Кто такая Баба-Яга?
---
Как это кто? Такая злобная и вредная (хотя и не всегда злобная, а иногда не такая уж и вредная) бабулька из сказок, это даже дети знают. Очевидный, казалось бы, ответ. Впрочем, у многих, наверное, возникают вопросы относительно этого образа, фигурирующего во множестве фольклорных произведений.
История образа
Само имя этой странной лесной жительницы исследователи трактуют по-разному. Попытки перевода с разных славянских диалектов дают довольно разнообразные результаты: ведьма, лесная баба и ещё множество аналогичных результатов. Некоторые филологи сближают этимологию прозвища с понятием ужаса, жути, а также обозначением змей и гадов.
Неоднозначен и образ лесной обитательницы. Во многих волшебных сказках эта злая волшебница, проживающая на окраине леса в зловещего вида избе, заманивает к себе случайных прохожих с целью их зажарить.
Однако в целом ряде историй Баба-Яга помогает заблудившимся в лесу персонажам, указывая верную дорогу. Попавших к ней в дом путников, вместо того чтобы зажарить и съесть, отпускает, предварительно накормив, напоив и попарив в бане, а зачастую ещё снабдив подходящими к случаю советами и напутствиями. С чем связана такая двойственность натуры и непоследовательность поведения, фольклор не поясняет.
Однако многие сказания упоминают, что договориться с хозяйкой леса можно, но предварительно задобрив.
Связывают образ Бабы-Яги и с мифами о потустороннем мире, который нередко обозначается в фольклоре как Тридевятое Царство. В этих случаях Баба-Яга — проводник между этим миром и загробным царством.
С этим связаны и ритуалы, которые она традиционно проводит с гостями — персонажами народных сказок и легенд. При внимательном изучении сказок про Бабу-Ягу можно реконструировать и трактовать эти ритуалы как необходимые для перехода в другой мир — баня, обед.
Аналогии в мифологии
Интересно, что образ мудрой волшебницы, пугающий, но не являющийся всегда строго отрицательным, имеется и в культурах других этносов. Сюда можно причислить и немецкую фрау Холле — мать ветров, и госпожу Метелицу, и шведскую лесную хозяйку, и других духов и сказочных персонажей.
Имеются в разных культурах и упоминания о тех словах и ритуалах, которые проделывает Баба-Яга или сходных с ними. В частности, помещение детей в печь на лопате ассоциируется с актом инициации, в ходе которого, пройдя через огонь печи, ребенок считается рождённым в новом, взрослом, качестве.
Противоречивый образ Бабы-Яги историки и филологи изучают до сих пор, но вопросов меньше не становится. Кто она такая? Хозяйка леса? Злая колдунья? Мудрая советчица? Проводник в царство мертвых?
В разных культурах по-разному. Но очевидно, что в большинстве случаев её поведение зависит от первоначального намерения встреченного персонажа. Этот нюанс вносит в сказания о Бабе-Яге элемент поучительности. Такой сказочный персонаж действительно способен научить доброжелательности, ведь доброму человеку и Бабы-Яги можно не бояться.
История образа
Само имя этой странной лесной жительницы исследователи трактуют по-разному. Попытки перевода с разных славянских диалектов дают довольно разнообразные результаты: ведьма, лесная баба и ещё множество аналогичных результатов. Некоторые филологи сближают этимологию прозвища с понятием ужаса, жути, а также обозначением змей и гадов.
Неоднозначен и образ лесной обитательницы. Во многих волшебных сказках эта злая волшебница, проживающая на окраине леса в зловещего вида избе, заманивает к себе случайных прохожих с целью их зажарить.
Однако в целом ряде историй Баба-Яга помогает заблудившимся в лесу персонажам, указывая верную дорогу. Попавших к ней в дом путников, вместо того чтобы зажарить и съесть, отпускает, предварительно накормив, напоив и попарив в бане, а зачастую ещё снабдив подходящими к случаю советами и напутствиями. С чем связана такая двойственность натуры и непоследовательность поведения, фольклор не поясняет.
Однако многие сказания упоминают, что договориться с хозяйкой леса можно, но предварительно задобрив.
Связывают образ Бабы-Яги и с мифами о потустороннем мире, который нередко обозначается в фольклоре как Тридевятое Царство. В этих случаях Баба-Яга — проводник между этим миром и загробным царством.
С этим связаны и ритуалы, которые она традиционно проводит с гостями — персонажами народных сказок и легенд. При внимательном изучении сказок про Бабу-Ягу можно реконструировать и трактовать эти ритуалы как необходимые для перехода в другой мир — баня, обед.
Аналогии в мифологии
Интересно, что образ мудрой волшебницы, пугающий, но не являющийся всегда строго отрицательным, имеется и в культурах других этносов. Сюда можно причислить и немецкую фрау Холле — мать ветров, и госпожу Метелицу, и шведскую лесную хозяйку, и других духов и сказочных персонажей.
Имеются в разных культурах и упоминания о тех словах и ритуалах, которые проделывает Баба-Яга или сходных с ними. В частности, помещение детей в печь на лопате ассоциируется с актом инициации, в ходе которого, пройдя через огонь печи, ребенок считается рождённым в новом, взрослом, качестве.
Противоречивый образ Бабы-Яги историки и филологи изучают до сих пор, но вопросов меньше не становится. Кто она такая? Хозяйка леса? Злая колдунья? Мудрая советчица? Проводник в царство мертвых?
В разных культурах по-разному. Но очевидно, что в большинстве случаев её поведение зависит от первоначального намерения встреченного персонажа. Этот нюанс вносит в сказания о Бабе-Яге элемент поучительности. Такой сказочный персонаж действительно способен научить доброжелательности, ведь доброму человеку и Бабы-Яги можно не бояться.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]