Дело было в Серебренникове. Приговор оказался в Сокурове, Лурье, Басилашвили
---
Кирилл Серебренников после оглашения приговора
Серебренников на свободе, а могли бы и в зону. Тысячи деятелей культуры просили. 47news узнал, опасается ли власть их мнения.
Мещанский суд Москвы к вечеру 26 июня приговорил режиссера Серебрянникова к трем годам условно, хотя прокуратура просила шесть лет колонии. Накануне более пяти тысяч представителей культуры России направили открытое письмо министру культуры Любимовой. Сообщество просило о снисхождении. Не только театральный мир поделился на тех, кто верил в победу, и тех, кто считал: власть не уступит, чтобы ее не сочли той, на которую можно надавить.
47news созвонился с лидерами мнения и спросил: "Приговор условный, в нашей стране это звучит чуть ли не оправданием. Значит, вас услышали? Значит, власти, то есть Владимиру Путину, ваше мнение важно и опасно?"
- Безусловно, весть радостная. Слава Богу, Кирилл на свободе. Я сам нисколько не сомневался, что приговор будет условным. Что касается суда, то там, вероятно, услышали не нас, а вышестоящих, - предположил режиссер с мировым именем Александр Сокуров, кто в самом начале открытым письмом просил выпустить из следственного изолятора бывшего директора "Гоголь-центра". - Просто посмотрите на дату заседания. Общественные волнения во время голосования за поправки в Конституцию никому не нужны. Так что, если бы приговор выносили, скажем, в июле, результат мог быть другим.
- Значит, их мнение хорошо только к "обеду", - решил автор.
Дмитрий Быков (пожалуй, первый литературный критик страны) был среди тех, кто стоял непосредственно у здания суда. Но финал его не обрадовал.
- Услышали нас или нет, я не знаю, меня же не было внутри. Решением я недоволен. Объяснить почему не могу. Наверное, потому что у меня другие требования к правосудию, - отрезал он.
Петербургский историк Лев Лурье уверен, что сам процесс войдет в историю, как судилище над "тунеядцем Бродским".
- Думаю, что, безусловно, нас услышали. Приговор носит компромиссный характер. Из этого можно сделать вывод всем коллегам. Мы поняли, что нужно стоять брат за брата. Без общественного шума Кирилл Серебренников был бы на зоне. Для него решение практически такое же судьбоносное, как в свое время для Иосифа Бродского, - считает он.
Активно заступался за подсудимого и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
- Про других говорить не могу, но я все время надеялся, что нас услышат. Так что, можно сказать, что надежды оправдались. Условный приговор — это хорошо, - коротко заметил он.
Народный артист СССР Олег Басилашвили считает, что процесс "Седьмой студии" только усилил проблемы общества. По его словам, из-за таких дел растет пропасть между народом и государством.
- Узнав о приговоре, был очень поражен. Слава Богу, что все закончилось. Конечно, нас услышали — так встали на дыбы. Конечно, остается много вопросов. Вообще вся эта канитель с задержаниями, допросами, домашними арестами наводит на очень грустные мысли, - размышляет он.
По мнению Льва Лурье, отношения художников с государством за столетия изменились не сильно. Так что есть много общего у Кирилла Серебренникова и Александра Герцена.
- Как правило, чем больше страдает творец в нашей национальной культуре, тем больший успех имеет у читателя или зрителя. Но нужно сделать и определенный вывод: игры с государством всегда очень опасны. Если есть возможность иметь дело с частными деньгами, нужно выбирать этот путь, - предупреждает Лурье.
Режиссер Владимир Бортко на вопрос журналиста ответил анекдотом и причем древнегреческим:
"Жил-был один скульптор. Ему обещали денег за произведение из мрамора и золота. Прошло время, но ни скульптуры, ни денег не оказалось — он все прогулял с женщинами. Тогда ареопаг решил его казнить. Но, слава Богу, тогда был мудрый правитель. Он предложил дать мужчине слоновую кость, и пусть себе ваяет. В итоге появилась знаменитая скульптура Зевса. Властелина того звали Перикл, а скульптора — Сидий. Мораль: художник должен творить, а к деньгам его лучше не пускать. Выдавать на жизнь и по чуть-чуть — на прогулки с девушками".
Андрей Карлов,
47news
В этой связи все предыдущие бесконечные новости о деле Серебренникова превращаются в ненужную длинную справку. Все же в России государственные бумаги – не рукописи – они лежат чуть ли не вечно. Кое на какие нюансы, судя по всему, и подмигнул Бортко.
Напомним, уголовное дело об особо крупном мошенничестве в отношении руководства компании "Седьмая студия" возбуждено в 2015 году. Через два года, весной 2017-го, обыски прошли в квартире режиссера Кирилла Серебренникова. Оперативники также зашли в "Гоголь-центр", который он возглавлял, и домой к экс-главе департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры. Режиссер был задержан в августе 2017 года, на съемках фильма "Лето" о Викторе Цое в Петербурге.
Фабула развернулась вокруг проекта "Платформа". Он предполагал создание 340 спектаклей, музыкальных и хореографических произведений, организацию гастролей и мастер-классов в столичном пространстве "Винзавод" и "Гоголь-центре". Труппу проекта сформировали из студентов школы-студии МХАТ. На "Платформу" Министерство культуры выделило 216,5 млн рублей. Из них, по версии следствия, потрачены по назначению были 16 миллионов.
Режиссер Кирилл Серебренников, как следует из обвинения, возглавил организованную группу, куда вошли сотрудники учрежденной им "Седьмой студии". На протяжении 2011-2014 годов они предоставили в Минкульт отчеты с завышенными сметами и поддельные документы. При этом деньги со счетов "Седьмой студии" выводились с помощью фирм-однодневок. Согласно приговору, обналичено было 133 млн рублей. Из них 128,9 миллиона обвиняемые присвоили и распорядились по своему усмотрению. Министерство культуры предъявило в суде иск о взыскании денег.
Кроме Серебренникова обвинения в особо крупном мошенничестве предъявлены бывшим гендиректору "Седьмой студии" Юрию Итину, бывшему гендиректору "Гоголь-центра" Алексею Малобродскому и продюсеру "Седьмой студии" Екатерине Вороновой. Она скрылась от следствия, дело выделено в отдельное производство. Соучастницей также считалась бывший главный бухгалтер Нина Масляева. Она признала вину и заключила досудебное соглашение и давала показания, но позже от них отказалась. Обвинение бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум переквалифицировано с "мошенничества в составе организованной группы" на "халатность".
Гособвинение просило назначить Серебренникову шесть лет колонии и штраф 800 тысяч рублей, Малобродскому — пять лет и 300 тысяч рублей, Апфельбаум и Итину — по четыре года реального наказания и 200 тысяч рублей штрафа.
Суду были представлены три экспертизы: финансовая, оценочная и искусствоведческая. Последняя, кстати, вынесла положительное заключение и признала шоу "Платформы" значительным культурным явлением. Защита обвиняемых также настаивала, что все обналиченные средства были потрачены по назначению, а именно — на театральные постановки. Также адвокаты указывали на нестыковки в материалах следствия. Например, упоминалось, что оказались похищены деньги на постановку "Сон в летнюю ночь". Но сам спектакль несколько сезонов показывали в "Гоголь-центре". Сам Кирилл Серебренников свою вину отрицает. Во время прений в суде он заявил, что "Театральное дело — не про бухгалтерию".
Итоговое решение суда сформулировано так. Экс-гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин получил три года условно и 200 тысяч рублей, продюсер Алексей Малобродский — два года условно. Кириллу Серебренникову назначено три года условно и 800 тысяч рублей штрафа. Все трое должны вернуть Министерству культуры 128,9 млн рублей.
После ночи в изоляторе "Матросская тишина" режиссер находился под домашним арестом, с августа 2017 до апреля 2019 года. Выходит, что из назначенного срока Серебренников уже отсидел год и 115 дней.
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]