Ант-20 : характеристики пассажирского самолета, описание конструкции
---
АНТ-20 «Максим Горький» – советский агитационный самолет, представленный в 1934 году. Стал одной из крупнейших разработок конструкторов, в которую было вложено более шести миллионов рублей. Основной АНТ модели 20 был потерян в ходе демонстрации, позднее на его базе разработали несколько модификаций для использования в гражданском флоте и военно-воздушных силах.
История создания легенды
Пропаганда всегда была неотъемлемой частью внутренней политики любой страны. Зачастую она проводилась с помощью авиации. Достижения, рекорды, продвинутые технологии – все это заставляло граждан гордиться своей страной. В СССР вместе с этим на самолеты иногда навешивали специальные агитационные щиты, демонстрирующие политические лозунги, повышающие социалистические настроения. Ярким примером такого явления стал АНТ-20.
В 1932 году творческой деятельности Максима Горького исполнилось 40 лет. Тогда же он вернулся из эмиграции. Узнав об этом, писатели и журналисты во главе с М. Кольцовым, работником «Правды», решили отметить событие. Они предложили создать новый агитационный самолет и дать ему имя «Максим Горький». Реализовать идею должен был специальный комитет, который собрался из сторонников писателя, в сотрудничестве с советскими ОКБ.
Для агитационных целей требовался очень крупный самолет. Поэтому на постройку было необходимо шесть миллионов рублей, но собрали их быстро. А разработкой занялось конструкторское бюро имени Туполева, договор с которым заключили в 1933 году.
Ранее группа разработчиков готовила тяжелый бомбардировщик АНТ-16, который должен был стать одной из крупнейших машин в советской авиации. Проект был заморожен после возникновения ряда трудностей, но не был заброшен полностью – его взяли в качестве базы для разработки агитационного самолета. Технические критерии были утверждены практически сразу.
Новая машина называлась АНТ-20 и должна была получить улучшенное крыло увеличенных габаритов, на ней решили монтировать сразу восемь силовых установок. Одними из важнейших вопросов для конструкторов стали возможность сокращения длины пробега при посадке и повышение допустимой нагрузки.
Предполагалось, что самолет будет универсальным и сможет эксплуатироваться в качестве агитационной, пассажирской, транспортной и военной машины. Чтобы обеспечить возможность полетов в любое время суток, конструкторы установили на борту улучшенное навигационное оборудование, позволяющее пилотам ориентироваться в воздухе при любых обстоятельствах. АНТ-20 стал первым самолетом в СССР, где присутствовал автопилот.
Большое внимание уделили также размещению экипажа и пассажиров. Внутри устанавливались удобные кресла, имелась собственная библиотека, выделялись отдельные комнаты для агитационных работников, присутствовали спальни и буфеты. В специальном отделении типографии на борту самолета можно было за два часа полета распечатать и сбросить тысячи агитационных листовок.
Комитет по разработке АНТ-20 активно стимулировал скорейший выпуск машины и критиковал всех, кто способствовал замедлению работ. В 1934 году газетой «ЦАГИ» был опубликован материал с призывом представить самолет к первому апреля. Уже третьего числа машину выкатили на аэродром для испытаний. А 24-ого авиационная комиссия приняла самолет и разрешила проведение первого полета. Он был выполнен 17 июня под управлением Громова.
Через два дня АНТ-20 показали над Красной площадью. Позднее на нем сумели установить 2 мировых рекорда, касающихся грузоподъемности на высоту до 5000 м. В этом же году самолет попал в катастрофу и был уничтожен. Вскоре конструкторы выпустили новые модификации, основанные на базовой модели.
Вы видели редкий самолет АНТ-20?ДаНет
Летно-технические характеристики АНТ-20
Агитационный АНТ-20 имел огромные габариты, чем привлекал особое внимание. Его длина составляла 33 м при высоте 12,8 м. Крыло имело размах 63 м, его площадь была равна 486 м², причем ширина возле фюзеляжа достигала 11 м. Внутри могло поместиться до 48 пассажиров, экипаж состоял из 5 человек. Без нагрузки самолет весил 28,5 т, предельная взлетная масса ограничивалась 42 т. На борту находилось топливо в количестве 7,15 т.
Работала базовая модель на восьми двигателя М-34ФРН, каждый из которых обладал мощностью 900 л. с. Самолет мог разгоняться до 220 км/ч, крейсерская скорость была равна 198 км/ч. Дальность полета составляла 1200 км, практический потолок ограничивался на уровне 4500 м. Для взлета АНТ-20 требовался пробег длиной всего лишь 400 м, что стало одной из важнейших особенностей модели.
Описание конструкции
АНТ-20 был выполнен по схеме цельнометаллического среднеплана с одним крылом. Большая часть внешней стороны корпуса была гофрированной. Новое крыло получило увеличенные площадь с длиной, что положительно сказалось на технических характеристиках самолета. Во многих элементах корпуса использовались технологичные материалы, ранее не применявшиеся при постройке советской авиации. При необходимости машину можно было разобрать и перевезти в другое место с помощью железнодорожного транспорта.
Самолет имел восемь двигателей М-34ФРН, общая мощность которых достигала 7200 л. с. Шесть из них были установлены на двух консолях в крыле, еще два – совмещены и монтированы над фюзеляжем. Каждая установка имела деревянные винты, диаметр лопастей составлял 4 м. Топливные баки размещались внутри корпуса.
Общая площадь всех кабин была равна 100 м². В крыльях располагались спальни с большими кроватями. Присутствовали также другие комнаты и коридор, по которому можно было пройти до любого двигателя для быстрого ремонта.
Днище фюзеляжа оборудовалось лестницей для посадки и высадки пассажиров. При закрытии она становилась частью пола. Основные помещения были оборудованы с упором на высокий уровень комфорта. Поэтому можно было увидеть ковры, занавески, кофейные столики и настольные лампы.
На борту использовалась электродистанционная система управления, что стало новшеством для машины такого класса. Наличие продвинутого оборудования позволяло выполнять полеты в ночное время суток, включая эксплуатацию над неисследованной местностью.
С помощью автопилота можно было задать курс полета в автоматическом режиме. Для агитации использовались возможности производства и сброса листовок, а также специальная радиоустановка с громкоговорителем повышенной мощности. Для обмена самолетами между присутствующими на борту применялась пневматическая почта.
Катастрофа и её причины
18 мая 1935 года АНТ-20 должен был провести демонстрационный полет, показав себя массовой публике. После этого его планировалось отправить в агитационную эскадрилью имени Горького, но все пошло не по плану. Произвести полет доверили опытному пилоту Михееву, разрешив взять на борт всех, кто участвовал в разработке самолета.
Сопровождать машину должны были два истребителя Р-5 и И-5 под управлением Рыбушкина и Благина. Первый отвечал за выполнение киносъемки, а задача второго заключалась в полете рядом с АНТ-20 для демонстрации разницы габаритов между самолетами.
Вскоре после взлета ситуация стала критической. Летчик Благин решил выполнить фигуры высшего пилотажа, не приняв во внимание опасную близость к АНТ-20. Когда он попытался показать мертвую петлю, его истребитель потерял скорость и резко пошел вниз. Непосредственная близость между самолетами исключила возможность уйти от столкновения.
Уже через несколько секунд И-5 врезался в средний двигатель АНТ-20, выбив его с крепежей, и застрял на этом месте. После у гигантского самолета отпала хвостовая часть, он завалился на одно крыло и стал падать, разваливаясь на кусочки.
Через несколько секунд АНТ-20 упал на землю в п. Сокол и взорвался. В результате катастрофы погибло 49 человек, среди которых были сотрудники авиационного комитета со своими семьями и детьми.
После катастрофы появилось много неоднозначных версий произошедшего. Некоторые люди были уверены, что «Максим Горький» был уничтожен Благиным намеренно для демонстрации антикоммунистического настроя. По официальной версии, летчик истребителя самостоятельно принял решение о выполнении таких действий и не справился с управлением. Поэтому он был признан виновным в катастрофе.
Существует версия, что за час до вылета с пилотами сопровождения говорили представители госструктур и потребовали изменить сценарий полета для показа высшего пилотажа и проведения агитации. Такой вариант подтверждается тем, что двое сотрудников из кинофабрики военно-учебного кино были осуждены после катастрофы.
Модификации
Вскоре после катастрофы конструкторы занялись разработкой модификаций, чтобы вновь воссоздать гиганта. Первым самолетом стал АНТ-20бис, который также назывался ПС-124. Машина получила шесть двигателей М-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. без двух установок над фюзеляжем. Важным отличием самолета стала возможность перемещения до 72 человек, включая экипаж.
В 1940-1941 годах АНТ-20 бис выполнил несколько пассажирских перевозок, а с начала Великой Отечественной войны стал транспортировать различный груз в тылу. В конце 1942 года он разбился над Ташкентом, при аварии погибли 36 человек. Предполагалось выпустить 18 самолетов, но серийное производство было отменено.
Второй модификацией стала модель МГ, предназначенная для военных нужд. Она должна была выполнять функции десантной машины и бомбардировщика. На борту планировалось установить две крупнокалиберных пушки и до десяти пулеметов разного типа. Проект остался нереализованным и вскоре был закрыт. Также рассматривались варианты создания АНТ-26 и АНТ-28, но они тоже были отменены.
Разработка АНТ-20 за столь короткий срок стала настоящим достижением для советских конструкторов. Самолет мог бы отлично выполнять свои задачи по агитации и пассажирским или транспортным перевозкам, а также использоваться отдельными военными формированиями. Несмотря на это, произошедшие катастрофы и быстрое падение актуальности машины сыграли свою роль и перечеркнули его будущее.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]