Как выглядела в юности прекрасная актриса, воплотившая трагический образ тети «Афони»
---
Простая, и в то же время сложная во всей палитре страстей и чаяний, русская женщина. Такой мы знаем великолепную актрису Раису Куркину, подарившую нам незабываемую гамму переживаний и радостей. Чье сердце не сжималась при виде образа погубленной равнодушием самого близкого человека тёти Фроси из «Афони» или при виде горестных метаний жены Верещагина из «Белого солнца пустыни». И при этом мы никогда не задумывались, о том человеке, что скрывается под этими драматическими масками.
Актриса родилась в очень непростое время голодной и холодной осенью 1927 года, страна оправлялась от гражданской войны и строила новую жизнь. Родители были из крестьян и переехали в Москву из деревни Покровка Тульской области, детство Раисы прошло в столице. В семье были творческие люди, бабушка обладала чудесным голосом, но выступала только перед односельчанами, и слушателями, пришедшими на эти любительские выступления из соседних деревень. Простым крестьянам до революции было почти нереально, оказаться на большой сцене, и тяготевший к искусству брат Раисы убежал из дома с бродячими артистами.
Взросление девушки пришлось на годы войны, и едва окончив школу, Раиса работала воспитательницей в детском саду. Неся в то страшное время детям разумное доброе вечное, она мечтала об большом искусстве.
Оказавшись перед приемной комиссией знаменитого Щепкинского театрального училища, скромная и впечатлительная девушка не совладала с переполнявшими ее эмоциями, ее попросили успокоиться и прийти на следующий день. Раиса постеснялась. И поступила вместо этого в институт востоковедения. Но так и не смогла усмирить давнюю мечту стать актрисой и активно участвовала в художественной самодеятельности. Именно там умницу и отличницу студентку заметили тогда еще начинающие актеры Михаил Ульянов с Владимиром Этушем и посоветовали поступать в театральное училище имени Щукина, выпускниками которого были сами. На этот раз экзамены прошли идеально, и советское искусство пополнилось еще одной сильной актрисой.
Еще в студенческие годы актриса больше тяготела к кино, а для театральной практики избрала театр киноактера. После нескольких выразительных эпизодических ролей была замечена и приглашена Иваном Пырьевым на роль Аделаиды Епанчиной в экранизацию культовой драмы «Идиот» (1958). Молодая актриса справилась блестяще, и громко заявила о себе в мире кино.
Со своим первым мужем режиссером и основателем первого ТЮЗа в Челябинске Борисом Скомаровским актриса познакомилась еще в театральном училище. Хотя от этого брака и родилась дочь, счастливым он не был. Виною тому постоянные измены мужа.
Вторым мужем стал режиссёр Владимир Мотыль, совместная жизнь их долго не продлилось по той же причине, по которой распался первый брак. Зато совместное творчество осталось в веках. В частности роль жены свирепого таможенника Верещагина в приключенческом фильме «Белое солнце пустыни». В этом мощном образе актриса отразила боль и страдание миллионов русских женщин и потрясла зрителя.
Огромное влияние на формирование морального облика и жизненных приоритетов соотечественников сыграла трогательная тётя Фрося в культовой трагикомедии Георгия Данелия «Афоня». Всего актриса обогатила наш кинематограф и нашу жизнь семьюдесятью ролями. Давайте вспомним некоторые из них:
Знатная комбайнерша - Гость с Кубани (1955)
Старший геолог Светлана Панышко - Время летних отпусков (1960)
Учительница Ольга Петровна - Тишина (1960)
Вдова однополчанина - Белорусский вокзал (1970)
Экскурсовод - Возвращение "Святого Луки" (1970)
Судья - Мимино (1977)
Мама Алёны -Мелодия на два голоса (1980)
С развалом советского кинематографа оборвалась и актерская карьера Куркиной. Предложение поступали регулярно, и актриса была не прочь, вернутся к любимой профессии, но предлагаемые роли не устраивали в профессиональном плане. В начале нулевых, она вернулась на экраны как возрастная сериальная актриса. Но была вынуждена оставить актерство из-за проблем со здоровьем.
В наши дни, несмотря на болезни и возраст она деятельна и хорошо выглядит. На заслуженном отдыхе Куркина занимается в основном чтением классической литературы. Дочь с семьей уже давно эмигрировала в Канаду. Хотя регулярно навещает с внуками бабушку, и зовет Раису Семёновну к себе, но эта по-настоящему русская женщина не может покинуть родную Москву.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]