Казахстан – от распада СССР к современности : Политика
---
География - это приговор для страны (Наполеон Бонапарт). Казахстан находится в самом центре Евразии и на стыке интересов нескольких мировых центров сил. А еще, он является частью сразу нескольких глобальных евразийских проектов. И именно эти факторы предопределяют будущее этой страны.
После распада СССР
Чтобы понять протекающие в Казахстане сегодня процессы нужно провести краткий экскурс в историю республики. На момент развала СССР Казахстан был единственным новообразованием, где титульная нация не была большинством в своей стране. Казахи составляли примерно 40% населения республики. Русские же более 37%, а вместе с украинцами и белорусами, которые в Казахстане составляли с ними одно цело и немцами, почти 50%.
Причем казахи были преимущественно сельскими жителями и не особо влияли на экономику своей страны. Но именно казахи составили правящую элиту молодой республики, где в том числе и по этой причине буквально сразу же началось вытеснение чужаков.
Немцы уехали по программе репатриации, а русских, украинцев и белорусов вытеснили силой. Уже к 1999 году казахи стали абсолютным большинством в своей стране и национальный вопрос начал постепенно терять свою остроту.
Но к этому времени США решили начать перекраивание Ближнего Востока, а Китай начал расправлять свои мощные плечи и его давление с каждым годом пугало казахские элиты все сильнее и сильнее.
Пантюркизм
Каждое новое государство, особенно не имеющее никакой политической истории, нуждается в идее, способной сплотить своих в противостоянии чужакам. И именно такой идеей стал для Казахстана пантюркизм. С одной стороны, Турция для республики была не опасна. С другой, языковое и культурное единство, а также поддержка со стороны значимого регионального игрока. За чьей спиной стояли США, привносили в регион третий значимый центр сил, что позволяло казахским элитам маневрировать не между двумя, а сразу тремя игроками. А это много проще и выгоднее.
Именно следование идеям пантюркизма и привело недавно Казахстан к введению латиницы (принятой в Турции), а также позволило создать (тоже как в Турции) политическую нацию с доселе разрозненных по сути степных племен. И именно следуя идеям пантюркизма, президент Казахстана Назарбаем в 2013 году предложил Турции войти в состав Таможенного союза с Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией. По его задумке Стамбул стал бы в нем вторым значимым центром сил, что позволило бы Казахстану стать обладателем в нем «золотой акции».
Почему именно в это время появилась именно такая идея.
Между Драконом и Медведем
Именно к концу 2000-х, по мере быстрого возвышения Китая и восстановления мощи России, в Казахстане стали осознавать свою мировую ничтожность. Причем, Китай представлялся большим из зол. Примеры Туркмении и Узбекистана, экономики которых китайцы почти полностью подчинили своим интересам не оставляли казахам никаких вариантов.
Сближение с Китаем, для Казахстана обозначало лишь одно. Рано или поздно произойдет экономическое поглощение. Причем, на фоне антитюркских настроений внутри самого Китая, и в политическом плане это не предвещало на тот момент официальной Астане никаких перспектив.
Им нужно было искать помощи у России. А отсюда и такое рвение в построении Евразийского, в первую очередь экономического, союза. Но Россию казахские элиты традиционно побаивались, а потому именно Турция должна была стать для них той второй опорной ногой, которая позволила бы им не только спокойно смотреть в лицо Китаю, но и позволяла не бояться поглощения с любой стороны.
Но это абсолютно не устраивало Россию, имевшую на Казахстан свои, отдельные от Турции, планы.
«Большая Евразия» против «Большого Турана»
Построение Большого Турана (с центром в современной Турции), это официальная окончательная цель пантюркского проекта. 200 млн. тюрок от Алтая до Средиземного моря должны объединиться в единое целое и занять свое достойное место в современном мире. Таким образом этот проект является альтернативой не только евразийскому или российскому (с центром в Москве), но и персидской шиитской дуге (с центром в Иране) и арабскому (ранее центром считался Египет, но сегодня таковым себя считает Саудовская Аравия) на Ближнем Востоке.
Именно потому, что он мешает всем и он оказался между сразу несколькими молотами и наковальней, у него с первых шагов появились проблемы. Пока Россия была слаба, а Иран разбирался со своими проблемами – Большой Туран строился. Но в 2010-х Турецкие планы начали мешать даже американцам, решившим перекроить Ближний Восток по своему, с созданием нового мощного политического образования – Курдистана (курды по сути это старые неотюрченые осколки иранского мира).
И это надломило Турцию. Ей пришлось выбирать, и она выбрала блокирование с Россией, что поставило развитие Большого Турана в зависимость от Большой Евразии. И именно поэтому в последние годы в Казахстане, вопреки вполне понятному желанию элит продолжить развитие пантюркского проекта, появились проблемы.
И отнюдь не случайно сегодня на его границах вдруг начали резко возникать точки конфликтов. К уже традиционным конфликтам с киргизами (российские чиновники еще в начале ХХ века считали их одним народом) добавились конфликты с узбеками, дунганами. Последний и с человеческими жертвами был именно с дунганами. Причина конфликтов вполне прозаическая – резкий рост «самосознания» соответствующих и компактно проживающих в тех или иных регионах представителей той или иной нации, а вернее желание их элит участвовать в перераспределении денежных потоков.
И все это накладывается на внутриказахские противоречия. Ведь казахи и сами до сих пор еще разделены на три большие группы (жуза). Причем все три настолько различны по характеру, что, если бы не общий язык, впору говорить о трех различных народах. Главной причиной конфликта является сосредоточение власти и соответственно денежных потоков среди представителей Старшего жуза (выходцами из которого являются и Назарбаев и новый лидер республики Токаев) и Младшего. Что примечательно, основные залежи основного богатства страны – нефти, сосредоточены в землях именно Младшего, и самого воинственного жуза. И это очень похоже на проблематику в других частях Азии с аналогичным «распределением» богатств и власти.
И что интересно, все они тюрки, которые не могут мирно ужиться даже в рамках одного Казахстана. И это наносит непоправимый ущерб идеям пантюркизма и добавляет политических очков альтернативным интеграционным проектам, в первую очередь евразийскому, который уже показал, что именно он позволяет местным народам не только выживать, но и развиваться. Что очень сильно контрастирует с судьбами соседних уйгуров и тибетцев в Китае.
О том, как все это отразилось на экономике Казахстана и каковы перспективы страны мы поговорим в следующей части.
Продолжение следует…
Юрий Подоляка
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]