Почему в эпоху Наполеоновских войн ходили в «смешных» мундирах?
---
Странные, даже нелепые костюмы времён Наполеоновских войн кажутся сейчас смешными. Зачем же военные так одевались?
На этот вопрос есть два ответа. Один краткий: потому что в то время эти костюмы никто не считал смешными; а второй — подробный. Краткий уже дан, поэтому приступим к подробному.
Вплоть до середины ХХ века военная форма следовала самым прихотливым извивам гражданской моды. Времена менялись, но неизменным оставалось одно: военные носили одежду стиля, сходного с гражданским, только унифицированную кроем и цветом и дополненную разнообразными военными элементами: частью утилитарными, как, например, погоны, частью — декоративными, как султаны на шапках.
В XVII столетии, когда в Западной Европе зарождалась военная форма, отличием военных было следование определённым цветам, которые выбирались для каждой военной части, — вспомним голубые плащи с крестами у королевских мушкетёров. У русских в то же самое время стрельцы носили самый обычный длиннополый кафтан, но опять же со своими отличиями в отдельных полках. Когда в конце XVII века в моду вошли французский кафтан и камзол, армии немедленно переоделись в соответствии с актуальными трендами.
В наши дни это выглядело бы примерно так: меняется мода на ширину галстука, и тут же выходит приказ министра обороны — заузить галстук на парадной и повседневной форме. Входит в моду зауженный «итальянский» крой пиджака с большим вырезом на груди, и министр немедленно приказывает поменять форму в соответствии с модой. Звучит необычно, да? Притом что современная парадная и повседневная формы как законсервировались на уровне приблизительно 30-х годов ХХ века, так и сохраняется в неизменности.
Но ещё пару столетий назад подобное было невозможно.
Никто не стал бы носить старомодные костюмы!
К началу революционных, а затем наполеоновских войн в Европе произошла очередная «модная революция». Вместо старых кафтанов, камзолов и кюлотов актуальными стали фраки, жилеты и панталоны. Именно так переоделись французские войска, а затем и армии всего мира. На смену треуголкам пришли двуугольные шляпы, а на головах солдат появились кивера — те же шляпы-цилиндры лондонских или парижских буржуа, только приспособленные под нужды армии.
Так что любой солдат эпохи Наполеоновских войн был одет на зависть своим родственникам и друзьям, оставшимся в деревне: как столичный щёголь. Не случайно в обществе того времени военная форма, даже у нижних чинов, воспринималась как «барское платье». В этом был глубокий смысл. Государство, требуя от солдата готовности умирать за Отечество, одновременно возвышало его до уровня «благородных», признавая, что военный долг соединяет и дворян, и простолюдинов в одно военное сословие.
Многие элементы военной формы того времени кажутся нашим современникам слишком вычурными, но на самом деле имеют вполне логичное объяснение. Яркие цвета военной формы позволяли полководцу легко ориентироваться в самой гуще сражений. Вспомним — в те времена стреляли из ружей и пушек, используя чёрный порох, который давал огромные клубы плотного серого дыма.
Уже через полчаса перестрелки поле боя заволакивала пелена, за которой было весьма сложно понять, где свои, а где чужие. А ведь единственным средством наблюдения в те времена была сама простая подзорная труба, которой, кстати, располагали лишь генералы — да и то далеко не все.
Если по равнине движутся строевые коробки определённых цветов, то понять кто где, становится куда проще.
Поэтому очень многие элементы военной формы были сознательно демаскирующими. Ведь в те времена всё равно стреляли в неприятеля с минимальной дистанции; о том, что армия может залечь и окопаться, тогдашняя тактика не подозревала (да в этом и не было никакой нужды), так что задача скрываться никогда не ставилась. Более того, многие детали формы специально сообщали наблюдателю, какая перед ним воинская часть.
На киверах размещались крупные металлические бляхи с номером полка, высокие цветные султаны позволяли понять номер роты. В наполеоновской армии рядовые отборных гренадерских и вольтижерных рот вместо погон носили яркие красные или зелёные эполеты, также делавшие их хорошо заметными на фоне прочей армейской пехоты.
N.B. Об окопах знали, просто как раз специфика тамошне-тогдашней тактики делала их бессмысленными и даже мешающими в полевом сражении.
Яркость военной формы имела ещё одно объяснение — психологическое воздействие на противника. Ведь когда на тебя идеальным шагом надвигаются стройные ряды в одинаковой, но весьма впечатляющей форме и как будто не замечают ружейных и пушечных выстрелов, немедленно смыкая ряды там, где на землю падают раненые, это производит очень сильное впечатление. Кивера с султанами делают противника заметно выше ростом — и вот уже врагу кажется, что на него идут настоящие великаны.
Слабые духом солдаты, увидев такую картину, попросту обращались в бегство.
Михаил Диунов
На этот вопрос есть два ответа. Один краткий: потому что в то время эти костюмы никто не считал смешными; а второй — подробный. Краткий уже дан, поэтому приступим к подробному.
Вплоть до середины ХХ века военная форма следовала самым прихотливым извивам гражданской моды. Времена менялись, но неизменным оставалось одно: военные носили одежду стиля, сходного с гражданским, только унифицированную кроем и цветом и дополненную разнообразными военными элементами: частью утилитарными, как, например, погоны, частью — декоративными, как султаны на шапках.
В XVII столетии, когда в Западной Европе зарождалась военная форма, отличием военных было следование определённым цветам, которые выбирались для каждой военной части, — вспомним голубые плащи с крестами у королевских мушкетёров. У русских в то же самое время стрельцы носили самый обычный длиннополый кафтан, но опять же со своими отличиями в отдельных полках. Когда в конце XVII века в моду вошли французский кафтан и камзол, армии немедленно переоделись в соответствии с актуальными трендами.
В наши дни это выглядело бы примерно так: меняется мода на ширину галстука, и тут же выходит приказ министра обороны — заузить галстук на парадной и повседневной форме. Входит в моду зауженный «итальянский» крой пиджака с большим вырезом на груди, и министр немедленно приказывает поменять форму в соответствии с модой. Звучит необычно, да? Притом что современная парадная и повседневная формы как законсервировались на уровне приблизительно 30-х годов ХХ века, так и сохраняется в неизменности.
Но ещё пару столетий назад подобное было невозможно.
Никто не стал бы носить старомодные костюмы!
К началу революционных, а затем наполеоновских войн в Европе произошла очередная «модная революция». Вместо старых кафтанов, камзолов и кюлотов актуальными стали фраки, жилеты и панталоны. Именно так переоделись французские войска, а затем и армии всего мира. На смену треуголкам пришли двуугольные шляпы, а на головах солдат появились кивера — те же шляпы-цилиндры лондонских или парижских буржуа, только приспособленные под нужды армии.
Так что любой солдат эпохи Наполеоновских войн был одет на зависть своим родственникам и друзьям, оставшимся в деревне: как столичный щёголь. Не случайно в обществе того времени военная форма, даже у нижних чинов, воспринималась как «барское платье». В этом был глубокий смысл. Государство, требуя от солдата готовности умирать за Отечество, одновременно возвышало его до уровня «благородных», признавая, что военный долг соединяет и дворян, и простолюдинов в одно военное сословие.
Многие элементы военной формы того времени кажутся нашим современникам слишком вычурными, но на самом деле имеют вполне логичное объяснение. Яркие цвета военной формы позволяли полководцу легко ориентироваться в самой гуще сражений. Вспомним — в те времена стреляли из ружей и пушек, используя чёрный порох, который давал огромные клубы плотного серого дыма.
Уже через полчаса перестрелки поле боя заволакивала пелена, за которой было весьма сложно понять, где свои, а где чужие. А ведь единственным средством наблюдения в те времена была сама простая подзорная труба, которой, кстати, располагали лишь генералы — да и то далеко не все.
Если по равнине движутся строевые коробки определённых цветов, то понять кто где, становится куда проще.
Поэтому очень многие элементы военной формы были сознательно демаскирующими. Ведь в те времена всё равно стреляли в неприятеля с минимальной дистанции; о том, что армия может залечь и окопаться, тогдашняя тактика не подозревала (да в этом и не было никакой нужды), так что задача скрываться никогда не ставилась. Более того, многие детали формы специально сообщали наблюдателю, какая перед ним воинская часть.
На киверах размещались крупные металлические бляхи с номером полка, высокие цветные султаны позволяли понять номер роты. В наполеоновской армии рядовые отборных гренадерских и вольтижерных рот вместо погон носили яркие красные или зелёные эполеты, также делавшие их хорошо заметными на фоне прочей армейской пехоты.
N.B. Об окопах знали, просто как раз специфика тамошне-тогдашней тактики делала их бессмысленными и даже мешающими в полевом сражении.
Яркость военной формы имела ещё одно объяснение — психологическое воздействие на противника. Ведь когда на тебя идеальным шагом надвигаются стройные ряды в одинаковой, но весьма впечатляющей форме и как будто не замечают ружейных и пушечных выстрелов, немедленно смыкая ряды там, где на землю падают раненые, это производит очень сильное впечатление. Кивера с султанами делают противника заметно выше ростом — и вот уже врагу кажется, что на него идут настоящие великаны.
Слабые духом солдаты, увидев такую картину, попросту обращались в бегство.
Михаил Диунов
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]