреля 1830 года префект департамента Ло написал письмо министру внутренних дел с просьбой о безотлагательной помощи. К этому письму была приложена смета в объёме 8500 франков, составленная ещё в 1822 году аббатом Кайо. Это прошение осталось без ответа. Был сформирован список исторических памятников департамента Ло, и часовня Рокамадура была в нём на первых местах, однако их поддержку не финансировало ни государство, ни муниципалитет Рокамадура.
В начале 1855 года епископу Каора Жан-Жаку Барду пришла идея организовать крупную лотерею для сбора средств на восстановление. Министерство внутренних дел обязало организаторов предварительно составить смету и разработать план работ. Архитектор департамента выполнил эти документы и оценил примерный объём расходов в 318 820 франков.
Выпустили три тиража лотереи; в декабре 1856 года, а также в июне и декабре 1857 года. Организаторы выпустили 600 000 лотерейных билетов стоимостью 1 франк, однако собрать удалось только 84 624 франков, что составило четверть от требуемой суммы.
Епископ Барду поручил руководить работами аббату Жану-Батисту Шевалю, архитектору и археологу епархии Монтобана, и работы начались в 1858 году. В условиях отсутствия государственного финансирования и чтобы избежать дополнительных расходов, епископ отказался от контроля за проводимыми работами со стороны национальной «Инспекции исторических памятников»; возмущение инспекции смог уладить префект департамента Ло.
Строительные работы охватили замок и всю средневековую часть Рокамадура. По мере продвижения строительных работ аббату Шевалю пришлось решить множество неординарных задач:
Муниципалитет игнорировал это предупреждение, и 03 февраля 1865 года случился оползень, уничтоживший сарай и погреб трактирщика Лафона с снёс небольшую железную дорогу и ограду стройки. Был подан судебный иск против муниципалитета и службы приёма паломников. 03 марта 1868 года, несмотря на технические доводы, суд признал виновным духовенство, обязав выплатить компенсацию пострадавшему трактирщику и построить подпорную стену.
В конце лета 1872 года восстановительные работы в Рокамадуре были завершены.
Более всего город славится знаменитым санктуарием (священным местом) Чёрной Мадонны. Именно к ней идут, преодолевая трудный путь, паломники со всего мира. Церковь Нотр-Дам, в которой находится главная святыня города, построена в 1479 году, а сама Чёрная Мадонна, согласно преданию, была вырезана из дерева грецкого ореха самим святым Амадуром.
Статуя Мадонны потемнела от времени и впитала в себя копоть свечей и лампад, постоянно горящих вокруг неё. К тому же в Средние века она была облачена в серебряные одежды, и серебро тоже оставило тёмные следы на дереве. Считается, что статуя Чёрной Мадонны имеет чудотворную и исцеляющую силу, особенно она покровительствует морякам и рыбакам. Говорят, что во время бедствия моряки тонущего судна молятся Мадонне, и она им помогает. В хронике 1172 года, написанной монахами-бенедиктинцами, имеется описание 126 чудес, сотворённых Мадонной. Под сводами часовни, где находится алтарь Чёрной Мадонны, виситдревний колокол, датируемый 8-м веком. Говорят, когда происходит чудо, колокол самопроизвольно, без чьего-либо вмешательства, звонит, сообщая о происшедшем. Жители Рокамадура, слыша колокольный звон, отмечают это событие в специальной книге. Некоторые спасённые моряки, приезжая сюда, чтобы поблагодарить Мадонну, сверяли дату кораблекрушения с записями в книге колокольного звона — и даты всегда совпадали!
В храме и сейчас можно увидеть множество даров, поднесённых Мадонне. Среди них морские фуражки, макеты кораблей и мраморные таблички с благодарностью. Рассказы о чудесах Чёрной Мадонны веками привлекали в Рокамадур толпы паломников, среди которых были Элеонора Аквитанская, Генрих II, Людовик IX и Людовик XI.
На внешних стенах храма сохранилась интересная, но довольно мрачная фресковая роспись. Одно из изображений — баталия скелетов. Оно кажется совсем странным и неуместным. Хотя, скорее всего, сюжеты являются отголосками войн: во время Столетней войны город был разграблен англичанами и осквернён в ходе Религиозных войн катарами. Однако Чёрная Мадонна и сами постройки уцелели и хорошо сохранились. Ежегодно 8 сентября в честь главной святыни города устраиваются празднества, привлекающие сюда тысячи паломников и туристов.
На протяжении веков прихожане часовни Нотр-Дам могли видеть меч, застрявший в стене. Принадлежал он якобы самому Роланду. Сила этого средневекового бесстрашного героя заключалась в рукоятке боевого меча, где хранились несколько реликвий: острие копья, ранившего Иисуса Христа на кресте, лоскуток одежды Девы Марии, зуб святого Петра, кровь святого Василия и волосы святого Дениса. Меч называется Дюрандаль (от dur — «твёрдый» или от старонорвежского dyrum — «драгоценный»). По поводу происхождения его есть две легенды. Согласно первой, меч принадлежал троянскому герою Гектору, а вторая легенда гласит, что ангел Господень вручил его Карлу Великому, который и подарил его своему племяннику графу Роланду за подвиг в сражении против сарацинов в Пиренеях.
В средневековом эпосе «Песнь о Роланде» говорится, что Роланд перед смертью пытался разбить меч о камень, чтобы он не достался врагам, но Дюрандаль был слишком прочен. И тогда рыцарь забросил его подальше от поля боя, а тот, пролетев огромное расстояние, вонзился в скалу, вокруг которой позже и был построен Рокамадур.Впрочем, некоторые учёные полагают, что в часовне не может находиться меч Роланда, так как легендарный рыцарь Карла Великого погиб в августе 778 года в бою с басками в Ронсельвальском ущелье, которое находится довольно далеко от Рокамадура, в нескольких сотнях километров. Слухи же о Дюрандале, застрявшем в стене, появились в середине 7-го века, после написания «Песни о Роланде». По всей видимости, монахи использовали легенду, чтобы привлечь в эти места паломников.
С 2011 года в часовне находится новодел, а сам Дюрандаль отправлен в парижский музей Средневековья.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]