Виды рукоделия, которые были популярны на Руси
---
Рукоделие на Руси – не только способ организовать досуг, но и возможность создания многих необходимых в быту вещей для себя и на продажу. Русские женщины всегда были знатными мастерицами. Рассмотрим какие виды рукоделия были основными.
Прядение
Прядение позволяло получить из шерсти овец и других животных пряжу, которая использовалась для вязания и создания одежды, тканей. Процесс получения нитей занимал много времени.
Предварительно шерсть состригали, стирали, разминали и чесали. После этого она годилась для работы с прялкой. Волокно фиксировали в верхней части приспособления, а девушка-пряха садилась на донце-сиденье. Левой рукой она управляла куделью, а правой – веретеном.
Нить получалась методом скручивания волокон на веретено, которое имело утолщение-шарик в нижней части для быстроты работы и устойчивости инструмента. Им управляли как игрушкой-волчком.
Вышивание
Готовые платья, скатерти и другие вещи девушки декорировали с помощью вышивки. «Гладь», «крестик» и другие методы сейчас хорошо известны, но на Руси подобное времяпрепровождение могли позволить себе состоятельные дамы. Они использовали дорогие шёлковые нити, атласные ткани. При этом и обычные крестьянки украшали скатерти, рушники и иные вещи яркими хлопковыми нитями.
Мотивы и узоры со временем совершенствовались и менялись. Огромное количество образцов народной вышивки можно увидеть в музеях. На Руси это рукоделие служило способом декора как повседневных, так и торжественных вещей.
Плетение лаптей
Популярным видом обуви были лапти. Их носили практически все крестьяне, так как пошив кожаной обуви им был не по карману. Тяжёлая и порой грязная работа не позволяла носить каждый день хорошую пару, а плетёные «шестерики» было не жалко.
Для создания использовалась кора и подкорье лиственных деревьев: берёзы, липы, дуба, ракиты, вяза и др. Для лёгкой обуви на весну-лето использовали до 7 лозовых полос. Иногда брали для работы длинные и тонкие корни растений. Большее количество применялось для зимних лаптей. Их проплетали в два слоя, дополняя пеньковой верёвкой, кожаной подмёткой.
Техника плетения отличалась в зависимости от региона. Всегда для рукоделия использовали железный или костяной крючок – кочедык. Необходимой была и деревянная колодка.
Создание игрушек
Глина – доступный и простой в работе материал. Поделки из него часто делали пастухи во время работы, а также обычные крестьяне. Затем производство стало массовым, и игрушки обрели большую популярность в XVII-XVIII веках.
Многие изделия изображали лошадей, петухов, лебедей, а также дам в пышных нарядах, русалок, птиц и др. Множество видов были выполнены по мотивам легенд и сказок, но немало вещей отображали будни на Руси. Всё это также создавалось из ткани (тряпичные куклы и пр.) и древесины. В последнем случае использовали режущие инструменты и мягкий материал, например, бук, сосна, кедр.
Игрушки из мягкой глины после обжига в печи раскрашивали. Популярными стали дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские игрушки и керамика Скопина.
Окрашивание тканей
Ткани, полученные из натуральных нитей, не отличались на Руси приятным цветом. Для придания более красивого оттенка использовались натуральные травы, листья, цветы и другая растительность.
Жёлтый получали из целого комплекса трав: бессмертник, манжетка, вереск, череда, пупавка. Кора чёрной ольхи или корни зверобоя четырёхгранного позволяли получить оранжевый тон. Кора ясеня, цветы гречавки или василька помогали сделать полотно синим. Ежевика придавала тканям малиновый и фиолетовый оттенок.
Плетение корзин
Плетёные ёмкости всегда были необходимы в хозяйстве и поэтому ремесло занимало важное место в жизни крестьян на Руси. Создавали корзины из ивовых ветвей. Форма и объём изделия были разными.
Подобные вещи не устойчивы к грязи, влажности и механическим воздействиям. При этом они удобны для размещения плодов с огорода, транспортировки и пр. Для удобства к плетёным ёмкостям приделывали одну или две ручки.
Валяние
Овечья и другая шерсть на Руси служила не только для создания пряжи, но и для изготовления валенок и других вещей методом валяния. Особенно развито это искусство у народов северных регионов.
Технология изготовления пласта войлока была простой: шерсть выкладывали на плоскую поверхность слоем около 6 см, смачивали горячей водой и хлопали ладонями по всей площади. Готовый пласт сворачивали в рулон, обматывали циновкой или тканью, привязывали к телеге с лошадью и катали до готовности войлока.
Изготовление деревянных ложек
До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами, а ели руками. Затем был издан указ о подношении пищи ложкой. Это привело к развитию мастерства по вырезанию столового прибора из древесины.
Ложки имели разные формы и размеры, их изготавливали из древесины липы, яблони, рябины, а также раскрашивали. В дальнейшем прибор использовали как музыкальный инструмент.
Гончарное ремесло
Преобразование глины в посуду и другие изделия привело к развитию гончарного искусства. Этим занимались специальные мастерские, каждая из которых имела своё клёймо.
Ремесленники передавали свои умения из поколения в поколение. Удобная посуда поставлялась на городские рынки и лавки, а многие ёмкости были украшены росписью.
Прядение
Прядение позволяло получить из шерсти овец и других животных пряжу, которая использовалась для вязания и создания одежды, тканей. Процесс получения нитей занимал много времени.
Предварительно шерсть состригали, стирали, разминали и чесали. После этого она годилась для работы с прялкой. Волокно фиксировали в верхней части приспособления, а девушка-пряха садилась на донце-сиденье. Левой рукой она управляла куделью, а правой – веретеном.
Нить получалась методом скручивания волокон на веретено, которое имело утолщение-шарик в нижней части для быстроты работы и устойчивости инструмента. Им управляли как игрушкой-волчком.
Вышивание
Готовые платья, скатерти и другие вещи девушки декорировали с помощью вышивки. «Гладь», «крестик» и другие методы сейчас хорошо известны, но на Руси подобное времяпрепровождение могли позволить себе состоятельные дамы. Они использовали дорогие шёлковые нити, атласные ткани. При этом и обычные крестьянки украшали скатерти, рушники и иные вещи яркими хлопковыми нитями.
Мотивы и узоры со временем совершенствовались и менялись. Огромное количество образцов народной вышивки можно увидеть в музеях. На Руси это рукоделие служило способом декора как повседневных, так и торжественных вещей.
Плетение лаптей
Популярным видом обуви были лапти. Их носили практически все крестьяне, так как пошив кожаной обуви им был не по карману. Тяжёлая и порой грязная работа не позволяла носить каждый день хорошую пару, а плетёные «шестерики» было не жалко.
Для создания использовалась кора и подкорье лиственных деревьев: берёзы, липы, дуба, ракиты, вяза и др. Для лёгкой обуви на весну-лето использовали до 7 лозовых полос. Иногда брали для работы длинные и тонкие корни растений. Большее количество применялось для зимних лаптей. Их проплетали в два слоя, дополняя пеньковой верёвкой, кожаной подмёткой.
Техника плетения отличалась в зависимости от региона. Всегда для рукоделия использовали железный или костяной крючок – кочедык. Необходимой была и деревянная колодка.
Создание игрушек
Глина – доступный и простой в работе материал. Поделки из него часто делали пастухи во время работы, а также обычные крестьяне. Затем производство стало массовым, и игрушки обрели большую популярность в XVII-XVIII веках.
Многие изделия изображали лошадей, петухов, лебедей, а также дам в пышных нарядах, русалок, птиц и др. Множество видов были выполнены по мотивам легенд и сказок, но немало вещей отображали будни на Руси. Всё это также создавалось из ткани (тряпичные куклы и пр.) и древесины. В последнем случае использовали режущие инструменты и мягкий материал, например, бук, сосна, кедр.
Игрушки из мягкой глины после обжига в печи раскрашивали. Популярными стали дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские игрушки и керамика Скопина.
Окрашивание тканей
Ткани, полученные из натуральных нитей, не отличались на Руси приятным цветом. Для придания более красивого оттенка использовались натуральные травы, листья, цветы и другая растительность.
Жёлтый получали из целого комплекса трав: бессмертник, манжетка, вереск, череда, пупавка. Кора чёрной ольхи или корни зверобоя четырёхгранного позволяли получить оранжевый тон. Кора ясеня, цветы гречавки или василька помогали сделать полотно синим. Ежевика придавала тканям малиновый и фиолетовый оттенок.
Плетение корзин
Плетёные ёмкости всегда были необходимы в хозяйстве и поэтому ремесло занимало важное место в жизни крестьян на Руси. Создавали корзины из ивовых ветвей. Форма и объём изделия были разными.
Подобные вещи не устойчивы к грязи, влажности и механическим воздействиям. При этом они удобны для размещения плодов с огорода, транспортировки и пр. Для удобства к плетёным ёмкостям приделывали одну или две ручки.
Валяние
Овечья и другая шерсть на Руси служила не только для создания пряжи, но и для изготовления валенок и других вещей методом валяния. Особенно развито это искусство у народов северных регионов.
Технология изготовления пласта войлока была простой: шерсть выкладывали на плоскую поверхность слоем около 6 см, смачивали горячей водой и хлопали ладонями по всей площади. Готовый пласт сворачивали в рулон, обматывали циновкой или тканью, привязывали к телеге с лошадью и катали до готовности войлока.
Изготовление деревянных ложек
До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами, а ели руками. Затем был издан указ о подношении пищи ложкой. Это привело к развитию мастерства по вырезанию столового прибора из древесины.
Ложки имели разные формы и размеры, их изготавливали из древесины липы, яблони, рябины, а также раскрашивали. В дальнейшем прибор использовали как музыкальный инструмент.
Гончарное ремесло
Преобразование глины в посуду и другие изделия привело к развитию гончарного искусства. Этим занимались специальные мастерские, каждая из которых имела своё клёймо.
Ремесленники передавали свои умения из поколения в поколение. Удобная посуда поставлялась на городские рынки и лавки, а многие ёмкости были украшены росписью.
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]