До революции на рынке ОСАГО – полтора месяца. Чего ждать?
08.07.2020 3 608 0 +90 vorbur

До революции на рынке ОСАГО – полтора месяца. Чего ждать?

---
+90
В закладки
До революции на рынке ОСАГО – полтора месяца. Чего ждать? ОСАГО, теперь, больше, рублей, положение, будут, убыток, благодаря, условия, Центробанк, меньше, также, грузового, миллиардов, либерализация, автотранспорта, бизнесу, принесло, ответственности, автогражданской

Центробанк меняет правила формирования тарифов ОСАГО. Коридор расширен: теперь можно брать с клиента и больше, и меньше, чем ранее. Регулятор уверен, что благодаря конкуренции расценки снизятся, но есть и обратная точка зрения.

Автор:
Михаил Мельников

Сначала цифры. Больше всего повезло общественному транспорту: нижняя планка базового тарифа сократилась на 5%, верхняя осталась прежней. С остальными всё сложнее: для такси базовый тариф может быть на 30% больше или меньше, для коммерческого транспорта на 20%, для личного – на 10%. В последнем случае "коридор" 2746–4942 рубля расширяется до 2471–5436 рублей. Всё – на усмотрение страховщика.

Биг дата на марше

Вот почему у нас всё так просто и цинично? Постоянно умасливают перед выборами и преподносят неприятные сюрпризы сразу после них? Автовладельцы, в том числе поддержавшие власть на голосовании по Конституции, столкнулись с весьма неприятным сюрпризом: изменением правил ещё не состоявшейся реформы ценообразования ОСАГО.

Не все помнят, что помимо банковской системы наш мегарегулятор контролирует также страховую сферу – и, как и в случае с банками, кровно заинтересован в её процветании. А что нужно для процветания страховой конторы? Чтобы взносы были больше, а выплаты меньше. Именно на это направлены новые поправки в Указание о тарифах ОСАГО, вопреки всей политике государства прямо бьющее по интересам граждан и бизнеса.

До революции на рынке ОСАГО – полтора месяца. Чего ждать? ОСАГО, теперь, больше, рублей, положение, будут, убыток, благодаря, условия, Центробанк, меньше, также, грузового, миллиардов, либерализация, автотранспорта, бизнесу, принесло, ответственности, автогражданскойПо официальной отчётности страхование автогражданской ответственности в 2019 году принесло бизнесу убыток в 11 миллиардов рублей. Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва" 

Как известно, 24 августа радикально меняются условия ценообразования в болезненной сфере ОСАГО: исчезает поправка на мощность автомобиля, меняются базовые ставки. Почему именно в этот день – непонятно: то ли в память о гибели Помпеи, то ли в честь 150-летия Пуришкевича. Де-факто исчезает и региональный фактор: ранее москвич на "Ягуаре" платил в разы больше горноалтайца на "копейке", теперь условия практически сравнялись (хотя нет сомнений, что москвичи будут брать со своих земляков на полную катушку). Зато появляется масса других:

в теории для расчёта могут использоваться любые особенности автомобиля, даже цвет кузова

– замечают специалисты.

Риск-профиль станет сугубо индивидуальным: число нарушений, история ДТП, семейное положение, доход, наличие не связанных с вождением правонарушений – страховщик вправе использовать все эти и многие другие данные (в законе формулируются как "иные обстоятельства"). Откуда он их возьмёт – не очень понятно, но если вспомнить, что Центробанк курирует также и банки, собирающие всю возможную информацию о нас, что почти любая страховая контора организационно связана с банковскими структурами, маршрут информации о нас с вами становится более-менее понятен. Ничего личного, big data, как любит выражаться фактический хозяин Сбербанка и "Сбербанк страхования" Герман Греф.

Как это будет работать

Закон обсуждали несколько лет, весной его приняла Дума и подписал президент, а теперь Центробанк явочным порядком меняет условия. Да, в законе нет конкретных цифр, но к моменту его принятия они уже были известны, и законодатели ориентировались на диапазон 2746–4942 рублей базовой ставки, теперь же она меняется.

К чему это приведёт? Можно предположить, что рублём станут бить владельцев старых автомобилей, стимулируя их поддержать локализованный автопром. Хочется надеяться, что многодетные семьи получат определённые преференции – такие родители и впрямь не склонны рисковать на дороге. Ещё труднее станет молодым и неопытным – их расходы существенно вырастут.

Центробанк отдельно запрещает использовать ряд параметров, таких как раса, национальность, вероисповедание, политические взгляды – хотя мы совершенно точно знаем, что представители ряда маленьких, но избыточно гордых народов водят куда опаснее, чем средние водители титульной нации. Впрочем, темпераментные лихачи вообще не склонны отягощать себя условностями в виде полиса ОСАГО.

Отдельно забавляет запрет учитывать служебное положение страхователя – понятно, что в наших реалиях он совершенно невыполним, и чиновники с депутатами, уже выигравшие благодаря отмене коэффициента мощности, теперь будут страховаться вообще по минималке.

Ждём роста цен

В целом же страховым компаниям надо компенсировать убытки 2019 года. Тогда благодаря индивидуализации тарифов "средняя премия по ОСАГО снизилась на 4,8%", утверждают в Центробанке, и это похоже на правду, хотя проверить цифру решительно невозможно.

По официальной отчётности страхование автогражданской ответственности в 2019 году принесло бизнесу убыток в 11 миллиардов рублей. В многочисленных интервью представители страховых компаний плачутся о том, что бизнес стал невыгодным, что развелось слишком много грамотных автоюристов. Но почему-то при этом не убирают ОСАГО из перечня услуг, что наводит на мысли о недостаточной искренности и недостоверной статистике.

Почему я считаю, что средний чек по ОСАГО теперь вырастет? Потому что этот вид страхования – едва ли не единственная финансовая услуга, на которую не повлияли карантинные ограничения (автомобили никуда не делись, продлевать возможность ездить необходимо), и можно не сомневаться, что именно на неё рассчитывают страховщики как на локомотив своего циничного бизнеса. Повторять убыток прошлого года никто не намерен. Потому-то Центробанк и "вошёл в положение", хотя рост цен заметен уже сейчас, до вступления нового закона в силу. "В прошлом году некоторые крупные компании действительно снизили тарифы, но подсчитав результаты, резко повысили их в 2020-м", – сообщил топ-менеджер одного из лидеров рынка, на всякий случай попросив не называть фамилию и компанию: публично все отрицают сколько-нибудь серьёзный рост цен.

До революции на рынке ОСАГО – полтора месяца. Чего ждать? ОСАГО, теперь, больше, рублей, положение, будут, убыток, благодаря, условия, Центробанк, меньше, также, грузового, миллиардов, либерализация, автотранспорта, бизнесу, принесло, ответственности, автогражданскойДля грузового автотранспорта либерализация тарифообразования может стать тяжёлым бременем. Фото: Zamir Usmanov/ Globallookpress

Но больше всего тревожит либерализация тарифообразования для грузового автотранспорта и машин юридических лиц. Наш бизнес обложен поборами по самые уши, и весьма вероятный рост стоимости полисов ОСАГО на 20% никак не улучшит положение. Зачем паразитарному в целом страховому сегменту (ОСАГО – система, при которой добропорядочные водители платят за результаты езды нарушителей) дали право отягощать предпринимателей – с точки зрения морали или хотя бы экономики объяснить нельзя.

Рядовым автомобилистам, чей срок страховки подойдёт после 24 августа, мы рекомендуем делать запросы на тарифы в несколько страховых компаний – есть надежда, что они не будут действовать по единому алгоритму, а значит, где-то появится шанс найти полис даже по ценам прошлого года. Но надежды на это мало.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]