Скульптор Шадр, булыжник и весло. Часть 2
---
Начало см.: http://eho-2013.livejournal.com/962519.html
Шадр не был автором идеи изобразить "девушку с веслом" как символ советской юности, и не его работы массово копировали ремесленники от скульптуры. Считается, что первым обратился к теме "весла" скульптор Ромуальд Иодко. Во всяком случае, в середине 1930-х изображения девушек с веслом массово тиражировали и расставляли в парках, скверах, на стадионах, пляжах, лодочных станциях... Это была та самая волна "гипсового соцреализма", о котором потом придумали столько шуток. ("...но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую, целенькую, только без весла"... Владимир Высоцкий)
Ромуальд Иодко. Один из авторских вариантов "Девушки с веслом"...
В знаменитом фильме "Приходите завтра" Фрося случайно разбивает в мастерской скульптора гипсовую фигуру девушки с веслом и планирует возместить ущерб, прикупив где-нибудь в городе такую же. А скульптор в момент творческого катарсиса горько сетует, что докатился до ваяния девушки с веслом...
Но это уже "оттепель", а в начале 1930-х к "девушкам с веслом" относились серьезно.
В первой половине 1930-х директор Парка культуры и отдыха им. Горького Бетти Глан заказала ведущим скульпторам 50 статуй для украшения парка - "Балерину", "Парашютистку", "Физкультурника". К работе приступили Манизер, Шварц, Шильников и др. Шадру была заказана 12-ти метровая "Девушка с веслом", которой назначили особую роль - замкнуть "смысловой круг пространственной композиции ландшафта".
Скульптор работает над первым вариантом "Девушки с веслом".
(Интересна и судьба натурщиц первого и второго варианта скульптуры, но это требует отдельного серьезного рассказа).
Установили скульптуру в окружении струй большого фонтана в парадной части парка. Считалось, что Шадр нашел стилистический код эпохи, совместив античный и спортивный подходы к красоте женщины. Но, как оказалось, переборщил! Советское общество оказалось к такому не готово. На Шадра обрушился шквал критики.
Вот характерная цитата из газеты "Вечерняя Москва" от 11 августа 1935 года:
«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…».
А еще говорят, в СССР не было секса!
Шадр, читая отзывы впал в депрессию - он не привык к подобному отношению. "Девушку с веслом" его заставили переделать. Вторая девушка получила иные пропорции, ее фигура стала более грузной, но столь жарких споров и резких возражений уже не вызывала.
Второй вариант скульптуры
Первую девушку Шадру разрешили установить в каком-нибудь другом городе, если транспортировка и установка пройдет за его счет. Однако, советское начальство было уже "пуганым" и города один за другим отказывались принять скульптуру - Одесса, Херсон, Николаев... Только Ворошиловград (Луганск) рискнул установить ее в своем парке имени Горького. Говорят, это произошло не без помощи самого Клима Ворошилова, которому секретарь горкома КП(б)У Самуил Шац не смог отказать...
"Девушка с веслом" в Луганске (Ворошиловграде)
Увы, обе скульптуры постигла одинаковая судьба - они погибли в дни войны. В луганскую девушку попал артиллерийский снаряд в дни боев на Донбассе, московская пострадала от немецкой бомбы... Иван Шадр скончался весной 1941 года, накануне войны, и гибели своих работ не увидел.
Осталась только уменьшенная копия первого варианта скульптуры в собрании Третьяковской галереи...
Несколько лет назад газеты с воодушевлением писали, что в парк Горького возвращается "Девушка с веслом", но работа оказалась далекой от оригинала третьей версией, подготовленной некиим скульптором, и интереса не представляла. Ее установили в каком-то тихом уголке у лестницы, подчеркнув, что "Девушку" Шадра заменить невозможно.
А вот еще одной работе мастера - памятнику Горькому - повезло больше. В дни лужковского переустройства площади Белорусского вокзала (на который вернулся когда-то из эмиграции в СССР Горький), памятник писателю демонтировали и перевезли в парк Музеон, где собирали невостребованные скульптуры соцреализма. Горький работы Шадра (с установкой у Белорусского вокзала помогала когда-то Вера Мухина, а демонтировали случайные люди, повредив обувь скульптуры), казалось, так и осел в Музеоне - возвращение на прежнее место было проблематичным. Но на эту весну намечена реконструкция площади у вокзала и возвращение Горького на привычное место...
Горький пока в парке Музеон, но готовится к переезду...
Шадр не был автором идеи изобразить "девушку с веслом" как символ советской юности, и не его работы массово копировали ремесленники от скульптуры. Считается, что первым обратился к теме "весла" скульптор Ромуальд Иодко. Во всяком случае, в середине 1930-х изображения девушек с веслом массово тиражировали и расставляли в парках, скверах, на стадионах, пляжах, лодочных станциях... Это была та самая волна "гипсового соцреализма", о котором потом придумали столько шуток. ("...но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую, целенькую, только без весла"... Владимир Высоцкий)
Ромуальд Иодко. Один из авторских вариантов "Девушки с веслом"...
В знаменитом фильме "Приходите завтра" Фрося случайно разбивает в мастерской скульптора гипсовую фигуру девушки с веслом и планирует возместить ущерб, прикупив где-нибудь в городе такую же. А скульптор в момент творческого катарсиса горько сетует, что докатился до ваяния девушки с веслом...
Но это уже "оттепель", а в начале 1930-х к "девушкам с веслом" относились серьезно.
В первой половине 1930-х директор Парка культуры и отдыха им. Горького Бетти Глан заказала ведущим скульпторам 50 статуй для украшения парка - "Балерину", "Парашютистку", "Физкультурника". К работе приступили Манизер, Шварц, Шильников и др. Шадру была заказана 12-ти метровая "Девушка с веслом", которой назначили особую роль - замкнуть "смысловой круг пространственной композиции ландшафта".
Скульптор работает над первым вариантом "Девушки с веслом".
(Интересна и судьба натурщиц первого и второго варианта скульптуры, но это требует отдельного серьезного рассказа).
Установили скульптуру в окружении струй большого фонтана в парадной части парка. Считалось, что Шадр нашел стилистический код эпохи, совместив античный и спортивный подходы к красоте женщины. Но, как оказалось, переборщил! Советское общество оказалось к такому не готово. На Шадра обрушился шквал критики.
Вот характерная цитата из газеты "Вечерняя Москва" от 11 августа 1935 года:
«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…».
А еще говорят, в СССР не было секса!
Шадр, читая отзывы впал в депрессию - он не привык к подобному отношению. "Девушку с веслом" его заставили переделать. Вторая девушка получила иные пропорции, ее фигура стала более грузной, но столь жарких споров и резких возражений уже не вызывала.
Второй вариант скульптуры
Первую девушку Шадру разрешили установить в каком-нибудь другом городе, если транспортировка и установка пройдет за его счет. Однако, советское начальство было уже "пуганым" и города один за другим отказывались принять скульптуру - Одесса, Херсон, Николаев... Только Ворошиловград (Луганск) рискнул установить ее в своем парке имени Горького. Говорят, это произошло не без помощи самого Клима Ворошилова, которому секретарь горкома КП(б)У Самуил Шац не смог отказать...
"Девушка с веслом" в Луганске (Ворошиловграде)
Увы, обе скульптуры постигла одинаковая судьба - они погибли в дни войны. В луганскую девушку попал артиллерийский снаряд в дни боев на Донбассе, московская пострадала от немецкой бомбы... Иван Шадр скончался весной 1941 года, накануне войны, и гибели своих работ не увидел.
Осталась только уменьшенная копия первого варианта скульптуры в собрании Третьяковской галереи...
Несколько лет назад газеты с воодушевлением писали, что в парк Горького возвращается "Девушка с веслом", но работа оказалась далекой от оригинала третьей версией, подготовленной некиим скульптором, и интереса не представляла. Ее установили в каком-то тихом уголке у лестницы, подчеркнув, что "Девушку" Шадра заменить невозможно.
А вот еще одной работе мастера - памятнику Горькому - повезло больше. В дни лужковского переустройства площади Белорусского вокзала (на который вернулся когда-то из эмиграции в СССР Горький), памятник писателю демонтировали и перевезли в парк Музеон, где собирали невостребованные скульптуры соцреализма. Горький работы Шадра (с установкой у Белорусского вокзала помогала когда-то Вера Мухина, а демонтировали случайные люди, повредив обувь скульптуры), казалось, так и осел в Музеоне - возвращение на прежнее место было проблематичным. Но на эту весну намечена реконструкция площади у вокзала и возвращение Горького на привычное место...
Горький пока в парке Музеон, но готовится к переезду...
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]