ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ: ИСКУССТВО И ВОЙНА
---
21 июня 1941 года труппа Малого театра под руководством Николая Александровича Анненкова играла шефский концерт в Волынской области на северо-западе Украины — недалеко от Ковеля, где располагался один из гарнизонов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). У труппы было запланировано несколько выступлений, и когда на следующий день — в первый день Великой Отечественной войны — они фактически оказались в зоне боевых действий, было принято решение не отменять гастроли. По сути, именно актеры Малого театра стали первой фронтовой бригадой — выездным театрально-концертным коллективом, выступавшим в годы войны со спектаклями и сборными концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла.
Текст: Сергей КУМЫШ
Первые бригады
Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
Одной из первых вновь образованных фронтовых бригад стала группа московских актеров под руководством В. А. Филиппова. Также на призыв незамедлительно откликнулись и сформировали бригады артисты Центрального театра Красной армии (всего их силами впоследствии было создано 19 бригад), театра Киевского военного округа и Смоленского драматического театра, на время войны переименованного в Театр Западного фронта. Уже через месяц поле обращения Пленума ЦК фронтовые бригады начали активную работу, их численность постоянно росла, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта.
Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.
Московские артисты выступают перед фронтовиками. Ноябрь, 1943. Фото: Сергей Косырев / РИА Новости
Выступление артиста цирка Бориса Вяткина. Кенигсберг, Германия. Апрель, 1945. Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости
Поначалу коллективы бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.
После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли.
Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 актеров, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сот раз.
В условиях военного времени
Часто концерты и спектакли игрались в непосредственной близи от линии фронта во время боевых действий. Например, созданный на Ленинградском фронте Николаем Черкасовым Театр народного ополчения давал первые концерты на Ропшинских аэродромах — часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня.
Концерт артистов и солдат на передовой. Фото: Марк Марков-Гринберг / Vostock-photo / fotosoyuz
Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. Народная артистка СССР Нина Сазонова, входившая в состав 10-й концертно-фронтовой бригады от Центрального театра Красной армии, вспоминала, как во время одного из концертов, прямо посреди песенного номера, который они исполняли с ее подругой и партнершей Тосей Романовой, раздался громкий крик: «Все на землю!» Приближались немецкие бомбардировщики. На Сазоновой и Романовой были яркие сарафаны, хорошо заметные с воздуха.
В тот раз солдаты закрыли их своими телами, спасли жизнь. Впоследствии почти все члены Десятой концертной бригады погибли, попав в окружение под Харьковом. Одной из немногих удалось выжить Сазоновой — артистка несколько дней провела в полном одиночестве, скрываясь от фашистских захватчиков, пока наконец случайно не набрела на лагерь советских солдат.
Порой, приехав на место выступления, члены труппы уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук. Хоронили умерших. И конечно же, играли и пели, по мере сил скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран или просто нуждался в поддержке.
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени Петр Александрович Констатинов вспоминает такую поездку на одном из санитарных поездов: «Состав шел медленно. Пройдет километров пять-шесть — остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка».
Фронтовые театры
Помимо концертных бригад по всему фронту широко функционировали передвижные театры. Основное отличие заключалось в том, что репертуар театров состоял преимущественно из одноактных пьес. Поначалу это были сокращенные версии классической драматургии и наследия советских авторов; позже стали появляться произведения, написанные специально для показа на фронтах. Всего таких пьес за годы войны было создано более семисот.
Технически фронтовые театры были оснащены лучше бригад, что, впрочем, нередко усложняло условия работы и замедляло передвижение.
Из воспоминаний знаменитого советского сценографа, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева:«Вертикальные [дюралюминиевые] стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый сантиметр в кузове машины на счету.
Пришло удачное решение — одеть в свои, соответствующие «костюмы» ящики, в которых перевозили конструкции и весь театральный реквизит. Затянутые апплицированными чехлами, они превращались в беседки, башни, столы и прочее. Аппликацией мы пользовались очень широко. Ведь если просто расписать холст, то от постоянного скатывания краски отслоятся, обсыплются. А аппликации можно сделать и объемными. В «Осаде Лейдена», когда делали средневековые башни, под ткань положили вату и выстегали в форме камней. Потом подрисовали. Получилась иллюзия объемности.
Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место…
Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит, укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас начинается спектакль. Проверять некогда».
Фронтовой театр на Юго-Западном фронте. На сцене – спектакль «Суворов». Август 1942. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости
В 1942 г. было принято решение о создании 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества (ВТО). Труппы были сформированы из актеров крупнейших театров страны, среди которых Театр им. Евгения Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и другие. Семь фронтовых бригад возникают по инициативе солистов Большого театра — в общей сложности они провели на различных фронтах 1140 концертов.
Фронтовые театры и бригады комплектовались не только из членов действующих коллективов. К работе также привлекались студенты театральных и музыкальных учебных заведений.
Так, октябре 1941-го на базе ГИТИСа, при участии нескольких других московских творческих вузов, были созданы пять концертных бригад. Девять месяцев спустя, уже в саратовской эвакуации, выпускники 42-го года стали артистами вновь образованного фронтового театра (Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа), успевшего за три года своего существования выступить на семи фронтах и дать более тысячи спектаклей. После войны театр был расформирован.
Голос
Среди наиболее заметных фигур артистов военных лет — актриса и певица Клавдия Шульженко, исполнительница песни «Синий платочек», награжденная 9 мая 1945 года орденом Красной Звезды с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства».
Начало войны застало певицу на гастролях в Ереване, но уже через несколько дней она вернулась в Ленинград, где на тот момент жила. Когда в первую военную зиму появилась возможность уехать в эвакуацию, Шульженко отказалась. В годы блокады она дала свыше пятисот концертов для жителей осажденного города, за что впоследствии была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Главная песня военных лет в исполнении Шульженко — «Синий платочек» – появилась в репертуаре певицы не сразу. Ей нравилась музыка, но стихи Кубы Галицкого, написанные еще в мирное время, на войне казались неуместными. Однако в феврале 1942 года, во время гастролей по Волховскому фронту, Шульженко знакомится с молодым офицером, корреспондентом газеты «В решающий бой» Михаилом Максимовым, который показывает певице написанные им новые слова. Тем же вечером Шульженко впервые исполняет ставшую впоследствии классической версию «Платочка»: буквально через два месяца песню уже знает, любит и поет вся страна.
Из отзыва героя Советского Союза майора Грунчика, оставленного после одного из концертов Шульженко: «Нам как никогда дорога встреча с Вами в эти грозные, суровые, но и величественные дни. Ваша боевая песня и музыка, как призыв, проходит через наши мысли и чувства. Мы рады и полны сознания, что вы делаете с нами одно дело, дело, которое приведет к полному разгрому ненавистного человечеству врага — фашистского гада. Воодушевленные вашими песнями и музыкой, мы с новой энергией и силой нанесем на своих крыльях тысячи тонн смертельного груза на голову врага».
Все для победы
В воспоминаниях ветеранов нередко фигурирует одна и та же история, пересказанная на множество разных ладов — вариации переменчивы, но мотив узнаваем. Выглядит эта история примерно так. Солдаты готовятся к наступлению, которое начнется наутро. Все то и дело посматривают в сторону дороги, уходящей в тыл: там должна появиться колонна транспорта, везущего боеприпасы. Ближе к вечеру вместо долгожданной колонны на пыльной дороге возникает гражданский автобус. «Артисты приехали», — слух разносится быстро, и вскоре на специально отведенном месте собираются зрители — все, кто в этот час не на посту.
После выступления — вот об этом все говорят почти одними и теми же словами — наступление нередко проходило лучше, чем ожидалось — насколько это вообще было возможно. Песни, стихи, спектакли оказывались в конечном счете если не важнее недостающих боеприпасов, то, во всяком случае, давали ощутимый прилив сил, внутренней уверенности и готовности сражаться. Из отзыва на выступление фронтовой бригады Большого театра: «Мы ничего не пожалеем для нашей победы, и если вы услышите о наших успехах, то помните, что в этом и ваша заслуга».
Концерт пианиста Владимира Сафроницкого в концертном зале театра имени Пушкина, в блокадном Ленинграде. 23 декабря 1941. Фото: Анатолий Гранин / РИА Новости
К работе фронтовых бригад и других творческих объединений в годы ВОВ предъявлялись требования военного времени: артистические коллективы были неотъемлемой частью всеобщего движения к победе и должны были неукоснительно выполнять приказы начальства, продолжать трудиться на благо Родины, прилагая все доступные средства и возможные усилия. Народный артист СССР Владимир Зельдин в телеинтервью вспоминал, как, в самом начале войны вернувшись в Москву со съемок фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», готовился к отправке в танковое училище и последующему отбытию на фронт. Однако в день, указанный в повестке, поступил приказ комитета кинематографии: «Продолжать снимать фильм». Зельдина оставили в столице. Впоследствии он также принимал участие в работе выездных театральных коллективов.
По его словам, театр — своей работой — принес гораздо больше практической пользы, «чем если бы артисты воевали на фронте. Спектакли вызывали у зрителя сопереживание с тем, что происходит на сцене <…> Выступления бригад — тоже». По сути, у фронтовиков возникало ощущение неразрывной, непрекращающейся связи их нынешнего быта с течением мирной жизни во всех ее очевидных и неочевидных проявлениях, от которых они были вынужденно оторваны.
Впрочем, поддержка, оказываемая фронтовикам людьми искусства, не была исключительно духовной.
Солисты и труппы концертирующих коллективов, а также литераторы, художники и другие представителями творческих профессий постоянно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии. Ежедневные отчеты о собранных средствах публиковались в газете «Правда». Например, исполнительница народных песен Лидия Русланова подарила Первому Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Артисты Малого театра собирали деньги на самолеты, артисты Свердловского театра музыкальной комедии — на танки. Два боевых истребителя летчикам Первого Украинского фронта подарил лично Леонид Утесов, в годы войны постоянно выступавший с концертами перед советскими солдатами.
Вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад и театров прошли весь путь до Берлина. 2 мая 1945 года, ровно за неделю до окончания войны, Вторая группа Второго Фронтового театра ВТО сыграла в столице Германии спектакль «Так и будет» по пьесе Константина Симонова. 12 мая у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы, в котором приняли участие знаменитые советские артисты, прибывшие в Берлин спецрейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие. На этой дате вместе с войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров. История всеобщего противостояния врагу и одной на всех победы.
http://obelisk1945.ru/specials/T
Текст: Сергей КУМЫШ
Первые бригады
Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом».
Одной из первых вновь образованных фронтовых бригад стала группа московских актеров под руководством В. А. Филиппова. Также на призыв незамедлительно откликнулись и сформировали бригады артисты Центрального театра Красной армии (всего их силами впоследствии было создано 19 бригад), театра Киевского военного округа и Смоленского драматического театра, на время войны переименованного в Театр Западного фронта. Уже через месяц поле обращения Пленума ЦК фронтовые бригады начали активную работу, их численность постоянно росла, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта.
Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.
Московские артисты выступают перед фронтовиками. Ноябрь, 1943. Фото: Сергей Косырев / РИА Новости
Выступление артиста цирка Бориса Вяткина. Кенигсберг, Германия. Апрель, 1945. Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости
Поначалу коллективы бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.
После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли.
Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 актеров, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сот раз.
В условиях военного времени
Часто концерты и спектакли игрались в непосредственной близи от линии фронта во время боевых действий. Например, созданный на Ленинградском фронте Николаем Черкасовым Театр народного ополчения давал первые концерты на Ропшинских аэродромах — часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня.
Концерт артистов и солдат на передовой. Фото: Марк Марков-Гринберг / Vostock-photo / fotosoyuz
Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. Народная артистка СССР Нина Сазонова, входившая в состав 10-й концертно-фронтовой бригады от Центрального театра Красной армии, вспоминала, как во время одного из концертов, прямо посреди песенного номера, который они исполняли с ее подругой и партнершей Тосей Романовой, раздался громкий крик: «Все на землю!» Приближались немецкие бомбардировщики. На Сазоновой и Романовой были яркие сарафаны, хорошо заметные с воздуха.
В тот раз солдаты закрыли их своими телами, спасли жизнь. Впоследствии почти все члены Десятой концертной бригады погибли, попав в окружение под Харьковом. Одной из немногих удалось выжить Сазоновой — артистка несколько дней провела в полном одиночестве, скрываясь от фашистских захватчиков, пока наконец случайно не набрела на лагерь советских солдат.
Порой, приехав на место выступления, члены труппы уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук. Хоронили умерших. И конечно же, играли и пели, по мере сил скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран или просто нуждался в поддержке.
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени Петр Александрович Констатинов вспоминает такую поездку на одном из санитарных поездов: «Состав шел медленно. Пройдет километров пять-шесть — остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка».
Фронтовые театры
Помимо концертных бригад по всему фронту широко функционировали передвижные театры. Основное отличие заключалось в том, что репертуар театров состоял преимущественно из одноактных пьес. Поначалу это были сокращенные версии классической драматургии и наследия советских авторов; позже стали появляться произведения, написанные специально для показа на фронтах. Всего таких пьес за годы войны было создано более семисот.
Технически фронтовые театры были оснащены лучше бригад, что, впрочем, нередко усложняло условия работы и замедляло передвижение.
Из воспоминаний знаменитого советского сценографа, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева:«Вертикальные [дюралюминиевые] стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый сантиметр в кузове машины на счету.
Пришло удачное решение — одеть в свои, соответствующие «костюмы» ящики, в которых перевозили конструкции и весь театральный реквизит. Затянутые апплицированными чехлами, они превращались в беседки, башни, столы и прочее. Аппликацией мы пользовались очень широко. Ведь если просто расписать холст, то от постоянного скатывания краски отслоятся, обсыплются. А аппликации можно сделать и объемными. В «Осаде Лейдена», когда делали средневековые башни, под ткань положили вату и выстегали в форме камней. Потом подрисовали. Получилась иллюзия объемности.
Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место…
Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит, укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас начинается спектакль. Проверять некогда».
Фронтовой театр на Юго-Западном фронте. На сцене – спектакль «Суворов». Август 1942. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости
В 1942 г. было принято решение о создании 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества (ВТО). Труппы были сформированы из актеров крупнейших театров страны, среди которых Театр им. Евгения Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и другие. Семь фронтовых бригад возникают по инициативе солистов Большого театра — в общей сложности они провели на различных фронтах 1140 концертов.
Фронтовые театры и бригады комплектовались не только из членов действующих коллективов. К работе также привлекались студенты театральных и музыкальных учебных заведений.
Так, октябре 1941-го на базе ГИТИСа, при участии нескольких других московских творческих вузов, были созданы пять концертных бригад. Девять месяцев спустя, уже в саратовской эвакуации, выпускники 42-го года стали артистами вновь образованного фронтового театра (Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа), успевшего за три года своего существования выступить на семи фронтах и дать более тысячи спектаклей. После войны театр был расформирован.
Голос
Среди наиболее заметных фигур артистов военных лет — актриса и певица Клавдия Шульженко, исполнительница песни «Синий платочек», награжденная 9 мая 1945 года орденом Красной Звезды с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства».
Начало войны застало певицу на гастролях в Ереване, но уже через несколько дней она вернулась в Ленинград, где на тот момент жила. Когда в первую военную зиму появилась возможность уехать в эвакуацию, Шульженко отказалась. В годы блокады она дала свыше пятисот концертов для жителей осажденного города, за что впоследствии была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Главная песня военных лет в исполнении Шульженко — «Синий платочек» – появилась в репертуаре певицы не сразу. Ей нравилась музыка, но стихи Кубы Галицкого, написанные еще в мирное время, на войне казались неуместными. Однако в феврале 1942 года, во время гастролей по Волховскому фронту, Шульженко знакомится с молодым офицером, корреспондентом газеты «В решающий бой» Михаилом Максимовым, который показывает певице написанные им новые слова. Тем же вечером Шульженко впервые исполняет ставшую впоследствии классической версию «Платочка»: буквально через два месяца песню уже знает, любит и поет вся страна.
Из отзыва героя Советского Союза майора Грунчика, оставленного после одного из концертов Шульженко: «Нам как никогда дорога встреча с Вами в эти грозные, суровые, но и величественные дни. Ваша боевая песня и музыка, как призыв, проходит через наши мысли и чувства. Мы рады и полны сознания, что вы делаете с нами одно дело, дело, которое приведет к полному разгрому ненавистного человечеству врага — фашистского гада. Воодушевленные вашими песнями и музыкой, мы с новой энергией и силой нанесем на своих крыльях тысячи тонн смертельного груза на голову врага».
Все для победы
В воспоминаниях ветеранов нередко фигурирует одна и та же история, пересказанная на множество разных ладов — вариации переменчивы, но мотив узнаваем. Выглядит эта история примерно так. Солдаты готовятся к наступлению, которое начнется наутро. Все то и дело посматривают в сторону дороги, уходящей в тыл: там должна появиться колонна транспорта, везущего боеприпасы. Ближе к вечеру вместо долгожданной колонны на пыльной дороге возникает гражданский автобус. «Артисты приехали», — слух разносится быстро, и вскоре на специально отведенном месте собираются зрители — все, кто в этот час не на посту.
После выступления — вот об этом все говорят почти одними и теми же словами — наступление нередко проходило лучше, чем ожидалось — насколько это вообще было возможно. Песни, стихи, спектакли оказывались в конечном счете если не важнее недостающих боеприпасов, то, во всяком случае, давали ощутимый прилив сил, внутренней уверенности и готовности сражаться. Из отзыва на выступление фронтовой бригады Большого театра: «Мы ничего не пожалеем для нашей победы, и если вы услышите о наших успехах, то помните, что в этом и ваша заслуга».
Концерт пианиста Владимира Сафроницкого в концертном зале театра имени Пушкина, в блокадном Ленинграде. 23 декабря 1941. Фото: Анатолий Гранин / РИА Новости
К работе фронтовых бригад и других творческих объединений в годы ВОВ предъявлялись требования военного времени: артистические коллективы были неотъемлемой частью всеобщего движения к победе и должны были неукоснительно выполнять приказы начальства, продолжать трудиться на благо Родины, прилагая все доступные средства и возможные усилия. Народный артист СССР Владимир Зельдин в телеинтервью вспоминал, как, в самом начале войны вернувшись в Москву со съемок фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», готовился к отправке в танковое училище и последующему отбытию на фронт. Однако в день, указанный в повестке, поступил приказ комитета кинематографии: «Продолжать снимать фильм». Зельдина оставили в столице. Впоследствии он также принимал участие в работе выездных театральных коллективов.
По его словам, театр — своей работой — принес гораздо больше практической пользы, «чем если бы артисты воевали на фронте. Спектакли вызывали у зрителя сопереживание с тем, что происходит на сцене <…> Выступления бригад — тоже». По сути, у фронтовиков возникало ощущение неразрывной, непрекращающейся связи их нынешнего быта с течением мирной жизни во всех ее очевидных и неочевидных проявлениях, от которых они были вынужденно оторваны.
Впрочем, поддержка, оказываемая фронтовикам людьми искусства, не была исключительно духовной.
Солисты и труппы концертирующих коллективов, а также литераторы, художники и другие представителями творческих профессий постоянно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии. Ежедневные отчеты о собранных средствах публиковались в газете «Правда». Например, исполнительница народных песен Лидия Русланова подарила Первому Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Артисты Малого театра собирали деньги на самолеты, артисты Свердловского театра музыкальной комедии — на танки. Два боевых истребителя летчикам Первого Украинского фронта подарил лично Леонид Утесов, в годы войны постоянно выступавший с концертами перед советскими солдатами.
Вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад и театров прошли весь путь до Берлина. 2 мая 1945 года, ровно за неделю до окончания войны, Вторая группа Второго Фронтового театра ВТО сыграла в столице Германии спектакль «Так и будет» по пьесе Константина Симонова. 12 мая у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы, в котором приняли участие знаменитые советские артисты, прибывшие в Берлин спецрейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие. На этой дате вместе с войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров. История всеобщего противостояния врагу и одной на всех победы.
http://obelisk1945.ru/specials/T
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]