
Наши деньги улетают на Запад
---

На тонкой грани законности балансируют рейсы "Аэрофлота" за рубеж в условиях карантина. С моральной стороной вопроса тоже всё очень непросто.
Автор:
Михаил Мельников
Если очень хочется, то можно
Международное авиасообщение по всему миру практически перекрыто. Постановление правительства России не допускает разночтений: с 27 марта разрешены только вывозные чартеры. Самолёты летают за рубеж пустыми, а возвращаются с застрявшими там нашими гражданами.
Но всегда есть люди, которым очень-очень надо: такие объезжают пробки по обочинам, "решают вопросы" с помощью взяток и возят свои завирусованные тела по миру. А потворствует им компания "Аэрофлот", выяснили "Ведомости". Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сеул, Тель-Авив, Ницца, Барселона, Рим – по удивительному совпадению рейсы выполняются в традиционные места отдыха очень богатых граждан России. Рейсы не чартерные, а вроде бы обычные, номерные, но просто так купить на них билет нельзя: реклама полностью отсутствует, продажа открывается в последний момент. Забавно, что, судя по всему, обратно лайнеры приходят пустыми: купить билеты из указанных городов в Москву вообще невозможно.
Цены тоже кусаются: в 3-4 раза выше, чем на те же расстояния по России, и в пару раз выше, чем в довирусные времена. При этом используются в основном крупные самолёты, то есть спрос огромен. Добавим к этому, что купить билет могут только люди с правом на въезд в страну прилёта, причём обычная виза не годится, нужны особые права, о них чуть ниже.
На страже репутации
Пресс-служба "Аэрофлота", до сих пор весьма неуклюжая, преображается с приходом Михаила Дёмина на пост директора по коммуникациям. Бывший генеральный директор "НТВ-Плюс" – волк матёрый, за словом в карман не лезет, так что ответ перевозчика журналистам получился на загляденье:
"Обладая определённым литературным талантом, можно назвать такие грузопассажирские рейсы эксклюзивными. В чём определяется "люксовость", мы, честно говоря, так и не поняли".

Попробуем объяснить. Летают полуподпольными рейсами, как признаёт сам Дёмин, "дипломаты, граждане соответствующей страны, россияне с двойным гражданством или видом на жительство" – люди, как вы понимаете, непростые и готовые изрядно заплатить за возможность пересечь границу в то время, когда пересекать её как бы нельзя. Относительно их перемещения законы не нарушаются – есть постановления правительства, регулирующие право выезда за границу. Но вот смягчения ограничений относительно использования авиатранспорта пока не существует. Но "Аэрофлот" летает – точно так же, как до последнего он летал в Китай, привозя оттуда всё новых и новых инфицированных пассажиров.
Кроме того, Дёмин сообщил, что рейсы вовсе даже не пассажирские: лайнеры используются для перевозки грузов, а если там остаются пассажирские места, их пускают в продажу. Говорят, матёрый волк ухитрился даже не засмеяться при этих словах.
С нами не скучно
Национальный авиаперевозчик "Аэрофлот", к сожалению, в последние годы стал компанией-скандалом (напомним, пресловутая "Победа" является стопроцентной дочкой "Аэрофлота"). Виной тому – великолепное презрение главы компании Виталия Савельева как к собственным сотрудникам, так и к народу России. После одного из проявлений такого отношения постоянный клиент "Аэрофлота" Митя Алешковский (фонд "Нужна помощь") даже предположил, что Виталий Геннадьевич "головой поехал", и тут же потерял счёт в "Аэрофлот-бонусе" и статус платинового клиента.
За репутацией в компании следят куда строже, чем за безопасностью и качеством обслуживания. То в "Аэрофлоте" на рейс проходит нетрезвый джентльмен с оружием, то начинается медийная война против блогера-матерщинника, то самолёты за пределы ВПП выкатываются, то зависают компьютеры во время проверки ФАС, то остаётся без связи с большой землёй целый полуостров... Это не говоря уж о фокусах авиакомпании "Победа", которая почему-то называет себя лоукостером, хотя давно уже таковым не является и с учётом поборов на каждом шагу порой оказывается дороже материнского перевозчика.
И за все эти успехи менеджмент компании получает огромные деньги.
Статус государственной компании, к сожалению, не всегда помогает – иногда и наоборот. Так, "Аэрофлоту" пришлось включить в свой парк российские самолёты Sukhoi Superjet 100, хотя руководство компании всеми силами противилось заключению этих контрактов. Существует точка зрения, что это связано с наличием у руководителей компании недвижимости во Франции, на Лазурном берегу – совсем недалеко от штаб-квартиры Airbus. По крайней мере, за многочисленными задержками и отменами рейсов "Аэрофлота" в феврале 2019 года генеральный директор наблюдал именно со средиземноморского побережья.
Все деньги – руководству
По итогам 2019 года вознаграждение руководства "Аэрофлота" выросло сразу на 38%, несмотря на катастрофу SSJ100 в Шереметьеве, после которой гендиректор пообещал лишить премий топ-менеджмент. Страшно представить, какими были бы выплаты с этими премиями, но и без того девять управленцев, включая самого Савельева, поделили между собой 2,138 млрд рублей – по 237 миллионов на брата, то есть практически по миллиону рублей за каждый рабочий день 2019 года. Важно отметить, что, принимая решение, в компании уже знали о быстром распространении коронавируса, часть стран уже начали закрывать границы, и предсказать снижение доходов было, в общем, несложно.

Менеджменту платить надо, но по принципу "заработал – получи". Группа "Аэрофлот" в 2019 году, до раздачи пособий членам правления, получила всего 13,5 млрд руб. чистой прибыли по МСФО. И более 15 процентов этой суммы досталось не государству – формальному хозяину, – а нескольким руководителям! Как тут не вспомнить гениального Джона Гэлбрейта, советника Кеннеди и Клинтона:
Убеждение, что вознаграждение менеджеров определяют акционеры или директора корпорации, – это фальшивый символ веры. Чтобы сохранить это убеждение, акционеров приглашают на ежегодные собрания, которые, ей-богу, напоминают религиозный обряд – торжественное мероприятие, на котором, за редким исключением, вы не услышите негативных высказываний… На любом крупном предприятии акционеры – собственники – полностью подчинены менеджменту. И хотя и создаётся впечатление, что власть принадлежит собственникам, в реальности это не так. Этот обман принимается всеми.
Написано так, словно автор десять лет проработал под руководством Виталия Савельева.
Да, а пилоты в "Аэрофлоте" после всех разрекламированных повышений зарплат всё равно получают намного меньше, чем в других странах.
Больше денег для "Аэрофлота"!
Кто же этот несчастный хозяин, с которым так вольно обходится менеджмент? Ой, да это ж мы с вами! "Аэрофлот" – государственная компания, 51,17% которой контролируется Росимуществом. 3,5% – символическая доля "Ростеха". 4,3% – квазиказначейские акции, принадлежащие "дочкам" "Аэрофлота". Перекрёстное владение акциями, вообще говоря, не считается признаком хорошего тона.
В общем, почти 60% акций так или иначе – государственные, народные.
0,1% акций принадлежит менеджменту компании. А остальные 40,8% – разнообразным фондам и физическим лицам, главным образом зарубежным: так, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) приобрел около 5% не самостоятельно, а в компании с арабскими инвесторами.
Но если иностранные совладельцы не вкладывают в "Аэрофлот" ничего, а только получают дивиденды, с государством ситуация иная. Всего через пару месяцев после выделения скандального вознаграждения государство задумалось о докапитализации "Аэрофлота" на 80 миллиардов рублей – деньги должны внести правительство, госбанк ВТБ и всё тот же РФПИ. Потому что национальному перевозчику очень не хватает денег.
Интересно, каким будет вознаграждение топ-менеджмента за текущий год?
Кто крупнее, тот и прав
Итак, компания использует свой "государственный" статус для получения госсредств и выплаты сверхпремий собственному руководству. Удивительно, что в нашем правительстве совершенно не сомневаются в том, что так и должно быть, а также закрывают глаза на системные нарушения принципов конкуренции "Аэрофлотом". Есть серьёзное подозрение о том, что определённые финансовые успехи перевозчика достигаются в том числе и через использование своего доминирующего положения, "рыночной силы". В самом деле, вот только несколько наугад взятых заголовков разных лет (но все – при нынешнем руководстве) об "Аэрофлоте" и его дочерних авиакомпаниях:
- ФАС потребовала от "Аэрофлота" сделать ценообразование на внутренние рейсы прозрачным
- ФАС возбудила дело в отношении ПАО "Аэрофлот" и ООО "Москва Карго" по признакам заключения антиконкурентного соглашения
- ФАС заподозрила "Аэрофлот" в завышении цен на перевозку грузов из Москвы в Магадан
- ФАС оштрафует "Аэрофлот" за завышение стоимости билетов на маршруте Казань – Москва
- "Аэрофлот" оштрафован на 8 млн рублей за соглашение с Шереметьево (аэропорт обязался не давать слоты другим авиакомпаниям за 30 минут до и после вылета или прилёта рейсов "Аэрофлота" по тем же направлениям).
- ФАС оштрафовала авиакомпанию "Победа" за непредоставление информации о ценах авиаперевозок
- ФАС обвинила "Победу" в навязывании пассажирам невыгодной цены провоза багажа
- Авиакомпании "Аврора" и "Аэрофлот" получили штраф от антимонопольного органа
- Дагестанское УФАС возбудило дело в отношении авиакомпании "Россия" из-за необоснованных тарифов эконом-класса на пассажирские перевозки.
Что сделано, то сделано: тысячи успешных людей, элита нации, несмотря на все ограничения, покинули Россию с билетом в один конец. "Аэрофлот" неприкосновенен, ему ничего не будет, тем более что в списках пассажиров наверняка масса деточек высших чиновников, так что Виталий Савельев рискует скоро получить очередной орден. А у нас есть лишь одна маленькая просьба – никогда не возвращать этих эксклюзивных пассажиров (исключая, понятно, дипломатов, перемещающихся по служебным делам) обратно.
России не нужны люди, тайком уезжающие из неё в тяжёлые времена.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]